Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 13 из 27 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
СВЕТЛОЕ РОССИЙСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО В Киевской Руси люди моей профессии именовались волхвами и ведунами. Историки культуры называют их волшебниками, знахарями, зелейниками. После принятия христианства волхвы выступили в защиту старой веры. В судебниках зелейничество (целительство) стало именоваться «бесовским волхвованием» и жестоко преследовалось церковью и властями с целью искоренения языческих верований. «Не последнее место занимало здесь и желание церковников прибрать к рукам выгодное для них дело врачевания. Болезни они рассматривали как наказание бога за грехи или как козни дьявола… Заговоры знахарей у постели больного церковники пытались подменить молитвами; ношение амулетов, талисманов, оберегов — крестами, ладанками, пасхальными и четверговыми свечами. Молитвы, посты, святые иконы, крестные ходы — вот церковная панацея от всех болезней» (Минько Л. И. Знахарство. Минск, 1971. С. 20–21). Верующих посылали искать спасения у «святых мест» (к Киевско-Печерским мощам, на реку Иордань), за болезнями были «закреплены» святые: к примеру, за болезни зубов отвечал святой Ополлоний, за пьянство — Вонифатий… В средние века народная медицина с ее поиском причин болезней и лечебных средств повсюду была бесправной, занимающиеся ею безжалостно истреблялись. Костры инквизиции пылали по всей Западной Европе. Удивительно, но все это делалось именем Великого Целителя — Христа! А в России «Молот ведьм» не действовал. Светлая российская культура, опирающаяся на устное слово и связь с природой, освоила христианство. Древнерусский «знахарь» (знатель, знатец) — человек сведущий, знающий свое дело, имеющий истинное познание в чем-либо, знаток. Знахарь прежде всего был знающим и умелым лекарем, хранящим, накапливающим и использующим народное знание-умение о структуре человека, средствах диагностики, профилактики и лечения недугов, о причинах и особенностях протекания болезней, о связи неба, Солнца и здоровья подведомственного ему социума. Да-да, я не оговорилась: знахарь отслеживал здоровье определенной территории. Мы, россияне, народ оседлый, бродяги у нас не в чести. Землю пашем, хлеб сеем, детей ро́стим. В селении непременно нужна была церковь и нужен был свой настоящий целитель. Шарлатанов быстро выводили на чистую воду — народ на мякине не проведешь! Понятия, производные от слова «знать», относились к врачеванию. «Целить» означало доводить до целого; из порушенного на части, из разбитого восстановить целостность, первозданность, норму. Целителями были костоправы. Для проверки их умения глиняный горшок клали в мешок, наливали меду, крепко завязывали и разбивали. Если целитель хотел, чтобы люди доверяли ему исцелять ноги-руки, он должен был при всем честном народе собрать горшок из черепков, не развязывая мешка! «Термин „лечец“ (лекарь) отражал народный опыт в лечении и близок латинским словам „медицина“, „медик“. Термин же „врач“ (и производные „врачевание“, „врачба“) произошли от древнеславянского корня „вър“, что означает „шептать, заговаривать“ и отражали магические действия и заговоры» (Мультановский М. П. История медицины. М., 1961). Врач-знахарь влиял на исход болезни своими словами и действиями; он применял травы, разнообразные экологические знания, свои практические умения и магию, составлявшую ранее главную тайну знахарского дела. По меткому замечанию фольклориста-литературоведа А. Н. Веселовского, российские заговоры в процессе взаимодействия культур обрели структуру молитв, а молитвы об исцелении стали походить на заговоры. Знахари в своей магической практике стали использовать силу слова Божьего для исцеления болезней души и тела. Для лечения они применяли известные программы коррекции души и тела (все-таки, на Руси было накоплено существенное народное знание о человеке), но, пуская программу в работу, просили силы и помощи и у христианского эгрегора! Судите сами: ЗАГОВОР ОТ КОЛОТЬЯ В БОКАХ (Тульская губ. Запись 1890 г. «Обереги русского народа». М., 1993). Господи Исусе Христе! Спаси и помилуй от всех недугов денных и ночных, полуденных и полуночных ангельскую душу младенца (имя). Аминь. Произносят трижды. ЗАГОВОР ОТ УРАЗА (ушиба, раны, опухоли) (Архангельская обл. «Обереги русского народа». М., 1993). В кружке воду крестить ножом с острым концом, при этом говорить: Как на ноже, на острие вода не щипит, не кипит, не пухнет, так же у раба Божия (имя) не щипело, не болело, не пухло и живота не бурлило. Как на ноже, на острие ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли, так и к рабу Божию (имя) век ничего не пристало: ни щипота, ни ломота, ни опухоль. Вода светла, и так же раб Божий (имя) здоров и весел. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Закрыть кружку, чтобы Дух не выходил, и выпить. От зубной боли Сначала читается Отче наш, а потом заговор на молодой месяц. — Ты, светел месяц, на том свете был? — Был. — Адама и Еву видел? — Видел. — У них зубы, губы, десны болят? — Не болят. — Так пусть у раба Божия (имя) не болят ни зубы, ни губы, ни десны. А вот несколько заговорных молитв, собранных Н. А. Фроловой. При сборе лекарственных трав Подойдя к растению, нужно повернуться на восток, перекреститься, прочитать Отче наш и сорвать растение с заговором: Матерь Божия ходила, зелья-травы родила. Что надо, поливала, нам на помощь давала. Аминь. * * * Трава-травица, красная девица, не я тебя сажала, не я и поливала: Господь тебя сажал и поливал, — верующему на помощь давал. Аминь. При посадке картофеля Сначала читается Отче наш, а потом заговор. Дай, Господи, чтобы картошек под кустом было, что листьев на дереве. Когда бы Господь дал так земле родить, чтобы и мне, и людям было. Роди, Боже, на всякого долю. Господи, помоги! Аминь. А вот заговорные молитвы, найденные А. П. Аксеновым. Сначала читается Отче наш (1 раз), а потом заговор (3 раза). При чтении безымянным пальцем правой руки очерчивать больное место против часовой стрелки. После этого три раза легко ударить ребром ладони по больному месту и сказать: «По сей день, по сей час, по сию минуту!». От вывиха Свих-свихище, навих-навихище, в суставах раба Божьего (имя) тебе не стоять, не болеть, белой кости не ломать, горячей крови не сосать. Вон, ступай на болота и сухие леса. Там себе гуляй, болота суши, сухие леса ломай, а с раба Божьего (имя) выступи. Аминь. От укуса собаки Рвали зубами, заговариваю губами, покрываю руками, отчитываю молитвой. Раз — не боли, два — очистись, три — заживи и зарасти у раба Божьего (имя). Не я отговариваю, отговаривает Божья Матушка силою святой молитвы и Животворящего Креста! Аминь. От укуса комара, мошки, пчелы, овода, клеща Кого укусили, за того святые просили. Не будет болеть, опухать, краснеть. У тебя, палец, имя нет, у тебя, укус, места нет! Аминь. От воспаления подчелюстных лимфоузлов
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!