Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 21 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
☐ 2. Чувство отчужденности от самого себя и окружающего мира ☐ 3. Чувство покинутости Богом или другой высшей   силой ☐ 4. Обида на Бога или другую высшую силу ☐ 5. Потеря веры в Бога ☐ 6. Другие духовные последствия Последствия, связанные с семьей ☐ 1. Риск потерять супруга или любимого человека ☐ 2. Потеря супруга или любимого человека ☐ 3. Усугубление проблем в семье или личной жизни ☐ 4. Угроза благополучию семьи ☐ 5. Потеря уважения родственников или любимого человека ☐ 6. Усугубление проблем с детьми ☐ 7. Потеря семьи ☐ 8. Другие последствия, связанные с семьей или личной жизнью Последствия, связанные с работой или учебой ☐ 1. Снижение работоспособности ☐ 2. Понижение в должности ☐ 3. Потеря уважения коллег ☐ 4. Потеря возможности выбирать работу по своему желанию ☐ 5. Снижение успеваемости ☐ 6. Потеря возможности получить достойное образование ☐ 7. Потеря бизнеса ☐ 8. Вынужденная смена сферы деятельности ☐ 9. Работа, не соответствующая вашим способностям ☐ 10. Увольнение с работы ☐ 11. Другие последствия, связанные с работой или   учебой Другие последствия ☐ 1. Потеря одного или нескольких друзей ☐ 2. Потеря интереса к прежним хобби и увлечениям ☐ 3. Сложности с обретением новых друзей из-за затруднений в общении с ними ☐ 4. Финансовые проблемы ☐ 5. Противозаконная деятельность (арест или угроза   ареста) ☐ 6. Судебное преследование ☐ 7. Судебные иски ☐ 8. Лишение свободы или исправительные работы ☐ 9. Необходимость воровать или растрачивать чужие   средства для нормального существования ☐ 10. Другие последствия, мешающие нормальной жизни Когда вы начали отвечать на вопросы этой анкеты и задумались о последствиях ваших токсичных отношений, какие новые мысли и догадки пришли к вам? Не забудьте записать их в своем дневнике. В частности, опишите ваши чувства по поводу той цены, которую вам пришлось заплатить за эти отношения. Когда вы начали размышлять о последствиях ваших нездоровых отношений, вы наверняка испытали целую гамму эмоций. Вы, скорее всего, ощутили сильное раздражение по отношению к абьюзеру, и это чувство заставило вас изменить ваше поведение. Ваш гнев способен сподвигнуть вас на действия, которые помогут вам сохранить себя в этих обстоятельствах. Кроме того, под его воздействием вы сможете избавиться от оков лжи и предательства, а также трезво взглянуть на сложившуюся ситуацию и те чувства, которые вы испытываете. Вы перестанете верить в невозможное и игнорировать очевидное. В будущем благодаря вашему гневу вы не будете позволять кому бы то ни было использовать себя в чужих целях. Кроме того, вы перестанете бояться беспокоить окружающих – иногда это даже будет нравиться вам. Задумавшись о различных последствиях ваших токсичных отношений, вы также, вероятно, испытали грусть, сожаление и разочарование. Это означает, что у вас началась стадия боли, являющаяся частью процесса страдания. То, что вы знаете о вашей боли и не стесняетесь выражать ее, очень важно для вашей дальнейшей реабилитации. Прежде всего, страдание помогает человеку превозмочь гнев. Иногда жертва травматических уз держится за свой гнев, так как он связывает ее с абьюзером. Будучи вызван чувством стыда и злобы, этот гнев предохраняет жертву от болезненных переживаний. В качестве примера можно привести историю одной разводящейся пары: и муж, и жена начинают испытывать сильный гнев по отношению друг к другу и постоянно пересказывают своим друзьям различные эпизоды из жизни, объясняющие, почему они злятся на свою вторую половину. Через некоторое время муж превозмогает свой гнев и осознает, что он тоже несет большую ответственность за то, что произошло. Он учится на своих ошибках и в итоге перестраивает свою жизнь. Он даже женится заново. Жена же как будто застревает в своем гневе и девять лет спустя по-прежнему обвиняет бывшего мужа во всех грехах, продолжая рассказывать всем подряд историю своего развода. Получается, что она пыталась использовать свой гнев для сохранения отношений, боясь принять боль утраты. Давайте вернемся к истории Тома и Барбары. Сэм, психотерапевт Тома, объяснил ему, что в своем гневе можно застрять очень надолго, так как он является проявлением негативной близости при травматических узах. Обвиняя партнера в своих проблемах, человек отказывается расставаться с ним или не желает смириться со своими потерями, вызванными этими отношениями. С помощью здорового гнева человек сообщает партнеру, что тот нарушил его личные границы – то есть объясняет ему разницу между допустимым и недопустимым поведением. С помощью обвинительного гнева он каждый раз заново воссоздает всю историю предательства и вновь переживает те отрицательные эмоции, которые являются частью травматических уз. Таким радикальным способом человек пытается сохранить свои отношения. Сэм разработал специальный план реабилитации Тома. В первую очередь он попросил его составить список людей, которым Том причинил боль из-за своих токсичных отношений с Барбарой. Затем он попросил Тома добавить в него тех людей, которым Том и Барбара причинили боль совместно. Когда Том составил этот список, он с удивлением обнаружил, что его проблемы были связаны не только с его нездоровой привязанностью к Барбаре. Например, он наконец признал, что его заставляли делать то, что ему не хотелось, – и это стало серьезным шагом вперед. При этом согласиться с тем, что он со своей стороны тоже мстил Барбаре и издевался над ней, ему было невероятно сложно, даже с помощью Сэма. В конце концов, эта она, по всеобщему мнению, отличалась дурным характером. Тому пришлось признать, что он тоже совершал непорядочные поступки, а атмосфера хаоса, которую они создавали вместе с Барбарой, причиняла боль многим людям, которых он любил. Сэм заставил Тома осознать свою ответственность, и в итоге тот понял свою роль во всей этой ситуации. (Может быть, вам тоже захочется составить список людей, которым вы, возможно, причинили вред. Запишите его в вашем дневнике и подумайте, какие чувства вы теперь испытываете в связи с этим.) На этой стадии страдания вы уже признаете, что ваша жизнь прошла не так, как вы того хотели или заслуживали, либо как она должна была пройти. Существует объективная реальность, которую необходимо принять, – это отражено и в молитве о спокойствии, которая лежит в основе большинства программ, использующих метод 12 шагов: Господи, дай мне терпение, чтобы принять те вещи, которые я не могу изменить; смелость, чтобы изменить те вещи, которые я в силах изменить; и мудрость, чтобы понять разницу между ними. Людям, попавшим в ловушку травматических уз, необходимо признать не только реальность своих нездоровых отношений, но также и те проблемы, которые начали накапливаться у них с момента появления основной причины, ставшей основой для создания рабочей модели этих отношений. Австрийский психиатр Виктор Франкл, изучавший поведение бывших узников концлагерей, заметил, что они часто обладали одной характерной особенностью: они были способны найти смысл в пережитом страдании. Я считаю, что такое качество должна выработать в себе жертва любого вида насилия. Пройдя через невообразимую боль, человек обретает ясность ума и уверенность в своем предназначении. Он вновь начинает уважать себя, больше не желая жить во лжи. Теперь он умеет распознавать зло и защищается от него с помощью подходящих для себя приемов и ритуалов, которые помогают ему не забывать о важном смысле, найденном им в пережитой травматической ситуации. Он оставляет себе то, что объединяет людей, и отбрасывает то, что разъединяет их и создает тайны между ними. Неизбывная боль приводит человека к истинной честности и ответственности за свои поступки. Позиция «Я веду себя так, потому что так вели себя все члены моей семьи, или потому что родители издевались надо мной в детстве» является в корне неправильной. Вы тоже являетесь полноценным участником этой ситуации. Как и в случае с любой зависимостью, вы подвластны ей, но это не означает, что вы не можете бороться с ней. Вы в любом случае несете ответственность за свое поведение. Давайте вспомним героя древнегреческих мифов Ореста. Его дед Атрей захотел бросить вызов богам – что, как мы помним, никогда не приводило ни к чему хорошему, – и в результате боги прокляли всю его семью. Сын Атрея Агамемнон был убит собственной женой Клитемнестрой. Этот поступок поставил ее сына Ореста перед нелегким выбором: с одной стороны, согласно древнегреческому кодексу чести, ему полагалось отомстить за убийство отца, но с другой – это означало, что ему предстояло совершить самое страшное преступление – убить собственную мать. В итоге ему все же пришлось убить ее. За это боги подвергли его суровому наказанию: всю оставшуюся жизнь его преследовали три богини мести – отвратительные Фурии, которые постоянно мучили его. Получалось, что Орест в любом случае был обречен на поражение. Он никак не мог изменить эту ситуацию. Хотя боги были готовы смягчить наказание Ореста, он не собирался уходить от ответственности. На суде он подтвердил перед всеми собравшимися богами, что это именно он убил свою мать. Он попросил их лишь об одном – позволить ему сделать что-то для того, чтобы снять свое проклятье. Боги, покоренные его достойным поведением, дали ему несколько заданий, чтобы он мог искупить свою вину. Пока Орест выполнял эти задания, три Фурии превратились в Эвменид – богинь мудрости. Американский психиатр Морган Скотт Пек так комментировал позицию Ореста, который отказывался признать себя жертвой. Будучи частью изначального проклятья, наложенного на род Атрея, Фурии также символизируют тот факт, что его гордыня стала проблемой для всей его семьи: грехи отцов и дедов нередко ложатся на их детей и внуков. Но Орест ни в чем не обвинял своих родственников, хотя вполне мог это сделать. Он также не злился на богов или жестокую судьбу. Вместо этого он принял те обстоятельства, в которых оказался, и взял на себя всю ответственность за них, а затем предпринял усилия для того, чтобы выпутаться из этой ситуации. Этот процесс не был быстрым, как и любая посттравматическая реабилитация. Но в итоге он вернулся к нормальной жизни, и во время его восстановления, которое он инициировал сам, те самые вещи, которые до этого стали причиной его страданий, в конце концов привели его к мудрости[55]. Как и Орест, жертвы травматических уз не могут позволить себе обвинять кого бы то ни было в своих проблемах. Встав на путь осознания, они в конце концов начинают видеть реальную картину своей травмы и понимать свою роль в ней, а также, подобно Оресту, переходят к конкретным действиям. Именно этому и будет посвящена следующая глава. Глава 6 Что такое путь действия? Истина – в том смысле, в каком мы можем определить ее, – должна стать для нас более важным и насущным понятием, чем наш повседневный комфорт. И наоборот, наш личный дискомфорт должен стать для нас относительно неважным и даже необходимым, если он помогает нам прийти к истине. Наше душевное здоровье – это непрерывный процесс постижения реальности всеми доступными способами. Морган Скотт Пек, «Непроторенная дорога» (The Road Less Traveled) Осознание – это первый шаг к действию, и, когда мы размышляем о той ситуации, в которой оказались, мы уже заставляем наш мозг измениться и исцелиться. Ранее мы с вами выяснили, что мозг человека обладает гибкостью и способностью к адаптации. Но это еще не все – недавние исследования показали, что изменить мозг также можно с помощью ментальных практик, в частности, при достижении состояния осознанности. Концентрация на какой-то важной мысли, которой мы уделяем все наше внимание, приводит к пластичности мозга, то есть к изменению его нейронных связей под воздействием нашего нового опыта. Это по-настоящему воодушевляющая новость – знать, что мы в состоянии помочь нашему мозгу развиваться, восстанавливаться и становиться более гибким и стрессоустойчивым! Когда мы начинаем более внимательно прислушиваться к себе, мы становимся более ответственными, так как при этом обращаем больше внимания и на окружающих. Исследования процесса посттравматической реабилитации подтвердили благотворное влияние ментальных практик – в частности, они помогают человеку лучше контролировать эмоции, упорядочивают его мысли и снижают воздействие негативных установок. Кроме того, такие практики улучшают реакцию организма на стресс, повышают иммунитет, а также способствуют более гармоничным отношениям с окружающими. Американский врач Джон Кабат-Зинн посвятил свою жизнь популяризации ментальных практик, в частности осознанности, и их превращению в мейнстрим современной медицины. Он определяет осознанность следующим образом: «Осознание, возникающее благодаря концентрации внимания на настоящем моменте и непредвзятому отношению к тому опыту, который мы получаем мгновение за мгновением». Подобные практики помогают нам лучше понять принципы работы нашего разума. Чувствуя свою связь с реальностью и текущим моментом, вы учитесь самостоятельно справляться с жизненными трудностями. У вас как будто появляется своеобразная «аптечка психологической помощи», благодаря которой вы начинаете по-новому общаться с самим собой и окружающими. Эти новые способы общения способствуют здоровому развитию мозга и восстановлению после эмоциональной травмы. Каждый новый опыт, приобретенный вами, дает вам эту надежду. Когда мы приобретаем тот или иной опыт, в нашем мозге усиливается нейронная активность. Опыт как бы направляет эту активность в нужное русло. Более того, он способен влиять на структуру мозга на протяжении всей нашей жизни, вследствие чего она постоянно меняется. Недавние исследования в области нейробиологии подтвердили, что мозг человека обладает пластичностью, то есть реагирует на постоянные изменения окружающей среды. Эта пластичность, сохраняющаяся в течение всей жизни человека, выражается не только в формировании новых синаптических связей между нейронами, но и в появлении новых нейронов. Тот факт, что мы способны изменять характер нашей привязанности к людям не только в раннем возрасте, может быть связан с этим умением мозга изменять свою структуру под влиянием приобретаемого опыта на протяжении всей нашей жизни[56]. Значительная часть реабилитации связана с процессом, называемым интеграцией, то есть движением к целостности сознания. Важным свойством интеграции является то, что она формирует понятный нарратив нашей жизни: мы начинаем осознавать, кем мы были раньше и что случилось с нами в рамках всего нашего жизненного пути, а также как это повлияло на наше текущее состояние. Этот процесс часто называют нарративной интеграцией, и он чрезвычайно важен для реабилитации и умения завязывать и поддерживать здоровые отношения. В своей книге «Ментальное зрение»[57] (Mindsight, 2010) доктор Дэниел Сигел рассматривает нарративную интеграцию как часть тотальной интеграции, которая включает в себя девять процессов, ведущих к реабилитации, осознанию своей целостности и поиску новых способов борьбы с эмоциональной травмой. Вы уже запустили этот процесс, когда начали читать эту книгу и выполнять различные упражнения, а также размышлять над историей своей травмы. Все это поможет вам приобрести новый опыт и использовать его для дальнейшего восстановления и личностного роста. В своей книге «Дары несовершенства» (The Gifts of Imperfection) доктор Брене Браун высказывает мысль, что признание своих недостатков является одним из самых смелых поступков, которые мы совершаем в своей жизни. Она также пишет о том, как важно при этом не потерять чувство собственного достоинства. Ее книга помогает начать процесс нарративной интеграции, признать свои недостатки и в итоге обрести необходимую смелость для того, чтобы написать новые прекрасные главы своей жизни. «Итак, хотите ли вы изменить свою жизнь?» – спросил Джон Кабат-Зинн у участников воркшопа. Все присутствующие, пришедшие на недельный воркшоп, посвященный освобождению от травматических уз, решительно кивнули головой. «В таком случае вам придется перестать играть роль спасателя!» – воскликнул Джон. Перед этим он привел несколько примеров поведения, основанного на навязчивом желании помогать окружающим, – или так называемой «патологической заботе», – после чего многие присутствующие понимающе заулыбались, узнав в этих примерах себя. Затем Джон попросил участников воркшопа определить ключевые модели своего поведения, которые до этого способствовали завязыванию токсичных отношений. В дальнейшем им предстояло избавиться от этих моделей, выработав вместо них новые эффективные стратегии освобождения от травматических уз. Один учитель из Нью-Йорка спросил Джона: «Где проходит граница между нормальной и избыточной заботой об окружающих? Лично я привык помогать тем, кто нуждается в моей помощи». В качестве ответа Джон указал на то, что, если мы попытаемся помочь бабочке выбраться из кокона, она может умереть. Ей необходимо приложить самостоятельные усилия, чтобы стать сильнее. Мы вполне можем поддерживать окружающих, не совершая за них то, что они должны сделать сами. Обычно лучшей стратегией является помощь лишь в тех ситуациях, когда она действительно необходима. Джон привел еще один пример: если жертва травматических уз начнет помогать абьюзеру издеваться над собой, это будет выглядеть настоящим безумием. Точно так же ненужная помощь алкоголику или наркоману только осложнит его отношения с близкими, подчиненные установившимся циклам поведения. Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Джон попросил присутствующих перечислить все преимущества, которые дал бы им их статус спасителя или героя. Затем он попросил их указать на те моральные издержки, которые принесло бы им это спасение. После этого он составил общий перечень таких плюсов и минусов для всех участников воркшопа. Вот некоторые преимущества из этого списка: ◆ «Если я стану спасителем для кого-то, этот человек начнет лучше относиться ко мне и перестанет обижаться на меня». ◆ «Я хочу, чтобы окружающие больше ценили меня и мои усилия».
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!