Часть 26 из 61 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Вариант А
Вариант В хх
Вариант С х
Вариант D х
Что нам больше нравится, В или D? Отмечаем В и обязательно записываем обоснование.
Вариант А
Вариант В ххх
Вариант С х
Вариант D х
Теперь сравним С и D: что, на наш взгляд, лучше? Отмечаем, к примеру, С и записываем объяснение сделанного выбора.
Вариант А
Вариант В ххх
Вариант С хх
Вариант D х
Мы провели системное сравнение каждого из вариантов со всеми другими вариантами. Если мы всякий раз делали выбор из двух вариантов последовательно и логически, то один из вариантов должен был получить три отметки (голоса), один – два голоса, за один из вариантов вы должны были проголосовать только раз, и один из вариантов не должен был получить ни одного голоса. Очевидно, что вариант, получивший три отметки-голоса, наиболее предпочтителен и в рейтинге должен стоять первым. Вариант с двумя отметками встает на второе место, с одной – на третье; последним оказывается вариант, не получивший ни одной отметки. Если окажется, что два варианта получили по равному числу голосов, так как сравнение проводилось недостаточно последовательно, придется еще раз сравнить их между собой и выбрать лучший. Если мы имеем дело с небольшим количеством вариантов, преимущества парного ранжирования не так заметны, но при сравнении большего числа вариантов преимущества метода очевидны.
Давайте попрактикуемся. Проведите парное ранжирование тех 15 фильмов, которые вошли в ваш список; результаты рейтинга запишите в следующую свободную колонку таблицы, назвав ее «Парное ранжирование».
В табл. 10.2 я привожу результат проведенного мной парного ранжирования.
Таблица 10.2
Возможно, проводить парное ранжирование вам будет непросто, и метод вам покажется трудоемким и слишком механистичным. Должен сказать, что это вполне естественная реакция. Ваше сознание пытается сообщить вам: «Мне не нравится такой формат. Я больше люблю непоследовательный, спонтанный, интуитивный подход без всяких строгих рассуждений». Не обращайте внимания на эти сигналы. Мы с вами пытаемся действовать наперекор привычке, поэтому нам и некомфортно. Как только мы привыкнем пользоваться методом парного ранжирования, он перестанет казаться нам странным, и никаким другим способом мы больше пользоваться не захотим.
И потом, так ли уж этот метод трудоемок и механистичен? Да, механистичный, и в этом его прелесть. Он системен: 1 или 2, 1 или 3, 1 или 4, 2 или 3, 2 или 4, 3 или 4 – и все. Требует ли он серьезных усилий? Пожалуй, ведь нужно методично обосновать выбор в рамках каждой пары. Но именно поэтому результаты этого метода так ценны! Метод не позволяет нам халтурить и решать наугад, не проводя анализа. Нам приходится анализировать все альтернативы попарно и принимать решение относительно каждого варианта каждой пары.
Сравнивая попарно варианты в ходе парного ранжирования, мы поочередно сосредоточиваемся на рассматриваемых вариантах и используем комфортный для нашего разума принцип однонаправленности. В ходе работы сознание фокусируется вначале на паре вариантов, затем анализирует каждый из вариантов пары. Ранжирование в рамках пары мы проводим быстро и легко: наше сознание делает это с удовольствием, ведь тут требуется сфокусироваться и сделать выбор.
Парное ранжирование – простой и надежный способ формирования рейтинга вариантов практически по любому вопросу. Мы фокусируемся на отдельных вариантах и эффективно анализируем каждый элемент проблемы системно и независимо от других. Результаты парного ранжирования обладают высокой степенью надежности. Каждый вариант оценивается в сравнении с каждым из оставшихся, поэтому этот метод дает отличное представление об относительной ценности каждого варианта. То есть рейтинг формируется в процессе анализа: нам не нужно решать, какой фильм ставить на пятое место, а какой на одиннадцатое, – мы проводим парное ранжирование и, подсчитав результаты, сразу получаем порядок, в котором нужно расставить варианты, а это и есть рейтинг. При интуитивном же подходе к составлению рейтинга мы никогда не можем быть до конца уверенными в том, что верно расположили варианты относительно друг друга. С парным рейтингом сомнений быть не может!
Давайте вернемся к нашей матрице способов ранжирования и сравним результаты инстинктивного рейтинга и парного ранжирования. Замечаете разницу? В своей таблице я вижу целых 12 фильмов, место которых после парного ранжирования изменилось в среднем на четыре позиции. Два фильма переместились на пять позиций, а один («Звездные войны») вообще взлетел с тринадцатого на пятое.
Разобравшись с тем, что такое парное ранжирование, мы можем переходить к обсуждению девяти шагов взвешенного ранжирования. В качестве примера давайте снова используем наш перечень фильмов.
Девять шагов взвешенного ранжирования
Шаг 1: перечислить все ключевые критерии для формирования рейтинга.
Запишите в колонку восемь критериев для составления рейтинга фильмов, например тип сценария, увлекательность сценария, уровень насилия, операторская работа, музыка, актерский состав, режиссер, получил ли фильм «Оскара» и тому подобное.
Шаг 2: провести парное ранжирование критериев.
Теперь нужно решить, какие из выбранных критериев особенно важны, и для этого давайте проведем парное ранжирование самих критериев: сравним первый со вторым, потом первый с третьим и так далее. Затем суммируйте количество баллов-голосов, которые получит каждый из критериев. Получивший максимальное количество голосов будет в вашем перечне самым главным, вторым – тот, что занял второе место по числу голосов, и так далее.
Если вы станете активно использовать парное ранжирование, то со временем заметите, что в некоторых случаях можете быстро и достоверно определить, какой вариант окажется первым или последним в итоговом списке. В таком случае отмечайте этот вариант и больше не сравнивайте его с другими.
В табл. 10.3 приводится мой вариант ранжирования выбранных мной восьми критериев.
Таблица 10.3
Шаг 3: выбрать несколько критериев из верхней части рейтинга и присвоить им процентный вес (сумма присвоенных процентов должна равняться единице).
Для целей нашего упражнения возьмем только три первых критерия. Разумеется, применяя этот инструмент к реальным задачам, вы сможете использовать сколько угодно критериев.
Теперь определите вес каждого из первых трех критериев; для этого распределите между ними 100 баллов по степени важности для вас каждого из критериев. Превратите вес в десятичные дроби; сумма дробей должна равняться единице.
В табл. 10.4 я привожу свои главные три критерия и распределение веса.
Таблица 10.4
Для меня критерий «увлекательный сюжет» оказался гораздо более важным, чем «тип сюжета», и вдвое важнее «актерского состава».
Шаг 4: построить матрицу взвешенного ранжирования, внести в нее варианты, которые нужно проранжировать, критерии и вес каждого из этих критериев.
Можете в качестве примера использовать матрицу, представленную в табл. 10.5.
Таблица 10.5
book-ads2