Часть 20 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
5. Чистый взгляд. Целомудренная жизнь просветляет лицо и делает взгляд человека чистым, а это невозможно купить ни за какие деньги.
Самый лучший способ привить детям целомудренность — самим родителям жить согласно этому принципу и демонстрировать детям свои убеждения на этот счет. Кроме того, родителям следует избегать любого легкомысленного отношения к безнравственности: не смеяться над вульгарными рассказами, не смотреть фильмы сексуального содержания и не держать в доме аналогичные журналы. К теме целомудрия следует относиться с почтением. Как только дети будут четко понимать этот принцип, искренне призовите их всегда следовать этому высокому стандарту поведения.
Надежность
Это значит быть ответственным в своей работе, следовать указаниям и делать работу так качественно, как от нас этого ждут. Это также означает вовремя приходить на встречи, выполнять обещания, обязательства и поручения. Сюда же относится требование доводить начатое до конца и держать свое слово. Как говорили в старину: «Слово человека крепче алмаза». В некоторых культурах любой предпочтет умереть, чем нарушить данное слово.
Вдохновить ребенка к этой добродетели можно рассказами о том, как молодые люди проявляли благонадежность вопреки серьезным трудностям. Например, как Авраам Линкольн взял почитать книгу у своего друга, жившего в соседнем городе, а потом прошел пешком несколько миль, чтобы вернуть ее, как обещал. Вы можете предложить детям повесить на стене девиз. Например, такой: «Делай то, что должен сделать, независимо от того, хочется тебе или нет». Можно взять это за правило и следовать ему.
От благонадежности человека напрямую зависит его успех в жизни. В промышленной сфере, например, надежность зачастую ценится выше, чем наличие навыков или опыта работы. Один промышленник однажды сказал: «Дайте мне надежного человека, и я смогу обучить его профессии, но с человеком, на которого нельзя положиться, я ничего не смогу сделать, как бы хорошо он ни был подготовлен».
Старательность
«Все, что может рука твоя делать, по силам делай», сказано в Книге Екклесиаста (9:10). Старательность — это терпеливое усилие, направленное на выполнение работы наилучшим образом, какой бы неприятной или изнурительной она ни была. Почему одни дети отдают все силы, чтобы выполнить какую-то работу, а другие, не уступающие первым в способностях, — работают спустя рукава? Да потому, что старательный ребенок чувствует внутреннее побуждение. Это побуждение исходит от внутреннего чувства ответственности за выполнение работы, долга перед самим собой сделать ее как можно лучше, а во многих случаях и из послушания своим любящим родителям. Это те сильные черты характера, которые показывают, что уровень духовного развития у такого ребенка выше, чем у обычных детей.
Чтобы научить детей старательности, объясните им значение этого слова и прочитайте стих из Книги Екклесиаста (9:10). Подкрепите все это вдохновляющими рассказами, знакомыми ситуациями, а также собственными убеждениями и примерами. Кроме того, поручите им трудную работу, научите делать ее хорошо и всегда стремиться к отличным результатам. Когда ребенок справляется с задачей хорошо, не скупитесь на похвалу. С каждым новым успехом, когда дети будут гордиться проделанной работой и радоваться родительскому одобрению, они начнут ощущать, как ценна старательность, и сделают ее неотъемлемой частью своей жизни.
Любовь к ближним
Мы только что обсудили пять сильных положительных черт характера. Как бы мы ими ни восхищались, ребенок не вырастет благородным, если не научится любить. Любовь — величайшая из всех добродетелей. Она вдохновляет силу и пробуждает такие добрые качества, как бескорыстие, способность сочувствовать, понимать и сострадать. Она необходима для полноценного развития личности и для блага человечества.
Любовь к ближним состоит из двух основных компонентов. Первый — чувство любви. Второй — благотворительность, самоотверженное попечение о нуждах и чувствах других людей и желание прийти на помощь. Оба эти компонента действуют внутри нас словно божественная сила, независящая от наших мотивов и сознательных усилий с нашей стороны. По мере того, как мы приближаемся к Богу, эта любовь становится глубже. Поговорим подробнее об этих двух составляющих любви.
1. Чувство любви. Это когда человек нам нравится, или мы к нему привязаны. Такая любовь выражается приветливыми дружескими чувствами, теплотой в голосе или крепким рукопожатием. В какой бы форме она ни проявлялась, это одно из самых сильных и ценных проявлений любви, и определенно самое необходимое. Зачастую человеку всего-то и нужно знать, что кто-то любит его и заботится о нем.
Похоже, что для такой любви существует преграда — критичность. Мы можем легко сблизиться и подружиться с незнакомцем, но когда узнаем его поближе, то нередко становимся придирчивы к недостаткам и слепы к достоинствам. Чтобы проникаться теплотой и любовью к людям, мы знаем, что должны приближаться к Богу, развивать свой характер и становиться великодушнее, чтобы принимать и любить людей вопреки их человеческим слабостям.
2. Благотворительная любовь. Одна из величайших потребностей человечества — потребность в милосердной любви и бескорыстной заботе. Порой людям нужно лишь слово поддержки, чтобы получить уверенность в себе или повысить самоуважение. В другое время им необходимо понимание, сопереживание и помощь в решении проблем. Очень часто людям нужна рука помощи, любое содействие в критической ситуации. Часто им требуются деньги, вещи или даже крыша над головой.
Однако и для милосердия существует преграда. Эта преграда — наша склонность думать, что нуждающийся человек недостоин помощи, что он сам навлек на себя проблемы, так что пусть пожинает плоды и выбирается из затруднительного положения сам. На такие мысли мы можем сами себе ответить: «Это мой брат или моя сестра. У него (нее) проблема или он (она) терпит те или иные страдания. Неважно, насколько он (она) виноват(а) в этом и заслуживает ли моей помощи, все же он (она) в ней нуждается». Такова и любовь Христа к нам: Он отдал Свою жизнь за тех, кто был этого недостоин.
Чтобы дела милосердия помогали становлению характера, они должны быть движимы искренней любовью и заботой о людях. Если делать добрые дела из любых других побуждений, их могут принять за лицемерие. К примеру, некоторым нет никакого дела до бедных или обездоленных, их не заботит благополучие таковых, и все же они жертвуют средства на благотворительность. Похоже, они руководствуются какими-то иными мотивами, нежели любовь и забота. Может быть, они хотят таким образом повысить собственную самооценку или хотят казаться в глазах окружающих добрыми, милосердными людьми. И хотя деньги и вещи, которые они жертвуют, могут быть полезны нуждающимся, это фальшивое милосердие никоим образом не созидает характер. Возможно, именно это имел в виду апостол Павел, когда писал: «И если я раздам все имение мое... а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).
Важно подчеркнуть, что любовь к ближним включает в себя оба компонента — как душевную теплоту, так и милосердие. Люди склонны сосредоточиваться на чем-то одном. Некоторые показывают свою любовь тем, что машинально делают добрые дела. Это, конечно, важно, но есть у любви и другая сторона — душевная теплота. Иногда в ней человек и нуждается больше всего. С другой стороны, иногда человеку нужно больше, чем добродушие. Ему может быть необходима помощь, деньги или вещи. Мы не можем называться чьим-то другом, если просто говорим: «грейся и питайся», и не даем этому человеку того, в чем он нуждается. Настоящая любовь к ближним требует обоих компонентов.
Пять кругов любви
К кому нам следует простирать свою любовь? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим наших ближних в виде пяти концентрических кругов.
Самый маленький крут находится в центре и представляет собой семью. Это наиважнейшая любовь из всех. Однако любить тех, кто любит нас, — проще простого. Мы естественным образом испытываем теплые чувства по отношению к членам семьи и заботимся об их благополучии. Второй круг любви — наши родственники и близкие друзья. Их тоже легко любить. Третий круг — люди, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Как часто мы о них задумываемся? Если бы у них возникла проблема, пришли бы мы к ним на помощь? Четвертый круг любви представлен народом в самом широком понимании. Для нас они незнакомцы, но это дети Божьи. Среди них есть много невинных и достойных людей, нуждающихся в помощи. Насколько мы печемся о них, насколько мы готовы оказать им помощь? Входит ли в наши планы помогать им? Пятый круг любви — наши враги. Любить их труднее, чем кого-либо, но наша любовь в наивысшем своем проявлении должна распространяться и на них тоже. Вот правило для любого из кругов: любить тех, кто больше всего в этом нуждается.
Как привить детям любовь
1. Любовь в семье. Изначально дети учатся любви дома — они любят членов своей семьи. Чтобы любить родителей, они должны в первую очередь уважать их, затем испытывать к ним симпатию, и уж затем — любить. Если ребенок относится к родителям без должного почтения, это хороший повод покопаться в себе и проверить, такой ли вы родитель, каким вам следует быть. Дети также должны испытывать желание осмысленно делать добро своим родителям. Если родители демонстрируют детям свою любовь, то детям легче любить их в ответ.
Детям также следует учиться любить своих братьев и сестер. Иногда это бывает сложнее. Чтобы эта любовь росла и процветала, не позволяйте детям придираться друг к другу. Помогите им видеть друг в друге хорошее и выражать свое восхищение и любовь. Учите их не быть эгоистами и делать добрые дела друг для друга. Если дети не научатся любить собственных братьев и сестер, им будет труднее любить кого бы то ни было еще.
2. Любовь к другим людям. Учите своих детей не критиковать других, видеть в них хорошее и выражать свое восхищение. Побуждайте их вставать на защиту тех, кто становится объектом критики или насмешек, и помогать нуждающимся. Может быть, над каким-то ребенком издеваются, отвергают или не принимают в свой круг, потому что он не такой, как все. Может, он толстый, неуклюжий, бедно одевается, слишком высокий, не слишком сообразительный, высокомерный или, наоборот, — он симпатичнее или смышленее остальных детей. Посоветуйте своему ребенку стать эмоциональным лекарем, который врачует раны в душах таких детей. В пример можно привести притчу о добром самарянине, адаптировав ее по ситуации. Как только ваш ребенок познает силу любви, даря ее другим людям, она станет неотъемлемой частью его характера.
3. Пример родителей. Когда родители собственным примером показывают, как следует любить посторонних людей, это очень влияет на детей. Если родители не отличаются душевной теплотой и держат людей на расстоянии, если они сосредоточены на себе и своих нуждах и не слишком интересуются другими, то ребенок не видит образца любви, которому следовало бы подражать. И наоборот, если родители с дружеской теплотой принимают людей, и ребенок видит, что родители сами терпят неудобства ради того, чтобы помочь кому-то, идут на личные жертвы, чтобы позаботиться о нуждающемся, то такой пример любви подействует на ребенка безотказно.
4. Рассказы и примеры. Вдохновляющие истории и примеры милосердия и людской доброты тоже могут научить ребенка любить. Отличный пример — случай из классического романа Виктора Гюго «Отверженные». Некий Жан Вальжан отсидел в тюрьме девятнадцать лет за то, что украл кусок хлеба, чтобы накормить свою сестру и ее детей. Выйдя на свободу, осужденный был приглашен в дом священнослужителя, который великодушно оказал ему гостеприимство. Посреди ночи Жан Вальжан, в чьей голове творился полный хаос, украл из дома столовое серебро и скрылся.
Едва настало утро, стражи правопорядка нашли его, арестовали и привели в дом того священника.
Когда последний обнаружил пропажу серебра и увидел приближающихся жандармов, он сразу понял, какая участь ждет осужденного. С любовью и состраданием он обратился к Жану Вальжану:
Ах, это вы! Очень рад вас видеть. Но послушайте, ведь я отдал вам и подсвечники. Они тоже серебряные, как и все остальное, и вы вполне можете получить за них франков двести. Почему же вы не захватили их вместе со столовыми приборами?
Жан Вальжан широко раскрыл глаза и взглянул на почтенного епископа с таким выражением, которое не мог бы передать человеческий язык. Обращаясь к державшему его жандарму, Жан Вальжан спросил:
Это правда, что меня отпускают?
Ну да, отпускают, — ответил жандарм.
Друг мой! — сказал епископ. — Не забудьте перед уходом захватить ваши подсвечники. Вот они.
Он подошел к камину, взял подсвечники и протянул их Жану Вальжану...
Жан Вальжан дрожал всем телом. Машинально, с растерянным видом, он взял в руки два подсвечника.
А теперь, — сказал епископ, — идите с миром. Между прочим, мой друг, когда вы придете ко мне в следующий раз, вам ни к чему идти через сад. Вы всегда можете входить и выходить через парадную дверь. Она запирается только на щеколду, и днем и ночью.
Казалось, Жан Вальжан вот-вот потеряет сознание.
Епископ подошел к нему и сказал тихим голосом:
Не забывайте, никогда не забывайте, что вы обещали мне употребить это серебро на то, чтобы сделаться честным человеком.
Жана Вальжана, не помнившего, чтобы он что-нибудь обещал, охватило смятение. Епископ произнес эти слова, как-то особенно подчеркнув их. И торжественно продолжал:
Жан Вальжан, брат мой! Вы более не принадлежите злу, вы принадлежите добру. Я покупаю у вас вашу душу. Я отнимаю ее у черных мыслей и духа тьмы и передаю ее Богу.
Эта глубокая милосердная любовь, проявленная к нему епископом, изменила ход всей жизни Жана Вальжана, и он сам стал хорошим и милосердным человеком. Если родители будут убедительно рассказывать подобные истории, они, скорее всего, отложатся в памяти ребенка на всю жизнь и будут учить его больше любить людей и быть милосердным.
Кроме любви и других добродетелей, о которых мы говорили в этой главе, важны также самоотверженность, кротость, сдержанность, терпение, справедливость, чувствительность и бережливость. Эти и все остальные положительные качества можно привить ребенку путем умелого обучения и побуждения к тому, чтобы ему хотелось делать добро, и создания возможностей для приобретения опыта.
Жизненный кодекс
Чтобы у детей выработался характер, постепенно, год за годом, помогайте им выстраивать кодекс, в соответствии с которым они будут жить. К тому времени, когда подростковый период будет приближаться к концу, этот кодекс должен быть довольно твердым и неизменным. И состоять он должен из следующих элементов:
1. Положительные качества. Все то время, пока ребенок растет, развивайте в нем такие добродетели, как те, которые мы только что подробно обсудили и которые перечислены в начале этой главы. Это своего рода кирпичики, из которых строится характер.
2. Моральные принципы. Исходя из этих положительных качеств, помогите ребенку установить для себя критерии морального поведения — твердые и непоколебимые правила для жизни, основанные на принципах добра и зла. Это должны быть конкретные правила, касающиеся честности, надежности, целомудрия и других добродетелей, — то, что он решительно настроен делать и не делать. Он может принять твердое решение всегда говорить правду, всегда держать свое слово, никогда не вступать в интимные отношения до брака, не курить и не баловаться наркотиками. Сюда же можно отнести преданность работе и готовность послужить другим людям.
3. Ценности. Ценности— это вопрос не столько добра и зла, сколько предпочтения одного правильного поступка другому. Чтобы помочь ребенку выработать свою систему ценностей, для начала помогите ему понять, что в жизни имеет первостепенную важность — например, честь, мудрость, преданность долгу, время, защищенность, друзья и простота. Затем обсудите вещи, которые тоже важны, но в меньшей степени: успех, достижения, удобства и даже положительные, здравые удовольствия. Затем помогите ему понять, каким образом расставлять приоритеты — ценить честь выше успеха, семью выше славы, преданность долгу выше удовольствий, безопасность выше богатства, здоровье выше материального достатка и дружбу выше личной выгоды.
Эти три элемента жизненного кодекса соответствуют стадиям духовного развития. Сперва мы должны развивать положительные качества. На этих положительных качествах выстраиваются моральные принципы. Однако чтобы ребенок возрастал духовно, мы должны установить систему ценностей. Этот шаг намного сложнее двух других, но он необходим для благочестивой, благородной жизни. Чтобы определить ценности, нужно полагаться не на жесткие и строгие правила, а на мудрость и близкое общение с духом. Мы должны ходить в духе день за днем и час за часом.
Чтобы развить в детях положительные качества, моральные принципы и ценности, наполняйте их разум воодушевляющими рассказами и примерами того, как молодые люди проявляли силу характера, любовь, бескорыстие и другие добродетели. Эти истории должны четко показывать преимущества добрых дел или печальные последствия дурных поступков. Также приводите примеры того, как кто-то проявил великое мужество и не отступился от своих принципов или ценностей даже перед лицом трудностей.
Порой единственный эпизод в истории производит на ребенка неизгладимое впечатление, и он помнит его всю жизнь. В критический момент этот эпизод может сыграть определяющую роль и помочь ему принять правильное решение. А уж если эти рассказы подкрепляются убеждениями родителей и их живым примером, то они станут для ребенка «железной опорой». На основе этих четких и убедительных ценностей, подкрепленных личным опытом ребенка, он начнет формировать собственные нормы нравственной жизни. Замечательное время, чтобы учить этому детей, — семейные вечера, о которых мы говорили в главе 2.
Трудности делают нас сильнее
Легкая жизнь никак не способствует становлению характера ребенка. Сильный благородный характер необходимо «ваять и обтесывать». Не ограждайте детей от малейших разочарований или забот, которые встретятся им на жизненном пути. Трудности укрепляют характер. Дети растут, когда преодолевают их. Тяжело в ученье — легко в бою.
Один психиатр рассказывал, как заботливые родители привели к нему на лечение девятилетнего сына. «Доктор, — сказали они, — мы не понимаем, почему наш ребенок такой нервный и напряженный. Нам очень трудно с ним справляться. Знаете, мы ведь даем ему все, о чем бы он ни попросил. Он ни в чем не знает отказа. Мы любим его до безумия. Мы устроили ему максимально легкую и беззаботную жизнь». На что психиатр ответил: «Вот именно в этом вся проблема. Уж лучше бы вы изобрели для ребенка какие-нибудь трудности — пусть учится приспосабливаться к ним».
Много лет назад, когда игру в гольф только-только придумали, мячи делали гладкими. Как-то раз у одного гольфиста - любителя мячик оказался сплошь покрыт выбоинами. И он обнаружил, что благодаря этим выбоинам мяч летит к цели точнее и дальше. Так он стал нарочно делать выбоины на гладких мячах. Об этом стало известно производителю, который тут же подхватил эту идею, и сегодня все мячи для гольфа делаются «в ямочку», так как эти углубления захватывают воздух и повышают сопротивление, благодаря чему удар направляется точнее, а дальность полета мяча увеличивается.
book-ads2