Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 21 из 36 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
- Один мой хороший знакомый сегодня открывает выставку у себя в центре, приглашал заглянуть. Я бы так не собрался, но с вами за компанию, может быть, и стоит съездить. Все-таки там будет вся тусовка, может, что и узнаем полезного. - А что за центр? - поинтересовалась она. Владимир назвал место - шикарный выставочный зал, принадлежащий одному из богатейших россиян. Ну разумеется, кто ещё может быть хорошим знакомым самого крутого русского олигарха - только другой крутой русский олигарх. Ехать, конечно же, было надо, Владимир прав: на таких вот тусовках кого только не встретишь, ибо подобные сборища - настоящий парад самозванцев. А среди самозванцев и следовало, думается, искать производителя фальшивых Айвазовских. - Мне надо переодеться, - подумав, сказала она. - Не проблема, открытие в семь, но потом будет афтерпати, так что мы в любом случае успеем. Сейчас я отвезу вас в гостиницу, вы быстренько переоденетесь, а дальше решим, куда поедем, - на выставку, а потом ужинать, или наоборот. - Быстренько не получится, - твердо заявила она. К обряду облачения для серьезных мероприятий Александра всегда подходила с тщательностью профессионального разведчика. Не то чтобы она действительно верила, что в этот вечер ей удастся что-то выяснить, но главное требование к одежде у неё всегда было одно: соответствовать её настроению. Александра давно уже усвоила, что со своим настроением она ничего поделать не может, - она не умела владеть собой в необходимой для светской жизни мере, поэтому всегда старалась подобрать наряд, который сам мог бы задать ей тон. Чувствуя себя экстравагантной, она могла разрядиться в Вивьен Вествуд: когда настрой шел легкомысленный - в Кавалли или, на худой конец, Пуччи; а когда настроение было никакое, спасал только любимый Маккуин. Одежда любимых дизайнеров после увольнения из Сити покупалась на распродажах, поэтому была прошлого и даже позапрошлого сезонов, но какой нормальный мужчина может отличить Пуччи коллекции этого года от коллекции двухлетней давности? А женщин в расчет она не принимала. Сегодня, чуть поколебавшись, Александра достала из шкафа свой излюбленный наряд от Маккуина - черное сверкающее платье в виде трапеции, которое придавало ей вид одновременно инопланетянки и старлетки середины шестидесятых. Забрав волосы вверх конским хвостом, она натянула черные лайковые перчатки до локтей и довершила наряд блестящими черными ботфортами на кожаных ремнях, достающими ей чуть выше колена. Облик эксцентричной девицы был подкреплен вспрыском любимой шанели - старомодно, да, но, увы, тут она ничего с собой поделать не могла. Взглянув на себя теперь в зеркало, Александра твердо решила, что она прехорошенькая. А значит, глубоко наплевать на то, что нищий к ней всё-таки не подошел. - Здорово выглядите, - искренно похвалил Владимир. - Может, черт с ней, с выставкой, поедем куда-нибудь посидим? - преувеличенно ухарски предложил он. Она в ответ благодарно улыбнулась и в тон ему весело отозвалась: - Так ведь рано ещё. - И то верно. - Владимир вздохнул: - Ладно, поехали, на картины глянем. - Он назвал адрес водителю, и они медленно покатили по вечерней Москве. Но уже через несколько метров они как будто намертво встали в свежевыпавшем снеге, взятые в кольцо нешуточного московского трафика. Из окна их тонированного лимузина, который оказался слишком велик и неповоротлив для загроможденных центральных улочек, в клубах нереального пара, исходящего от автомобилей, Александра рассматривала муравьев-прохожих, спешащих по своим мелким земным делам. Олигарх - хозяин великолепного выставочного комплекса, куда добрались они совсем нескоро, ещё издали помахал им рукой. Он стоял в центре огромного пространства, словно не замечая направленных на него взглядов с круговых огневых позиции. Большинство пялилось открыто; те же, кто делал вид, что не замечает его присутствия, наблюдали за ним исподтишка - затылками и спинами. Александра меньше всего хотела сейчас выйти на передовую линию человеческого любопытства, поэтому она попятилась, пытаясь незаметно оторваться от своёго спутника. Но Владимир мягко, но твердо взял её под руку и потащил к своёму приятелю. Мужчины обнялись, при этом хозяин ещё и похлопал Владимира по плечу. Было очевидно, что они действительно рады друг друга видеть. Затем Владимир представил её. Олигарх слегка поклонился. Александра видела московскую знаменитость живьем впервые и сейчас удивлялась, насколько же журнальные фотографии не передают его мощного природного обаяния - не испытать мгновенной беспричинной симпатии к этому человеку было трудно. Мужчины начали обмениваться новостями об общих знакомых, и Александре удалось-таки незаметно выскользнуть из магического круга; внимание к её особе многоглазого Вия ослабло. Без усилий продвигаясь теперь вдоль экспозиции, Александра с удивлением вдруг отметила про себя, что собравшийся здесь народ на живопись практически не смотрит. Люди болтали, смеялись, пили и всячески выражали своё удовольствие от происходящего или собственную значимость, но при этом все их внимание было сконцентрировано на них самих, на собеседнике, на проходящих - и никак не на полотнах, развешенных вдоль выбеленных стен. Картины вдруг представились Александре полосой отчуждения, строго очерченной границей иного пространства, о существовании которого присутствующие вроде бы знали, но внимания на которое не обращали. Живопись существовала сама по себе, и мир, который в ней открывался, не интересовал собравшихся, балагуривших друг с другом с каким-то почти неприличным комфортом и самодостаточностью. «Зачем здесь эти люди? - невольно спросила себя Александра. И, подумав, добавила: - И зачем здесь я?» Взгляд её снова обратился на хозяина, по-прежнему находящегося в центре всеобщего внимания и желания. И на её покровителя, все ещё мило с ним беседующего. Присутствие этих двух людей вместе, рядом, близко, вживую - высокого брюнета и золотистого шатена - казалось, наэлектризовывало толпу возбуждением; воздух закручивался вокруг них вертлявым вихрем, многоваттные лампы сияли ярче, щеки дам покрывались румянцем, мужчины становились оживленее. Александра практически не знала московской тусовки, поэтому не могла выделить из этой модной, щегольской толпы практически ни одного знакомого лица. Улыбки, адресованные другим, блеск глаз, зубов, помады, всплески смеха, широкая мужская ладонь на соблазнительно задрапированной муаром заднице, игра ухоженных рук, отрепетированные жесты, зовущие изгибы обтянутых дамских форм, тончайшие прикосновения мехов и нагота соблазна - все это купалось в шампанском, жевало клубнику, кокетничало и веселилось. Заметеленная многоголосая Москва с её темными людишками, прокладывающими свои тропинки сквозь снега, казалась теперь нереальной, отступив под натиском сияния, жары и земного могущества этих двух владык за границы материального мира - в никуда, в живопись. «Зачем я здесь?» - вновь тоскливо повторила она себе и отправилась бродить по лабиринту отсеков, образованных множеством высоких панелей. Изредка попадались ей полузнакомые лица, знаменитые тусовочные персонажи, профурсетки медийной славы, строчки Форбса, ну и, конечно, завсегдатаи светских арт-мероприятий: сын хорошей художницы, недавно отмотавший срок; длиннокудрый живописец - посетитель балов общепита; европеец, якобы коллекционер современного искусства, с женой и дочерью; адвокат в бабочке; неизбежная дама в очках и в вечночерном… Александра попыталась сосредоточиться на картинах, но это оказалось не просто - экспонировалось современное российское искусство, нечто плохо доступное её душе. Но она сделала над собой усилие и стала медленно и методично осматривать полотна. Два полотна, изображавшие окна, висели рядом. На одном был узкий зарешеченный проем в яркий солнечный день, на втором - то же самое пространство, но в лунную ночь. Александра сверилась с табличкой - столь же простым, как само изображение, было и название работ, данное им самим художником: «Окна». Среди акрилликовой беспредметной мазни эти картины выделялись, как два кролика в террариуме. Что-то внутри у Александры сжалось, застонало от непонятного тоскливого предчувствия при взгляде на них; что-то они напомнили ей, родное и далекое. Как всегда, когда она видела перед собой настоящую живопись, Александра прежде всего задала себе вопрос - как это сработано. Чувствовалась рука мастера: лунная ночь висела слева, и луна на картине была слева, а солнечное окно размещалось справа, и солнце было тоже изображено в правой части работы, сообразно с лучшими традициями старых мастеров. Практически все пространство обоих холстов занимали сами окна - железные прутья на фоне темных и светлых небес, причем на фоне дневного света решетки выделялись темными силуэтами, а на фоне ночного - светлыми, отражающими лунное мерцание. Лишь по краю картин кое-где были видны кусочки серой тюремной стены с отвалившейся местами штукатуркой, обнажающей красный кирпич. Стены были проработаны черным, и только потом, уже по подмалевку, мастер профактурил их протяжками - широкими мазками английской красной для передачи текстуры старого кирпича. Небеса в обоих случаях были выполнены широкой заливкой - видно, мастера они не очень интересовали, ибо весь он сосредоточился на выписывании света: лунного и солнечного, играющего сверкающими бликами на цилиндриках железных прутьев, которые, в свою очередь, были исполнены тончайшими лессировками. Солнечные кадмиево-охристые лучи легли на решетку крупными пастозными пластами практически не разбавленных чистых белил, причем сработали их не кистью, а мастихином. А вот лунное серебристое мерцание тоже писалось лессировками, причем в замесе явно присутствовали холодный черный, индиго… Чей-то взгляд резко толкнул её в спину. Она обернулась. В противоположном конце зала давешний нищий в чём-то темном уверенно прокладывал себе дорогу сквозь толпу. Даже на расстоянии она явственно разглядела его густую неопрятную бороду, и ей почудилось, что её насквозь прожигает бешеный взгляд его глаз. Откуда он здесь? У неё выступила испарина на лбу. Она представила себя рядом с этим попрошайкой. Надо было срочно что-то делать. Между тем нищий приближался. «Бежать!» - скомандовала она себе. Но не сдвинулась с места. Ноги её словно вросли в каменный пол, и спасения, казалось, не было. Вот и настигла её расплата за приход сюда, вдруг подумалось ей. Нищий между тем подошел совсем близко, но вдруг резко свернул вправо и схватил за руку дородного мужчину, стоявшего к ней спиной. У них завязался оживленный разговор. Александра стряхнула с себя наваждение - ну что за ерунда, конечно же, она обозналась. Откуда здесь было взяться бродяжке - да и сходство, пожалуй, было только в худобе и длинной темной бороде. Не чувствуя под собой ног, не ощущая своёго тела, как бывало с ней в минуты величайшего волнения, она не постеснялась подойти почти вплотную к беседующей паре. Человек, которого она приняла за попрошайку с Таганской площади, при её приближении резко обернулся. Судя по одежде, был он далеко не нищий; во всяком случае, костюм от Армани сидел на нем складно. Несмотря на это, от него несло таким острым неблагополучием и внутренней обреченностью, что никакая туалетная вода не могла это заглушить. Почувствовав на себе её пристальный взгляд, мужчина перестал говорить и уставился на Александру. Вслед за ним обернулся к ней и его собеседник, до сих пор все время стоявший к ней спиной. Это был Андрей. ГЛАВА 23 Побег У неё возникло ощущение, словно её окатили кипятком. Андрей смотрел на неё, не смущаясь, не выражая ни радости, ни удивления, словно этих шестнадцати лет, Бутырки, допросов, следователей и предательства не было между ними. - Привет, - поздоровалась она первой, потому что дальнейшее молчание было невыносимо. - Здравствуй, Александра, - ответил он так хорошо ей знакомым низким голосом. - Познакомься, это мой старый приятель, Вячеслав, - кивнул он на незнакомца. - А это Александра. Она сразу заметила, что не подпала ни под какую категорию в его жизни - ни старой знакомой, ни приятельницы, ни подруги. Действительно, может быть, их роман истекшего срока давности и не значил для него ничего. И не была она в его жизни никем. Знакомый Андрея, которого она приняла поначалу за недавнего нищего, кивнул; он выглядел слегка раздосадованным, что их интереснейший мужской разговор прерван. Все, поздоровалась и отваливай, телка, - казалось, говорил его взгляд. Андрей вежливо переминался с ноги на ногу. Он тоже, казалось, считал, что встреча исчерпана. Разговор обмяк и сдулся, как парус в безветрие. Но на неё словно столбняк нашел. Она продолжала стоять молча, глядя на Андрея в упор. «Вот как, значит». «Никто я ему, даже не подруга», - буксовала в голове дурацкая мысль. Почему-то совсем некстати вспомнила она неприятный эпизод, произошедший с ней пару недель назад. Усталая, она на своём «порше» возвращалась поздно с работы, когда её вдруг обогнал мотоциклист, заехал прямо перед ней и резко затормозил. Слава богу, она, в свою очередь, тоже успела дать по тормозам. Затем мотоциклист показал ей грубый жест и наддал газу. Видимо, перед этим она где-то нечаянно подрезала его или сделала какой-то некорректный маневр и теперь он её догнал, отомстил и нахамил. Александра совершенно не подозревала, где и когда могла его подрезать. Но дело теперь было в другом. Верхом на легоньком мотоцикле играть в такие игры с ней, сидящей за рулем мощнейшего «порша», было крайне неразумно. От усталости она вообще могла ошибиться и вовремя не затормозить, раздавив при этом мстителя в лепешку. И внезапно в ней поднялась дикая ярость, она решила догнать этого молокососа, мгновенно подплыть сзади всем корпусом огромной машины, все увеличивая скорость и… Тогда она тут же сбавила газ и несколько раз прочла молитву, чтобы успокоиться. Теперь же успокоиться Александра не смогла. Словно кто-то за неё вдавливал педаль газа до самого пола, ту самую педаль, которой обычно она едва лишь едва касалась ногой. Ярость закипала в ней, выжигая все внутри. - Ты совсем не изменилась, - вдруг выговорил Андрей более мягко, и она поняла, что и ему стоять и равнодушно глядеть на неё на светском рауте стоит немалых усилий. Волна гнева схлынула сама собой. Остались лишь чувство бессилия и усталость. «Он, как всегда, все почувствовал», - устало пронеслось в голове. Как и тогда, в далекие дни их юности, он мгновенно понял, что происходит в её душе, и едва уловимым знаком дал понять, попросил даже, чтобы она успокоилась. Андрей, напротив, сильно изменился. Нет, не просто изменился, он стал другим. Когда они расстались - вернее, когда их оторвали друг от друга, - он был вдохновенным и прекрасным, как может быть прекрасен только творец со сверкающими глазами. Человек, стоявший теперь перед ней, казалось, сгорел дотла так давно, что ветер рассеял пепел его души по миру, и много весен отцвело с тех пор. - Вячеслав - художник, - между тем продолжил Андрей, переводя разговор в безопасное русло. - Здесь выставлены его работы. Целых две, - добавил Андрей полушутливо, но в голосе его ей явно почудилась зависть. - А я знаю какие, - с удивившей её самой уверенностью отозвалась Александра. Да? - Вячеслав наконец-то проявил интерес к разговору. - И какие же? - «Окна», - спокойно ответила она. - Вячеслав Ивантович, так? - Ну, ребята, вы меня просто разыгрываете, - довольно протянул он в ответ. - Поди, Андрюха, ты ей заранее сказал. - Я не видел Александру много лет, и у меня точно не было возможности обсудить с ней заранее твое творчество. - Эти слова были сказаны только для неё. Вячеслав, казалось, не поверил. - Как же тогда вы догадались? - снова обратился он к Александре. - Вы производите впечатление единственного живого человека здесь - так же, как и ваши две работы. - А вы, оказывается, тоже искусствовед, как Андрей. - Вячеслав явно наслаждался комплиментом. - Только ещё лучше его, кажется, - ворчливо прибавил он, кивнув в сторону приятеля. Андрей деланно усмехнулся. - Она - не лучше, она - потомственная, - как-то чересчур желчно произнес он. И невпопад спросил: - Макса давно видела? - На днях. По лицу Андрея пробежала гримаса. - Ладно, я побежал, - вдруг заявил он. - Всем пока. Александра застыла на месте, а он быстро зашагал прочь. Потом вдруг замедлил бег и вернулся:
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!