Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 3 из 34 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Первыми практикующими врачами дур-бон еще до возникновения буддизма являлись женатые священники; в их обязанности входило подготавливать тела умерших царей к похоронам и сопровождать их души в высшие сферы сознания. Они были советниками царских фамилий, авторитетными лидерами общин, а также хранителями сложных медицинских знаний о том, как функционируют тело и разум, как они умирают и возрождаются. Эти медицинские знания пришли из более древней культуры, известной как шанг-шунг. Школа дур-бон слилась с духовной традицией, известной как мутан, которая также является частью культуры бон. Уже в первое время своего существования традиция мутан обучала последователей, как посылать свои мысли в другие сферы сознания. Это умение использовалось для целительства, руководства общиной и ее защиты. Традиция мутан также содержит важные духовные и медицинские учения в форме физических и умственных упражнений. Люди, практиковавшие дур-бон и мутан, были известны как мистики, философы, врачи и.ученые. Их наследие распространилось на все школы бон и оказало определенное влияние на тибетский буддизм. Ньингмала, старейшая школа тибетского буддизма, аналогична некоторым аспектам культуры бон. Современные исследования предполагают, что многие аспекты индийской и китайской культур были позаимствованы главным образом из культуры бон. Философии индуизма, даосизма и фэншуй — все они вышли из культуры и духовности бон. Когда буддизм впервые пришел в Тибет в VII веке, он нс приобрел серьезного влияния. Однако в VIII веке правители Тибета оказались в кризисе, и высших представителей культуры бон охватило смятение. Буддисты осуществили хорошо спланированное военное вторжение, в результате чего буддизм стал главной тибетской религией вплоть до захвата Тибета Китаем в 1959 году. Первое время обе философии — буддизм и бон — уживались вполне мирно. Но затем отдельные группировки буддистов начали преследовать сторонников культуры бон. Чтобы прекратить преследования, некоторые общины бон приняли атрибуты буддийского учения и развили его в новое учение, известное как «исправленное бон». Этих людей называли бон-пос. Однако на самом деле их учение в основном осталось прежним, и между двумя подходами существовали лишь небольшие противоречия. Стремление к добродетели, сопереживание и мудрость — все это одинаково для буддистов и всех форм сообществ бон. Мой учитель, вышедший из старой школы бон (то есть бон истинных нгагпа), женился на женщине из знаменитого семейства буддийских проповедников. И ни он, ни его жена не страдали от различий в духовных или религиозных взглядах. Недавно его святейшество далай-лама предпринял очень важный шаг в деле объединения Тибета, признав главенствующую роль бон в формировании тибетской культуры. Те на Западе, кто знает хоть что-то о бон, обычно путают его с коренным тибетским шаманизмом и анимистическими верованиями: Это неверно, однако и буддизм, и бон вобрали в себя некоторые, если не все, из этих верований и включили их в свой образ мышления. Разумеется, все тибетские учения успешно сохраняют свою жизненность и вселенские истины. Хотя тибетский буддизм сегодня известен гораздо больше, чем бон, все же в Тибете и в районе Гималаев до сих пор тысячи приверженцев бон; религиозные сообщества бон имеются в Индии, Восточном Тибете, Северной Америке и некоторых регионах Центральной Азии. Сегодня в Тибете любая религиозная деятельность вне закона. А официальной религией считается бездумная приверженность китайскому коммунизму. Но от преследования коммунистов страдают не только буддисты и приверженцы бон. Гонениям подвергаются и тибетские мусульмане, и иудеи, и христиане. КАКИМ МЫ ВИДИМ МИР Согласно тибетской медицине человеческое тело является физическим выражением ментальных энергий, которые генерирует мозг. Природу этих энергий определяет то, каким образом каждая личность воспринимает окружающий мир. Хотя, мы считаем, что моментально реагируем на все, что происходит с нами, на самом деле мы всегда живем в прошлом, поскольку наш мозг способен реагировать только на чувства. Подумайте об этом и вы поймете, что ваша реакция всегда на несколько секунд отстает от события, потому что для срабатывания чувств и реакции мозга требуется время. Ощущение сиюминутности происходящего — просто иллюзия. То, что, как мы думаем, происходит в данный момент, на самом деле уже прошло. Точно так же болезнь создает иллюзию относительно своей приводы, и именно эту иллюзию мы должны разглядеть. Мы психологически подготовлены к ожиданию болезни. И поскольку живем в этом потенциальном ожидании, болезнь следует за нами, словно упрямый, пес, который не слушается хозяина и отказывается возвращаться домой. Болезнь — это нами же накликанная беда. Как болезнь зарождается в наших телах С течением времени негативные или наиболее интенсивные переживания, хорошие или плохие события постепенно поражают тело и разум. Они проникают в центральную нервную систему наших тел и воздействуют на нее в форме глубоко укоренившихся энергий, которые обитают в самых потаенных уголках личности. Согласно тибетской медицине здесь эти укоренившиеся энергии скапливаются и создают эмоциональный и духовный мусор, который довольно быстро становится физическим и эмоциональным заболеванием или создает негативные жизненные обстоятельства. Эти невидимые силы здоровья и болезни связаны с тем, что называется кармой. То, как мы реагируем на окружающие раздражители, и иллюзия того, что мы живем в настоящем, создают причины и условия нашей жизни. Это и есть карма. Карму можно определить как осознанно принятое умственное решение и следующее за ним действие в целях достижения определенного результата. Ежедневно мы создаем карму, сталкиваясь с проблемами, борясь со стрессами, переедая или злоупотребляя спиртным и даже слишком долго веселясь или расстраиваясь. Когда мы злимся, лжем, то доставляем неприятности другим людям или причиняем вред самим себе, потому что сначала действуем, а уж потом думаем. Весь этот ежедневный опыт, через который мы проходим, оставляет отпечатки в наших мозгах и телах, наших жизнях и жизнях других людей. Более подробное объяснение кармы вы найдете в главе 3. Так как же нам справиться с этой дилеммой? Здоровье — это процесс Тибетцы сравнивают здоровье с приливом и отливом. Это процесс, а не статичное состояние. Уровень энергии каждого человека постоянно меняется, то повышаясь, то понижаясь. Когда состояние энергии опускается ниже определенного уровня, который у всех людей разный, появляются первые признаки заболевания. Болезнь может долго искать способ преобразования в материальную форму, не проявляясь при этом. Многие люди в повседневной жизни внешне выглядят совершенно здоровыми, однако внутри их может терзать укоренившееся душевное заболевание либо их может пожирать невидимая раковая опухоль. Некоторые люди позволяют стрессу — а это один из самых угрожающих факторов, влияющих на здоровье в наши дни, — отравлять организм и накапливаться внутри в течение многих лет и даже десятилетий, прежде чем обнаруживают, что болезнь уже буквально сжигает их. Предупредить причины болезни — значит понять, как избегать отрицательных эмоций и неправильного поведения, чтобы наши жизни были более гармоничными и сбалансированными. В этой книге вам предстоит часто встречаться с концепцией правильного и неправильного поведения. Если в двух словах, то разумное поведение приводит к позитивным результатам, а неразумное — к негативным. Негативность и предрассудки тесно связаны между собой. Предрассудки любого рода объединяют людей теснее, чем какие-либо другие общие факторы. Предрассудки подавляют каждого, кто сталкивается с ними, внушая человеку, что он никчемная и неинтересная личность. И болезнь можно рассматривать как предрассудок, который вы сами для себя создали. Понимая, что мы думаем о самих себе, мы узнаем, как закладываются основы здоровья и болезни, а это в свою очередь демонстрирует нам, как мы создаем подсознательные схемы кармы. ВАША ЖИЗНЬ — ЭТО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ Мы видим себя как творения из плоти и крови, но на самом деле человеческие существа являются формой сознания, которая ищет способ выразить себя в этом материальном мире, принимая физическую форму. В основе всех физических и умственных конструкций повседневной жизни на этой планете лежит чистое и открытое духовное сознание. Это естественное состояние разума, присущее каждому человеку и вплетенное в материю наших жизней. Подобная двойственность может создавать хаос и страдания. Болезнь часто вызывают наш разум, эмоции и привычки, проникая в чистое сознание нашей сути. Но наша внутренняя духовность способна создавать также порядок и красоту. Осознание того, что каждый из нас обладает безграничным потенциалом, лежит в основе тибетского духовного учения. Он присутствует во всех и во всем. В данный момент вы являетесь великим символом собственного потенциального просветления. Цель любой духовной практики, этической системы или религиозного верования заключается в том, чтобы помочь нам наслаждаться жизнью, которой мы живем. Но очень важно при этом не попасть в сети будущего, поскольку будущее — да и прошлое — всего лишь плоды нашего воображения. Чтобы стать счастливыми, нам нужно сначала позволить себе быть таковыми — прямо, сейчас. Поэтому забудьте о таких мыслях, как: «Я буду очень счастлив, если это произойдет...» и «Я был так счастлив, когда все обстояло иначе...». Все, что у вас есть, — это сейчас. Поэтому принимайте себя такими, какие вы есть, без прикрас или сожаления. Начните с того, что воспринимайте повседневную жизнь как можно более открыто и непосредственно. С момента пробуждения и до момента отхода ко сну позволяйте любому опыту входить в вас, не оценивая его при этом. Это ключ к восприятию. Поначалу окажется трудно воспринимать подряд все происходящее. Как и любой человек, вы будете испытывать страх при каждой мысли, но со временем, преодолев барьеры, созданные годами привычек, вы начнете менее резко реагировать на окружающий вас мир. Реагируя на опыт, мы часто проживаем целые жизни. Испытывая боль, мы злимся, страдаем, плачем, опасаемся за свою жизнь. Эти реакции только продлевают неуловимые связи наших страданий. И будь это большие события в нашей жизни или незначительные, результат один и тот же. Восприятие вырывает жало у реакций и открывает путь к воздействию на наши жизни. Опыт полной простоты всплывет из вашего сознания, когда вы позволите восприятию проникнуть во все свои умственные и физические действия. Поначалу вам может показаться, что вы обнажены и выставлены на всеобщее обозрение, но со временем вы осознаете, что истина нс нуждается в. одеждах. Следуя путем познания своего внутреннего мира, вы можете столкнуться с множеством неприятных эмоций, всплывающих на поверхности вашего повседневного мышления и вызывающих сомнения в собственных силах и страх; Вы можете испытывать тревогу, считая себя хуже своих коллег и окружающих людей. Помните: вы новее нс хуже. Вы необычайно хороши и действительно просветленная личность. У вас нет недостатков. Если им можете воспринять это, то вы уже на пути познания самих себя. Посмотрите на мир природы. Пчелы и цветы, облака и дождь, солнце и луна, свет и темнота, рождение и смерть — все это часть бесконечного круговорота истины. Посмотрите, как птицы и муравьи трудятся вместе, помогая своим. Людям не всегда это удается. Семена внутри плода знают одно: они должны вырасти, расцвести и породить новый плод. По сути, мы, .человеческие существа, должны делать то же самое, но некоторые из нас забывают об этом. Истина во всем, во всех вещах, во | всех ситуациях, она стоит за началом и завершением всего. Она может привести вас к вашему духовному потенциалу и, самое главное, может подсказать вам, как прожить жизнь. Помните, что жить в правде с самим собой — это не всегда легкий путь. Не взбирайтесь на духовные горы только потому, что они существуют, и не ищите смысл жизни из-за ощущения, что должны делать это. У жизни только тот смысл, который вы в нее вкладываете. Истина демонстрирует жизнь такой, какая она есть. ДУХОВНОЕ СОЗНАНИЕ В XXI ВЕКЕ Первые сто лет нового тысячелетия, в которое мы только что вступили, определят циклы и схемы для будущего. Обретут корни новые формы появляющейся духовной мудрости и сознания. Новые технологии, изменения в мировых денежных запасах и использование природных ресурсов будут влиять на эволюцию человеческих существ как видов. Тибетская мудрость учит, что в XXI веке укоренение новой мудрости будет проявляться в возвышении женщин и женского сознания, что повлияет и на мир в целом, и на развитие личности. Женское сознание породит новые способы мышления, новое понимание человеческой натуры и станет следующим шагом человечества по пути эволюции к пониманию собственного духовного потенциала. Это сможет придать силы и мужчинам, и женщинам, наполняя новым смыслом представления об индивидуальной ответственности и давая нам возможность пересмотреть приоритеты того образа жизни, которым мы живем. Индивидуальная и общественная духовность станут единственным важным человеческим ресурсом, который приведет нас к пониманию самих себя и нашей планеты. Люди всего мира начинают в глубине души понимать, что так называемый современный мир еще не создан. Хотя наука, техника и рациональные философские течения вносят свой вклад в материальное и интеллектуальное благополучие, наши духовные потребности остаются неудовлетворенными. Внутренняя мудрость и высокие уровни сознания являются всего лишь основой индивидуального духовного счастья. Они — резонанс высокой гуманности, объединяющей всех людей. Но мы чувствуем себя отделенными от них. В это трудное время проникновению в суть может помочь тщательное понимание прошлого, настоящего и будущего. Многие люди понимают, что наша планета — всего лишь переходный мост к более высокому уровню. Однако часто мы игнорируем подобные ощущения, способные открыть нам внутренний свет, и поэтому ограничиваем себя этим миром и его материальными проявлениями. Большой риск заключается в том, что если мы не сможем сейчас достичь того, что считаем раем и высшим сознанием, то ад и дьявольское сознание потихоньку подберутся к нам. Маша планета проходит болезненный период взросления, однако молодыми на ней являются не только люди, но и почва, на которой мы живем. Сейчас у всех нас своего рода период глобальной зрелости. Зажатые между старым и новым, мы забываем о вечном, о том, что существует независимо от истории, календарей или политики: это наша способность, как отдельных личностей, так и видов, общаться друг с другом и с дарами природы. Для этого мы должны позволить смирению, которое является основой щедрости, проявить себя. Чтобы обрести смирение, следует во все периоды жизни придерживаться простоты мыслей и прямоты действий. Уважительно относитесь к обществу, в котором живете, поймите огромную ценность того, что вы имеете и кем являетесь. Любой человек может осознавать и ощущать свой духовный потенциал, для этого не нужна многолетняя практическая тренировка. Часто достаточно сосредоточенности, искренности и прямоты мышления. Цель проста — понять основу духовной природы всех вещей. А уж из этого развивается способ проявления свободы, мира, счастья и сознания. Мы все мудры. Все имеем доступ к внутренней истине. Ни у кого из нас нет особого ключа к истине. Погрузитесь в свою появляющуюся божественность и сознание, но не хватайтесь за это. Получайте и наслаждайтесь. Проживайте каждый день не так, как будто он для вас последний, и не так, как будто вы до этого не жили, а так, будто этот день для вас — неизведанный опыт, потенциал, способный предложить связь с вашей человечностью и счастьем. Нам следует осознать, что процесс стремления к нашим мечтам сам по себе и есть духовный опыт. Из следующей главы вы узнаете, как подготовить душу к этой жизни. Тибетские врачи традиции бон назвали этот процесс «Пробуждение собственного грома», поскольку человек, чья душа подготовлена, получает силу грома и молнии, чтобы пробиться сквозь невежество и открыть истину другим людям. Глава 2 ПРОБУЖДЕНИЕ ГРОМА — КАК СФОРМИРОВАТЬ ДУШУ И СОХРАНИТЬ ЕЕ Душа не вечна. Она живет на протяжении жизни и в процессе смерти. Затем она распадается — это духовный процесс биодеградации разума. Поэтому мы не рождаемся заново с полностью сложившейся душой, но приходим в эту жизнь со всеми компонентами, из которых душа складывается. Каждый из нас — существо со множеством параметров, которые работают одновременно. Когда мы начинаем изучать эти внутренние параметры в процессе создания наших душ для этой жизни, мы начинаем понимать кое-что о безбрежности и сложности нашего сознания. Душа является инструментом, который удерживает и направляет потенциальное сознание и просветление. Независимо от опыта прежней жизни мы новички в деле формирования души. Важно помнить, что при этом нам не надо сдавать никаких экзаменов, нам не присвоят никаких званий и мы никогда нс достигнем точки совершенства. Этот процесс является опытом, который исходит от понимания внутренней энергии, как нашей собственной, так и все^с окружающих нас вещей. Позвольте развеять одно распространенное заблуждение. Мы никогда не бываем именно.такими, какими сами себя представляем, — хорошими или плохими. Это происходит потому, что наш взгляд на самих себя и свою жизнь складывается в основном из реактивных эмоций, о которых я упоминал в главе 1. Эгоцентрические чувства, порожденные суровостью повседневной жизни, часто движутся по замкнутому кругу, словно магнитофонная лента, повторно проигрывая внутри нас одни и те же опыты. Мы можем привыкнуть к тому набору эмоций, который в определенной степени позволяет нам хорошо себя чувствовать. Не поймите меня неправильно: эмоции важны и очень ценны, но в то же время мы не должны позволять им одурачивать нас, заставляя поверить в то, что они и есть жизнь или сознание. Большая часть того, что мы считаем своей индивидуальностью, — всего лишь тени прошлых привычек и чувственных перегрузок. Начиная понимать природу своих привычек, которые формируют повседневное мышление, мы приобретаем способность объединять эти разрозненные внутренние силы и делаем первый шаг к созданию души. Только тогда мы сможем увидеть, кто мы на самом деле. Любовь — неотъемлемая часть нашей человеческой природы, а значит, и наших душ. Она воспринимается людьми и живыми существами как средство понимания природы существования и скоротечной природы обладания — людьми или предметами, — а также страдания и неизменного процесса кармы. Тибетская мудрость советует нам проявлять истинную заботу, любовь и сострадание во всех наших делах, обязательно думать самое хорошее о наших способностях и интеллекте. Любовь к самим себе и к другим — в любой форме и в любом проявлении — со всей страстью проникает в каждое живое существо, удерживая все внутри, в собственной «колыбели» уважения, никоим образом не осуждая при этом. Истинная любовь всегда желает самого лучшего для каждого живого существа, любя весь мир без предубеждения, но с мудростью. Одним из аспектов мудрой любви является бескорыстие, оно предполагает радость за успехи и счастье других. Иначе говоря, бескорыстие означает любовь без обязательств и желания получить что-то взамен. Любовь часто переплетается с разными формами корысти, но тибетская мудрость это совершенно не одобряет. В корысти присутствует подтекст ожидания, потребности и даже алчности. А если вы любите бескорыстно, то делаете это самоотверженно, не ожидая каких-либо вознаграждений. Просто любите. Тибетская мудрость не отрицает окружающий мир, а принимает его. Вы близко знакомитесь с жизнью. Единственный приемлемый и здоровый тип привязанности, возникающей при этом, — привязанность к собственной внутренней набожности и се развитию. Привязанность к божественному в себе может вдохновить истинную человеческую любовь ко всем, что просто замечательно. Только подумайте, скольких вы любите и к скольким привязаны: друзья, любимые, учителя, родители, соседи, коллеги по работе, всякого рода знаменитости, и сюда же можно отнести домашних животных. Этот перечень бесконечен. Спросите себя: «Какова природа моей привязанности?» Многие из этих отношений могут быть позитивными инструментами для превращения, Хотя в то же время могут нести в себе следы расчета и обязательств, которые вам, возможно, не хотелось бы обнаруживать. Кроме того, нам следует взглянуть на отношение к собственному физическому телу. Мы можем жить в любви и согласии с ним или чувствовать себя в нем как в ловушке, можем ненавидеть его или беспокоиться о нем. Нам следует научиться избавляться от негативных эмоций с добрым чувством, а значит, и относиться к своему телу иначе, с любовью. А еще нужно научиться смотреть шире, нс ограничиваясь рамками концепции, утверждающей, что наши тела и есть наши личности. Но если огромна наша способность к любви, то огромна и наша способность к страданиям. Через страдания мы познаем вечную ценность любви. Когда мы теряем кого-то, то скорбим, страдаем от разлуки или смерти, но из этой привязанности исходит понимание. Если мы оцениваем чувства, опыт и привязанности, то можем по-настоящему горевать, учиться и продвигаться дальше. Лучше целиком воспринимать страдания, чем создающую предрассудки концепцию о нечеловеческом хладнокровии. Духовность любого рода должна приближать вас к человечности. Если вы человек равнодушный, без эмоционального понимания, то вы совершаете акт духовного терроризма как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. Чем больше мы отдаляем себя от других, тем больше теряем самих себя. Чем дальше мы от человечности, тем могущественнее становится наше эго. Будьте человеком во-первых, во-вторых и в-третьих. В этом и следует искать божественность. Процесс формирования души — это творчество высочайшего рода, поскольку мы становимся создателями своих связей с высшей реальностью. Жизненно важно научиться формировать сильную душу, которая может противостоять бурям повседневной жизни.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!