Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 12 из 27 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
На Руси строились белокаменные храмы, росла и крепла северная школа иконописи — Псков, Новгород, Вологда, а ей навстречу поднималось радостное искусство Андрея Рублева. Может быть, причины тому следует искать в русском быте, в ее подлинной, а не книжной, культуре, в ее храмах, банях, песнях и сказках? А. С. Пушкин пишет: «…Европа наводнена была неимоверным множеством поэм, легенд, сатир, романсов, но старинные наши архивы и летописи не представляют почти никакой пищи любопытству изыскателей. Несколько сказок и песен, беспрестанно поновляемых изустным преданием, сохранили черты народности». «Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности Римско-католического мира. Великая эпоха Возрождения не имела на нее никакого влияния, рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера… России определено было высокое предназначение. Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся Просвещение было спасено растерзанной и вздыхающей Россией». На первый взгляд, А. С. Пушкин снисходителен к России. Но это не так. Он — кровь и плоть России, он ей служит, он ей верит, он строит ее будущее. А что до принижения… Когда я выносила Сашу гулять, молодые мамы наперебой хвастались своими детьми. Я же говорила с сожалением: «А наш — неудачный, у него то понос, то золотуха». А однажды пришла в гости «глазливая» знакомая и захотела посмотреть на малыша. Я же начала искренне и горячо сетовать, что он у нас неудачный — стыдно показать, и она поверила. И долго я ему говорила: «Ты моя никудыка, никчемука…». Боялась сглазить. Пушкин боялся сглазить Россию. Русь единая Христианская религия римского католичества стала грандиозной политической силой, держа людей в страхе и слабости — такими было легче манипулировать. Вода и купание до 1760 года считались главным злом и источником болезней. Казни на почве религиозных (еретики) и личных разногласий перемежались с чумными и холерными эпидемиями: таковы были плоды религиозного общественного устройства в Европе. А рядом была здоровая и просторная, раздробленная на княжества языческая Русь. Множество племен молились своим богам. О том, чтобы принять христианство как государственную религию для сплочения Руси, задумалась Ольга, «королева ругов (русов)», как ее называли в Европе. Христианская община к тому времени в Киеве уже была. Поразмыслив, она принимает крещение по греческому обряду в 959 году и тут же просит германского короля Оттона прислать католических проповедников. Немедленно в «королевство ругов» (к нам, в Россию) двинулся знаменитый проповедник Адальберт со свитой. Но русичи оказали ему такой прием, что он едва унес ноги. Святослав был воинствующим язычником и считал здоровье дружины превыше всего. Защищать землю ему помогали варяги и балтийские славяне (наемная армия). Но вскоре он оставил власть сыновьям и уехал на Дунай, где погиб от печенегов. Владимир (Красно Солнышко) убил братьев и подчинил себе Киев, Новгород, Древлянскую землю и Полоцк. Владимир решил удержать и сплотить земли путем создания единой веры. Поначалу он попробовал угодить и тем, и этим: как пишет летописец, «постави кумиры на холму — Перуна древляна, а главу его серебрену, а ус злат, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь». Кумирам поклонялись и приносили жертвы. Но желанного единства не получилось, не всем был мил Перун, северные славяне обиделись — почему нет Велеса, часть варягов ушла, среди оставших продолжалась рознь. По свидетельству историков (А. Кузьмин), у славян не было агрессивных и кровавых божеств. Они завоевывали земли, дабы на них поселиться, не навязывая никому своего господства. Поэтому языческий эпос Руси в полную противоположность германскому и скандинавскому совершенно лишен агрессивных черт. Богатыри обороняют Отечество от внешних врагов и не помышляют о том, чтобы их победа привела какой-то народ в неволю. ОЧЕВИДЦЫ. Письменность на Руси пошла от Кирилла, который в 850―860 годах положил начало русскому письму кириллице и глаголице. Летописи писали остроумные и смелые люди. В их повествовании князь предстает дальновидным политиком и отважным реформатором. Тем не менее, летописцы откровенно над ним подшучивают. Так, с большим юмором рассказывается о торге Владимира с миссионерами, предлагавшими свою религию. Шел 987 год. Немецких католиков он выгнал без разговоров: «Отцы наши сего не приняли суть». Мусульман князю было слушать «сладко» из-за разрешения многоженства, но и им был отказ: «ему бо нелюбо обрезание и неяденье мяс свиных»; особенно Владимиру не понравился запрет на спиртное: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Иудеям князь попенял на то, что они других учат, а их бог их самих не любит. «Аще бы бог любил вас и закон ваш, то не бысте расточены по чужим землям; еда нам то же мыслите прияти?». А философ-грек Владимира заинтересовал. КРЕЩЕНИЕ. И поехали послы посмотреть, как дела на местах. Больше всего им понравилась православная церковь в Царьграде: красота праздничной службы, но главное — почет, оказанный им царями — Василием и Константином (пышный прием и богатые дары). Вернувшись, послы рассказали о виденном на совете бояр и старцев. Выбор мог быть только между католичеством и православием, между римским и греческим законом. Но бояре напомнили князю о крещении Ольги. И чаша весов склонилась к грекам. Но Владимир медлил, ему нужны были гарантии. В 988 году он захватывает «Корсунь, град греческий», обещая вернуть, если императоры отдадут ему в жены сестру свою Анну. Анна и убедила его креститься, за ним крестилась его дружина, а потом и вся Русь. В скором времени Владимир рассорился с греками, Константинополь подчинился Риму. И осталась Русь одна, как перст, между Востоком и Западом. Ее вели культура и высокое предназначение. ВОЛХВЫ. Вначале новая религия насаждалась от Владимира «огнем и мечом». Идолов — недавних богов — жгли и рубили, активную часть населения подавляли, остальных — уговаривали, хоть им «слово крестное явися безумием и обманом». Прекратилось совместное, массовое поклонение богам, хотя отдельный россиянин продолжал еще просить помощи у Солнышка, у Ветра, у Земли-матушки. Христианство довольно быстро распространилось по Руси. Отчасти потому, что во многом было подобно русскому язычеству. Наши предки взаимодействовали с Природой и просили богов о помощи в случае страшных знамений. Они искренне верили в то, что от истовости их мольбы и богатства их жертв богам зависит милость богов и, соответственно, — будущее их рода-племени. Удивительно, что похожий подход излагает православный летописец в 1102 году в «Повести временных лет»: «Знаменья бывают ова на зло, ова на добро. И сия видяще знаменья благовернии человеци со въздыханием моляхуся к богу и со слезами, дабы бог обратил знаменья си на добро». Кроме того, христианство поначалу привлекло на свою сторону волхвов — прорицателей, пророков, целителей и кудесников. Они представляли собой самую независимую и наиболее влиятельную часть общества. Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. А. С. Пушкин Но со временем общины богатели, приходилось думать об их устойчивости и решать практические вопросы ведения хозяйства. Хозяйственная деятельность и взаимодействие с властью потребовали оформления церковной иерархии, тем более, что зачастую волхвы пользовались слишком большой популярностью. Теперь во главе церковных общин, в рамках принятой Владимиром организации, встали чиновники: кладовщики и надзиратели-епископы; поначалу их выбрали, а затем стали назначать. Волхвы, наделенные реальной способностью быть проводником между эгрегором Природы и человеческим разумом, были на виду. В условиях становления государственной религии разговор с ними был короток. Требовалось срочно подавить инакомыслие, пророков и целителей изгоняли и даже уничтожали — они стали лишними. Безусловно, это нарушило равновесие человеческого и природного эгрегоров. Так, в 1078 г. в Новгороде появился талантливый волхв, который «творяся акы бог, и многы прельсти, мало не всего града…. И бысть мятеж в граде, и вси яша ему веру, и хотяху погубити епископа… Вси идоша за волхва». Но правитель выхватил оружие и убил волхва. Так просто! И вот уже нет никаких чудес, люди расходятся по домам, и епископу ничто не грозит. Преследование волхвов сопровождалось искоренением вековых природных стереотипов в жизни человека, семьи и поселения. Постепенно разрушается целительный уклад жизни, своего рода социальный инстинкт выживания. Взамен люди получили новый государственный порядок, позволяющий объединить нацию и тем самым противостоять внешним врагам. ЕДИНСТВО ВЕРЫ И ВЛАСТИ. Архиепископ стал владыкой города — чем-то вроде президента и премьер-министра в одной ипостаси. Ему приходилось решать вопросы пополнения и распределения казны, проблемы внешних связей с другими городами и религиозными центрами, заботиться о безопасности внешних границ, внутреннем благополучии и благонравии. Ему принадлежала монополия власти. Беда в том, что основой власти было единоначалие и насилие. Обратная связь с Природой ослаблялась. Внешняя функция была усилена, но ценой — увы? — внутреннего здоровья человека и этноса. Без всякого сомнения, христианство укрепило государство Российское и помогло ему выстоять против потока агрессии с Запада, найти разумный вариант сотрудничества с кочевниками и решить множество экономических проблем. Только вот с полным искоренением волхвов и язычества, явно, поторопились. Можно спросить: а что же Бог не помог? Вот эта посылка: проси Бога, а Он даст все, что тебе надо — мне представляется в корне ошибочной. Грешно человеку простую работу по поддержанию своей жизнедеятельности, здоровья своей семьи, урожая на огороде перепоручать Богу, хранителю нравственности. Это человек должен делать сам, прося помощи у Природы. Расплата последовала незамедлительно. Весь XIV век Россию сотрясали чумные и холерные эпидемии. Не помогало и то, что возводились храмы, создавались изумительные иконы. Население России вымирало. Следом за центральной религией пришла центральная власть. Известно, что во всем живом мире для хорошего управления сообщество делится на небольшие отряды. А здесь огромнейшая страна была подчинена власти одного правителя и одной церкви в Москве. И стоит ли удивляться тому, что в середине XV века, века, наполненного страшными эпидемиями, массовыми смертями из-за биологической слабости человека, была еще безумная, не объяснимая ничем жестокость Малюты Скуратова и опричников Ивана Грозного. Чего ради? Ради того, чтобы жило государство Российское — монолитное, выстроенное, как колонна солдат. И кровушка полилась по Руси нескончаемым потоком. И сейчас еще льется. ТРУД ДУШИ. Если мы, разумные люди, желающие благоденствия Родине, будем в своей духовной работе, в духовном делании устремляться душой к Природе, призывая все сущее помочь нам в трудную годину, от одного этого человеческий эгрегор будет укрепляться. Стоит нам настроиться на доброе взаимодействие с Природой, как откроются связи с ней. Нет греха в том, чтобы просить Природу о милости. Она так щедра к нам! А если она еще увидит нашу готовность ей помочь… Но сейчас ее терпение на исходе. Мы должны осознать опасность последнего часа. Нужно самим, не дожидаясь окрика или удара кнутом, возрождать добрый эгрегор сообщества Человека и Природы. Он будет хранить нашу культуру и наших детей. Россиянин способен быстро восстановить связи с Природой, у него эта память в генах. МЕДИТАЦИЯ «ПУТЬ К ХРАМУ» Дорогой Читатель! Зажгите свечу. Сядьте удобно, пусть ничто не отвлекает Вас. Войдите в состояние глубокой сосредоточенности. Давайте перенесемся к подножию Горы, на которой стоит Храм. Там Вас встретит Ваш Целитель. Вы побываете на цветущей поляне и искупаетесь в целебном источнике. Мы совершим восхождение к Храму. Это поможет Вам избавиться от болезней и страха, очистить и укрепить душу. Вы вернетесь моложе, спокойнее, увереннее в себе. Ваша жизнь будет радостней и плодотворнее. Вы справитесь. Все будет хорошо! Посмотрите на пламя свечи, как на звезду, не моргая. Медленно просчитайте до десяти и на 2―3 секунды прикройте глаза. Открывайте глаза и — на чудесных крыльях мы перелетаем в мир Вашего детства. Веселый ребенок выбегает навстречу. Это ваш Целитель. Он загорелый, у него сбитые коленки и улыбка до ушей. Он так ждал вас! Бегите с ним! Он приведет вас на поляну, полную цветов и ягод. ПОЛЯНА. Яркий день, зеленая трава, вокруг лес, рядом ручей. Цветы, как в Первый день творения: розовые, желтые, сиреневые, фиолетовые. Жужжат пчелы, повсюду бабочки и стрекозы. А вот и ягоды — спелые, крупные ягоды земляники. Можно стать на колени и губами их срывать. Ваши руки и лицо перемазаны алым соком. Как вкусно, как хорошо! Над нами синее небо, далеко впереди — горы с ослепительно белыми снежными шапками. А мы стоим на склоне горы, которую венчает Храм. И отсюда видно, как блестит на солнце его купол. ЦВЕТЫ. Рядом с нами опускается шмель. Посмотрите, как бережно и нежно он прикасается своим хоботком к цветку клевера! Бабочка движется по большому цветку ромашки. Погладьте цветок: «Мы с тобой равны!», и цветок вам ответит. У него открытая связь с Небом. Он полон любви. Ваши руки наливаются радостью. Их чуть-чуть покалывают иголочки, они просыпаются. Вы слушаете Мир всей кожей, как цветок, как дерево. Как эта чудесная зеленая ящерица, что греется на камешке у ручья. РУЧЕЙ. Прозрачный веселый ручей струится, перепрыгивает с камешка на камешек. Пожелайте ему удачи! Его струи заплетаются в косичку. Зачерпните воды, умойтесь. Как прекрасна эта вода! Вы держите ее в ладонях, и Солнце, дробясь, отражается в каждой капельке. Вы видите, что вода вся из голубых прозрачных шаров. Они движутся спокойно и бережно, не повреждая друг друга. И в каждом шаре — образ Мира, образ Великого Целого. Выпейте этой воды. Пусть каждая капелька воды в вашем теле станет такой же, как в Первый день творения. Эта вода утолит давнюю жажду. ДЕРЕВО. Мы поднимаемся по белой тропинке в гору. Легко и весело идти босиком. Теплая земля. Утро. Капельки росы на траве, на цветах. Нас встречают березы с белыми стволами, черными поперечными отметинками, пышными шапками зеленых кудрей. Какой поток тепла и свежести струится с березы, как она пахнет, как нежна ее шелковистая кожа! Ее тоненькие прозрачные лоскутики трепещут на легком ветру. Подойдите к дереву, погладьте его: «Здравствуй! Как ты прекрасно! Мы с тобой равны». ДОЖДЬ. И вот уже тропинки нет, мы идем по шелковой траве. Пологий склон храмовой Горы. Появляются сосны. Розовый ствол устремляет крону к Небу, а корнями крепко держится за Землю. Пахнет разогретой на солнце смолой. Прозрачными ручейками смола сбегает по коре и застывает янтарными каплями. Кора, твердая и серая внизу, становится выше тонкой, зеленовато-коричневой и просвечивает розовым. Погладьте ствол, помогите ему тянуть соки из почвы. Это Земле полезно. Соки поднимаются по стволу и достигают развилки, идут по веткам и приходят к зеленым иголочкам кроны. Сверху течет поток благодати, и совсем близкое, белое тонкое облако омывает крону. Солнце посылает свои добрые лучи храмовой Горе. И вот с иголочек сосны срываются капли прозрачного, радужного дождика. Этот дождь попадает на все, что живет под пологом дерева. Этот дождь дает силы маленькой травинке и муравьям, и нам с вами. Впитывайте кожей этот чудесный дождь, вдыхайте его вместе с ароматом смолы. Внутри все выравнивается и выстраивается на норму, а душа очищается. Дождь уходит в Землю, давая силы жизни. И снова ваши руки помогают дереву потянуть соки из глубины горы. Они поднимаются вверх по стволу, растекаются по ветвям, взаимодействуют с облаком и с Солнцем. И в небе, куда достает наше дерево, рождается животворящий поток любви. Он прохладный, он омывает тело и питает душу. Душа наполняется силой и радостью. Мы справимся! КОСТЕР. В лесу на деревьях есть сухие ветви, которые мешают деревьям дышать и жить. Давайте, почистим лес — соберем и сожжем сушняк! Мы сделаем костер на месте горной реки, где остались только камни. Собираем ветки… Зажигаем костер. Он потрескивает, ярко-желтое пламя поднимается вверх. Мы просим: «О, Великий Дух Огня, приди и помоги! Сожги тревогу, напряжение, неуверенность, все боли, обиды, нанесенные болезни и порчу! Перемени их на свет, добро и любовь!». И Огонь меняет набежавшее зло на тепло. Как он прекрасен! Он убирает стены темницы, в которой томится доброе, светлое, без чего душе трудно жить на Земле. УГЛИ. Догорает наш костер. Остались крупные угли, подернутые серебряной пыльцой золы. Они отсвечивают алым и малиновым светом. Я разравниваю угли костра. Давайте пройдем! Я делаю первый шаг босыми сухими ступнями по углям. Это очень приятно. Огонь совсем не жжет, он прохладный, как первый снег. Смотрите на небо, не бойтесь, смелее! Почувствуйте, как рождаются свобода и радость. Выбрасывайте все злое и мешающее вам. Спокойно и легко мы идем по огню. Ни капельки не жарко! Огонь ласково прикасается к коже. Он сжигает все ненужное и усиливает, укрепляет каждую клеточку души и тела. Попросим снова: «О, Великий Дух Огня! Очисти и согрей меня. Как мы очистили лес от старых сучьев, очисти мою душу от обид, суеты и страха. Дай силы для любви и радости. Спасибо тебе!». ЦЕЛЕБНЫЙ ИСТОЧНИК. И снова наши ноги в мягкой и прохладной траве. Мы идем купаться. Впереди меж деревьями вьется легкий парок целебного источника. Поднимаются стрелы розового иван-чая, сияют звезды оранжевых саранок, звенят лиловые колокольчики. Все окутано ароматом цветов и трав. Поют птицы. Сосны расступаются, показывая дорогу. Вот неглубокий ручей, его надо перейти по горбатому мостику. И вот уже источник — это два больших водоема. В одном вода теплая, а в другом — горячая. В первый вливается ручей от тающего ледника, от снеговой белой шапки, во второй ручей — из недр горы. Он горячий, он несет жар Земли. В этой воде много серебра, она заряжена благодатью Неба и материнской заботой Земли. Белые камни и желтый песок видны на дне. Сбросьте одежду в деревянной беседке и — смело в воду! КУПАНИЕ. Поток чистейшей воды вибрирует, плотно охватывая ваше тело. Он окружает своим теплом каждую вашу клеточку, очищая ее от мусора и питая живой водой. Можно сесть на белый камень на дне, и тогда вода будет точно по грудь. Легкий ветерок охлаждает ваш лоб. Рядом с источником высокая сосна. Прохладно вашим плечам и тепло всему телу в искристой серебряной воде. Она бурлит, закручивается и моет ваше тело, а потом стекает в ручей. Ручей спешит к речке, а та — к морю. Мы видим рядом Белую Рыбу. Она подплывает совсем близко, мягкими губами обирает все лишнее с тела и души. Голова и грудь очищаются, сердце начинает биться ровно и сильно, спокойствие охватывает вас. Вода чистая и прозрачная. Мир чистый и сияющий, полный любви и радости. Звуки дивной музыки льются с Горы… В Храме началась служба. ХРАМ. Мы поднимаемся выше, чуть-чуть круче склон. Вокруг цветы, деревья, птицы. И, наконец, мы у белого Храма, устремленного к синему Небу. Кажутся совсем близкими высокие снежные вершины. Тонкие облака рождаются около них и, как мысли, текут над Землей. Тихо звучит хор. Мы заходим в Храм. Полумрак, горит живой огонь. Мы подходим к иконе Божьей Матери, ставим свечу и молимся, прося здоровья, покоя и радости для всех, с кем связаны узами любви: Богородице Дево, радуйся, …благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших! О Всеблагая, даруй покой и радость тем, кого люблю. Ставим вторую свечу — за тех, с кем связаны узами добра и общего дела. Снова просим Богородицу помочь всем, о ком помним, кого благодарим. О, пресвятая Дево, даруй им силы, терпения и мудрости. Пусть не устанут их души творить добро! Ставим третью свечу. Просим здоровья, покоя и радости для тех, кого мы обидели когда-то случайно или сгоряча. Просим за тех, кто обидел нас или пожелал нам когда-то зла: О, пресвятая Дево, даруй им здоровья, покоя и радости. Пусть успокоятся их души! Горят свечи. Огонь животворящий очищает нас, уносит обиду и горечь, сжигает плохую память, дает силы для жизни. Отче наш! Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Аминь. Пожелайте добра и покоя своим близким, любимым и тем, кто любит вас, нашей неоглядной России и всему Миру. Протяните руки к Небу. Откройтесь потоку благодати, дайте ему пройти к Природе. Пошлите свою благодарность, любовь и готовность служить всем, кто помог Вам в пути и кто нуждается в вашей помощи. Спасибо, тебе, Божий Храм! Нам пора. Просчитайте в обратном порядке, и мы возвращаемся. Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Сожмите руки перед грудью: с-с-ссила! Потянемся вверх, как трава к Солнцу, еще! Добрые связи с Миром растут и крепнут. Все будет хорошо!
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!