Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 21 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Почти так же и с детьми: если вы будете делать их жизнь че­ресчур гладкой и легкой, баловать и жалеть их, защищать от малейших трудностей и бросаться на амбразуру вместо них, вы сделаете их слабыми. Позвольте им испытывать обыкновенные неудобства, которые являются частью повседневной жизни. Когда сын собирается в поход с отрядом бой-скаутов, не давайте ему дополнительного снаряжения для удобства. Пусть спит на жест­кой холодной земле, как и все остальные. Когда он столкнется с разочарованиями, не вмешивайтесь и не играйте роль «подушки безопасности». Неприятности учат людей состраданию и смире­нию. Сложности закаляют характер. Кроме того, поручайте своим детям тяжелую работу. Когда им станет трудно и они почувствуют, что не справляются, не прибе­гайте на помощь и не облегчайте их бремя. Пусть они растут, вы­полняя трудные задачи. Тяжкий труд укрепляет характер, очищает и делает человека благороднее. Люди, занятые тяжелой работой, это в большинстве своем честные, добропорядочные граждане. Одна мать поведала вот какой случай. «Когда наш младший сын был подростком, у нас был печат­ный станок. Сын хотел заработать денег и просил отца поручать ему некоторые задания. По юности лет он часто переоценивал свои силы и обещал выполнить какую-то очень трудную работу. Отец требовал, чтобы работа была сделана качественно и в ус­тановленный срок. Бывало, что сыну приходилось трудиться до двух часов ночи, чтобы выполнить все вовремя. Он брал с собой спальный мешок, чтобы подремать урывками, пока станок рабо­тал на автомате. На следующий день ему надо было идти в школу, но отец считал, что ответственное отношение к делу, за которое сын взялся, замечательно послужит становлению его характера. В итоге благодаря этой трудной работе наш сын очень вырос. Он научился планировать и организовывать дела и идти на жертвы, чтобы выполнить работу. Тяжкая обязанность заметно укрепила его характер. Если вашим детям в жизни недостает трудностей, создавайте их искусственно: побуждайте достигать высоких целей, напри­мер, в учебе, музыке, искусстве или спорте. Когда цель высока, идти к ней всегда трудно, как в этой истории, которую рассказала мне еще одна мама. «Один из наших сыновей серьезно занимался спортом и по­просил меня пойти с ним на стадион. Раньше я никогда там не бывала. Пока я наблюдала за тем, как бегуны приближаются к финишу, меня охватил ужас: у них были красные потные лица, глаза навыкате, дыхание частое и прерывистое и выглядели они изможденными, на грани бессилия. Некоторое время после это­го случая я отговаривала сыновей заниматься спортом. Но с тех пор я поняла, что преодоление трудностей — как раз и есть самое ценное в спорте». Как помочь детям справиться с грехом Иногда дети бывают повинны в таких серьезных грехах, как во­ровство, вранье, сплетни и клевета, сексуальная безнравствен­ность, жестокость и даже нанесение людям физического вреда. Узнав о том, что ваш ребенок совершил проступок, не впадайте в шок. Не забывайте о его положительных сторонах и помните, что ваша задача — воспитывать его, а не осуждать. Дайте ему по­нять, что вы ему друг, и тогда он не будет бояться обсудить с вами свою проблему. Затем шаг за шагом приведите его к покаянию. Вот эти шаги. 1. Осознание. Первый шаг — помочь ребенку осознать свой грех и всю его серьезность. Он должен ясно это понимать и от­давать себе в этом отчет. Этот первый шаг очень важен. Мартин Лютер учил: «Осознание греха — начало спасения». Когда ребенок четко поймет, в чем он согрешил, спросите его, что он чувствует по этому поводу и что, по его мнению, ему следует предпринять. Так вы подтолкнете его к двум последующим шагам. 2. Исповедь. Следующий шаг — исповедать грех перед роди­телями, перед Богом и, когда это будет возможно, перед челове­ком, против которого ребенок согрешил. Он должен не просто признаться в содеянном, но и осознать, что он поступил плохо. Частью исповеди должна быть просьба о прощении. 3. Наказание. Одно из наказаний, которое мы несем за свои грехи, — чувство вины, унижения или стыда. Нужно позволить детям пережить эти чувства, причиной которых является грех. Не пытайтесь облегчить боль ребенка, преуменьшая серьезность совершенного греха, сваливая вину на кого-то еще или пытаясь спасти его от позора. Страдание — часть наказания, которым он расплачивается за грех, и ценный воспитательный инструмент, который поможет ему избегать греха в дальнейшем. Чувство вины возникает по причине угрызений совести, которой наделил нас Бог. Делайте все от вас зависящее, чтобы совесть ребенка была чувствительной. Для этого учите его нравственным принципам добра и зла. Помимо боли от унижения и стыда ребенок должен почувст­вовать на себе и другие последствия греха. Если он украл какие- то вещи, пусть вернет их владельцу или заплатит. Если он пус­тил какую-то сплетню, то должен попытаться заменить ложную информацию на правду. Случается даже, что ребенок вынужден ответить за свой проступок перед законным судом. Родителям следует поддерживать такие суды и не препятствовать надлежа­щему наказанию. 4. Обещание. Последнее, что должен сделать ребенок, — торже­ственно пообещать, что он не будет впредь так поступать, и ста­раться держать свое слово. Без этого шага покаяние не вступит в силу. Убедитесь, что ребенок это понимает. Когда ребенок сделает шаги покаяния, он почувствует значи­тельное облегчение от тяжкого бремени греха. Хочется надеяться, что те, кого он обидел, простили его, и он должен понимать, что Бог тоже его прощает. Нам дано обетование: «...если будут [грехи ваши] красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18). У нас есть это обетование при условии покаяния. Если ребенок систематически совершает один и тот же грех или целый ряд грехов, возможно, у него неправильное представ­ление о себе. Может быть, он считает себя никудышным. Если дело именно в этом, то он будет продолжать соответствовать такому мнению о себе. Чтобы изменить ход его мыслей, измените его представление о себе, то есть помогите ему ценить свои положи­тельные черты и учиться видеть в себе хорошего человека, а не плохого. Когда в его подсознании запечатлеется этот положитель­ный образ, добродетельное поведение появится автоматически. Заключение Чего можно ожидать от наших детей? За тот короткий промежу­ток времени, пока длится детство, невозможно превратить ре­бенка в великого и благородного человека. Чтобы достичь такой цели, ребенку необходим больший опыт, приобрести который можно только во взрослой жизни. Но в годы юности мы можем сделать характер ребенка намного лучше, и у него будет ценное основание для будущего. Он наберется сил, чтобы не поддать­ся безнравственным искушениям этого мира, и будет вооружен всем необходимым, чтобы стать великим и благородным че­ловеком. Развращение – величайшая опасность Хочу привести вам цитату из напутственной речи доктора Робер­та М. Хатчинса, бывшего президента Чикагского университета, с которой он обратился к выпускникам 1935 года. Речь эта была адресована тогдашней молодежи, но стала еще более актуальна в наше время. «Меня не беспокоит ваше будущее экономическое поло­жение. Меня беспокоит ваша мораль... Самая коварная, са­мая обезоруживающая опасность, которая настигнет вас в жизни, — опасность развращения. Вас испортит время, вас испортят ваши друзья, ваши жены и мужья, ваши коллеги по работе или бизнесу. Самый большой недостаток жизни состоит в том, что она нравственно разлагает человека. Успех — вот величайшая мечта человечества, и тут-то нас и подстерегает нравственное развращение. «Добиться успеха» — значит быть в безопасности, быть здоровым, лю­безным со всеми, безобидным и не иметь по важным вопро­сам мнения, которое расходилось бы с мнением большин­ства, вашего начальства или круга общения. «Напыщенное ничтожество» становится одной из самых типичных фигур современности. Не позволяйте прагматикам говорить вам, чтобы вы от­казались от своих идеалов в силу их непрактичности. Не миритесь с нечестностью, отсутствием приличий и жесто­костью только потому, что настоящему джентльмену якобы полагается быть нечестным, неприличным и жестоким. С течением времени не поддавайтесь растлению, ко­торое обязательно придет. Твердо стойте за свои идеалы уже сейчас, пока время не развратило вас. Не успеете вы оглянуться, как будет уже слишком поздно. Смелость, сдер­жанность, щедрость, честь, справедливость, мудрость, бла­горазумие и понимание — эти добродетели еще никто не отменял». Формирование личности Личность — это не внешняя оболочка ума или жизненного опыта, которую человек культивирует, чтобы впечатлить или привлечь окружающих. Это совокупность многих фундаментальных ка­честв, которые в единстве делают человека тем, кто он есть, с его уникальными особенностями. Родители могут помочь ребенку раскрыться как личности и обрести неповторимый шарм, силу и значимость, а для этого они должны помочь ему развить в себе эти качества и сохранить его уникальность. Об этом и пойдет речь в данной главе. Идеальная личность сочетает в себе некое равновесие трех ка­честв, представленных на схеме. Такая трехсторонне развитая личность помогла бы любому из нас добиться большего успеха в жизни. Проблема лишь в том, что очень немногие обладают этим равновесием. Как правило, у нас хорошо развита только одна сто­рона, реже — две. 1. Идеализм. Идеалистическая сторона личности подсказыва­ет нам стремиться к самому лучшему в жизни, намечать высокие цели, устанавливать высокие нравственные стандарты, качест­венно выполнять свою работу. Идеализм не позволяет нам согла­шаться с посредственностью. Он требует исполнения на пределе возможностей. Это не то же, что «придирчивый перфекционизм», привычка уделять внимание незначительным деталям. Такое вни­мание к мелочам выдает в человеке недостаточно широкое ви­дение, недостаток ответственности за то, что является важным, а следовательно — недостаток идеализма. Когда идеализм функционирует должным образом, мы ценим все наши идеалы, сопоставляем их друг с другом и расставляем их в порядке приоритета. Мы постоянно держим в уме представ­ление о наших идеалистических целях. Этот мысленный образ обретает силу в нашей жизни, побуждая искать средства для их достижения и давая нам информацию и возможности, которые помогут достичь этих целей. 2. Реализм. Это значит не бояться открыто взглянуть в лицо об­стоятельствам повседневной жизни. Мы видим ситуацию не та­кой, какой бы нам хотелось, чтобы она была, но такой, какова она есть на самом деле. Это могут быть наши финансовые условия, семейные обстоятельства, личные проблемы, житейские неуряди­цы или даже события, происходящие в мире. Мы адаптируемся к этим реалиям. 3. Прагматизм. Это наша практическая сторона. Мы можем иметь в планах какие-то дела или уже активно трудиться над их выполнением, но когда подворачивается что-то получше, мы проявляем гибкость. Мы можем обдумать эту неожиданно наме­тившуюся перспективу, и, если видим, что она для нас выгоднее, чем первоначальный замысел, то отказываемся от этого замыс­ла и приспосабливаемся к плану, который будет лучше для нас. Прагматик держит начеку имеющиеся возможности, быстро их взвешивает и с готовностью адаптируется к ним. Когда есть баланс Рассматривая в общих чертах эти три характеристики, мы ясно видим, что сбалансированная личность сочетает в себе идеализм и два вида приспособляемости — к непростым реалиям жизни или к сиюминутным возможностям. Когда в нашей личности присутствуют все три элемента, мы можем смело рассчитывать на правильный ход жизни, как показывает следующий пример. Дипломат - международник У одного старшеклассника была идеалистическая цель стать дипломатом-международником. Как ему казалось, эта профессия даст обширный опыт и возможность поучаствовать в решении важных мировых проблем. Чтобы добиться своей цели, он посещал уроки политологии, изучал другие страны и получал хорошие оценки в школе. Однажды у него появился шанс принять участие в ярмарке на­учных проектов. Он всегда интересовался наукой и очень хотел бы испытать свои силы, но, оценивая ситуацию реалистически, понимал, что ему придется немало потрудиться. Юноша уже бы­вал на подобных мероприятиях и знал, сколько усилий необхо­димо приложить, чтобы соответствовать школьным нормам. Пом­ня о своей конечной цели стать дипломатом-международником, он трезво оценил, чего ему будет стоить участие в ярмарке. Он должен делать домашние задания, а также готовиться к докладу и выполнять свои обязанности по дому. Но если он приступит к проекту немедленно и будет работать над ним по часу в день, то, по его подсчетам, сумеет справиться вовремя и без ущерба для других важных дел. Три недели он корпел над научным проектом. До начала яр­марки оставалось четырнадцать дней. Как раз в это время он под­хватил грипп и слег на целую неделю. Из-за болезни он пропус­тил контрольную по одному из предметов, и теперь ему нужно было отрабатывать ее, плюс еще оставались невыполненными другие домашние задания. Трезво взглянув на возникшие обстоя­тельства, он понял, что если продолжит работу над научным про­ектом, то запустит учебу по школьной программе, и его главная цель окажется под угрозой. Идеалистические и реалистические качества подсказали ему бросить научный проект. Он поступил в колледж и снова взглянул на свою главную цель. Он хотел осуществить ее больше, чем когда-либо, но теперь оценивал шансы более реалистично. Ведь ему придется не только получить образование, но также приобрести значительный опыт в политической сфере, а возможно, даже и поднакопить прилич­ную сумму. Юноша взглянул на свои обстоятельства. Он будет вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. Пусть ему и хотелось бы жениться, но на какое-то время об этом придется забыть. При­нимая все это во внимание, он решил неотступно идти к своей заветной цели. Вскоре после того, как молодой человек принял это решение, он повстречал девушку, которая ему очень понравилась. У него всегда был идеал девушки, на которой он хотел бы жениться, а в этой было как раз все, о чем только можно мечтать, и даже больше. Он не мог одновременно жениться и с прежним усер­дием заниматься карьерой. А если он будет тянуть с женитьбой, Девушка может выйти замуж за другого. Он не мог так рисковать. Движимый идеалистическим понятием о том, какой должна быть его жена, и прагматическим — о том, что не стоит упускать такую возможность, он все-таки женился и более медленными темпами продолжил шествие к заветной цели. У пары один за другим родились двое детей. Муж все еще пом­нил о своей главной цели, но был вынужден на время отложить образование, которое отнимало почти все время. Он стал изучать несколько предметов вне классно. Затем родился третий ребенок, и мужу пришлось совсем бросить учебу, чтобы содержать семью. Это ничуть не тревожило его, поскольку семья была неотъемлемой частью его жизненного идеала. Но он по-прежнему помнил о сво­ей цели и стал придумывать способы и средства ее достижения. Он устроился на работу в местной газете. Через несколько месяцев ему представилась возможность изучать журналистику. Внедрившись в эту сферу, он обнаружил в себе талант. Он стал развивать свои умения и пошел на повышение. Необходимо было сделать важный выбор. Если он согласится на предложенную должность в газете, это сразу решит его финансовые проблемы, и он сможет больше времени уделять воспитанию детей. Его бу­дущая дипломатическая карьера даст возможность послужить об­ществу, о чем он всегда и мечтал, но тогда ему много лет придется ограничивать себя в финансах и мало внимания уделять семье. Он положил оба идеала на две чаши весов. Тут-то и вырвалась наружу его прагматическая натура. Возможно, работа в газете и не тот идеал, к которому он всегда стремился, но, учитывая все факторы, это может быть наилучшим вариантом. Может, в каче­стве хорошего мужа и отца он скорее решит мировые проблемы, чем в качестве дипломата. Он принял правильное решение, осно­вываясь на идеалистических, реалистических и прагматических качествах. Баланс личности помог ему принять несколько жиз­ненно важных решений. Ценность этих трех черт личности заметна во всех сферах по­вседневной жизни. Это исключительно важно для человека, заня­того в большом бизнесе. Идеализм подсказывает ему ставить вы­сокие цели. Реализм и прагматизм помогают приспосабливать­ся к любой ситуации. Человек не может рассчитывать на то, что было в прошлом году, или на то, что, как он надеется, произойдет завтра. Он умело принимает решения, основываясь на верных перспективах на будущее, но не забывая и о сегодняшних реали­ях и возможностях. Ценность этих качеств наглядно демонстрируется в игре «скрэббл». Идеалист редко побеждает в ней. Он слишком крепко держится за свои буквы в надежде добыть какую-то последнюю букву, с помощью которой он составит потрясающее слово и за­работает кучу очков. У прагматика же больше шансов выиграть. Он играет теми буквами, которыми располагает здесь и сейчас. Истинный победитель — человек с уравновешенной личностью. Он обладает проницательностью. Он держит в уме все возможные ходы на будущее, но никогда не упускает шанс, который подвер­нулся ему сейчас. Прагматик Человек с прагматическим взглядом на вещи, но которому не­достает идеализма, не может найти равновесие, как в следующем примере. Умный мальчик успешно окончил школу, но не строил конк­ретных планов на будущее. Он решил поступать в колледж, потому что все поступают. Он выбрал самую простую учебную програм­му, дабы ему не пришлось чересчур напрягаться ради удовлетво­рительных оценок В колледже ему было весело, и он недоумевал, почему остальные так серьезно ко всему относятся. Он увлекся лыжным спортом и купил дорогое снаряжение. А еще он купил магнитофон, потому что музыка нравилась ему куда больше, чем учеба. Он частенько повторял: «Живи днем сегодняшним, а завт­рашний сам о себе позаботится». Наконец он окончил колледж и женился. На достойную работу он устроиться не смог — у него не было надлежащей квалифика­ции. Но в силу своего трезвого прагматизма он видел всяческие возможности и хватался то за одну, то за другую. Впрочем, везде с треском проваливался, потому что ему недоставало идеализма, необходимого для успеха. Кроме того, он был недостаточно от­ветственен, не умел ставить перед собой цели и упорно двигаться в их направлении, и слишком много времени проводил в ожида­нии возможностей, вместо того чтобы осуществлять свои планы. У очень прагматичных людей имеются великолепные качества для достижения успеха. Они готовы идти на риск и легко адапти­руются к переменам. Но вот когда им недостает идеализма, у них нет путеводителя. Они подобны кораблям, которые отправляются в плавание, не зная пункта назначения, и следуют за дуновением ветра от одного берега к другому. Они часто превращаются в эта­ких «бродяг», которые берутся то за одно, то за другое дело. Идеалист Вот пример завзятого идеалиста, которому, однако, не хватает прагматизма. Одна женщина четко представляла себе идеальный дом, в кото­ром она хотела бы однажды поселиться. Она точно знала, в каком стиле он будет выдержан, как будут обустроены этажи, в общем, все до мельчайших подробностей вплоть до отделки. Когда у них с мужем назрела потребность в более просторном жилище для их пополняющейся семьи, и когда они смогли позволить себе его приобрести, они тут же отправились на поиски. Они пересмотре­ли много домов, но ни один из них не оправдывал надежд жены. И вот, наконец, она нашла дом, который ей очень приглянулся. Во многих смыслах он даже превосходил ее ожидания и удовлет­ворял нуждам семьи. Однако и здесь не нашлось пары вещей, о которых она всегда мечтала. Закончилось все тем, что поиски так вымотали обоих супругов, что они вообще решили не покупать новый дом и остались в старом, не вполне подходящем для их семьи. В этой ситуации жене не хватило прагматизма, чтобы вы­брать дом из имеющихся вариантов, любой из которых был бы намного лучше, чем их нынешнее жилье. Очень многих людей идеализм доводит до помешательства. Они могут расписать в мельчайших подробностях, о каком спут­нике жизни мечтают, или разложить по полочкам план на всю свою оставшуюся жизнь. Если они недостаточно прагматичны, то могут пропустить самое лучшее в жизни в погоне за картинкой, которую нарисовали в своем воображении. Если идеалист идет покупать одежду, мебель или просто подарок, он, как правило, за­ранее и очень основательно продумывает, чего именно он хочет. В итоге он не желает замечать имеющиеся альтернативы и может «отмести» много вполне подходящих вещей, которые послужили бы ему ничуть не хуже — а то и лучше — чем те, которые он себе представлял. Людям, «зацикленным» на своих идеях, не достает прагматизма, чтобы адаптироваться к переменчивым возможно­стям и обстоятельствам. Они в упор не видят счастливый билетик, когда он сам идет к ним в руки. Однако важно подчеркнуть, что приспособляемость прагмати­ка и реалиста применима лишь в тех случаях, когда необходимо сделать выбор между одним мудрым поступком и другим — чуть менее мудрым. Нравственные вопросы сюда не входят. Как гово­рилось уже в главе, посвященной становлению характера, когда выбор стоит между добром и злом, мы не должны быть гибкими (как утверждает теория ситуационной этики), а должны придер­живаться высоких моральных норм. Наши нравственные принци­пы должны оставаться неизменными в любых обстоятельствах, за исключением лишь некоторых и крайне редких случаев.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!