Часть 16 из 20 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Он потянулся к чаеварке. Ему необходимо было попить чайку и подумать. Где-то рядом, сквозь тоненькую плёнку, мутно сквозила и пробивалась к нему… уж не истина ли? Билась, стучалась, подлаживалась под ритм шур-шанья и фырканья закипавшей в чайнике воды. Самоваров положил перед собой листок, уставился на правильные, уверенные буквы. ОЛЕНЬКОВ ВСЁ ЗНАЛ. Может, Ольга просто вложила в эти слова своё отвращение к бывшему любовнику, с которым она некогда так стыдно забыла обо всём? Месть? Нет, невозможно. Прямолинейная и гордая купчиха всегда брезговала интригами, а с Оленьковым и вовсе молчала, каменела, ёжилась, хотела, чтобы ничего того вроде бы и не было, хотела забыть! Хотела, чтобы все забыли. Зато всё, что говорила в эротическом угаре про мнимые, как выяснилось, тайны Анны Венедиктовны, она, конечно, прекрасно помнила. Ведь как перепугалась, когда Самоваров явился вдруг к ужину и начал задавать в лоб свои вопросы. Она тогда просто впечаталась в кресло, даже проводить его не смогла, Евстигнея послала! Сама, видно, догадывалась после покушения на Ильича, в чём дело, но верить своим догадкам не хотела, а тут Самоваров прилип: кому говорила про брильянты? И… Не написала, конечно, «ЭТО СДЕЛАЛ ОЛЕНЬКОВ», но зияет Ольгин ужас из этих крупных, разинутых «О». Ольга болтать и предполагать не станет — умная, твёрдая, положительная Ольга, которая верит только фактам, как утверждает Анна Венедиктовна.
Кто знает, чего она ещё своему брюнету не наговорила? Скажем, что у Анны Венедиктовны помимо писем с разгадкой тайны Гормана имеются чудные безделушки, например брошка с жёлтыми алзмазами, совершенно как на картине Винтергальтера…
Самоваров хлебнул чаю, и в его голове бесшумно открылись шлюзы безумных предположений — трусливые условности пали. Всё может быть! Вот Ольга уверена, что ОЛЕНЬКОВ ВСЁ ЗНАЛ. И что же? Оленьков лезет потрошить скульптуры, натыкается на Сентюрина и убивает его? Зачем? Ерунда ведь… Или не ерунда? Если он побьёт скульптуры и найдёт в них ценности, Сентюрин будет знать, кто это сделал, а Ольга знает почему. Плохо! А так — политический маньяк. Но ведь стукнуть топором по затылку не всякий отважится и не всякий изловчится. А у нас интеллигентного вида брюнет с бородой, с погибельным для дам баритоном, в галстуке утончённых тонов, с нежными руками… Не слишком похоже. Ба, а Денис? Денис, который дежурит в ночь и который якобы ничего не слышал возле своих ценных экспонатов! Этот маму родную как муху прибьёт, не моргнув. И вечно он рядом с Оленьковым — и в фирмах, и в партиях. Гога и Магога. Ах, как складно! Так не бывает! Самоваров даже головой потряс и принялся быстро, мелкими глоточками, допивать чай, чтобы заглушить свои соблазнительные фантазии. Да разве можно их заглушить? Что, считать до тысячи, чтобы не думать: вот оно, вот оно, вот оно?
«Трус ты, Самоваров», — влепил он самому себе. Ну, если всё было так, как купчиха наша в ужасе вообразила, то и Аночкины брошки… А как же дверь без следов взлома? Впрочем, малахольный Валерик часто теряет ключи, у него их и утащить легко, пока он размышляет о своих несовершенствах и хлопает ушами… Да, это дело техники. А Капочка… Батюшки! Те двое в подъезде! Один с бородой, другой с квадратными плечами! Уж не из партии ли они бывшей либеральной свободы?
Самоваров вскочил и бросился в коридор — телефона у него в мастерской не было, звонить приходилось либо с вахты, либо от Аси. Он выбрал Асю. Кабинет её был открыт и пуст, но шубка висела на колышке. Самоваров схватил телефонную трубку и принялся спеша и сбиваясь набирать Стасовы номера. Но Стаса нигде не было — ни на службе, ни дома. «Блаженствует железный Стас, — с досадой предположил Самоваров. — Сцапал Сашу и рад. Бога за бороду ухватил. Укротил злодея. Можно и к мастеру спорта по туризму закатиться! Но чего я его ругаю? Он же не знает ничего, ему же писем подмётных в дверь не суют. Ну, а я куда теперь? Прямо в милицию? С баснями про бриллианты и про мужчин в бородах, которые выглядят как женщины в чадрах?» Он устало прислонился спиной к Асиному косоватому шкафу, который тут же ответил на его ласку падением нескольких папок в своих глубинах.
Куда теперь? Домой?
ОЛЕНЬКОВ ВСЁ ЗНАЛ. Значит, Оленьков — искомый любитель бриллиантов? Если так, то у него сейчас находится наследство Ады Шлиппе. А он хочет добыть ещё и кисельщиковскую парюру. Не теперь, потом как-нибудь. Ведь завтра он уезжает во Францию. С почти пустыми, правда, руками, но зато к Сезару Скальдини, знатоку старинных драгоценностей и покупателю краденых произведений искусства. В Чёртов дом уплывут бриллианты, так и есть! Пока состоится служебная командировка с пустыми руками, а потом, бог даст… А может, не с пустыми?..
Очередная озорная мысль подвигла Самоварова на решительные действия. Он вернулся к себе в мастерскую, взял гвоздодёр и бросился в отдел прикладного искусства, где в болезненном полумраке ноябрьского вечера высились вавилоны ящиков с экспонатами несостоявшейся выставки. Самоваров прикинул в уме, с чего начать, и принялся вскрывать ящик с барановскими бляшками. Тот был небольшой и стоял как раз с краю. После нескольких минут лихорадочных усилий Самоваров запустил руку в проделанную им брешь и пошарил в серебристой синтетической стружке, выписанной снобом Оленьковым за немалые деньги. Он нащупал нечто твёрдое. Это были не стальные футляры, специально заказанные тридцать лет назад Барановым на секретном военном заводе и призванные хранить чегуйские сокровища. Это были банальнейшие кирпичи. Такими был усеян внутренний двор музея после недавней перестройки бывших губернаторских каретных сараев в комфортабельные гаражи Департамента культуры. Кирпичи!
Глава 15
КОЕ-ЧТО О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Вот и прямой повод для звонка в милицию. Самоваров бодрым шагом двинулся по коридору к Асиному кабинету и уже был недалёк от цели, когда в конце длинной анфилады проходов и закутков, там, где горела единственная непотушенная лампочка, возникли и остановились две фигуры. Те самые, Самоваров в этом был уверен. Из подъезда. Вот элегантный Оленьков — розовый, недавно с улицы. Вот Денис Богун. Особенно хорошо освещена была Денисова могучая, с тяжёлыми сочными мышцами фигура, его блестящий под лампочкой крутой неумный лоб и нос пуговкой. Если эта гора неодушевлённой плоти угробила Сентюрина и Капочку… Оленьков и Денис, вполголоса переговариваясь, двинулись по коридору в сторону замершего Самоварова. В руках у Дениса тяжело брякала связка ключей. «Последний обход», — понял Самоваров и насколько мог тихо попятился к своей мастерской, в густой спасительный мрак.
Три ступеньки вниз. Слава богу, дверь его всегда в порядке, не скрипит. Он скользнул в мастерскую, неслышно закрыл дверь, тихо задвинул ещё в незапамятные времена прибитый к ней амбарный засов. С минуту простоял неподвижно, припав, к двери и прислушиваясь к неторопливому шагу тех двоих. Особенно к шарканью Денисовых ножищ — оно было хорошо слышно и приближалось неумолимо. И вдруг Самоваров явственно, почти что корнями волос, ощутил, что кто-то в мастерской есть. Кто-то неподвижно стоит сзади, за его спиной. Истончившимся в темноте слухом он явно, преувеличенно (так пылинки под микроскопом разрастаются в мохнатых чудовищ) уловил мельчайшие звуки чужого существования: свист вдыхаемого воздуха в ноздрях, тонкий скрип одежд, шум чужой крови в чужих жилах.
Он резко обернулся.
Посреди мастерской, замерев, стояла Ася. Она была в шубке, в шапочке, с сумкой через плечо и смотрела на Самоварова стеклянными глазами Царевны Лебеди. Он шагнул к ней, на ходу, жестами, панически умолял её молчать. Лицо у Аси было неподвижное, как у мёртвой, но губы шевелились. Если б Самоваров мог читать по губам! А вдруг она заговорит сейчас, закричит? Он обхватил её за талию и страшно, тоже почти беззвучно прошептал в ухо, отодвинув её. вездесущие волосы:
— Молчи! Ради бога, молчи! Они сейчас будут здесь, они рядом уже… Молчи! Потом, потом всё скажу! Они двоих уже убили, Сентюрина и одну старушку… Не бойся, не бойся!
Он шептал эту чушь, откидываясь иногда, чтоб посмотреть в Асино лицо — доходит ли до неё хоть что-то? Он видел неподвижный профиль с вечно открытым ртом. Идиотический. Только бы она молчала! И вдруг дёрнулись её подсеребренные светом заоконного фонаря ресницы, качнулась голова, и она повисла у него на руках. Это было так неожиданно, что Самоваров едва не грохнулся с нею на пол. Реакция у него была ещё неплохая, он успел подхватить Асю под мышки и застыл, сжав своими сильными руками. Он не мог пошевелиться, потому что в ту же минуту совсем рядом с его дверью затопали шаги, послышался кашель Оленькова, а Денис испробовал прочность самоваровской двери одновременно булыжником локтя, валуном колена и чугуном ботинка. И хотя Самоваров надеялся на прочность своего амбарного засова, минута была такая, что его даже замутило от волнения.
— Упёрся домой, — сделал вывод Денис, ещё немного понасиловав дверь и прислушавшись в промежутках между ударами к тишине за нею. — Да я видел ещё в два часа, как он уходил. Работничек! Но дверь всегда запрёт на совесть. Аккуратная сволочь. Это вон у Вердеревской всё нараспашку, как всегда.
— А может, она здесь ещё? — забеспокоился Оленьков.
— Куда там? Пальта-то нет. Побежала искать, кто бы её десятый раз за день трахнул. Без этого не заснёт. На стенку полезет.
— Ты так рассуждаешь, будто трахал её, — усмехнулся Оленьков.
— А то нет. Кто ж её не трахал! Если у вас сегодня до неё руки не дошли, то у меня было перед обедом. Может, и этот гад колченогий разок её долбанул. И парочка экскурсантов в придачу. А ей всё мало. Лечить её пора.
Самоваров мёртвой хваткой держал свесившую голову бездыханную Асю, и его мутило от напряжения, гадливости и ужаса.
«Жизнь — это ужас. Ужас, ужас», — лезли в голову всякие глупости. Голоса и шаги стали удаляться. Денис долго бренчал ключами, запирая Асин кабинет, потом стало совсем тихо. «Уходят», — решил Самоваров и стал осторожно, тихонько подтаскивать Асю к дивану. В эту минуту шаги Дениса снова стали приближаться, и Самоваров замер: неужели почуял? Но то, что он услышал, было почти так же безнадёжно и плохо: тяжело бухнула громадная дубовая дверь отдела прикладного искусства, две толстенные створки, монументальные, как церковные врата. Они перекрывали проход в общий коридор, туда, где был выход, где был Асин кабинет, где был телефон! Дважды щёлкнул замок. Всё, их замуровали. Вот кто сволочь — сволочь аккуратная!
Уже ничего не опасаясь, Самоваров кинул Асю на диван, стал на ощупь расстёгивать её шубку, путаясь пальцами в каких-то стильных плетёных петлях. Только после минуты бесплодных усилий догадался включить лампу. Дело пошло легче, тем более что и Ася приходила в себя: поморщилась, двинула головой и открыла бессмысленные глаза.
— А-а, Самоваров… — протянула она, узнав его, и, как ему показалось, с разочарованием. Откуда, из каких хрустальных сфер она сейчас вернулась? Она поводила взглядом по потолку, по верхам шкафов и полок, спросила тихо: — А что это со мной было?
— В обморок ты упала.
— Как же эго… А! — с недоумением осмотрелась она по сторонам. — Я испугалась, когда ты вошёл. Я темноты не боюсь совсем, я её люблю, но тут что-то странное было. Было?
— Угу. Страннее не бывает, — мрачно кивнул Самоваров. — Я тебе расскажу чуть погодя. Ты полежи, чайку вот попей. Он остыл, правда…
— Да я хорошо уже себя чувствую, — встряхнулась Ася. — Не хочу чайку. Я домой пойду, поздно уже.
Она села на диван и принялась поправлять на себе шубку, расхристанную Самоваровым. Он улыбнулся.
— А шубку ты лучше сними, потому что домой идти нам не придётся. Заперли нас.
— Как? Чем? — сомнамбулически захлопала глазами Ася.
— Дверью. Хорошая прочная дверь. Дубовая, — объяснил Николай.
— Ну и что? — возмутилась Ася. Она вскочила и уже застёгивала шубку, ловко управляясь с мудрёными петлями. — Ну и что из того? Кто-то же дежурит сегодня. Галина? Или, кажется, Денис? Мы пошумим, и нас выпустят.
— Шуметь мы не будем, — как можно значительнее постарался сказать Самоваров. — Я тебе сейчас расскажу кое-что. Только ты шубу скинь, сядь и постарайся сознания больше не терять. Ещё одного твоего обморока я не вытерплю.
Он и в самом деле до сих пор чувствовал мерзкую слабость. Асин обморок испугал его чрезвычайно. Её обмякшее тело сделалось тяжёлым, как песок, и зыбким, как вода; его с трудом удалось дотащить до дивана.
Ася недовольно пожала плечами, но шубу сняла и даже хлебнула остывшего чаю:
— Фу, какие помои… И что же ты мне расскажешь?
Самоваров выложил свои умозаключения и удивился, до чего всё вышло коротко и просто. Правда, он не вдавался сейчас во всякие кустистые ответвления вроде любовных историй Анны Венедиктовны или причины Ольгиных подсказок. Главное-то, до чего было банально! Двое жуликов решили награбить ценностей и сбыть их корсиканцу, тоже жулику. Самоваров, пока рассказывал, сам вдруг ясно понял: эти двое не вернутся. Они уезжают навсегда! С
Аночкиными брошками, с древним чегуйским золотом, с пустячками от Фаберже (и чуть не с громаднейшим киотом Кисельщиковой! Хотя это вряд ли, слишком уж вещь массивная). Губернатор, конечно, выставку отложил, но документы-то все у Оленькова на руках, фирма-то «Анка» благополучнейше всё вывезет под видом предметов благородного культурного обмена. Уже в семь утра эти двое, попивая шампанское в бизнес-классе, рассевшись в креслах над облаками, спокойненько воспарят в свою свинскую мечту. Им обосноваться надо посреди цивилизованного человечества, рядом с толстобрюхим Сезаром. Для нашего тускловатого мегаполиса они чересчур хороши. Им не нравятся ямки на дорогах и общие бани для населения бревенчатых и дощатых окраин. Они должны быть обеспечены хорошим одеколоном, экологически чистой пищей и лебезящими лакеями. И чтобы на каждом колене было по девушке с синтетическим льдом, вшитым в груди. Может, ещё чего намечтали? Самоварову трудно было вообразить их рай. Но ведь возьмут своё: и Лазурный Берег, и одеколон, и лёд. Иначе зачем идиот Баранов всю жизнь рылся в земле, выскребал из праха свои дурацкие бляшки? А другие идиоты столько лет тряслись над музейными цацками, вместо того чтоб жить?
Брось, Самоваров, свою убогую сатиру, свои Кукрыниксы. Это примитив. Они улетают. Они улетают! Они умеют и будут жить. Они закрыли дубовую дверь и утром будут в небе. Ты всё знаешь. Все всё узнают потом, когда эти двое (один из которых мастер раскраивать черепа) уже накушаются своей мечты.
— И что? Кирпичи? Прямо вот те кирпичи, что во дворе? — вопрошала ошарашенная Ася, выслушав самоваровский рассказ.
— Не могу ручаться. Может, кирпичи и другие. Может, они эти кирпичи с детства берегли для важного дела. А всё-таки кирпичи и есть кирпичи. Что ты на это скажешь?
Ася потеребила пальчиками кудри.
— Может, ты всё-таки преувеличиваешь? — залепетала она. — Дико всё как-то. Убийства эти… И Оленьков… Невероятно!
— Ну конечно, человек в таком отменном пиджаке не может быть негодяем! Да ещё с таким баритоном! Да ещё с таким другом-экспонатом из антропологического музея. Последний — вообще ангел! — обозлился на неё Николай.
Самоваров вспомнил, как Денис хвастался траханьем Аси «сегодня перед обедом», и его снова замутило. Может, неандерталец врал?..
— Ася, ты что, с кем-то из них сегодня спала, что защищаешь как родных?
Ася возмущённо заморгала:
— Я не ожидала от тебя такой пошлой бестактности. Ты всегда отличался в лучшую сторону от наших музейных клуш. Но дружба с Верой Герасимовной, видно, даром не проходит.
— Не до такта сейчас и не до личной твоей жизни — кому она нужна? — отмахнулся Самоваров. — Тебе самой меньше всех, кажется. Но они убийцы. С Денисом перед обедом, да?
— Ты мерзкий, — залопотала Ася. — И те старухи, которые подсматривают, тоже…
— Всё, забудем. Мне в самом деле ни к чему всё это знать. Никто за тобой не подсматривал, — решил объяснить ситуацию Николай. — Денис сам об этом Оленькову поведал, когда в дверь мою ломился, запор проверял. Так, вскользь упомянул. В свойственном ему стиле куртуазного маньериста. А я тут стоял и держал тебя за шкирку — ты как раз в обморок изволила бухнуться. Такой вот я мерзкий. Ты бы хоть иногда немного головой думала, что и с кем…
Ася во время этой тирады упорно смотрела на ничем не примечательную стену, и вдруг из её бессмысленных и бесстыдных глаз сразу в несколько дорожек потекли блестящие слёзы.
— Нет, это ты, Самоваров, мерзкий! Ты, — заявила она обиженным носовым голосом. — Разве можно говорить такие вещи? Такие мерзости? Что ты мне доказать хочешь? Что я плохая, а ты хороший? Ты осмотрительный, ты брезгливый? Нет, ты просто тупой и скучный. Ты умрёшь тем же чурбаном, каким родился, ничего не поняв, не ощутив, как те убогие и похотливые бухгалтерши, которые бог знает что обо мне говорят! А я живу, каждую минуту живу — и помню, что живая. Ведь если жизнь свою хоть минуту будешь ограничивать, умирать начинаешь. А когда живёшь, дышишь и знаешь: смысл всего секс, соприкосновение…
— С Денисом Богуном, — не удержался от ехидной реплики Самоваров.
— Да, и с ним! — тряхнула летящими волосами Ася. — Он такой же горячий, полный крови и влаги, как и прочие. Он тоже живёт и может умереть, вот и всё! Что же, меня ведь, как и тебя, учили общественной морали, всяким обязательствам, я уж и не помню, чему такому: физике, геометрии, готовить суп, знать эпоху Возрождения. А у меня был друг, много старше меня. Он в своей квартирке жил (это всё в Петербурге происходило, разумеется). Из окон видны были серое море, краны, корабли. Я туда почти каждый день бежала вечером. Мы занимались любовью и смотрели на корабли. Ещё ссорились. Я лепетала, что меня бабушка за уроки ругает (знал бы ты, какая семья у нас, какою идеалистического закали! жрецы науки, благоухающий гербарий!). Лепетала ещё, что у него бывшая жена на уме и ещё одна прежняя женщина, которая тоже к нему ходит, и он тогда мне звонит, чтобы я не шла. А я каждый день к нему хотела. В эту кровать, откуда краны видны. Чтобы было всё, только как я хочу и как положено (значит, только для меня хорошо)… Так я его любила, что мне одежда мешала, трусики, туфли. Я только совсем без ничего, с ним и в той кровати могла дышать и жить, а остальное было мучением. Какая уж тут геометрия!
А ему уже было тридцать четыре года, и он знал, как и для чего жить, и делал всё по-своему. Не угождал мне, а ссорился. Просто выбрасывал меня на лестницу. Я злилась, но снова приходили, целовала его дверь и дрожащей рукой всовывала ключ в замок. Однажды мы поссорились, и я решила не ходить туда больше. Очень уж унизительно показалось так жить. Две недели не была у него, но мучилась страшно. Уйду утром из дома — и иду куда глаза глядят. В какой-нибудь незнакомый район уеду на автобусе, а там многоэтажки, грязь по колено. Я вязну в этой грязи, плачу до того, что плакать устаю. Только горло болит. Погреюсь на какой-нибудь почте или в овощном магазине и снова куда-то еду. Так целых две недели. Октябрь, дождь… Из школы маме учительница позвонила: где Ася? Меня отругали, бабушке сделалось плохо, я заперлась в ванной… В общем, обычные детские глупости. Я на другое утро паинькой в школу пошла, а вечером — к нему. И даже удивлялась, зачем я целых две недели плакала и бродила по этим грязям и почтам, когда у меня в кармане ключи от всего, что для меня важно и нужно. Подхожу к двери, соседка напротив высовывается (вылитая Вера Герасимовна наша — улыбочки медовые и сахарные): «Деточка! Вы к Виктору? Он уехал, кажется. Я давно его не вижу». Почему уехал? Куда? А как же я? Я? Открываю двери — двойная была у него дверь — и вдруг запах… ужасный и незнакомый. И мой друг лежит посреди комнаты, вернее, то, что от него осталось. Жуткая зловонная лужа на полу, невыносимо омерзительная… Что-то вязкое сползло с костей… Лужа. Он, которого я так любила, сделался этой мерзостью! И навсегда! И никогда больше!.. Соседка в дверь лезет, а я стою в каком-то сером тумане, и будто подо мной люк открывается, и я скольжу в него, падаю… Упала в обморок. Как сегодня, наверное. Мне тогда было шестнадцать лет. Вот тогда-то я и поняла, какая ерунда, какая никчёмность всё, что не я. Всё, что другие понапридумывали. И привязанности все. К чему, если завтра ЭТО? И её ли жизнь черна, и всякая радость, и сладость — это лишь теперь? Ты тогда только жив, когда жив. Когда вокруг тебя и в тебе это горячее, живое, живое! Ты, Самоваров, про бляшки барановские сейчас бормотал, про эту парюру разнесчастную, — а ведь это всё прах, это не нужное. Есть из-за чего переживать! Да пусть берут, если им от этого хоть немного будет радости!
«Тогда она и рехнулась, гляди на любовника, превратившегося в лужу. И целую теорию придумала, ясненький ответ дала на вопрос: «Что делать?!» Испытывать содрогания амёбы. Главное, чтобы амёба была живая. Живых ей подавай…» Самоваров пристально поглядел в бледное лицо Аси (слёзы высохли на нём так же быстро, как и появились) и сказал:
— Ты права, быть может. По-своему. Да я и говорил, что личная гноя жизнь меня не касается. Живи, ощущай сколько хочешь и что хочешь. И даже все ли бляшки-безделушки пусть они прах, хотя я с этим и не согласен. Но наши двое, те, что живее всех живых, уже двух человек убили! Из живых мёртвые лужи сделали, вроде той, которой ты навек перепугалась.
Что же, пусть радуются? А ты просто мешок с костями? И будешь смотреть на всё это с улыбкой Джоконды?
Ася нахмурилась:
— Нет, это ужасно!.. Я не… Но ведь ничего уже не сделать? Ведь ничего нельзя сделать?
— Не знаю. Зато я понял одно: они сегодня рабов бить будут.
— Каких рабов? — удивлённо спросила Ася.
— Да пундыревских! Оленьков считает, что в них бриллианты спрятаны. А там нету ничего! Только перепортят вещи. Тебе всё равно, но это дико! Ты же чем-то отличаешься от павиана, ты же умна, ты же русская интеллигентка, ты же бескорыстна, ты же от Баранова бляшки приняла и остальное, что другие сто лет собирали! Зачем приняла? Чтоб отдать всё двум убийцам и мерзавцам? Пусть жизнью наслаждаются?
— Ты ничего не понял, — тихо и скорбно ответила Ася, — ты, Самоваров, туп и прям, как палка. К сожалению.
book-ads2