Часть 17 из 18 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
25.07.1993. Frederisia
Местоположение Фредерисии на европейской карте. – Порядок и чистота. – Влияние католицизма и дальнейшего реформаторства западной церкви на народы Европы. – Протестантская этика и любовь к наживе. – Jesus said или Jesus says. – Нажимаем на кнопку – зажигаем свечи. – Рашид из Иракского Курдистана. – Как живётся беженцам в Дании.
Фредерисия, куда мы зашли рано утром, находится на западном берегу пролива Малый Бельт, входящего в систему Датских проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Помимо Малого Бельта, естественно, существует и Большой Бельт, а также Эресунн, Каттегат и Скагеррак, которые мы прошли ранее. Уж на что чисто и ухоженно в Голландии или Германии, но в Дании (судя по Фредерисии) ещё чище и ухоженнее. Даже территорию порта датчане перед самым рабочим днём начисто выметают уборочными машинами. Кажется, какая прибыль с этой работы? Никакой! Но, наверняка, приучает к порядку, к дисциплине. А от этого и дело должно спориться.
Одно из ценных свойств, которым обладают европейцы – это аккуратность, которая у нас проявляется только местами. Правда, когда эта европейская аккуратность переходит границы и подходит к педантичному аккуратизму и чистоплюйству, то русскому человеку становится не по себе. От этого даже иногда коробит. Разгильдяйство и бытовой раскардаш являются другой крайностью. И всё это совершенно не связано с экономическими формациями.
Под влиянием европейского порядка и особой европедантичности я позволю себе некоторые выводы со своей невысокой колокольни, которые не должны смущать читателя, кем бы он ни был, поскольку являются сугубо личным мнением, не претендующим на некую истину. Думаю, что европейская мораль со времён внедрения католицизма воспитала в человеке управляемого адепта цивилизационной модели, условно называемой капитализмом. Законы и принципы воздействия в европейском сообществе рассчитаны на человека не свободного, зависимого. Своим содержанием и давлением на сознание масс они уже подразумевают такого человека, и писаны для такового, и сделали его таковым. Европейцы, в большинстве своём, запрограммированы по заранее заданным параметрам. В итоге мы имеем среднестатистического бюргера, подсаженного на иглу общечеловеческих ценностей, которые не выражают абсолютно ничего, а используются, как затычка для затыкания дыр в общеевропейском корабле. И этот корабль давно бы ушёл ко дну, если бы его регулярно не конопатили этими самыми затычками.
Любое государство держится на конституциональных законах. Закон – это великий регулятор человеческих взаимоотношений. Но законы общества меняются, как и само общество. А законы нравственные остаются неизменными, но и то, только до тех пор, пока опираются на Божьи заповеди. Стоит один раз подвергнуть сомнению эти заповеди, начинает крениться общечеловеческий корабль. И тогда уже никакие общечеловеческие затычки не смогут спасти его от гибели.
К сожалению, католичество увело человека и, прежде всего, западного человека, от своего нестяжательного предназначения. Даруй всё и вернётся тебе всё добром – почти забыто. Востребовано – бери всё, и это – твоё добро, пользуйся им и наслаждайся. Стяжайте богатства земные. То, что они временные и ненадёжные в лучшем случае сознают лишь под конец жизни. И Дух Святой пребывает вне человека, ибо в нём нет места для Него, всё забито вещами и тленом.
Таковы итоги моих размышлений в датском порту Фредерисия. Так называемая капиталистическая система в целом приводит к неутешительным выводам. Продукт этой системы, человек, был вскормлен западной церковью ещё задолго до прихода самого капитализма. И добро бы ещё только Римско-Католической церковью. Но разделения и уход в сторону в виде лютеранства, кальвинизма, англиканства, баптизма, и прочего протестантизма привили пастве любовь к наживе ради самой наживы. «Бог любит богатых», – недвусмысленно заверяют служители протестантских конфессий. А богатство даётся трудом. Капиталитарии всех стран – обогащайтесь! Вот подспудный лозунг новых церквей. Даже в Ирландии, считающейся самой католической страной Европы, витает капиталистический дух протестантской этики, о которой так много говорил Макс Вебер. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. (2 Пет. 2:2)
Как-то в ирландском порту Корк довелось мне зайти в тамошний храм. По ходу служения пастор в нужных местах обращался к словам самого Христа. При этом он возвещал: «Jesus said…» (Иисус говорил…). В этом «говорил» кроется большой подвох. Если Иисус не говорит вам сейчас, а говорил когда-то, давно, 2000 лет назад, он может быть воспринят просто как человек. Спаситель должен говорить здесь и сейчас, и всегда, и во веки веков. И Он так и делает. (Только мы не всегда Его слышим). Этот нюанс почти незаметен обывателю, но он существенным образом сказывается на дальнейшем мироощущении и мировоззрении паствы и её отношении к сущему. И, вообще, как ни странно, мир строится на нюансах. Они застревают в подсознании и создают непредсказуемые конструкции и модели человеческого общежития. Обращайте внимание на нюансы. В них часто кроется потаённый смысл будущего, в них живёт энергетика происходящего.
В протестантских костёлах, когда идёт прямая речь Христа, прихожане, чинно сидящие на скамьях, встают. Если кто-то захочет преклонить колена – пожалуйста: для этого между рядами скамеек откидывается длинная, подбитая, как валик дивана, мягким наполнителем подколенница. Стоять на коленях не больно. Всё для удобства прихожан. Паства крестится редко и как бы украдкой. Если захочешь поставить свечку, подходи к боковой части алтаря под образ Богородицы, там уже всё подготовлено. Даже есть табличка с переводом на английский: «Бросьте монету в ящик и нажмите на кнопку рядом с выбранной вами свечой». И действительно, стоит большая жестяная цилиндрическая коробка, напоминающая шляпницу, к ней проведён электрический провод. К свечам неонового горения, стоящим на наклонной подставке, тоже подведены провода. Своего рода автоматика, что-то вроде игрального автомата: опустил, нажал, загорелась лампочка в поддельной свече. Удобно. Но нет истинного живого горения.
К нам на судно зашёл курдский беженец из Ирака. Чисто говорит на русском. Пять лет учился у нас в Ленинградском институте физической культуры им. Лесгафта на факультете журналистики. Сначала я принял его за армянина и очень удивился, когда он назвался Рашидом. Хорошим журналистским языком рассказал про свои злоключения.
– Перестройка выдавила меня из Союза. Остался без работы. Подался сначала в Швецию. Получил статус беженца. Спасибо Хусейну – притеснял нас крепко. Это повлияло на итоговое решение иммиграционной службы. Потом семью из Минска выписал. Жена у меня минчанка. Двое детей тогда уже было. Сейчас, слава Аллаху, четверо. Помыкались, конечно. Вот, оказались в Дании.
– Прижились? – задал я дежурный вопрос.
– Прижиться здесь трудно. Хотя жильё есть. Пособие получаем. Старшие дети в школе. Сами язык учим. Может быть, и работа со временем подвернётся. А пока на всём готовом. В целом – скучно. Мусульманин не должен проводить без пользы даже малой части своего времени. А чем я занимаюсь? Просто живу. Ради чего? Ведь сказано в хадисе: «Поклоняйся Аллаху искренне, от души, так, как будто вот-вот умрёшь, и занимайся мирским так, как будто будешь жить вечно на этом свете». Но в силу обстоятельств я не могу в полной мере следовать словам Пророка.
– У нас было по-другому?
– У вас были смыслы. Там я чувствовал себя истинным мусульманином. Я выполнял своё предназначение: учился, потом работал, содержал семью, растил детей и на своём примере занимался их воспитанием. А сейчас, какой из меня пример? Я стал придатком благополучного общества, которое меня содержит. Хуже ничего не придумаешь. Будучи ещё в иммиграционном центре беженцев под Копенгагеном, когда решался мой окончательный статус, я был просто убит докучливой заботой работников Красного Креста. В основном они занимаются содержанием беженцев в этих центрах. Одна из работниц целый день ходила за мной с бананом, который я должен был съесть на завтрак. Иначе рушилась их система сбалансированного питания. Я недополучал нужного количества калия, магния и витамина В. А поскольку они отвечали за моё здоровье, то не могли допустить, чтобы у меня расстроились нервы, началась бессонница, повысилось давление и прочее.
Мы уже сидели за столом в кают-компании и пили чай с остатками варенья из цельнотянутой английской алычи, намазывая его на белый датский хлеб.
– Но в любом случае здесь наверняка лучше, чем в Ираке при Саддаме, – сделал уверенное предположение Рудольф Хоттабыч, чувствуя духовное родство с пришедшим к нам курдом-шиитом.
– Там на юге Ирака творится сейчас невообразимое. Я боюсь не за себя, а за детей. Но там свои, там борьба, там – жизнь, и смерть, конечно, тоже. А здесь не жизнь, не смерть, а какое-то времяпровождение. Хорошего, честно говоря, мало.
– А где же тогда хорошо? – в недоумении поднял свои ятаганнные брови Хоттабыч.
– В Союзе у вас было хорошо! – сразу и уверенно ответил наш курд. – Время учёбы в Ленинграде – это лучшее время в моей жизни. У вас очень хорошие люди: приветливые, дружелюбные, весёлые.
– А здесь что – смурные, злобные и печальные? – удивился второй, откусывая большой кусок датского хлеба с алычёвым вареньем, – по внешнему виду не скажешь. Да и вообще, вокруг порядок, быт причёсан, так сказать, под гребёнку, не придерёшься.
– Не идеализируйте Запад, господа. Думаете здесь красиво и беззаботно? Миф! Запад всем пускает пыль в глаза. Здесь всё регламентировано до безумия, стандартизировано и прибрано до пылинки. Скука смертная. Недаром в той же Швеции и Дании, при всём их благополучии, самое большое в мире число суицидов среди населения. От хорошей жизни в петлю не лезут. А хорошесть жизни не от достатка, а ещё от чего-то. И вот этого «чего-то» у них нет.
Здесь мысли пришлого курда тесно переплетались с моими.
– Я Союз тоже не идеализирую. Но у вас была закваска, которая, к сожалению, перебродила. Всё гнались за Западом, подражали их ценностям. А все их ценности упираются в доллары, фунты, марки, кроны. И больше ничего за этим не стоит. Много мертвечины здесь. А радости нет. Соль жизни выпарилась. Время проходит за каждодневной работой, едой и созерцанием якобы жизни – ешь свой банан и не мычи. Как сказал в своё время Альберт Эйнштейн: «Человек остывает скорее планеты, на которой живёт». И здесь это остывание уже началось. Боюсь, что доберётся и до вас.
– Похоже, уже добралось, – подтвердил я мысль Эйнштейна.
– К сожалению, невозможно высказать всё это датчанину. Во-первых, он ничего не поймёт. А во-вторых, это ему не нужно. Он варится в своём соку: работа, клуб, бар, дом. Он в своём непробиваемом коконе. И когда я влезаю к нему со своими вопросами и мыслями, ему становится неудобно, он чувствует дискомфорт и угрозу его сложившемуся миропорядку. Но когда нет живого общения, нет и живой жизни. Вы видели когда-нибудь, как общаются жители небольших датских городов в какой-нибудь воскресный день? Они, как по команде, собираются на ратушной площади, занимают свободные места в летнем кафе, и под полковой оркестр, который выдувает бравурные марши, начинают размеренно поглощать местное датское пиво из больших высоких кружек. После первого-второго повтора образуется общий шумовой фон из беспрерывно играющего оркестра и всеобщего говора собравшихся. Я называю всё это дискуссией по-датски, где каждый слышит только себя. Говорят при этом громко, запивая каждое слово пивом. На каком-то временном этапе, повинуясь невидимому общему ритму, они также внезапно встают и довольно быстро разбегаются по своим уютным домикам.
– А что тут плохого? – удивляется Хоттабыч. – Ведь не до мордобития напиваются.
– Я не говорю, что это плохо. Но как заметил в свою пору Маркс, каково бытие, таково и сознание.
– И бытие их гладко устроено, – продолжал гнуть своё наш незаменимый в своём деле матрос. – Посмотришь, все домики, как пряники. Как на рождественской картинке. Палисад с фонтанчиком, на клумбе гипсовые гномики, под стать им мельница, травка ровно подстрижена, мощёные плиткой дорожки, обложенный натуральным камнем водяной каскад: вода журчит, течёт из чаши в чашу, напоминает текучесть дней; ночью по всему участку в приятной глазу ассиметрии загораются разноцветные лампы-шары, подсвечивая то небольшой розарий, то каменный гротик с дрожащей водой. Красиво ведь!
– Красиво! – вторит ему наш курд. – Не поспоришь. А что кроме этого? Ничего! Всё вертится вокруг быта и внешней благоустроенности. Мой дом – моя крепость. В итоге пришли к замкнутому герметичному обществу, которое приучает человека к одиночеству – благополучному, размеренному, расписанному наперёд, с тёплым клозетом, одиночеству, защищённому якобы всеобщим общечеловеческим законом – Правами человека. Откуда взялся этот закон? Из Корана? Из Библии? За красивыми декларациями я вижу ту же пустоту, что и за красивым палисадом. Кого и от кого защищает этот закон? Я отвечу: человека от самого человека. Этот искомый общечеловек принадлежит чему и кому хотите: закону, инструкциям, регламенту, уставу, распорядку, государству, наконец, но только не самому себе. Он стиснут в этих рамках так, что не может и шага в сторону сделать. Он, правда, хорошо накормлен, одет и притравлен низменными соблазнами жизни. В итоге внешне благополучный, хорошо одетый и откормленный датчанин частенько и не догадывается, что свободу он давно потерял, живёт в духовном вакууме и похож больше на гомункулуса. На Западе повсеместно идёт процесс разрушения основы человека – его души. На это направлены все институции. Здесь каждый человек находится в своём стойле. А в стойле, как известно, очень легко превратиться в скотину.
27.07.1993. Falkenberg
Выгрузка в тумане. – Почём нынче водка у шведов. – Выделился. – Покупка бутыли-телефона. – Знакомство со шведской алкоголичкой. – Даун по-шведски. – Якубовский – жизнь среднего класса при социал-демократах и христианских демократах. – Пылесос «Siemens». – Порожняком на Клайпеду.
Нам пришлось опять вернуться в пролив Каттегат, пересечь его и пристать к шведскому берегу. Притулились мы в заштатном городишке Фалкенберге, погружённом в туман. От него, по-видимому, в воздухе стоит мороса, будто прыснули в воздух гигантским спрэем. Все судовые надстройки и палуба в росе. Открываем трюма, начинается выгрузка остатков металлического профиля. Выгружают быстро. К обеду должны освободить от груза.
Среди грузчиков выделялся пожилой швед – единственный, на ком поверх спецовки была натянута прозрачная полиэтиленовая плащ-накидка с капюшоном. Он время от времени подходил к трапу парохода и спрашивал, не продадут ли ему водки. Но предлагал очень малые деньги, всего 40 крон, поэтому те, у кого она имелась в наличии, отвергали сделку. Все знали, что водка в Швеции стоит немалых денег, и даже 100 крон – это дёшево. Когда кто-нибудь из команды появлялся на палубе, вахтенный матрос сразу сообщал, что «вот тот в полиэтилене покупает водку за 40 крон». Все, как сговорившись, произносили одну и ту же фразу: «В магазин пусть идёт…» Всё таки спиртное сверх одной бутылки считалось контрабандным товаром, а в случае продажи могли последовать серьёзные штрафные санкции для продающего. Поэтому риски должны быть оправданы хотя бы стоимостью товара.
Грузчик в полиэтилене, работая в бригаде стропальщиков, поглядывал иногда в нашу сторону, видимо надеясь, что кто-то клюнет на его удочку и помашет ему рукой: мол, иди – бери свою водку за сорок шведских крон, уговорил. Но знаков с парохода не поступало. Работа у шведов спорилась, наш потенциальный покупатель с каждым стропом нервничал всё больше. Это было видно по его движениям и излишней суетливости. В конце концов, его ударило большим гаком портового крана по голове в тот момент, когда в очередной раз он скосил свой взгляд в нашу сторону. Хорошо ещё, что на нём была пластмассовая каска. Швед упал навзничь, сразу остепенился и, кажется, водки больше не хотел. К нему сразу подбежали грузчики, разрезали на нём полиэтиленовую накидку, побили ладошками по щекам, после чего он слегка оклемался и даже хотел куда-то идти. Но явно не в сторону парохода. Очень быстро подъехал автомобиль и нашего неудавшегося коммерсанта и любителя дешёвой водки увезли. Боцман подвёл черту:
– Недаром в народе говорят: «Не выделяйся». Вот, надел на себя полиэтиленовый мешок, выделился, и получил по «скворечнику». Так и не попил нашей дешёвой русской водки, бедолага.
Читателю, конечно же, хотелось бы узнать, как живёт среднестатистический швед, что он кушает на обед, как распределяет свой бюджет, что предпочитает делать в свободное время, любит ли собак, что читает и чем занята его голова. Скажу сразу: «Ни на один из этих вопросов я ответить не могу с достаточной достоверностью». Годом раньше был у меня очень короткий опыт общения в шведском городе Норрчёпинге. По определённым дням, приходящимся на воскресенье, городская управа этого города позволяет жителям организовывать на центральной площади рынок старых вещей и продавать там свой надоевший или ненужный скарб. Поскольку Швеция – страна зажиточная, то на рынке встречались порой очень приличные вещи.
Мы со старпомом по случаю выходного дня бродили между рядами выложенных на обозрение товаров. У одной шведки с явными алкоголическими признаками на лице я за 30 крон выторговал оригинальный сосуд-бутыль, сделанный в виде телефона, с номеронабирателем, с трубкой и витым проводом от неё. При снятии трубки открывалось горлышко бутыли, а стоило приподнять саму бутыль, внутренний механизм отыгрывал колокольчиками фрагмент увертюры к опере «Дон Паскуале» Г.Доницетти. В ту пору мне показалось это оригинальным. Но в дальнейшем я убедился, что это совершенно лишняя вещь, и шведка правильно сделала, что от неё избавилась. Пить водку из телефона под Доницетти – это кощунство.
Когда мы уже собрались уходить со своей покупкой, шведка вдруг спросила:
– Are you seamen? (Вы моряки?)
Мы подтвердили её предположение, и даже назвали имя парохода и порт приписки.
– Мой сын очень любит моряков, – продолжила жительница Норр-чёпинга. – Не могли бы с ним немного пообщаться? Он был бы очень рад. Я живу тут недалеко, и сын сейчас как раз дома.
На её лице хотя и стояла явная печать хронического алкогольного синдрома, но было видно, что говорила она искренне, откровенно и трезво, без всякой задней мысли. Подобные инициативы навязывания знакомства шведам вообще не свойственны, но её мотивацию мы поняли только тогда, когда увидели её сына, согласившись зайти в гости. Сын был явно выраженным дауном: маленький курносый носик, глаза-пуговицы, коротенькие ручки. На вид лет пятнадцать. Удивило другое: он довольно хорошо владел английским и задавал вполне осмысленные вопросы. Особенно его интересовала география. А когда я поведал ему, что мне приходилось бывать в Антарктиде, он достал с полки большой географический атлас, открыл его на нужной странице и показал мне, где находятся русские, немецкие, американские, японские и австралийские полярные станции. Когда мать увидела недоумение на наших лицах, то пояснила:
– Он учится в специальной школе для отсталых детей и даже получает дотации от государства. Деньги идут на его счёт в банке, и он им может распоряжаться. Ему уже 17 лет. Он у меня взрослый и самостоятельный.
Сын закивал головой и с гордостью показал нам свою банковскую карту. Потом подвёл нас к компьютеру и хотел записать наши электронные адреса. Но в те времена компьютеры только входили в обиход, и для нас это представлялось дорогой и головоломной техникой. Было видно, что он несколько удивился нашему невежеству. Из всего вынесенного от общения с этой семьёй мы убедились, что шведская хроническая алкоголичка с сыном-дауном может благополучно существовать в хорошо обставленной четырёхкомнатной квартире вполне приличного нового дома, время от времени приторговывать излишками своих вещей, участвовать в праздничных распродажах на ярмарках, куда её привлекают в качестве сезонного продавца, получать достойное пособие по инвалидности и проходить ежегодные курсы по реабилитации от алкогольной зависимости. А сын-даун при таком воспитании и развитии может стать, если не профессором, то вполне востребованным членом общества. Вот вам один из примеров нижнего уровня шведской социальной лестницы. И мы его увидели своими собственными глазами.
О жизни так называемого мидл-класса нам в своё время рассказал консул советского посольства в Швеции Якубовский. Это была середина 80-х, и консул, на волне перестройки, позволил себе некоторую вольность, выйдя за рамки официальной пропаганды. Он поведал нашему экипажу, воспитанному по советским меркам, то, о чём мы даже не догадывались. Мы впервые узнали, что уровень среднего шведа таков, что в нашем представлении его можно было бы смело приравнять к миллионеру, как мы себе его представляли. Обязательные атрибуты средней шведской семьи это, как минимум, квартира или дом, машина (а то и две), дача в пригороде и яхта. Средний швед, якобы, без яхты чувствует себя не в своей тарелке, даже если он выходит на ней в море только один раз в год или сдаёт в аренду. Когда этот самый швед теряет хотя бы один из вышеперечисленных атрибутов в силу ухудшения общей экономической ситуации, то ему становится неуютно, плохо, и он начинает нервничать, болеть и сходить с ума. То есть, стоит выбить из фундамента один из этих краеугольных камней, как дом шведского благополучия, начинает крениться и падать. И крен этот всегда совпадал с периодами ухода от управления социал-демократической партии, которая собственно и вывела Швецию на столь высокий социально-экономический уровень. Эта партия стояла у руля с 1914 года. И с тех пор благосостояние шведского общества только росло. Делались большие уступки рабочему классу, поднималась роль профсоюзов и зажимались аппетиты буржуазии, особенно крупной. Был введён беспрецедентный прогрессивный налог, доходящий до 90 %. При этом апеллировали и к национальному патриотизму местных буржуев и к встречным льготам для людей с большими заработками.
Якубовский приводил такой пример: «Возьмём директора действующего предприятия и его секретаршу. При прогрессивном налоге, в связи с большой разницей в зарплатах, при получении этих зарплат на руки их суммы почти уравнивались (у секретарши налог 7 %, у директора 90 %). Но секретарша из своей зарплаты оплачивает весь пакет социальных и торговых услуг: квартплата, вода, электричество, медстраховка, все личные траты, связанные с жизнедеятельностью индивида. Директору же обеспечен ряд определённых, как сейчас говорят, преференций. Ему может быть оплачена квартира, предоставлен загородный дом, служебный автомобиль с даровым бензином, а также выделены дополнительные суммы на представительские расходы (приём делегаций, деловых партнёров, организация сопутствующих банкетов). И если та же секретарша тратится до последнего эре, то её директор может оставлять свою зарплату почти нетронутой». Так представил картину в Швеции наш советский консул периода пресловутой горбачёвской перестройки.
Почему-то подумалось, что если бы в России РСДРП не разделилась бы сама в себе на меньшевиков и большевиков, то и у нас бы жизнь была не хуже чем в Швеции, а то и намного лучше в плане материального благополучия. И мы уже с 1917 года могли бы соперничать в этом вопросе со шведами. Большевики увели в сторону от истинной социал-демократии. Но России не свойственно благополучие и прямые решения. Её движитель – неустроенность. Нам надо всё время устроиться. Тогда мы движемся вперёд.
В 1976 году шведы тоже решили поэкспериментировать: отдали голоса христианским демократам. Думали, будет ещё лучше. Однако, от добра добра не ищут. Эту поговорку в Швеции не знали, и до 1982 года буржуазия отвоёвывала себе потерянное. Хорошо, шведы вовремя очухались и опять призвали социал-демократов, и пошла у них снова сытая и вольготная жизнь.
В Фалкенберге на берег так никто и не вышел. Один только боцман прошёлся по причалу, заглянул в контейнер для мусора, вытащил из него пылесос «Siemens» в полной комплектации и принёс его на пароход.
– Проверим на всякий случай? – обратился он ко мне. – Чувствую, что целый. Здесь только вилка обрезана.
Я зачистил концы провода, вставил их в розетку, и «Siemens» сразу заработал. На то он и «Siemens».
– Пригодится, – сообщил сразу боцман, – дома как раз пылесоса нет. И ведь никто не поверит, что в мусорном контейнере нашёл. Ну, кроме тебя, конечно. И Хоттабыча. Он видел, как я его доставал.
Опять мы остались без груза и порожняком пошли на Клайпеду за минеральными удобрениями. И там же нас должен сменить новый экипаж, которому мы передадим пароход, что говорится, с рук на руки.
Крути винтом, мой славный пароход,
Буравь моря, ведь скоро уже к дому,
Быстрей к наезднику неси другому —
Такому же скитальцу древних вод.
book-ads2