Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 2 из 34 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Темнота под нами была глубоким морем энергии. Энергия едина для всего, что живет и чувствует. Мой разум погрузился в это темное море, рожденное словами священного песнопения. Словами времен древнего Тибета — словами силы и благословения, возрождения и созидания. Словами, освобождающими разум. Словами, уничтожающими невежество и изгоняющими страх. Словами исцеления для каждого живого существа, которое слышит их. Той ночью я услышал песню Земли и элементов. В ней говорилось о том, из чего мы созданы, откуда пришли и куда уйдем. О том, что представляют собой различные вещи. Это была песня мудрости, той мудрости, что лежит в основе человечества. Все живые существа могут внятно слышать эту мудрость. Они знают песню, которую мой учитель пел той ночью. Знают потому, что сами и есть слова и мудрость. Мы тоже знаем эту песню. Потому, что мы и есть слова. Мы и есть мудрость. Той ночью я начал понимать и ощущать мудрость,, целительные свойства и силу священного песнопения, посвященного бесконечному состраданию и мудрости; Согласно древнему тибетскому верованию его впервые пропели самые первые, неземные обитатели Тибета, известные как тхеуранги, которые существовали задолго до появления человеческих существ. Священная песня стала значительным шагом в моей подготовке как врача тибетской медицины дур-бон. Спустя двадцать три года духовные и медицинские знания слились наконец в единое целое. Исполняя эту песню, мой учитель заряжался духовной силой. А исходившая от него энергия передавалась мне.и вселялась в мою душу, разум и тело. Начали исчезать комплексы неполноценности, предрассудки и преграды. Рокот бубна проник в каждую клеточку моего тела, расширяя внутреннее пространство для сознания и роста моей человеческой природы, создавая духовные связи со всем, что я узнал от учителя с младенческих лет. Этому году предстояло стать последним в жизни моего учителя. Он преподал мне множество важных уроков. Помню, как мы впервые встретились в Новой Зеландии в 1959 году. Я играл на пляже Рона-бэй неподалеку от Веллингтона. Мне было тогда четыре года, и родители привезли меня к морю. Прилив медленно отступал, длинные волны лениво перекатывались по серо-коричневому песку. Люди уже бродили по мелководью, собирая моллюсков, чтобы приготовить ужин. Чайки кружились и парили на ветру, а я брел вдоль пляжа в направлении облупившегося, потрепанного водой и ветрами пирса. В течение всего дня у меня было ощущение, что должно произойти нечто важное, о чем я вроде бы уже знал, но не мог выразить словами. Родители окликнули меня и позвали домой. Но я чувствовал, что пока нс могу уйти. — Я должен остаться здесь. — Иди сюда, нам пора. — Нет, мне нужно остаться. — Зачем? Я не знал, что сказать. Слова и мысли смешались. И все же я повернулся и пошел к родителям. А затем, когда мы поднялись с пляжа на гравиевую дорогу, я увидел учителя. Он стоял там и ждал. В небе появилась радуга, и он засмеялся. Юргьен представился моим родителям. Он рассказал, что занимается традиционной тибетской медициной, в которой наряду с другими средствами использовалась астрологическая система. Он вычислил, что я мог бы стать возможным кандидатом на получение знаний в области традиционной тибетской медицины. Поначалу это не вдохновило моих родителей. Но, поближе познакомившись с Юргьеном, они поняли, что он не пытается вытянуть у них деньги, и их мнение изменилось. Родители начали понимать, как это для меня важно, и позволили мне пройти первую стадию, состоявшую из ряда тестов, которые помогли определить, насколько благоприятен мой астрологический прогноз. Родители знали о тибетской традиции реинкарнации духовных наставников, согласно которой душа учителя переселялась в его ученика, однако Юргьен пояснил, что рассматривает меня не как объект реинкарнации, а как личность, у которой при определенной тренировке появится потенциал для развития редких и специфических способностей, связанных с медициной, целительством и духовностью в традиции бон. Но лично у меня не было оснований считать себя идеальной или какой- то особой личностью. Мой учитель Юргьен Нам Чак был хорошо известен как бон-нгагпа, то есть муж, обладавший высокими духовными достоинствами. Традиция нгагпа встречается в большинстве различных тибетских учений начиная с .четырех буддийских школ мудрости и заканчивая традициями бон. Нгагпа всегда можно узнать по длинным, нестриженым волосам, стянутым в пучок либо заплетенным в косички. Нгагпа считались духовными гениями Тибета, необузданными, непредсказуемыми и невероятными. Таким был и мой учитель. Это означало, что по мере взросления мне приходилось становиться все более наблюдательным и сведущим, чтобы не поддаваться на розыгрыши, избегать ловушек и легких провокаций, чреватых увечьями, которые искусно вплетались в долгие часы строгих занятий и тяжелой работы. Традиционно нгагпа заботились о своих сообществах, выполняя ритуалы, которыми сопровождались рождение ребенка, свадьбы, похороны и гадания. Они выполняли и множество других ритуалов, простых и сложных, для защиты общины и ее блага. Все нгагпа наделены властью повелевать силами природы. Под их эгидой, например, находятся погода и урожай, а также отправление правосудия и иногда — военные действия. Некоторые из. них специалисты в области боевых искусств, другие — опытные врачи, а третьи — великие духовные наставники. Юргьен был одним из немногих, кто развил в себе все эти качества. Он происходил из рода Нам, который перебрался в Тибет с берегов сибирского озера Байкал более восьмисот лет назад. Члены рода славились как искусные врачеватели и духовные наставники. Хотя род был полукочевым, они заключали браки с местными жителями и в конце концов прочно осели в тибетской провинции Амдо. Другая группа обосновалась в Нангчен-Гаре, небольшом автономном царстве на территории Тибета, которое стало важным духовным центром традиций нгагпа. Окончательно род покинул эти места в 1916 году, более чем за сорок лет до того, как Китай вторгся в Тибет. Авторитетный старейшина из рода Нам предсказал вторжение и вместе с другими тщетно пытался предупредить власти Тибета. Весь род Нам уехал из Тибета, а затем по указанию главы рода разделился на группы, чтобы каждая группа могла хранить особую часть их культуры и, кроме того, все труппы могли вместе создать торговую сеть. Одни отправились в Непал, другие — в небольшие княжества Ле и Ло, третьи уехали в индийский штат Химачал-Прадеш. Еще кто-то добрался до Сиккима, другого индийского штата, Аруначал-Прадеш, до Калькутты, Бомбея, Варанаси и Мадраса. Люди, составлявшие духовный костяк рода Нам, укрылись в отдаленных, уголках Сиккима и княжества Ло. Взрослея, мой учитель путешествовал по всем этим местам, приобретая знания. И кроме того, он заботился о благосостоянии рода. Каждый год составлялись астрологические прогнозы, касавшиеся духовного учения бон. Впоследствии было решено, что для продолжения и развития учения следует искать подходящих людей за пределами рода, возможно, даже за пределами тибетского сообщества. Предсказатели выстроили сооружение, символизировавшее Землю и се связь с расположением звезд, и после долгого изучения решили отправить моего учителя, которому тогда уже было под сорок, в Южное полушарие на поиски подходящих людей. Он прибыл в Новую Зеландию за четыре года до моего рождения. Первые дни Мне исполнилось четыре года, и последующие двадцать четыре года жизни я посвятил изучению духовного наследия и медицины древнего Тибета. Моя семья переехала из Веллингтона в Окленд, там я поступил в обычную школу европейского образца и стал обычным озорным учеником. Учитель последовал за нами, и я виделся с ним в конце и в начале рабочей недели, а также по выходным. В восемь лет я приступил к изучению тибетской медицины, а духовные дисциплины начал изучать уже с четырех. Еще я изучал систему кум-нье — ее вариант в традициях бон, состоявший из восьми упражнений, предназначенных для трансформирования разума и тела, очищения тела от шлаков, улучшения физической силы и здоровья, а также подготовки ученика к более высоким уровням обучения. Мы сами себе целители — Прежде чем исцелить кого-то, ты сначала должен понять, почему люди страдают, — говорил учитель. — Если, исцеляя людей, ты сможешь научить их, как прекратить страдания, то полностью выполнишь свою миссию врача. Я узнал, что существует духовное лекарство от страданий, его источник — понимание взаимосвязи между кармой и страданиями. Карму формирует хаос, существующий внутри всех живых существ, во всех аспектах нашего мира и во всей Вселенной. Бывает хаос благоприятный, бывает нейтральный, бывает плохой, однако все это — материя, некоторой можно создать счастье и просветление. Трансформируя хаос внутри разума и тела, тибетский целитель предоставляет пациенту возможности для выздоровления, счастья и обретения мудрости. Медитация и умение сопереживать лежат в основе данного раздела знаний, поскольку без этих источников знания легко могут быть использованы неумелым образом. Целительству невозможно научить. Это непрерывный поток энергии, вытекающий из человеческого сознания в естественный! и искусственный мир. Обратившись к методам, наблюдениям и теориям тибетской медицины, вы научитесь подключаться к непрерывному потоку исцеления. Целительство — это еще один аспект любви, расширенного сопереживания, вытекающего из побуждения сознания познать само себя. В мире, во Вселенной, а также внутри нас сознание стремится привести хаос в состояние равновесия, чтобы материя, время и пространство исчезли в непрерывном потоке гармонии. Исцелить — это не значит сделать больного человека здоровым, это значит научить его управлять своим сознанием. Целительство также акт самопознания. Мы сами себе целители. Когда мы понимаем, что нуждаемся в исцелении, то активируем процесс целительства внутри себя: это пробуждает наши знания о том, кто мы такие. Стимулировать этот процесс могут также действия врача в ответ на просьбу пациента о помощи. В процессе обучения мое самопознание укреплялось (по крайней мере в моем собственном разуме), и год от года укреплялась моя вера в могущество тибетской медицины. В четырнадцать лет я дал клятву, которую дают все тибетские врачи: «Клянусь трудиться, пока надобность во мне не исчезнет, пока не сгинут все болезни во всех формах и обличьях, пока все живые существа не обретут вечное счастье». Луна поднялась вверх к гирляндам звезд, ее бледный свет разлился по небу. Внизу я видел реку и озеро. Отблески костра осветили лицо учителя, пребывавшего в состоянии глубокой медитации. В небе время от времени мелькали падающие звезды. — Каждый из нас — это душа, которая возвращается и рождается заново, — тихо промолвил учитель. Я поймал себя на том, что размышляю о странности момента. Я сижу на священной горе, на святой земле маори, слушаю священные откровения тибетской мудрости. Мне трудно было разом постичь все это. Учитель понял мои мысли. — Не отрекайся от собственной культуры, возьми из нее столько лучшего, сколько сможешь, — сказал он. — Постарайся объединить культуру Запада с тем, чему я пытался научить тебя. Его слова пробудили и изменили мое сознание. Я почувствовал в себе слияние энергий Запада и Востока: Тибета и антиподов, бон и новозеландца — древние знания с вершины мира передались молодому человеку из молодой страны, расположенной на краю этого мира. Кристофер Хансард Лондон, 2001 Глава 1 КАКИМ ТИБЕТСКАЯ МУДРОСТЬ ВИДИТ МИР Эта книга о том, каким образом тибетская медицина может помочь вам обрести мудрость, здоровье и благополучие. Она написана не для ученых: уже выпущено много книг, написанных людьми, хорошо разбирающимися в этом предмете. Это в первую очередь книга самопознания, которая использует тибетскую медицину в качестве путеводителя в процессе познания самого себя. Нам следует считать себя пилигримами, совершающими прекрасное, пугающее и иногда трудное путешествие внутрь себя самих. Эти страницы познакомят вас с искусством жить. Вы узнаете множество безопасных традиционных методов самоисцеления, которые помогут вам стать здоровыми и счастливыми. Но самое главное, вы узнаете о мощной системе исцеления внутри себя. И значит, сможете стать для себя наилучшим целителем. Понимание любой культуры кажется сложным, если не познать стоящий за ней процесс мышления. То же самое и в отношении тибетской медицины, у которой имеются собственный специфический процесс мышления и язык. Чтобы эта книга стала вам полезной, очень важно понять и постичь лежащий в основе мира взгляд, являющийся сутью одной из самых утонченных систем исцеления. Тибетская медицина представляет собой древнюю и детальную систему, направленную на объединение разума, тела и внутреннего духа больного человека с целью восстановления функционального баланса. Она создает модели здоровья, помогая людям менять ментальность и поведение, даже если проблема заключается в физической травме, такой как перелом ноги. Однако это не означает, что все находится в мозгу. Тибетская медицина помогает людям понять источники и причину заболевания и то, каким образом болезнь удерживается и в наших телах, и в наших мозгах. Понимая, почему вы больны, почему испытываете боль и почему страдаете, вы становитесь сильнее и мудрее. Вы начинаете понимать, как и почему любой чрезмерный или негативный опыт выражается в виде умственного или физического заболевания. А затем вы узнаете, как прекратить страдания и исцелить и ваше заболевание, и ваш образ жизни. ИСТОКИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ ДУР-БОН Тибетская духовность во всех ее формах уходит корнями в простое и главное верование, которого жители Тибета придерживались с древнейших времен. Чтобы обрести духовный рост, вам прежде всего следует обрести личную жизнестойкость и энергию. Это сделает вас сильным и свободным от преград, чтобы вы могли привлекать к себе только хорошее. Эта концепция лежит в основе всех религий и духовных мыслей тибетского религиозного опыта. Сегодня в тибетской культуре присутствуют два стройных религиозных учения. Одно из них — буддизм, а второе — бон — термин, который в сути своей означает «обращение к божеству». Согласно традиции бон это учение создал великий духовный гений Тонпа Шенраб Миво, который родился за семнадцать тысяч лет до исторического Будды. Будучи абсолютно просветленной личностью с самого рождения, он смог создать учение, которое помогало людям избавляться от страданий. И Тонпа Шенраб Миво, и Будда считались великими врачевателями, поскольку они определяли причину болезни. Они проповедовали аналогичные идеи о том, как преобразовывать страдания, достигать счастья и создавать внутреннюю гармонию. Для них не было тайн во внутреннем мире человека.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!