Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 14 из 20 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Самоваров собрался с духом, толкнул тяжёлую вокзальную дверь института и задохнулся холодным ветром. Глава 13 МИЛАЯ, МИЛАЯ, МИЛАЯ… — Вот, полюбуйся, это она во всей красе и блеске, — сказала Ася, разворачивая перед Самоваровым потрёпанный номер журнала «Столица и усадьба» за 1916 год. Журнал был в обложке из грубой коричневой бумаги, посерёдке приклеен пейзаж Юлиана Жуковского — не столичный, а усадебный. Дом с толстыми колоннами. Этот Юлиан наделал пропасть подобных пейзажей. Два даже красовались в экспозиции Нетского музея. Похоже, что и колонны были на них те самые, что на журнале — толстые, семь штук в ряд. Развёрнутая Асей страница пестрела фамильными дворянскими портретами. Асин тоненький пальчик с полупрозрачным загнутым коготком нетерпеливо стучал по какой-то маловыразительной дамской физиономии. Под портретом имелась подпись: «Неизвестный художник. П.Ф. Кисельщикова». П.Ф. была запечатлена неизвестным художником в атласном платье неизвестного цвета (фототипия была в журнале хоть и превосходная, но чёрно-белая), с рукавами в форме полосатых тыкв. Скучное её лицо обрамляли два пучка кудряшек. — Ну, это явно не та Кисельщикова, — разочарованно протянул Самоваров. — Эта старше лет на восемьдесят! Да наша ведь салопница была. Киотница. Эта же вон как разряжена. Прямо средь шумного бала, случайно… Ася укоризненно покачала головой: — Ну конечно не та! Та нам ни к чему. Ты посмотри-ка, это ведь она, парюра! Она в самом деле существовала, видишь? Самоваров снова всмотрелся в портрет. Ага! Точно! Невзрачная дама явно была перегружена драгоценностями. — Полная парюра! — радостно пела Ася. В самом деле, на голове дамы возвышалась диадема с двадцатью четырьмя внушительными алмазными зубцами. Даже если допустить, что неизвестный художник услужливо приврал и изобразил камни больше, чем они были в натуре, оставалось признать, что всё-таки вещица была ценная. Голова-то у дамы имела, надо надеяться, биологически нормальные размеры, а на ней помещались эти двадцать четыре зубца, золотой ободок и два ряда жемчужин далеко не мелких. Вещь! Помимо зубчатой диадемы, в ушах у дамы были тяжёлые серьги, на шее колье, на каждой руке по браслету, перстни и в придачу — жемчужный с алмазами на пряжке пояс, подпирающий будто изготовленный на токарном станке идеальный бюст. Все эти штуки в самом деле были одного рода и стиля — много жемчугу, бриллиантов, там и сям мелькают эмалевые овальчики с какими-то античными профилями. — Вещь ампирная, — заключил Самоваров. — Махровый ампир. Эта дама цвела в 1830-х, а штучки надела немодные. Явно мамашино наследство. — Верно, — согласилась Ася, — предполагается, что парюра была изготовлена в 1811 году в Петербурге, куда Афанасий Кисельщиков ездил хлопотать по делам своих приисков и внезапно женился на певице мадемуазель Хохшулер. По страстной любви. Певица как раз и подбила Афанасия на заказ столь баснословной парюры. — Дремучее семейство — и вдруг мадемуазель Хохшулер. Сомнительно, — удивился Самоваров. — Клан Кисельщиковых Хохшулер отверг, и она умерла через год в жестокой чахотке, оставив Афанасию единственного сына Евлампия, — объяснила Ася. — Ты просто знаток кисельщиковской генеалогии! Что-то раньше я не замечал за тобой таких увлечений, — изумился Самоваров. Ася только улыбнулась таинственно. — Ну, и что парюра? Вещь-то женская? Почему же она ни в какое приданое не пошла, а оставалась сто лет в семействе Кисельщиковых? Вплоть до визита прощелыги Гормана? — не унимался Самоваров. — Надо думать, парюра доставалась старшей невестке по прямой линии, по Евлампию. Кисельщиковы — семейство людное, плодовитое, и со старшими (да и всякими последующими) сыновьями проблем у них не было. Чахоточная красавица Хохшулер только случайно и ненадолго к ним затесалась. Последняя Кисельщикова, у которой чекист Горман делал обыск, была урождённая Блинкова. Как раз старшая невестка. Самоваров сидел обескураженный. Чем дальше в лес, тем больше дров! Вчера ещё кисельщиковские брильянты были сказкой, болтовнёй, сокровищами мадам Петуховой, а сегодня пожалуйте — вот вам и парюра вся до колечка, вот вам сага о Кисельщиковых, вот картинка с П.Ф. Кисельщиковой (должно быть, женой Евлампия?). Вот вам ещё и мадемуазель Хохшулер! А главное, Ася ещё вчера вечером слушала его болтовню о бриллиантах, спрятанных в ботинках Ильича, с удивлённо разинутым влажно-розовым ротиком. Сегодня же она предъявляет «Столицу и усадьбу» и шпарит про парюру, как по писаному. Что же это творится-то? Самоваров придвинулся к Асе. Она понимающе прикрыла веки и стала гладить его вдоль позвоночника. Он глухо прошептал: — Ася, откуда у тебя этот журнал? Она помолчала, соображая: — Гак… Это Ольга мне дала. И сказала: обязательно покажи Самоварову. Обязательно. И про Кисельщиковых рассказала. Я случайно к ней забежала, упомянула невзначай о Пундыреве и о том, что в скульптуре что-то, возможно, есть. А она набросилась на меня с этим журналом… Вот оно что! Вот они, каменные выражения лица и прятанья в туалете! Всё ведь знала, всё раскопала — ну да, это она так обстоятельно ниточку к ниточке кладёт, она в архивах сидит! Копает! Копает! Куда уж Асе! Что за парюра, ей давно известно. И уж наверняка известно, кто, кроме неё, всё знает и кто приходил бить Ленина. И молчит, валькирия! Самоваров вскочил и поковылял в Ольгин кабинет. Дверь была заперта. Он постучал по глухому крашеному дереву, прислушался. Пусто внутри. Прячется, прячется, зато журналы подкладывает! Он вернулся к себе. Аси уже не было, но журнал лежал на столе, и Самоваров ещё раз рассмотрел парюру, прочитал статью некоего Илларионова, описывающего своё камское поместье, где и обретались лица, воспроизведённые в журнале на портретах. О Кисельщиковой было сказано только, что она мать какой-то илларионовской прабабки. Значит, про мадемуазель Хохшулер — это Ольгины изыскания. Прячется, а помочь хочет. Не собирается присвоить бриллианты, стало быть. Да и не похоже, чтобы она статуи била. Теперь-то что делать? Вдруг в третий раз искатели сокровищ придут в подвал? Надо разобраться наконец со всеми бриллиантами и роковыми обольстительными девицами. У Стаса Саша сидит — и дело в шляпе? А если нет? И скорее всего, что нет. Права ведь Настя, тучка золотая: много в Нетске бородачей. Когда Самоваров звонил в тяжёлую дверь с замазанным звонком-ключиком, он был полон решимости быстренько расколоть старуху Лукирич. Все ли улыбочки, всё ли «я не знаю» сколько же можно! Тем не менее он минут десять бормотал что-то о погоде, о пенах, о судьбах авангардизма, и никак ему не удавалось продраться сквозь ненужную дребедень. Анна Венедиктовна очень ловко увёртывалась от серьёзных тем, серебристо щебетала и явно наслаждалась нежданным визитом молодого человека. Самоваров с ужасом ощущал себя именно молодым человеком, тем самым дамским угодником, которым дразнил его Стас. Всё выходило вопреки его воле: и сидение на краешке дивана, и беспричинные хихиканья, и даже смущение и заикание при слишком резких поворотах пустопорожних тем. Он всё глубже увязал и с тревогой оглядывался на быстро меркнущий закат за окошком. Наконец ему удалось взять себя в руки, подсесть поближе к Анне Венедиктовне и поймать её живой, мелькающий, чуть слезящийся взгляд. — Анна Венедиктовна! — воскликнул он так патетически, будто собирался предложить старой даме руку и сердце. Она перестала улыбаться и кокетливо моргать и наконец сосредоточилась на его персоне. — Анна Венедиктовна! Вы забыли, наверное, мою вчерашнюю просьбу? — Какую? — Просмотреть письма Пундырева. Возможно, там есть намёки на то место, куда были спрятаны принесённые Горманом ценности. Напудренное личико Анны Венедиктовны стало кислым. — Ах, к чему это? Кому это нужно? И так у всех полно неприятностей. Вы ведь знаете, Саша Ермаков в тюрьме. Он взял-таки эту злосчастную кружку. И хотя кружку нашли, его ведь держат в этом кошмарном месте! И ещё бог знает сколько продержат. Настоящий произвол! Самоваров решил затронуть её чувствительность: — Да, он страдает. И возможно, напрасно. Его ведь обвиняют и в краже у вас драгоценностей, и в вандализме в музее, и в двух убийствах, в том числе Капитолины Петровны. Анна Венедиктовна скисла ещё больше. — Это вздор, вздор, — беспомощно залепетала она. — Отчего же вздор? — Самоваров внимательно посмотрел ей в глаза. — Он ходил сюда к вам, многое знал, разговоры всякие слышал. Вы говорили ему про Гормана, про эту злосчастную скульптуру? — Никогда! Я недавно только про это вспомнила, когда в новостях показали… — Но Ольге-то Тобольцевой говорили? — Так это давно было, — отмахнулась старуха, — когда выставка папина готовилась и интерес к папе и вообще к авангарду был колоссальный… Теперь, к сожалению, восторги приутихли. Говорят, на западных аукционах цены на русское упали… И вообще никому ничего не надо. — Кому-то очень надо угрохать пундыревскую группу. Анна Венедиктовна, я вас умоляю, взгляните на эти письма. Если что-то в самом деле в них есть, мы найдём, но надо остановить поиски сокровищ, люди ведь гибнут! Анна Венедиктовна недовольно передёрнулась: — Как можно всерьёз воспринимать нелепые россказни? Ведь всё дым, химеры. Какие бриллианты? Да были ли у Кисельщиковой эти необыкновенные бриллианты? — Были, — твёрдо кивнул реставратор. — Я их видел сегодня. Теперь пришёл черёд удивляться Анне Венедиктовне. Она вздёрнула нарисованные брови и поморгала ресничками; кажется, глаза у неё были тоже немного подрисованные. — Я не их, конечно, видел, а картинку в «Столице и усадьбе». Был такой журнал перед революцией, — поправился Самоваров. — Очень впечатляющая парюра стиля ампир. Она реально существовала, в этом нет никаких сомнений. И если она запрятана в пундыревских гипсах… — Нет там ничего! — нервно вскинулась Анна Венедиктовна. Самоваров ещё не видел её в таком раздражении. Она ломала костлявые пальчики и поглядывала на него неласково и искоса. А плевать! — Вы же говорили, что есть! — взревел Самоваров. — То есть, то нет! Нельзя же так! Вам игрушки, а двум людям уже головы проломили! Я не уйду сегодня, пока не узнаю, что в этих проклятых письмах! Он даже голос повысил (чего делать не любил и не умел) и тут увидел, что Анна Венедиктовна немного испугалась и задрожала пунцовыми губками. «Чёрт знает что, прямо опера «Пиковая дама», — вздохнул Самоваров и снова попытался вразумить старуху спокойным и нудным голосом. — Там ничего нет, в этих письмах, — твёрдо повторяла она. — Да вы же говорили! — опять вскрикнул Самоваров. — Мало ли что я говорила! — капризно проворчала Анна Венедиктовна. — Мало ли что! Это я так говорила. Действительно, слух о бриллиантах был, некое предание… Но ничего больше! Когда по телевизору показали, я вспомнила. Ну, и Ольге когда-то сказала. Она просила сенсационного, а чего уж сенсационнее! Только она тогда ничего не напечатала. Ольга девочка серьёзная, признаёт только проверенные факты. «Да уж, проверила она всё на совесть», — вспомнил Самоваров журнал и мадемуазель Хохшулер. Анна Венедиктовна теребила линялую кисточку на своём маккартовском кресле. Погас в ней какой-то огонёчек, и куколка рококо сделалась морщинистой, неуместно накрашенной старухой. Совсем Аночка исчезла, кокетливая девочка, травившаяся йодом. Самоварову стало неловко. — Вам нелегко понять, — начала объяснять Анна Венедиктовна, потупив глаза, — каково быть одной… («Мне это совершенно неизвестно?» — усмехнулся Самоваров.) Капочка милая была, заменить её никто не может, но она меня не понимала. В жизни должно что-то происходить. Что-то вокруг меня должно шуметь и вертеться. И ради меня, да!.. Годы в пустой квартире… В институте позировать скучно, мальчишки-квартиранты глупы. Боже, до чего косноязычны мальчишки! Даже Саша Ермаков — всё трещит, трещит о своём Пикассо, книжки и репродукции какие-то тащит. Зачем мне Пикассо?.. Может, это всё интересно, но… я всегда жила чувствами. А теперь… я начала стареть. «Вот это да! — изумился Самоваров. — Оказывается, только начала… Куда уж дальше-то стареть?» Анна Венедиктовна скривилась, как от горчицы, и по-своему поняла его недоумение: — Да, да, начала!.. И не разубеждайте меня. Но ведь хочется чего-то необычного! Я всегда немного придумывала, вот и вспомнила про Гормана: Пундырев о нём рассказывал как-то… И мама… Никто не верил, что были бриллианты. Глупый донос. Пундырев так и сказал: глупый донос. И всё. «До чего старуха лживая! А если не врёт, то развлеклась неплохо: два убийства. Легкомысленная, вздорная, эгоистичная. Все должны её ублажать и веселить. Или сама она тешится опасными байками», — возмутился про себя Самоваров. — И в письмах так было: глупый донос? — переспросил он вслух. _ В письмах об этом вовсе ничего не было, я же вам говорю! — досадовала на его тупость Анна Венедиктовна. — Но вы другое мне говорили… что всё перезабыли, что не читали этих писем вовсе! — Да я их наизусть знаю! — вскрикнула та. Самоваров умолк. Он совсем уже ничего не понимал. В его пустой голове ещё стоял лёгкий звон от серебристого голоса Анны Венедиктовны. Так отдаётся долгой дрожью воздуха звон часов в большой квартире.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!