Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 16 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
◆ 35,6 процента женщин и 28,5 процента мужчин в США хотя бы раз сталкивались с межличностным насилием. ◆ 29 процентов женщин и 10 процентов мужчин в Соединенных Штатах когда-либо подвергались межличностному насилию и сообщали, что это сильно отразилось на их моральном состоянии. ◆ 15 процентов женщин и 4 процента мужчин понесли физический ущерб в результате проявления межличностного насилия. ◆ Жертвами межличностного насилия ежегодно становится более 12 миллионов человек. ◆ Более всего межличностному насилию подвержены женщины в возрасте 18–34 лет. ◆ Большинство женщин, ставших жертвами межличностного насилия, до этого уже подвергалось насилию со стороны того же абьюзера. Обратите внимание, что домашнее насилие имеет много общих признаков с другими видами жестокого поведения. В случае инцеста (например, сексуальных домогательств отца к дочери) мы тоже видим аналогичные циклы с предсказуемыми стадиями ожидания и успокоения как у родителя, так и у ребенка. Американские социологи и детские психологи Мэри де Янг и Джудит Лори детально описывают типичные циклы поведения членов такой семьи. Описывая этот сценарий с позиции отца-абьюзера, они пишут: «Модель поведения, включающая в себя возбуждение, акт насилия и расслабление, со временем становится привычной для родителя, причем его растущая зависимость от ребенка на всех этапах этого цикла способна даже помешать ему находить других, более подходящих сексуальных партнеров. Это означает, что у него тоже формируется травматическая связь с ребенком»[37]. Когда подчиненные вынуждены терпеть выходки своего жестокого начальника, они обычно тоже ждут очередной волны террора с его стороны, зная о циклах, которым подчинено его поведение. В случае Дона, Джен, Фила и их неудавшегося партнерства, с которого мы начали эту главу, каждый из них отлично сыграл свою роль на всех этапах этой истории. Неблагополучные обстоятельства, в которых они оказались, сильно повлияли на их дальнейшее поведение. Когда эпизоды насилия и предательства постоянно повторяются, превращаясь в предсказуемые циклы, они усиливают травматическую связь. Жертва и абьюзер верят в собственную исключительность Она встречалась со своим психоаналитиком три раза в неделю в течение девяти лет. В течение семи лет он заставлял ее заниматься с ним сексом во время этих сеансов. При этом она продолжала оплачивать их. По пятницам она приходила в его офис и набирала на компьютере текстовые документы. Она не понимала, почему его жена перестала ценить его, – он казался ей замечательным человеком, лишенным недостатков. Он помог многим людям, и в том числе ей, и она была ему за это бесконечно благодарна. Иногда она даже получала удовольствие от секса с ним. Но больше всего ей нравилось ощущение исключительности их отношений. Она видела в его приемной других пациенток, а также весьма привлекательную медсестру. Все они выглядели просто отлично. Однако из всех этих женщин он выбрал именно ее для удовлетворения своих особых желаний. Она была уверена, что он не стал бы заниматься этим с кем-то еще, и связывала его дополнительное внимание к ней с их особенными отношениями. Пока она верила в собственную уникальность, все шло прекрасно. Но когда она узнала, что кроме нее у него была сексуальная связь еще с 80 пациентками, то пришла в ярость. Но до того, как это случилось, его «обещание» работало. Она была убеждена в том, что является единственной в своем роде. Подобные отношения обычно держатся в тайне, а значит, никто не может осуждать их. Такое сопутствующее условие предательства можно найти в случае инцеста (отец выбрал меня из всех остальных детей), неподобающего поведения священнослужителя (он выбрал меня из всех прихожан), а также в учебном заведении (учитель выбрал меня из всех учеников). Жертва не считает предательством тот факт, что ее просто используют ради секса. Настоящим предательством для нее становится ситуация, когда ее тайна раскрывается, и отца отправляют за решетку, священника лишают сана, а учителю запрещают преподавать. При заключении подобного «договора о предательстве» жертва верит выдуманной истории, которую абьюзер рассказывает ей, и его красивым обещаниям, и это создает у нее ощущение собственной уникальности. Получается, что если она выдаст свою тайну, то предаст мечту, которая приобретает для нее огромное значение. Это похоже на сюжет фантастического фильма, в котором в тело землянина тайно помещают душу инопланетянина. Землянин спокойно живет дальше до тех пор, пока не подозревает об этом. Но если его внутренний инопланетянин просыпается, это может убить землянина. Скорее всего, абьюзер тоже верит во всю эту историю. Джерри был психиатром, специализирующимся на семейной психотерапии. Он обладал поистине невероятными способностями. Он был известен во многих странах, так как умел быстро и безошибочно определять особенности психологического климата в семьях своих пациентов. Другие психотерапевты буквально ломились на его семинары в надежде научиться этому уникальному умению. К сожалению, при этом Джерри считал уникальным и самого себя. Ему казалось, что на него не распространяются общепринятые правила и условности, которые должны соблюдать другие врачи. Он был убежден в том, что может позволить себе некоторую свободу действий при работе с клиентами, чтобы ускорить процесс их реабилитации. В частности, он, пользуясь своим опытом и личным обаянием, демонстрировал пациенткам, как они могли бы изменить свое сексуальное поведение, научившись проявлять к нему соответствующий интерес. В итоге более 100 женщин заявили о сексуальных домогательствах со стороны Джерри. После этого была созвана специальная комиссия, которая лишила его медицинской лицензии. В течение нескольких месяцев эта история не сходила с первых страниц газет. Удивительно, но пациенты продолжали выстраиваться к нему в очередь. Все вели себя так, как будто ничего не произошло – за исключением того, что услуги Джерри теперь оплачивались наличными, так как страховая компания больше не покрывала эти полулегальные сеансы. Клиенты Джерри считали, что медицинское руководство просто не может смириться с тем, что он нарушает устоявшиеся правила. Ну а сам он продолжал верить в собственную исключительность. Когда уникальность выражается в том, что человек ведет себя не так, как другие, и не связан теми или иными ограничениями, это рано или поздно приводит к ситуации, для которой древнегреческие драматурги придумали специальный термин трагедия. Почти все описываемые ими герои обладали одним страшным грехом: со временем они впадали в гордыню – у них появлялось завышенное самомнение. Они ставили себя выше других людей. В Древней Греции это означало, что они приравнивали себя к богам. Такое поведение не приводило ни к чему хорошему. Греческим богам не нравилось, что смертные хотят подняться до их уровня. Эдип, Сизиф, Тантал и Ясон – все они страдали от чрезмерной гордыни и желания выйти за пределы своих возможностей. Древнегреческие мифы описывали красивых и благородных людей, которых ждала трагическая судьба из-за их завышенного самомнения. То же самое происходит и с абьюзером. Он может обладать различными талантами и даже совершать добрые поступки. Все это даже делает его красивые обещания более правдоподобными в глазах жертвы. Но когда он отказывается признавать общечеловеческие моральные нормы и начинает верить в то, что ему позволено больше, чем остальным, это тоже приводит его к трагедии. Вот несколько сценариев, при которых у абьюзера может развиться подобное чувство превосходства. ◆ Человека так сильно унижали и оскорбляли в детстве, что он перестал верить людям и пришел к выводу, что все существующие правила и ограничения применяются ко всем остальным, но только не к нему. Такие люди часто обозлены на весь мир и вынуждены скрывать свои истинные чувства. Психологи называют их социопатами или антисоциальными личностями. ◆ В детстве ребенка сильно опекали родители, удовлетворяя таким образом свои собственные желания. Вырастая, он становится одержим собой, не замечая, что это оказывает влияние и на окружающих. В психологии такой феномен принято называть нарциссизмом. ◆ Человека так сильно унижали и оскорбляли, что он стал искать успокоение в алкоголе, наркотиках, сексе, еде или азартных играх. Эти привычки так сильно искажали его реальность, что он начал оправдывать свое нездоровое поведение. Психологи называют такое состояние зависимостью. ◆ Ребенка вырастили родители, обладающие огромной властью, богатством или славой, из-за чего он не задумывался о деньгах и не подозревал, что человеческие возможности могут быть ограничены. Став взрослым и осознав свой реальный потенциал, он начинает страдать из-за утраты своего мнимого всемогущества. При этом он ставит себя выше окружающих и считает, что его происхождение дает ему право делать все возможное для удовлетворения своих потребностей и поддержания своего имиджа. ◆ Благодаря своему таланту или упорному труду человек получает должность, наделяющую его определенной властью над другими людьми (главврач больницы, священнослужитель или адвокат). При этом ему может показаться, что он трудился упорнее, старался сильнее и шел на бóльшие жертвы, чем остальные, а также был умнее и настойчивее них. Из-за этого он начинает верить, что заслуживает большего. Путей к собственной исключительности существует великое множество. Например, в ходе недавнего исследования, посвященного сексуальным домогательствам со стороны священнослужителей, выяснилось, что более 55 процентов из них испытывали проблемы с алкоголем и наркотиками, 50 процентов страдали от сексуальной зависимости, а 33 процента имели другие аддиктивные расстройства: компульсивное переедание, навязчивое потребление, трудоголизм и страсть к рискованным занятиям. Среди опрошенных священнослужителей попадались и страдающие от личностных расстройств: нарциссизма, зависимости от окружающих, обсессивно-компульсивного расстройства и чрезмерной эмоциональности[38]. Поэтому не стало открытием, что все они воспитывались в неблагополучных семьях и подвергались насилию в детстве. Ощущение собственной уникальности может появиться и у целой организации или общественного движения. Последователи преподобного Джима Джонса, руководители фашистской Германии, а также члены секты «Аум Синрике», распылявшие отравляющий газ в токийском метро – все они верили в собственную исключительность. В случае такой групповой гордыни финальная трагедия становится еще более горькой. Террористические группы используют похожие методы для привлечения новых членов. В качестве свежего примера можно привести исламистскую организацию ИГИЛ, основанную на идее об исключительности исламской религии. Психолог Джон Хорган, работающий в Университете Массачусетса в Лоуэлле, специализируется на изучении терроризма и уже успел взять интервью у многих членов террористических групп. Он сделал вывод, что такие организации привлекают людей своими обещаниями удовлетворить их насущные потребности: восстановить справедливость и наказать виновных. В этом плане ИГИЛ похожа на другие террористические организации, изучавшиеся им ранее, такие как Ирландская республиканская армия – все они мастерски превращают мечты своих последователей в конкретные цели и направляют их гнев на реальных врагов. Они привлекают новых членов в основном с помощью крупных и довольно эффективных кампаний в Интернете, эксплуатирующих идеи семьи, единения и товарищества. Эллиот Цвейг является заместителем директора Института изучения средств массовой информации Ближнего Востока. Изучая деятельность ИГИЛ в интернете, он делает следующий вывод: «В их призывах вступать в свои ряды мы видим явный акцент на чувстве товарищества – “приходи и присоединяйся к нам”. Здесь нет упоминания о возможных трудностях, лишениях и риске для жизни. Просто “приходи и присоединяйся к нам, и мы весело проведем время, попутно борясь с врагами”» (Singal, 2014). Какой же вывод мы можем сделать? Травматические узы, связывающие абьюзера и жертву, становятся еще более крепкими благодаря тому, что они оба испытывают чувство собственной уникальности. Если бы они однажды заключили между собой некий договор, то он бы обязательно начинался словами: «Принимая во внимание особую исключительность обеих сторон…» Сильная страсть ошибочно принимается за близость Если человек воспитывался в семье, члены которой были не склонны к проявлению чувств или заботы друг о друге, то, когда он встречает кого-то, кто щедро делится с ним своими эмоциями, он может принять такое отношение за близость. Он рад уже тому, что к нему испытывают хоть какие-то чувства. Но если они имеют негативный оттенок (выяснение отношений, предательство, расставание и последующее страстное примирение), то это не близость, а страсть, которая способна захватить человека и вызвать зависимость. Мы с вами уже знаем, что любая зависимость всегда связана с высокой степенью риска и сильным возбуждением. Уже в середине 1970-х годов специалисты по аддиктивным расстройствам заметили, что ситуации, связанные с риском, часто приводят к зависимости. Психиатр Дэвид Соломон из Брауновского Университета изучал поведение парашютистов и автогонщиков, которые постоянно испытывали желание подвергать себя риску, хотя с точки зрения здравого смысла это выглядело как форменное безумие[39]. Психолог Дэвид Макклелланд из Гарвардского Университета исследовал эмоциональное состояние руководителей крупных корпораций, которые постоянно засиживались на работе допоздна, уже не представляя своего существования без эйфории, сопровождавшей сделки по покупке новых компаний и приобретению контрольного пакета акций[40]. Подобный тип руководителя прекрасно описан в романе Тома Вулфа «Костры амбиций» – его главный герой Шерман Маккой жертвует всем ради возможности продолжать испытывать судьбу[41]. В романе есть эпизод с его монологом, в котором он называет себя «властелином мира», готовым ходить по краю и рисковать всем. Персонаж Маккоя явно списан с возгордившегося героя древнегреческих мифов. Подобная «профессиональная» эйфория во многом напоминает риск, которому подвергает себя человек, испытывающий страсть к азартным играм. Фильм 2013 года «Волк с Уолл-Стрит» рассказывает похожую историю брокера Джордана Белфорта, который играл на бирже, поддерживая себя в тонусе с помощью наркотиков и случайных связей. Когда человек желает перенести весь этот риск на личную жизнь, он обнаруживает, что самой удачной сделкой становятся как раз токсичные отношения. В отношениях появляется дополнительная страсть, когда в них присутствуют предательство и четкое разделение ролей абьюзера и жертвы. Страсть подпитывается страхом – особенно страхом измены, и возбуждением – особенно сексуальным. Мы уже приводили аналогию с кругом: для достижения подлинной близости оба партнера должны одновременно находиться внутри него. Когда в отношениях присутствует сильная страсть, один партнер обычно находится внутри круга, а другой – снаружи. Такая ситуация обычно приводит к предательству и угрозе расставания. Постоянный накал страстей помогает справляться со стрессом. В некоторых случаях человеку бывает проще устроить скандал и даже на время расстаться с партнером, чем напрягаться и придумывать более адекватный способ решения проблемы. Противоречия в отношениях часто легче преодолеть с помощью обострения, а не прекращения конфликта. При этом острые ситуации начинают повторяться, формируя у партнеров определенный цикл поведения. Что касается близости, то она наоборот основана на равноправии и взаимном уважении. В ней нет места злоупотреблению своей властью или чужим доверием. Страсть становится следствием уязвимости и отсутствия внимания, являясь по сути нормальным человеческим чувством. Близость же основывается на терпимости и ощущении безопасности. У людей, которые по-настоящему близки, обычно не бывает секретов друг от друга. Для страсти же необходима таинственность – они всегда идут рука об руку. Близость заставляет партнеров двигаться вперед. Страсть ограничивает возможности для роста и часто служит для отвлечения внимания партнера. Если между близкими людьми возникают конфликты, то они обычно решают их с помощью переговоров, соблюдая принципы честной игры. Близость не приводит к страху и беспокойству – напротив, постоянство и здоровая привязанность друг к другу создают ощущение безопасности и стабильности. На рисунке 4.1 мы собрали вместе все различия между страстью и близостью. Травматические узы крепнут благодаря страсти. У меня была одна пациентка, которая каждый раз чрезвычайно образно описывала свои чувства. В частности, она сказала: «Страсть похожа на пенопласт. Она вроде есть, но на самом деле она ничего не весит и может легко рассыпаться». Рис. 4.1. Различия между страстью и близостью Градус страха постепенно повышается Во всех курсах психологии для начинающих имеется раздел, посвященный одному любопытному феномену: человек кажется нам более привлекательным в сексуальном плане, когда он ассоциируется у нас с некой опасностью. Преподаватели психологии любят рассказывать об эксперименте, суть которого состоит в том, что они показывают студентам фотографии одних и тех же молодых людей сначала в обычных условиях, а затем на качающемся мосту. Удивительно, но эти люди кажутся студентам более привлекательными сексуально, когда они подвергаются опасности, проходя по висячему мосту, нежели в обычных мирных обстоятельствах. На самом деле чувство страха усиливает не только наш романтический интерес. Многочисленные исследования показали, что опасность усугубляет любую привязанность. Данная особенность характерна для всех видов позвоночных животных, на которых проводились подобные опыты, включая людей, собак, обезьян и птиц. Страх усиливает связь между партнерами. Опасность физического насилия (особенно если оно периодически компенсируется позитивными эпизодами во время стадии примирения) сильно укрепляет травматические узы. Когда мы испытываем сильный страх, в нашем организме происходят различные нейробиологические процессы. Страх сильно влияет на работу мозга – не только у детей, но и у взрослых. Это приводит к отложенной реакции на травму и другим видам посттравматического поведения, описанным в главе 1. В результате зоны мозга, ответственные за включение защитных механизмов, получают преимущество и подавляют другие его области, ограничивающие реакции на травму. В настоящее время мы можем со всей определенностью заявить, что чувство страха сильно воздействует на человека на нейрохимическом уровне. Это означает, что серьезная психологическая травма может оставить после себя последствия, которые непременно окажут влияние на работу той или иной системы человеческого организма. Влияние страха всепроникающе[42]. Он обостряет реакции организма, что в свою очередь приводит к включению его защитных механизмов: посттравматического возбуждения, подавления травмы, бегства от нее, самоограничения, стыда, повторения травматической ситуации и формирования травматических уз. В этом году исполняется 40 лет одной печальной странице американской истории, сравнимой с терактом 11 сентября, – трагедии в поселке Джонстаун, которая унесла жизнь 900 человек. Это были люди из разных слоев общества: белые и черные, врачи и хиппи, менеджеры среднего звена и молодые люди из неблагополучных семей, которых преподобный Джим Джонс лично взял под свою опеку. Все они были членами секты «Храм народов» (People’s Temple) и покинули Соединенные Штаты, чтобы построить лучшее общество в джунглях Гайаны. В итоге их жизнь превратилась в настоящий кошмар. Джонстаун больше всего напоминал концлагерь. Джонс объявил, что все имущество членов секты является его собственностью. Кроме того, он забирал себе выручку от продажи урожая. Он пытался ослабить родственные связи между жителями Джонстауна, введя специальную кастовую систему. Чтобы держать их под контролем, он следил за их разговорами, пресекал попытки к бегству, а также пытался контролировать их мысли и чувства. К членам секты часто применялись методы физического воздействия, а сам Джонс нередко эксплуатировал их в сексуальном плане. Один из свидетелей тех событий описывал его следующим образом: У него началась страшная паранойя, сопровождавшаяся ужасной манией величия – он требовал, чтобы все члены секты называли его «Отец». Им овладела безумная жажда власти, денег, оружия, секса и наркотиков. Люди поклонялись жестокому, самовлюбленному и уже психически больному человеку[43]. До конгрессмена Лео Райана дошли слухи о бедственном положении жителей Джонстауна, и он решил посетить коммуну, чтобы предоставить всем желающим возможность вернуться в Соединенные Штаты. Когда он приехал, некоторые члены секты действительно изъявили желание улететь в США, хотя Джонс всячески отговаривал их. Но при посадке в самолет на них было совершено вооруженное нападение, в ходе которого конгрессмен и несколько его сопровождающих были застрелены. После этого преподобный Джонс попросил своих последователей принести священную жертву, чтобы выразить свое разочарование в американской системе. В результате 903 человека послушно приняли яд, а сам Джонс был найден застреленным. Эти люди видели, что рядом с ними ежедневно совершаются убийства и пытки, творится жестокость и сексуальное насилие, и все равно послушно выполнили приказ своего лидера. Вы можете возразить, что это всего лишь один случайный эпизод. На самом деле, это не совсем так. История знает несколько подобных примеров. Например, в 1958 году в США была создана общественная организация «Синанон», которая должна была бороться с наркотической зависимостью. Со временем она превратилась в закрытое сообщество и приобрела черты религиозной секты. Все закончилось, когда ее основатель Чарльз Дедерих был арестован за покушение на убийство. По иронии судьбы, в момент ареста он находился в состоянии наркотического опьянения. Социолог Уильям Уайт так описывал эволюцию этой организации: Когда «Синанон» стал превращаться в религиозную секту, Дедерих ввел так называемые «тесты на профпригодность», чтобы отсеять лишних людей и оставить лишь самых преданных. Чтобы пройти тест, человек должен был побриться налысо и подвергнуться стерилизации (это касалось как мужчин, так и женщин). Более того, в 1977 году членам организации, состоявшим в отношениях друг с другом, было предписано поменяться партнерами. Самым удивительным в этой истории оказался не сам приказ Дедериха, а тот факт, что более 700 членов «Синанона» спокойно выполнили его[44]. Как мы видим, контроль порождает страх, который в свою очередь усиливает связь между людьми. Ребенок подвергается серьезному запугиванию Когда травматические узы формируются у ребенка, они становятся еще более крепкими. В первую очередь это связано с тем, что в детстве мы впервые испытываем чувство привязанности к тому или иному человеку. Если это чувство связано со страхом, то в мозге формируются определенные модели и сценарии поведения. Отношения с родителями создают у ребенка схему последующего социального взаимодействия с людьми, которой он будет пользоваться всю свою жизнь. В дальнейшем ребенок, попавший в ловушку травматических уз, приобретает следующие характерные особенности. ◆ Он реагирует на эмоциональные раздражители в стиле «все или ничего». ◆ Его упорно привлекают одни и те же обстоятельства, он постоянно тянется к людям похожего типа. ◆ Из-за стрессового истощения в его организме происходит мощная выработка гормонов норэпинефрина, дофамина, серотонина и эндогенных опиоидов, которых все равно недостаточно для удовлетворения потребностей в них. ◆ Он весьма бурно реагирует на новые источники стресса. ◆ Он нуждается в родителях, чтобы они помогали ему контролировать его реакции, но вместо этого родители провоцируют новые травмы. ◆ Бывает так, что он помнит не реальные события, а только свои эмоциональные реакции на них, так как некоторые функции его мозга недостаточно развиты. Последствия данных особенностей бывают трех видов. Во-первых, такой ребенок с трудом может управлять своими эмоциональными реакциями. Это в свою очередь вызывает ощущение стыда и новый стресс. Во-вторых, у него развивается чувство, которое психологи обычно называют зависимостью от травмы[45]. Ребенок намеренно стремится воссоздать пережитые травматические ситуации. Наконец, изначальные травматические узы, связывающие его с абьюзером, становятся более крепкими из-за его детской уязвимости, что приводит к тому, что он и в дальнейшем будет склонен к подобным болезненным отношениям. Кроме того, такой ребенок с трудом учится чувству меры и установлению личных границ.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!