Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 11 из 27 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Ты, целебная трава костоправка, ты, срастительница-костовязка, ты срасти разбитые кости, заживи горячие раны. Коль убился свалился в яму, коли камнем кого зашибло, ты состави сустав к суставу все, трава, ты срасти, как было. Костный мозг, сойдись с костным мозгом вы пристаньте сустав к суставу, да что вырвано вместе с мясом, да срастется и кости так же. Костный мозг, сойдись с костным мозгом, да срастется и кожа с кожей, с кровью кровь да и с костью кости, да пристанет и мясо к мясу. Волос к волосу прилагая, кожу с кожей соединяя, с кровью кровь да и с костью кости, диво дивное, встань пред нами! Что сломали да что разбили, что нарушили в этой плоти помоги, Бог, Нормы опять составить как ты сам при рождении поставил. ЗДОРОВЬЕ РУСИ Да, скифы мы! Да, азиаты мы… А. Блок Как закалялась Русь Скифы жили на юге России и купали своих новорожденных прямо в холодной реке. Геродот (ок. 484―425 гг. до н. э.) побывал в причерноморских степях и описал бани скифов, особо отметив их использование не только в гигиенических, но и закаливающих целях. Баня представляла собою хижину, обтянутую войлоком. Посреди нее находился чан с раскаленными докрасна камнями, на которые плескали воду. В этой войлочной бане была такая высокая температура, что после нее любая жара была нипочем. Наши предки обживали суровую землю, и помощи ждать было неоткуда. Здоровье много значило. Сотнями поколений был создан механизм возврата и поддержания здоровья: жизненный уклад, праздники и посты, баня, правка, травы и заговоры. Сказки, пословицы и поговорки, былины и песни хранили и передавали высокую нравственность. Так Природа-матушка берегла память, физическое и духовное здоровье россиян. Быт и уклад. В древних обществах Руси практически сливались быт, культура, религия и хозяйственный уклад. Язычество, не являясь национальной религией, своим основным содержанием — обоготворением Природы — обеспечивало устойчивость обществу, делало его цельным и здоровым. Добрые связи с Природой позволяли сохранять окружающую среду (как основу хозяйствования) и здоровье каждого человека. Не было общей письменности, но была поэзия, были песни, сказки, былины, пословицы, поверья, приметы и заговоры. Летописцы при князьях отмечали вехи истории. Хранителями народной мудрости были старые люди, их берегли. Так поддерживался должный уровень альтруизма. Знания, добытые вековой практикой, выступали в иносказательной, часто мистической форме. Ведь знание должно работать, стало быть, оно должно быть усвоено любым членом общества, а особенно ребенком! Именно мистическая (сказочная, иносказательная) форма позволяет без потерь передавать, хранить и своевременно использовать информацию. Дети впитывали нравственные заповеди и адаптивные умения из устного творчества и ежедневной практики в тесном контакте со взрослыми и — с Природой. Уровень адаптационного потенциала народа был высок. Опыт закаливания на Руси насчитывает свыше тысячи лет. За это время сложилась целостная система, включающая разумное воспитание, простоту в образе жизни, пище, одежде, использование целебных сил Природы и уважение к ней. Россиян всегда отличали выносливость, неприхотливость и адаптивность к переменам погоды и судьбы. Русские воины, землепроходцы, поморы и крестьяне круглый год ходили босиком или в «мокроступах», особых липовых лаптях. Ходьба в них была не простая, а закаливающая. Для этого в лапти вкладывали свежие листья одуванчика, мать-и-мачехи, подорожника, березы и лопуха. Свежий сок этих растений помогал рассасываться старым мозолям и предупреждал образование новых, препятствовал возникновению различных инфекций и отеков. Лапти не были помехой «заземлению» — накапливающиеся положительные заряды электричества свободно уходили в землю. Но главное, травы при ходьбе воздействовали на рефлекторные зоны подошвы, связанные с головой, тимусом, легкими и позвоночником. Осуществлялся целительный общеукрепляющий и закаливающий массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту — насморк и простуда не брали. Детей начинали парить в бане и купать в холодной воде сразу после рождения. И так — каждый день в течение нескольких недель. Затем — при каждом нездоровье и даже каждом крике. «…У славян бани древесны, и пережгут каменье румяно, и разволокутся нази и обольются квасом успиянным (т. е. щелоком) и возьмут на ся прутье младое, бьются сами… и обольются водою студеною. И то творят по вся дни», — так древнейший русский летописец Нестор в 945 году описывал обычай закаливания в бане, бывший первой потребностью русских. В «Повести временных лет» (945 г.) описаны бани Великого Новгорода: «Как ся мыют и хвощуют… видех бани деревяны и пережгут их вельми … и будут нази и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнут ся бити … и обливаются водою студеною и таке живут». В баню с собой брали несколько кусков редьки с солью. В Древней Руси делали индивидуальные бани в виде временных шалашей из веток и листьев разных деревьев. Аромат зависел от выбранного дерева. Со временем на Руси появились специалисты по банным веникам. Замерзшего человека отогревали, обкладывая распаренными травами. Легкий пар настолько пришелся по вкусу русичам, что вениками стали платить дань победителям. Были веники березовые, дубовые, липовые, ольховые, можжевеловые, рябиновые, пижмовые, крапивные. Вениками из рябины и полыни парились в бане по утрам — после такой процедуры человек ощущал себя «свежим, как огурчик» и был готов к любой тяжелой работе. Отправляясь в дальние походы, русские воины пили живичное молоко: настой сосновой смолы в молоке, было известно, что она «болезни отгоняет». Мазь из живицы с воском и медом — оттуда пошла. На Руси самое первое руководство по медицине было написано внучкой киевского князя Владимира Мономаха в XII веке и называлось «Мази». В нем приводились многочисленные способы массажа, усиленного различными мазями и растирками. Например, лоб и затылок растирали уксусом, маслом мяты и мелиссы. Плечи и лопатки — соком тертой редьки и хрена. Кисти рук — сосновой живицей с чесноком. Подошвы — кислым тестом и капустой. Не только лекари, но и обычные люди знали, что кожа — не просто оболочка тела. Через нее, как через «окна» болезни «входят» в организм и «выходят» из него. Массаж может захлопнуть эти «окна» (рот, уши, поясницу, ладони рук, подошвы ног) для входящих и открыть дорожку выходящим хворям. И вместе с тем, через «окна» пор кожи и биологически активных точек в тело человека входит живительный энергоинформационный поток от луга, от леса, от родника, камня и Неба. На первый взгляд, это представление о болезнях и борьбе с ними наивно. Но оно веками работало на человека, сберегая здоровье его тела, души и сообщества. И сообщество берегло Природу. Еще долго здоровье россиян удивляло Европу. Так, Жак Маржерет в начале XVII века пишет: «Только в возрасте старше 80 лет они подвержены болезням. Они не знают, что такое врач и считают нечистым многое из того, что используется в европейской медицине. Но если заболевают, берут обычно водки на хороший глоток и кладут туда же головку толченого чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой болезни». Дух Руси Моя бабушка, мамина мама, была наполовину русская, наполовину литовка, а дедушка грузин. Мой отец — Иванов Александр Сергеевич, был русским, но черным, как жук. Кто из нас может сказать, что в нем только русская кровь? Да никто! Но мы все россияне, мы живем в России, на Руси, в нас русский Дух. Наполеон направил на Русь обученную в победных боях армию. На российских снежных просторах ее могущество ушло, как песок сквозь пальцы. Гений войны позорно бежал и вскоре нашел свой конец. Бронированную армаду двинул на нас Гитлер! И что же? Не получилось, несмотря на дисциплину и технику. Нельзя россиянина согнуть в дугу и вставить, как детальку в машину. В нас русский дух. «…Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Он опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день. Конечно, должны еще произойти великие перемены; но не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного… Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…» — так А. С. Пушкин писал в «Путешествии из Москвы в Петербург». Приняв христианство от Византии, россияне не расставались со светлым славянским язычеством, в основе которого — уважение к Природе и даже благоговение перед нею. В результате родилось российское православие. В каждом доме была икона, Бог был рядом, и рядом был Храм. Лик Богоматери освещал горницы и души. Это укрепляло россиянина и настраивало его на самостоятельное выживание. Он носил нательный крест, но продолжал искать цвет папоротника и пускать по реке венки на Ивана Купалу, рассказывать волшебные сказки и твердить на все случаи жизни заговоры, верить в приметы и гаданья, задабривать домового и править младенца в бане. Может быть, именно поэтому завоевателям не удалось поставить Русь на колени. Татаро-монгольское иго было мягким. Кочевники укрепили Русь и уберегли ее от агрессии растленной и умственной Европы. «В моральном и духовном отношении их гнет для Руси не был тяжел: на ее исторические традиции и бытовой уклад они не посягали, были абсолютно веротерпимы, к православной церкви относились с неизменным уважением и оказывали ей всяческое покровительство», — пишет Л. Н. Гумилев. Для всех татарских ханов были неприкосновенны земли, люди и законы церкви. Помощь, оказанная дальновидными российскими князьями Батыю, который с четырьмя тысячами всадников дошел до Адриатики и узнал о предательстве за своей спиной, в Сарае, не была забыта. Батый помог Александру противостоять шведам и немцам, а в целом — католичеству Запада. Татары с той поры выселялись на Русь со слугами и дружиной, получали землю и службу, женились на русских боярышнях и преданно служили новому Отечеству. Так смешивались русская и татарская кровь во всех слоях общества. В 1256 г. умер хан Батый. Его сын Сартак, христианин, побратавшийся с Александром Невским, вскоре был отравлен своим дядей-мусульманином, но христианские храмы по-прежнему не трогали. В Новгород татары не заходили и дани с новгородцев не брали. «А что в законе церкви, — иконы, книги либо иное что, — того да не возьмут, не издерут и не погубят. А кто веру их будет хулить, тот человек обвинен будет и умрет», — такой закон издал великий хан Менгу-Тимур в 1269 году. В самом Сарае было пять православных храмов, основанных еще проповедниками-несторианцами. Монастыри были свободны от дани, и летописи донесли до нас сведения о солнечной активности и здоровье народа. Известно о чудовищных эпидемиях чумы и потовой горячки в течение XIII века во всей Европе. Солнце в тот печальный век было настолько покрыто пятнами, что казалось иногда похожим на луну.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!