Часть 6 из 20 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Он бодро взбежал по монте-кристовским ступенькам. Самоваров ещё в коридоре вспомнил о Валерике и решил посеять у Стаса сомнения насчёт юного живописца.
— Кто? Елпидин? Кража у бабки бриллиантов? — Стас натягивал свою куртку и надвигал на брови ловко сидевшую облезлую кожаную кепочку-лужковку. — Слушай, Самоваров, дело к вечеру, дело сдвинулось, цветные металлы замаячили. Пошли ко мне, я готов поболтать и о бриллиантах, но только дома. У меня Рыжий двое суток не кормлен. Пошли, посидим, выпьем, былое вспомним, — предложил он приятелю.
Самоваров немного поломался и согласился. Не то чтобы он так уж спешил хлопотать за Валерика, скорее нудные ноябрьские вечера располагали к тёплой компании и задушевным беседам. Недолго думая, он оделся, бросил в потёртый кейс сверкающий корсиканский каталог и вышел за Стасом в холод и свист предзимнего ветра.
— Скорей бы снег! — взмолился железный Стас, когда они, натрясшись от холода на остановке, подрыгавшись в трамвае, промёрзнув насквозь и побурев от ветра лицами, вступили в длинный коридор малосемейки, в которой жил Стас. Коридор дышал кухнями, вечными борщами и шкварками, однообразно гудел воркованием героев «Роковой ошибки». Воркование замирало при удалении от одной двери и набирало силу при приближении к следующей. Изредка в полутёмный коридор (он освещался несколькими по-больничному бледными лампочками) выскакивали и тут же исчезали в других дверях босые дети, женщины в халатах. Однажды мелькнул даже громадный неторопливый ньюфаундленд.
Стас жил в малосемейке уже шестой год, с тех пор как его жена ушла к другому. («Какой-то подлец, содой торгует», — характеризовал соперника Стас.) Ушла-то она ушла, но Стасова дочка и хорошая квартира тоже отошли торговцу содой. Управление с трудом пробило Стасу эту малосемейку. В отличие от самоваровского, быт Стаса был бивуачный и стихийный. В просторной его комнате уже шестой год стояли какие-то связанные для переезда верёвками и так и не распакованные тюки. Они скрашивали и заполняли пустоту. Начальством же был выделен Стасу и канцелярский шкаф со стеклянными створками, залепленными изнутри пожелтевшей бумагой. Прочая обстановка у Стаса появлялась тогда, когда кто-то из сотрудников покупал мебель и старьё надо было куда-то пристроить. Стас называл это «гуманитарной помощью», таким образом, он обзавёлся весёленьким подростковым диванчиком, на котором спал, столом с немалой раскачкой и древним креслом-кроватью, из которого сыпался обратившийся в рыжую труху иссохший и переродившийся поролон.
Уют и всякие красоты Стасу были совершенно безразличны. Единственным предметом роскоши был у него Рыжий. Стаса и Самоварова именно Рыжий встретил сейчас у двери и принялся истово тереться о хозяйские ноги, сдвигая в стороны блаженно сощуренные глаза. Рыжий был очень большой, мосластый и худой кот, бог весть почему обосновавшийся у Стаса и живший в этих спартанских апартаментах на равных с хозяином. Масти он был светло-рыжей, этакого довольно противного телесного цвета, к тому же он был длинноморд, некрасив, бледноглаз и до того худ, что, казалось, у него, как у англичанина, два профиля, зато фас вовсе не существует. Внешнюю некрасоту кот восполнял мужественным, ровным и самостоятельным характером и был всерьёз за это ценим хозяином. И к тому же любим. Во всяком случае, едва заперев дверь, Стас ринулся на кухню к холодильнику, извлёк из него мёрзлую рыбину, скорчившуюся в виде полукольца, принялся яростно кромсать её в мойке, под плюющей из пересохшего крана горячей водой и бросать в большую, до сверканья вылизанную миску Рыжего. Рыжий грыз рыбу, зажмурившись и склонив набок голову, и в его манере было что-то крепко-мужеское, что было во всём окружающем Стаса.
Стас с Самоваровым сварили картошечки, и Стас очень удивился, обнаружив, что можно вкусно поесть, поджарив к картошечке лучку на масле. И разговоры шли приятные, во всём согласные, с воспоминаниями о совместной учёбе в школе милиции, о прямо-таки блестящем начале сыскной службы Самоварова, о том о сём, как бывает под водочку (политику давно сговорились не трогать ввиду ясных и невыразимых в допустимой терминологии взглядов на неё обоих). Коснулись женщин. Самоваров узнал, что торговец содой побивает потихоньку бывшую Стасову жену, а сам Стас время от времени посещает одну преподавательницу физики и разрядницу по спортивному ориентированию. Дама эта хоть и не требует от Стаса ношения шёлковых галстуков и замены «Шипра» отдушкой «Сикрет сервис», как другие, но на морду страшновата. Самоваров в ответ рассказал о приглашениях на чай и получил совет чаю не пить и выходить из трамвая, если в него начинает загружаться мамаша-хищница. Дошло дело и до работы. Цветнометаллический след очень вдохновил Стаса. Пусть не было никаких материальных следов и улик, Стас был уверен, что дело в бронзе, даже, может, стоит дать злоумышленникам спереть какую-нибудь малоценную скульптурку, нарочно выставив её из запасника в коридор, и лучше выбрать что-нибудь небольшое, чтобы ловимый милицией гад не стал пилить и резать произведение искусства. Тогда в пунктах приёма (все их, и нелегальные тоже, Стас знал) можно брать убийцу. Самоваров возражать не стал. Что ж, версия стройная. Зато пора засомневаться, наконец, в причастности Валерика в краже брошек.
— Чего ты слушаешь ту ерунду, что он плетёт! — обиделся Стас. — Он что, брат тебе? Внучатый племянник? Ты за него ручаешься?
— Нет, ручаться за него я не могу, — ответил Самоваров, — но я довольно близко наблюдал его в Афонине.
— А, Афонино, история умертвий! — вспомнил Стас. — Ну и что?
— То, что его рассказ об этой ночи гораздо больше похож на него, чем все твои байки о грабеже и уголовных дружках.
— Надо же, цаца какая, не может у него быть уголовных дружков! Он по ночам Вене-ров рисует! — не сдавался Стас. — А почему на замке нет следов взлома?
— А почему в квартире всё вверх дном? Он же там два года живёт, мог потихоньку вытащить всё, что надо, старуха и не сообразила бы, — доказывал своё Самоваров.
— А уголовные дружки? Навёл он их на квартиру, вот что, — не сдавался Стас.
— Да брось ты! Он в самом деле чокнутый на своей живописи, работает день и ночь. Я-то таких знаю. И его знаю. Да он бы не стал с такими заметными штуками возиться, с украшениями, которые старуха наверняка бережёт и перебирает. У неё масса картин, рисунков, драгоценный архив. Он как художник выбрал бы оттуда что поценнее и сбыл бы это коллекционерам. Чего проще! А тут куда-то надо с брошками-серёжками тыкаться, да ещё с такими редкими штуками, которые моментально в розыск пошли.
— А что, это мысль, — согласился Стас. — Надо, чтобы бабка картины пересмотрела. Наверняка он и картин натырил.
Самоваров понял, что Стаса не вразумить. Ничего, перетерпит Валерик, доказательств у него всё равно нет. Ну его, вечер портить не хочется, Стаса злить. А вечер кончался: определённо, та угольная чернота за окнами, что ещё пару часов назад была вечером, теперь стала ночью. Почти прекратился шум машин, вой троллейбусов стих, и даже крики во дворе и в парадном — дикие, то ли пьяные, то ли сумасшедшие, — больше не были слышны.
— Ночуй у меня, — решил Стас. — Из этого угла теперь до утра не выберешься.
— Да уж вижу, — согласился Самоваров.
Он не любил ночевать в чужих домах, подеваться было некуда. Стас уступил гостю тинейджеровский диванчик и стал себе раскладывать мудрёное сооружение, сыплющее поролоновой трухой. Самоварова не очень вдохновлял диванчик. Ещё меньше хотелось ему завтра плестись на проводы нетских экспонатов в Чёртов дом. Его мучили незаконченный ковчежец, да ещё мейсенская супница, покоящаяся ныне в коробке в виде восемнадцати кусков. И вот всё это должно было ждать, а проклятого любителя ископаемого золота надо было обслуживать вне очереди. Самоваров почему-то возненавидел эту странную выставку, хотя и понимал в глубине души, что просто ленится. Вдруг дикая мысль мелькнула у него в голове, мысль совершенно невозможная.
— Слушай-ка, Стас, — сказал он, — ты мне говорил про паренька вашего, того, что на Интерпол выходит и на компьютере сидит. Есть такой?
— Ага. Это он в Кей Джи Би сидит, или как там у них теперь называется. Он у нас начинал, а сейчас там. Хороший паренёк, но с приветом, вроде Валерика твоего, только сдвинутый на компьютерах. А что?
— Можно мне проверить одного человечка?
— Что за зверь?
— Наш директор, искатель новых форм работы, везёт всё более или менее ценные вещи музея на дом к одному типу. Вот каталог, смотри, какая рожа противная. Сезар Скальдини с Корсики. Это ему весь наш музей предлагают на блюдечке. Якобы выставка на дому. Бред ведь?
— Я не разбираюсь в том, какие бывают выставки, — отозвался Стас, — но жулья всюду полно. Что везёт-то?
— Золото чегуйской культуры, знаменитый киот купчихи Кисельщиковой, вещи Фаберже.
— Ого! Яйца? — оживился Стас.
— Да нет, яиц у нас нет, — вздохнул Николай, — но вещи недурные, из коллекции Юсуповых, из коллекции графини Шуваловой — и всё в том же духе… Папиросочница великого князя Павла… Александровича. Скульптурки из полудрагоценных камней на золотых постаментах — «Времена года». И вот всё подчистую вывозится к этому хрену.
— Любопытно. Давай фамилию, — согласился Стас.
— Весь каталог бери. Тут и фамилия, и, кажется, адрес, и фотокарточка анфас. Корсиканское чудовище. Большой любитель искусств. Владелец дивной виллы.
«Чего только не предпримет человек, чтобы не работать», — осудил сам себя Самоваров и стал оправдываться перед самим собой тягой к ковчежцу и супнице.
…Приснился Самоварову сон. Находился он на тесном незнакомом вокзале (какая-то водокачка, какой-то штакетник), и его снимали с поезда. Он не мог сообразить, что это за толпы с узлами и зачехлёнными парусиной чемоданами, что это за толстый доктор, который говорит кому-то: «Снимай его! Тиф!» — «Какой тиф?» — беззвучно и бессильно возмущался Самоваров, зажатый сильными руками, и увидел вдруг Настю Порублеву в невозможной пуховой шали под руку с Венедиктом Лукиричем, совершенно таким, как на фотографии (в мятой блузе и с лисьим понурым лицом)… «А! Так это Лукирича снимают! — догадался Самоваров. — Почему же меня волокут, а он улыбается? Это у него ведь тиф!» Самоваров дёргался в чьих-то лапах, но ничего сделать не мог, все уверяли его, что он болен, что его место в изоляторе, а Настя, очевидно, замещающая в этом сне девицу Шлиппе, положила голову на мятое сатиновое плечо авангардиста и гладит его блеклую жилистую руку. Самоварову почему-то было очень обидно. «Нету у меня тифа! Вот у того, в блузе, тиф!» — продолжал он кричать, но из его широко открытого рта нёсся, как из пасти ящерицы, шорох взволнованного воздуха. Вдруг он с ужасом ощутил страшную тяжесть на груди. «Да разве же это симптомы тифа? — пробудился ум Самоварова. — И Лукирич умер давно, в 1926 году. Разве я болен?» Подсознание, не слушая доводов рассудка, продолжало фабриковать дурацкие, до мелочей отчётливые видения вокзала, дыма, докторских усов, страшной боли в груди, пока, наконец, Самоваров не разомкнул слипшиеся от отчаянных слёз ресницы и не обнаружил себя на Стасовом подростковом диванчике под свалявшимся клетчатым одеялом — точно таким, какие обычно выдают в поездах. На груди его задумчиво переминался Рыжий, страшно тяжёлый для своего сложения (каждая лапа — как коровье копыто), и сосредоточенно наклонялся, заглядывая в лицо и дыша рыбой.
Глава 7
ГИБЕЛЬ ВОЖДЯ
Бесконечные отвратительные сны на диванчике Стаса так доконали Самоварова, что на утренней летучке у Оленькова он. вяло реагировал не только на общие разговоры, но и на колкости начальства и спой адрес. А летучка была вполне ответственная — Оленьков впервые официально объявил о предстоящей выставке во Франции (про периферийный остров Корсику ни слова сказано не было). Он долго распространялся о жизненной необходимости международных контактов и музейном деле (Самоваров считал, что куда жизненно необходимее хороший ремонт), о якобы всемирном интересе к Метеку и грядущей славе Нетского музея. Музейные работники довольно равнодушно слушали директорский треск, зато одобрительно кивали приглашённые зачем-то представители Департамента культуры. Было их двое: юный, жирный, с женскими бёдрами, знаток международных связей и дама около пятидесяти лет в неизменном чиновничьем пиджаке. У неё были мешки под глазами и точёные ножки. Оба лица из департамента дружно восторгались будущей выставкой и призывали работников музея приложить все силы для осуществления проекта. Директор Борис Викторович Оленьков совсем отошёл от гриппа: он говорил громко и почти не в нос, бодро двигался и сыпал искры из глаз. Одет он всегда был лучше некуда, и непонятно было, как достигается такая щегольская элегантность то пуговички какие-то у нею особые па рубашке, то полосочки, то по галстуку посеяны микроскопические бурбонские лилии, то выскальзывают из-под манжета невиданные часы на массивном витом браслете. Самоваров всегда директору диву давался. Сейчас он разглядывал крой оленьковского пиджака и лениво гадал, огулял этот супермен даму из департамента или нет. Похоже, что огулял; как-то слишком согласно она моргала и слишком часто закидывала ножки одна на другую. Хотя не исключено было, что сама идея международного сотрудничества возбуждает её до озноба. Ещё больше одушевила собрание пачка блещущих обложками каталогов, внезапно, в самый выигрышный момент извлечённая Оленьковым из тумбы стола. Шум, ахи, судорожное листание хорошей бумаги были фальшивыми: Ася уже три дня бродила по музею и всем совала под нос каталог. В свою очередь, Оленьков не мог не похвастаться перед своими департаментскими покровителями таким шикарным изданием. Деланое оживление доставило Оленькову удовольствие; он устало улыбался в ответ на бурные выкрики восторга.
Приятная сцена, которая должна была завершить летучку с участием высоких гостей, была нарушена совершенно безобразным образом. Дверь директорского кабинета с грохотом распахнулась и ещё три раза ткнулась по инерции ручкой в стенку, в уже пробитую такими же бурными движениями вмятину. На пороге появилась гардеробщица Вера Герасимовна, бледная, дрожащая. Даже серёжки тряслись у неё и ушах. Указывая бледным пальцем куда-то в полутьму коридора, она прошептала:
— Ужас! Там… Ленин!
Участники летучки оторопели. Испуг Веры Герасимовны был такой сильный, что некоторые застыли, не зная, что думать, а другим и впрямь почудилось, что сейчас в оленьковский кабинет, с его пудовыми антикварными часами, бронзовыми шандалами и канадской мебелью, дробной рысцой влетит вождь грудящихся и объявит, что пролетарская революция победила.
Первым пришёл и себя Оленьков.
— Какой Ленин? Где? — закричал он. — Что вы тут несёте? Белены объелись?
Испуг Веры Герасимовны сменился миной оскорблённой гордости. Она была особа с достоинством и грубостей не позволяла ни начальству, ни посетителям.
— Не знаю, может, вы, Борис Викторович, иногда и объедались белены — не мне судить, — холодно отчеканила она, — но я говорю только о том, что видела! Спуститесь в скульптурный подвал и сами полюбуйтесь.
— Что такое? — пытаясь смирить себя, проскрежетал Оленьков.
— Ленину ноги отбили, — объявила Вера Герасимовна. — Идите гляньте!
Сообразив, в чём дело, Оленьков снова рассвирепел — уж очень позорная сцена вышла перед департаментскими.
— А вы-то что в подвале делали? — начат он наступать на Веру Герасимовну. — Почему оставили гардероб?
Вера Герасимовна нисколько не смутилась.
— Посетителей сегодня практически нет, — объяснила она. — Погода-то жуткая. Я Ниночке-кассирше поручила на минутку гардероб. А в подвал потому спустилась, что видела — вчера майор из уголовного розыска с Колей Самоваровым там были. Интересно ведь, что они искали? У нас в этом подвале убийство произошло, — доверительно сообщила она высоким гостям, которые сидели с поглупевшими и окаменевшими лицами.
Оленьков понял, что Веру Герасимовну, чтобы не случилось больше конфузов, лучше оставить в покое, и решил метнуть пару молний в сонного Самоварова:
— Так это вы, Николай Семёнович…
— Алексеевич, — дружно поправили директора Самоваров и Вера Герасимовна.
— Ну, Алексеевич… разбили скульптуру?
Самоваров тоже хотел помянуть белену, но сдержался.
— Нет, вечером скульптура была совершенно цела, — доложил он. — Дверь мы запирали как обычно.
— Чего вы туда полезли?
— У майора версия одна возникла, хотелось проверить…
— Что за версия?
— Этого я не имею права вам говорить, — злорадно ответил Самоваров.
Борис Викторович фыркнул:
— Тоже мне тайны следствия! Ерунда какая-нибудь.
— Ничего не ерунда, — вдруг встряла в разговор Вера Герасимовна. — Ленина-то грохнули!
— Вернитесь, наконец, на рабочее место! — не выдержал Оленьков. — На вашу дисциплину я обращу особое внимание! Ведь неизвестно, что там, в подвале. Может, ничего такого страшного, а вы панику гоните!
— Проще спуститься и посмотреть своими глазами, — небесным голоском пропела Ася.
— В самом деле! — зашумели все и повалили вдруг в коридор.
Впереди процессии шествовала Вера Герасимовна и оживлённо рассказывала историю своей пугающей находки. Борис Викторович подзадержался в кабинете, он хотел сперва спровадить гостей из департамента, но те так заинтересовались происшествием, что последовали за толпой в подвал, даже дама, которая в своих каблучках на монте-кристовской лестнице вдруг обнаружила артритную колченогость. Её с двух сторон поддерживали и подволакивали Оленьков и международный жирняй.
В подвале они застали грустную картину: угол, отведённый под скульптурную группу «Ленин и освобождающиеся рабы», был в беспорядке, рабы сдвинуты, какие-то стоящие рядом фигурки попадали или накренились, а сам вождь мирового пролетариата беспомощно лежал на спине, воздев к потолку условную, с тремя только пальцами руку (раньше, когда он находился в вертикальном положении, она указывала в будущее). Ноги вождя были отбиты до колен, и из-под фальшивой бронзы обнажилась творожная белизна гипса, облекающая внутренние пустоты. Существующие отныне только в благодарной памяти потомков, кубистические ботинки Ленина, похожие на кирпичи, и низ брюк были побиты на мелкие кусочки и неопрятной кучкой валялись тут же.
book-ads2