Часть 5 из 17 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Обладали ли ваши родители качествами, которые вы считаете самыми лучшими для авторитета?
Быть «авторитетом» – значит быть человеком уважаемым, к мнению которого прислушиваются и которого признают лидером (наставником), не испытывая при этом страха перед ним, поскольку он не применяет никакого насилия к личности, а может убеждать без запугивания и подавления воли, без угроз и шантажа.
Авторитет вообще не предполагает никакого насилия. Авторитеты – это люди с сильным стержнем, умеющие не судить по обложке, не делать скоропалительных выводов, не лепить ярлыки. Мы не боимся того, кого искренне уважаем, слушаемся и на кого хотим быть похожи; мы с ним можем разговаривать на равных, обсуждать то, что нас волнует, и вместе с тем нам важно сохранить собственное достоинство в глазах этого человека.
Для нас самое ценное то, что, сколько бы лет нам ни было, как бы мы ни выглядели, какой бы социальный статус ни имели и сколько бы ни зарабатывали, к нам будут относиться как к людям, и оценивать нас будут прежде всего по нашим делам.
Авторитет не убеждает силой. У него есть критическое отношение и требования к самому себе. Это человек, который доверяет другим и самому себе. В своих поступках он руководствуется не тем, что о нем подумают другие, а тем, что он сам о себе подумает. Он воспитывает детей так, как считает нужным в данный момент, не ориентируясь на какую-либо ситуацию. Авторитет никогда не позволит себе унизить человека потому, что «так надо» или кто-то ему так велел. Это обычный адекватный взрослый, короче говоря.
Но гораздо чаще встречается другая сторона влияния, заключающаяся в умении удерживать свою власть силой.
И здесь речь уже не о том, чтобы тебя уважали и признавали, а о том, чтобы тебя боялись и безропотно тебе подчинялись.
Очень трудно дается некоторым родителям отсутствие тотального контроля над своей жизнью. Авторитарную силу нужно уметь обуздывать. По каким таким «понятиям» мы растим детей?
Стремление человека к власти естественно по своей природе, и в себе необходимо воспитывать умение управлять своими импульсами. Когда кто-то от тебя зависит, дома или на работе, очень важно научиться применять свою власть в интересах всех.
В то же время вместе с ростом уверенности в себе и своего влияния естественным образом растет желание проявлять свою силу и управлять другими.
В родительстве часто случается так, что чем беспомощнее перед тобой ребенок, тем больше ты даешь себе воли. И здесь важно уметь вовремя остановиться и осознать, что происходит в данный конкретный момент, когда вдруг изменился тон голоса или возникло желание проявить грубость.
Уметь отдавать себе отчет в том, что ты делаешь и зачем ты сейчас это делаешь.
Все мы выходцы из страны с крепостным правом, где владеть и распоряжаться людьми было нормой. Вот сейчас я пишу про авторитет и понимаю, что в целом для нашего народа нормально было жить с подмененным понятием, когда «авторитет» – это тот, кому беспрекословно подчиняются.
По определению, власть – это сила, регулирующая отношения в обществе (семье).
Есть такое понятие – «криминальный авторитет». Ему соответствует человек, который контролирует теневую сторону общества, устанавливает свои порядки, вводит свои режимы среди определенных категорий людей. Речь идет об огромной части населения, связанной с криминальной средой, тюремной системой, уличной жизнью. Здесь авторитет всегда обеспечивается методами давления и устрашения. Авторитетные в этом смысле люди с помощью денег, путем насилия, кровопролития могут решать проблемы, вести незаконный бизнес, пользуясь криминальными связями и не боясь органов власти. Слово «авторитет» стало синонимом безнаказанности, власти и полной личной неприкосновенности. В этом отношении существует своя иерархия, то есть имеются главный, подчиненный, докладчик, исполнитель и т. п.
Наша авторитарно-авторитетная система присутствует во многих сферах жизни – даже на работе, где начальство позволяет себе оскорбление, унижение своих подчиненных. Такая система порой находит свое отражение и в школьной системе, где учитель может при всех оскорбить ребенка, обозвать или высмеять его; где появляются дети, которые доносят на одноклассников, командуют ими, кого-то травят и позволяют себе прочие неблаговидные действия (разумеется, подобное явно свидетельствует о коллективном неблагополучии, и от таких коллективов своего ребенка нужно защищать).
Подобная подмена вносит путаницу в реалии. Ведь когда родитель спрашивает, как укрепить свой авторитет, он зачастую интересуется тем, как усилить собственную родительскую беспрекословную власть.
Когда родитель видит, что ребенок не считает его авторитетом, между ними возникает некоторая отчужденность. И утрата связи с ребенком при попытках подчинить его и заставить выполнять все требования родителя весьма пагубно сказывается на отношениях.
В дальнейшем попытки восстановить связь с подростком могут увенчаться успехом только при очень большом желании. Поэтому проявление родительского авторитета заключается отнюдь не в тотальном контроле. Жесткий контроль заложит в детский характер такие черты, с которыми вырастет сложный человек, ожидающий во всем четких рекомендаций и инструкций. Наказания также приведут лишь к тому, что из ребенка сформируется человек, неуверенный в своих силах, который будет везде и от всех ждать наказаний, будет страшиться лишний раз задать вопрос, бояться учиться, устраиваться на работу, создавать семью и так далее.
Алис Миллер в своей книге «В начале было воспитание» проводит глубокий анализ жестокости в воспитании детей, вводя понятие «черная педагогика» и раскрывая его на примерах детства страшных людей.
Черной педагогикой мы называем такую форму воспитания, при которой ребенок является как бы собственностью родителей и преследуется цель сделать ребенка таким, каким считает нужным родитель, – любой ценой. Это воспитание, жестокие методы которого оправдываются якобы высокой целью.
Здесь имеют место жестокость, грубость, насилие, и в конечном счете совершенно неважно, что чувствует и как адаптируется ребенок при таком подходе, поскольку родительской любовью здесь считаются некоторые страдания, которые испытывают родители, причиняя боль своим детям.
Именно тут появляется принцип: «Бьет – значит любит» – и формируется система отношений, в которой ты должен просить прощения у своего обидчика не потому, что раскаиваешься, а потому, что тот сильнее и так сказал. При таком подходе подавляется воля ребенка и из него формируется человек, подчиненный правилам с помощью силы.
Понятие «черная педагогика» описывает воспитание в духе «насилия во благо», то есть родители воспитывают детей в строгости ради высшей цели, и это как бы и не насилие даже, потому что бить и унижать детей они просто вынуждены.
Вот что делают взрослые, претворяющие в жизнь принципы «черной педагогики»:
выступают по отношению к детям в роли господ;
судят, что справедливо, а что – нет;
часто гневаются;
возлагают вину за свои проблемы на ребенка;
полагают, что родителей всегда надо защищать;
думают, что без «воспитания» душа ребенка опасна;
стремятся «обезволить» ребенка.
Для достижения целей такого воспитания используются следующие методы:
заманивание в западню,
ложь,
хитрость,
искажение истинного положения дел,
запугивание,
выражение недоверия,
лишение любви,
изоляция,
унижение,
презрение,
издевательство,
упреки,
открытое насилие вплоть до применения пыток.
Конечно, данная система воспитания предназначена не для блага ребенка, а для того, чтобы добиться его безропотного послушания – вырастить «нормального» человека и покорного гражданина.
Многие века в обществе сохранялась подчиненность высшим ценностям, но сегодня многое поменялось – каждый человек вдруг стал нести ответственность сам за себя. Сегодня, чтобы чего-то добиться, нужно быть свободным, самодостаточным, открытым и обладать кучей навыков, которые вряд ли появятся в условиях жесткой дисциплины.
Также можно выделить ряд установок, которые при методах «черной педагогики» формируются у ребенка:
Будешь слушаться и хорошо себя вести – тебя будут любить.
Наказания и запреты исправляют плохое поведение.
Родитель всегда прав.
Во всем виноват ты сам.
Право голоса имеют только взрослые.
Думать о себе стыдно.
При ласковом с ним обращении ребенок садится вам на шею.
book-ads2