Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 37 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
— Айлин действительно в розыске, и её действительно похитили. Официальное руководство Деллери попыталось её убрать, когда они поняли, что она работает над тем, что их не устраивает. Правда, мы её быстро вытащили. В тот же день. Её даже не успели увезти от дома. — Маски — это разработка официальных Деллери? — Риз всё же решил прояснить некоторые моменты, раз уж его вынуждали к этому разговору. — Да. Или нет. Это как посмотреть. Маски — всего лишь следствие, случайное ответвление проекта «Ультимы». После истории с видящими работать в этом направлении запретили. Городской совет просто не стал углубляться в то, ради чего всё началось. А там оставалось всего пара шагов и… — Торне покачал головой. — Но всё одномоментно оборвалось. Дело жизни многих людей рухнуло. Каждый пережил это по-своему. Официальное руководство Деллери, которые всегда больше стремились к успешному коммерческому продукту, нежели к смыслу и реальной пользе, в тайне спонсировало маски. Определённым кругам они пришлись по душе, и это принесло немалые деньги компании. Правда, сам понимаешь, чем могут заниматься люди, ищущие способ спрятать лицо. Поэтому не испытываю никаких угрызений совести по поводу того, что мы недавно немного переделали маски под себя, — Торне усмехнулся. — Сначала они просто перестали работать — поэтому на записи похищения ты видел маску. А потом стали все разом показывать лицо Айлин. Может, официальные Деллери однажды и смогут исправить эту ошибку, но она уже подпортила им жизнь, — Торне улыбнулся своим мыслям. — Вспомнить хотя бы того бедолагу, с которым ты столкнулся в торговых рядах. Риз на мгновение сощурился. — Значит, в торговых рядах была не Айлин? — Нет. Официальные Деллери знали, что ты ищешь Айлин, и следили за тобой, пытаясь опередить в поисках и не дать тебе узнать о секретах компании. А в итоге сами же их выдали. Когда мы заставили все маски показывать Айлин… — «Ультима» тоже запускалась от маски? — перебил его Риз. Он задумался над тем, что маска должна была показывать Айлин-блондинку, но в торговых рядах он видел вариант, который предлагала «Ультима». — Да, но она действовала только на видящих. И дело здесь не совсем в маске. Для настоящей «Ультимы» требуется всего лишь небольшой передатчик. В маске он тоже был — остался со старых времён. — Получается, «рисунок» внутри маски — это работа официальных Деллери? — уточнил Риз, параллельно думая, что у него дома, похоже, спрятаны несколько передатчиков. — Я бы сказал — это несовершенство их работы. Как я уже упоминал, маски — это побочный продукт «Ультимы». Их технология недоработана, из-за чего требуются «костыли» в виде рисунка. Но ведь официальному руководству Деллери всегда нужно побыстрее и подешевле! Повисла небольшая пауза, нарушаемая лишь плеском фонтана. Риз нахмурился, вспоминая день в торговых рядах. — Почему их человек бросил маску? — спросил он, подумав, что тем самым ему в руки буквально отдали доказательство запрещённых проектов. — Запаниковал. Маску достаточно просто снять, чтобы она перестала работать. С нашим передатчиком всё несколько иначе, но об этом парень, конечно, не знал. Только бросив её, он смог отделаться от образа Айлин. Но зато мы смогли использовать его оплошность в последствии. — Пригласив на выставку и убив Синон? — Риз не стал скрывать отвращения в голосе. — Мы её не убивали, — терпеливо возразил Торне. — Она сделала это сама. — Но вы подвели её к краю, окружив иллюзиями. — Боюсь, Синон сама была… импульсивной особой. — Не думаю, что настолько, — Риз вспомнил белых колибри и бокал с кровью. Так кто угодно сошёл бы с ума! — Да и потом, вы не чурались реального физического вреда. — Только с тобой. Но во всех случаях мы следили, чтобы это не зашло слишком далеко. Тебя очень сложно было убедить отключить защиту. Напрямую о таком не попросишь, не спровоцировав протезы на ответные действия. Деллери не афишировали этого, но они неплохо продумали безопасность своих устройств. Протезы всё записывают. Существует целый ряд формулировок, фраз и их комбинаций, услышав или увидев которые, компьютер тут же отправляет сигнал в компанию. Если в первые годы ещё можно было иносказательно попросить видящего отключить защиту так, чтобы в Деллери ни о чём не узнали, то теперь, после стольких лет обучения системы, это почти невозможно. Поэтому мы поставили на то, что ты примешь решение отключить протезы самостоятельно. Айлин пробовала разные методы: придумывала загадки, оставляла послания, которые привели бы тебя к «Ультиме». — То есть на кровать подопытного, — поправил его Риз. — И в этом ты ошибаешься. Мы хотим добровольного сотрудничества. И сейчас я готов ответить на все твои вопросы. — Добровольно-принудительного, — хмыкнул Риз и откинулся на спинку дивана. — Ну что ж, раз ты сам предлагаешь ответы… Что такое «Ультима»? — Это от «Ультима Туле». Отдалённая цель, предел. Край света. В название уместилось много смыслов. Помимо очевидных, есть и те, которые заметны только под определённым углом. Один из них — край, граница света. «Ультима» не опирается на него, создавая то, что под солнцем не увидеть. Её мир дальше нашей реальности. Взгляд Торне задержался на листе папоротника справа от него, по которому проходила граница света и тени. Эдиш задумчиво провёл пальцами по этой линии. Потом снова взглянул на Риза. — Другой смысл как будто противоречит первому, но, по сути, это одно и то же. Ты знаешь, что аурлинцы понимают выражение «край света», как предел, за которым начинается «земля света»? Или «земля истинного света». — А я всё думал, как это сочетается с твоей верой, — Риз внимательно наблюдал за выражением лица Торне. — Но вопрос был не в этом. Я уже заметил, что видения, вызываемые «Ультимой», скорее призваны запутать, чем дополнить реальность. Не понимаю, чем это лучше масок. И то, и то — обман. И цели, для которых можно применить «Ультиму», кажутся мне далёкими от пользы обществу или отдельным людям. Торне слегка наклонил голову набок. — Я же не просто так спросил тебя вначале, понравилось ли тебе. Что ты испытывал, находясь в том парке? Риз не ответил. Он не собирался признавать, что в тот момент парк ему и правда понравился. Риз бы очень хотел взглянуть на него ещё раз, но не мог себе этого больше позволить. Он не желал попадать в зависимость от иллюзий. — Это был именно твой парк, понимаешь? — снова заговорил Торне, так и не дождавшись от него реакции. — Идеальный во всех отношениях. Именно такой, какой бы пришёлся тебе по душе. Искусство всегда было неточным. Оно отражало только вкусы определённой группы людей, и каждый раз находились те, кому предложенный вариант не подходил и не казался красивым. «Ультима» учитывает твои предпочтения. Она показывает именно то, что ты хотел бы видеть. Разве это плохо? Многие могут об этом только мечтать. Риз медленно покачал головой. — Я должен видеть реальность… — начал он. — Должен, — эхом повторил Торне. — Кому? Да и чем это не реальность? «Ультима» ничего не забирает, лишь предлагает улучшенный вариант мира. Когда ты вешаешь на стену картину, ты ведь не испытываешь вину за то, что выбрал её, а не что-то из живописи, которая очень популярна, но тебе не нравится. Если ты утром за окном будешь видеть всё тот же город, но больше соответствующий твоему вкусу — чем это будет отличаться от выбора картины или заставки на столе компьютера? В этот момент Риз вспомнил сон, в котором осознал ограниченность своего восприятия. Про город, из которого невозможно выбраться, потому что его разум не способен на большее. Как ходил по модифицированному замку в комнате виртуальной реальности, и как оставил дверь открытой, чтобы создать иллюзию «окна» в реальный мир. — Если подумать, каждый человек всю жизнь неосознанно ищет то, что ему понравилось бы, — тем временем продолжал Торне. — С «Ультимой» больше не будет таких мучений. С ней всё будет правильно. Идеально. Мы начнём понимать смысл тех произведений искусства, которых раньше не понимали, ведь «Ультима» перестроит их под наше восприятие. Она позволит почувствовать всё то, что раньше нам не удавалось почувствовать из-за неумения людей передавать свои мысли. Риз продолжал молча смотреть на Торне, слушать журчание фонтана справа и сжимать рукоять пистолета. Он не знал, как объяснить то, что не так давно понял. — Искусство — это диалог автора с другими людьми, — наконец тихо, но весомо сказал Риз. — Если другие никогда не увидят то же самое, что и я, понимание навсегда останется иллюзорным. — Тогда почему ты столько лет вёл монолог? Риз не сдержал невесёлой улыбки и рассеянно потёр бровь, подумав о своём «не совсем Корнуме». Он мог бы ответить, что никогда не претендовал на звание автора или художника. Что его город ничего не значит, это просто хобби, которое нельзя назвать настоящим искусством. Однако ничего из этого Риз не сказал. Потому что чувствовал: всё несколько сложнее, и подобные слова не будут истиной. Почему он никогда не пытался рассказать кому-нибудь о городе? Почему даже Джен показал всего пару раз? Ответ был очевиден: во-первых, город не был готов. Он находился не в том состоянии, в котором его можно показывать публике. Другая причина частично вытекала из предыдущей. Риз не хотел отвечать на вопросы: «зачем», «для чего» и «к чему это приведёт». Потому что не мог гарантировать, что это приведёт хоть к чему-то. Что получится достойно, и он не потратит время впустую. Риз не мог обещать, что выйдет красиво — мог только пробовать сотворить город, опираясь на своё восприятие красоты. Окупятся ли его старания хоть как-то? Может быть, в виде внутреннего удовлетворения. На это окружающие только недоумённо пожмут плечами. Время дорого, а он, получается, тратил его впустую. Риз коротко взглянул в сторону фонтана. Почему он столько лет вёл монолог? Может просто потому, что ещё не научился «разговаривать» с людьми? Риз усмехнулся этой мысли и снова повернулся к Торне: — Поэтому я идеальный кандидат, да? Ты сказал об этом вначале. Торне кивнул. — Но это ещё не всё. «Ультима» опирается на базу реакций. Твоя база больше, чем у остальных видящих. Риз вопросительно приподнял брови. Торне вздохнул. — Ты родился с очень плохим зрением. Была необходима операция, и твой отец… — Ты знал моего отца? — Риз почувствовал, как впервые за время разговора внутри проснулась настоящая злость. Если Торне знал его отца и не рассказывал об этом до сих пор… Получалось, эдиш обманывал его не только эти две недели. И даже не месяц. Он обманывал его всю жизнь. Риз сжал челюсти, пытаясь взять эмоции под контроль. — Да, — как ни в чём не бывало сказал Торне. — Интересный человек… Они с твоей матерью тогда только начали работать над «Ультимой», — он выдержал паузу. — Знаешь, самой главной проблемой видящих, из-за чего многие не пережили эксперименты, было фиксирование всевозможных реакций. Твои родители ещё в самом начале поняли, что лучше всего начинать записывать их с раннего возраста. Заносить в базу все впечатления человека, следить за развитием его восприятия. Поэтому помимо операции на глаза, твой отец провёл ещё одну. Риз непроизвольно сжал рукоять пистолета сильнее. — Была пара незначительных осложнений… но ничего такого, что тебе сильно навредило бы, — рассказывал Торне. — Поэтому позже, когда в Деллери начали создавать видящих, у тебя были почти стопроцентные шансы выжить. В твоём распоряжении уже была большая база реакций, связанная с необходимыми участками мозга, и ничего дополнять не требовалось. Правда, из-за небольшой разницы в методах и программном обеспечении это дало сбой в области восприятия цвета. Однако ты со временем смог адаптироваться. Сейчас похожая ситуация — «Ультима» не навредит тебе так, как могла бы навредить другим. И именно твоя база реакций и связь со зрением могли бы помочь сделать её безопасной для остальных видящих, а после этого и для других людей. Риз продолжал сидеть и переваривать услышанное. — Начали работать над «Ультимой»… — чуть слышно повторил он. — А в этот раз инициатором всего этого был ты? Торне улыбнулся краешком губ, но с ответом не торопился. В этот момент Риз заметил позади него какое-то движение. Посмотрев на стеклянную стену и дверь, он увидел нескольких «белых человечков». В первое мгновение Риз подумал, что они по его душу. В голове пронеслась мысль, что идея с заложником не особо хорошая, но другого не оставалось. И только потом Риз вспомнил, что «белые человечки» подчинялись в первую очередь городскому совету, а он совсем недавно послал Эбби к Марроту, чтобы тот пришёл на помощь. Тут Риз увидел и самого Маррота, который следом за «белыми человечками» приблизился к двери. Видящий оставался верен себе — чёрное пальто и тёмные очки не давали ошибиться даже издалека. Торне, заметив взгляд Риза, оглянулся. — И с каких пор им не требуется «серьёзного обоснования» для подобных действий? — пробормотал он, вернувшись в прежнее положение. — Полагаю, обоснования всё же были. Риз сидел, не веря, что всё получилось. Если подумать, у него почти не было шансов: на протяжении последних недель Торне знал о всех его действиях. Кроме тех, которые касались Вергилия. Риз не сказал о трекере, передав Торне координаты центра без дополнительных объяснений. Не сказал, о том, что обращался к старому другу. Не потому, что пытался что-то скрыть. Скорее потому, что Торне всегда с подозрением относился к Вергилию, и Ризу в тот момент не казалось важным упоминать об участии друга. Он встретился с Торне взглядом. Риз верил ему и думал, что знает. Но в итоге эдиш предал его, а старый друг, настоящего имени которого Риз даже не знал, спас. — Неплохо, — одобрительно кивнул Торне, поняв, что подоспевшее подкрепление появилось здесь не случайно. Тревоги или волнения из-за того, что его вот-вот арестуют, он не показал. Алан Торне продолжал оставаться собранным, спокойным и немного гордым, хотя, возможно, это ощущение создавали жёсткие черты лица. А ещё в нём по-прежнему сквозила усталость. Риз встал. Торне последовал его примеру. Понимая, что их время на исходе, Риз задал ещё один вопрос:
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!