Часть 9 из 27 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Действительно ли северные корейцы верят правительственной пропаганде?
Д.Т.: Это очень сложная проблема, но, если коротко, некоторые верят, а некоторые нет. Исходя из моих собственных исследований, кажется, что живущие рядом с китайской границей или в больших городах и те, кто получает информацию из зарубежных СМИ, скорее всего, отвергают правительственную пропаганду. Пожилые люди и живущие в сельской местности обычно меньше подвергают ее сомнению.
Мина Юн:
Я бы сказала, что в Северной Корее есть два типа людей: те, кто не имеют ни малейших сомнений в том, что Северная Корея – центр мира, а ее лидер – сверхчеловек, и те, кто имеют. Но вы можете поинтересоваться, каков процент каждого из них.
К сожалению, я не могу дать вам точные цифры. Это потому, что в Северной Корее очень трудно узнать, что на самом деле думают другие. Из-за строгих ограничений, касающихся высказываний, люди не могут открыто обмениваться мнениями с другими. Как бы там ни было, около 70–80 процентов северных корейцев, вероятно, относятся ко второй категории (по моему очень субъективному впечатлению).
Давайте расскажу, почему я так считаю.
До 1994 года, когда Северной Кореей управлял Ким Ир Сен, люди получали от правительства продовольственные пайки. В то время действительно не надо было особо беспокоиться о том, когда вы закончите всю положенную на день работу. Люди верили, что они живут самой счастливой жизнью на земле в обмен на стойкую преданность своему руководителю. В то время правительственная пропаганда, казалось, работала очень хорошо.
Но с тех пор ситуация изменилась. Сегодня речь не идет о регулярном получении продовольственных пайков, даже снабжение водой и электричеством ограничено. Людям приходится справляться самим при помощи рынков, а не надеяться на правительство, как когда-то. Более того, сейчас поступает очень много информации извне. Так что люди больше не верят всему, что им говорит правительство.
Но я считаю, что 20–30 процентов до сих пор принимают пропаганду за абсолютную правду. Я сама была живым подтверждением этому. Мой отец, который был офицером, растил своих детей как радикальных коммунистов. Так как в школе меня учили тому же, о чем говорил отец, у меня не было нужды подвергать что-либо сомнению.
Отец говорил мне, что северные корейцы были освобождены от японской колонизации и американской угрозы только благодаря тому, что люди так искренне почитали своего руководителя. Он говорил, что без нашего руководителя, Ким Ир Сена, нам пришлось бы жить убого, совсем как японцам или южным корейцам, которые, как человеческие существа, лишены всех основных достоинств.
Подрастая, я однажды услышала ужасную историю о корейской девочке, которая пришла в школу в ханбоке (традиционной корейской одежде), а ее одноклассники-японцы изрезали ее ханбок ножом. Я также слышала о южнокорейских детях, вынужденных чистить ботинки американским солдатам, чтобы заработать себе на учебу. Когда я слушала такие истории о своих сородичах-корейцах, мое маленькое сердце разрывалось, и я часто думала о возможных способах привезти всех этих людей в Северную Корею. Но отец говорил мне, что из-за южнокорейского правительства и США эти люди не могут приехать в Северную Корею, даже если хотят. Он делал вывод, что именно поэтому мы должны как можно быстрее изгнать американские войска с Корейского полуострова и воссоединить Корею. Он говорил, что это единственный путь для совместного процветания северокорейского и южнокорейского народов.
Когда я была ребенком, отец в моих глазах был по-настоящему великим человеком. Он всегда ставил счастье других людей выше своего и жил прежде всего для общины, общества и государства, которым принадлежал. Я гордилась своим отцом, человеком, который так отличался от других. Я часто думала, что хотела бы быть еще более великим человеком, чем он, и время от времени представляла себя партийным чиновником или высокопоставленным офицером, хотя была девочкой.
Вспоминаю, что я, благодаря образованию, данному мне отцом, любила размышлять о подлинной природе нашего общества, общины и государства и напряженно раздумывать, что означает жить осмысленной и добропорядочной жизнью. Я приходила к выводу, что должна быть преданной правительству. Уверена, что этот вывод сделал свой вклад в мое более позднее решение служить в армии.
Знаю, что это может прозвучать немного глупо, но мы (мне хотелось бы использовать «мы», говоря о северокорейской армии, чтобы подчеркнуть, что я чувствовала себя ее частью) получали удовольствие от того, что наша работа имела видимое влияние на отношение к нам южнокорейцев и американцев. Чтобы быть более точной, мне говорили, что когда у нас будет сильная позиция в разработке современнейшего ядерного оружия, США в ответ предложат вернуться к переговорам. А во время этих переговоров мы можем попросить американцев снабжать нас рисом или другими необходимыми ресурсами или вынудить их ослабить экономическую блокаду против нас. То же самое я читала в учебниках. Короче говоря, я узнала, что «смелость и отвага нашего руководителя покорила мир».
Я помню штабеля мешков с кукурузой, на которых было написано «Подарок из США». Позже я узнала, что эти мешки действительно были пожертвованы США, но на самом деле не были американской данью. Мне говорили, что американцы дают нам рис, потому что боятся нас! Тогда у меня не было ни малейшего представления о правде. Я просто гордилась быть частью армии в такой могучей стране, а когда иногда натыкалась на плакаты, на которых написано «Мир вращается вокруг Чосона», то очень гордилась собой и своей страной.
Читая о пропаганде и идеологическом обучении в Северной Корее, вы можете почувствовать себя немного сбитым с толку. Но на самом деле не стоит. Потому что все больше и больше северных корейцев осознает, что их страна не является нормальной. Просто посмотрите на меня – ту, что была по-настоящему предана правительству, но со временем уехала из Северной Кореи. Разве я не являюсь примером изменений в Северной Корее, происходящих в последнее время?
Понимаете, сегодня многие северокорейцы критикуют свое правительство перед другими людьми.
Как-то я работала продавцом на рынке, торгуя кукурузой. Я помню слух, что в течение пары дней будут раздаваться продовольственные пайки в честь дня рождения Ким Чен Ира. Но когда другая рыночная торговка, пожилая дама, услышала это, она усмехнулась и сказала:
– О… Я не куплюсь на это. Неужели они ждут, что я поверю их словам после всех этих обманов? Сколько раз правительство одурачивало нас? Мы получим пайки только после того, как зерно будет раздроблено, приготовлено, съедено и переварено. Вот тогда я увижу, как голодные псы попытаются его съесть. Посмотри на деноминацию[1]: кто всегда страдает, так это народ. Я больше ничему и никому не верю… а думая об этом, я так жалею твое поколение.
Я подумала, что ее всплеск эмоций был забавным и одновременно реалистичным, но в то же время ее слова заставили меня почувствовать уныние по поводу темного будущего, лежащего перед нашим поколением.
Я пишу это с тяжелым сердцем. Все эти воспоминания и душевные муки, через которые я прошла (даже после того, как решила уехать из Северной Кореи), снова возвращаются ко мне. Но говорят, что боль можно уменьшить, если разделить ее с другими, и я думаю, что это правда.
Северные корейцы не одобряют ядерную программу режима?
Д.Т.: Повсеместно распространена критика того, что КНДР тратит огромные деньги на свою ядерную программу, в то время как миллионы северных корейцев продолжают жить в крайней нищете. Возможно, вы удивитесь, узнав, что, несмотря на это, большинство северных корейцев, кажется, одобряет ядерную программу. Это не обязательно означает, что они поддерживают стоящее за ней правительство, скорее, они уверены, что обладание ядерным оружием защитит страну от нападок других.
Чтобы понять, как может существовать такое государство, как Северная Корея, вы должны понимать историю Кореи и ее самовосприятие как маленькой (и разделенной) страны, колонизированной японцами и прессуемой Китаем, США и Россией. Что люди думают о прошлых унижениях и боятся их повторения и как это подпитывается правительством КНДР.
Чже Сон Ли:
Нет, насколько я знаю, большинство обычных северных корейцев не имеют отрицательного мнения о ядерной программе режима.
Когда я еще жила в Северной Корее, режим провел успешные ядерные испытания. Люди очень гордились этим. Однажды у нас было собрание общественности, где мои соседи говорили о том, что США больше не смогут нами командовать. Большинство северных корейцев прекрасно осознают тот факт, что другие страны смеются над Северной Кореей и смотрят на нее сверху вниз. Северокорейцы думают, что основная причина этого – наша бедность. Северокорейцы хорошо понимают, каков статус их страны в международном сообществе.
На самом деле, когда северные корейцы возвращаются, проведя некоторое время за границей, людям любопытно знать, как северных корейцев воспринимают в других странах. Эти северокорейцы говорят соседям, что на Северную Корею и ее народ обычно смотрят сверху вниз. Людям это очень интересно, и вести быстро распространяются среди народа.
В моем родном городе многие из моих соседей часто посещали Китай без разрешения правительства. Но они в итоге добровольно возвращались в Северную Корею, потому что в Китае чувствовали себя ущемленными. Когда ты – северный кореец в Китае, к тебе относятся так, словно ты все время голоден. Как только ты говоришь, что ты из Северной Кореи, тебе дают еду, приговаривая что-то вроде «Бедняжка, ты, должно быть, голоден! Вот еда!» Такие случаи заставляют северокорейцев чувствовать смущение.
По этой причине северные корейцы стали очень гордиться, когда узнали, что Северная Корея на деле стала ядерным государством. Когда северные корейцы слышат подобные новости, они думают: «Возможно, наша страна бедная. Но мы можем быть одним из самых могущественных и влиятельных государств, если речь идет об обороне».
В отличие от Южной Кореи, Северная Корея много вкладывает в историческое образование, особенно это касается японского империалистического правления и эпохи, следующей за получением независимости. Как знают многие, японцы совершали не имеющие прощения зверства по отношению к безоружным невинным корейцам. Северокорейское правительство подчеркивает эти жестокие действия и страдания, с которыми сталкиваются люди, когда теряют свою страну. Правительство Северной Кореи оправдывает ядерное оружие как средство защиты государства.
Жестокость японских и американских военных сил изображена в учебниках. Северные корейцы читают такие учебники еще с детского сада. Рисунки и граффити, на которых японские и американские солдаты совершают акты насилия, нарисованы на зданиях детских садов, школ и офисов в Северной Корее. Если ты растешь с промывкой мозгов и среди такого окружения с раннего детства и далее, какие у тебя могут быть чувства? Северные корейцы растут с осознанием важности защиты своей страны.
Это ведет к оправданию обладания ядерным оружием. Северокорейское правительство не говорит своему народу о негативной стороне ядерной программы. Так что у обычных северных корейцев нет способа узнать, насколько опасным может быть ядерное оружие.
Я хотела бы, чтобы читатели имели в виду, что это исключительно мое мнение и впечатления от времени, проведенного в Северной Корее. Но учитывая то, что я видела, северные корейцы поддерживают ядерную программу своего правительства по одной причине: она предотвратит возвращение в то время, когда корейцы были вынуждены страдать от американской армии или японского империализма.
Разрешено ли северным корейцам пользоваться Интернетом? И могут ли они общаться с внешним миром?
Д.Т.: Какое-то время определенные посольства в Пхеньяне оставляли wi-fi незапароленным, так что прохожие могли воспользоваться им. Правительство положило этому конец, так как попросту не хотело, чтобы его граждане обладали свободным доступом к информации. Доступ в Интернет строго контролируется, и, несмотря на постоянные слухи о либерализации, пока не произошло никакой конкретной реформы. Для северокорейских организаций обычное дело иметь один адрес электронной почты, которая просматривается одним определенным начальником. Если вы хотите связаться с кем-то по электронной почте, получение ответа может занять месяцы.
Чже Сон Ли:
В Северной Корее использование Интернета очень ограничено. По крайней мере, в моем родном городе, где я родилась и выросла, люди вообще не знали, что такое Интернет. На самом деле Интернет в Северной Корее существует, но пользоваться им могут не все.
В других странах каждый может отправить электронное письмо одним кликом. До 2008 года все, что вы могли сделать при помощи Интернета в Северной Корее, – это войти на веб-сайт библиотеки или университетов, таких как престижный северокорейский университет имени Ким Ир Сена. Но иметь возможность сидеть в кресле и просматривать документы из Пхеньяна онлайн было невероятным опытом.
Больше всего северокорейское правительство боится объединения одинаково мыслящих людей, имеющих одно и то же мнение по социальным вопросам. Это потому, что оно не знает, когда люди могут решить инициировать восстание. Для предотвращения беспорядков в Северной Корее существуют законы, запрещающие сбор трех или более человек; конечно, этот закон, как и другие в Северной Корее, не всегда соблюдается. Но все же это правда, что Северная Корея не одобряет любые собрания, не инициированные правительством.
Все же правительство разрешило людям общаться друг с другом по мобильным телефонам в пределах внутренней сети. Думаю, оно сделало это по следующим причинам. Во-первых, до сих пор возможно блокировать общение с людьми, находящимися за пределами Северной Кореи, по телефонной сети. Во-вторых, хотя северокорейцам стало легче обмениваться мнениями, отправляя друг другу сообщения, большинство, по крайней мере сейчас, разделяет одинаковые убеждения и мнения по многим вопросам.
Северная Корея оказала своему народу большую милость, разрешив общаться по мобильным телефонам и связываться друг с другом внутри домашней сети. Но она мало чем рискует. Точно можно сказать одно: правительство продолжает следить за людьми.
Как бы там ни было, есть другие формы СМИ, благодаря которым северные корейцы могут знакомиться с внешним миром: радиопередачи, передаваемые из Южной Кореи, китайские телеканалы, DVD-диски (контрабандой ввезенные из внешнего мира, особенно южнокорейские и американские) и журналы. Конечно, все это проникает в Северную Корею через Китай. Халлю (волна южнокорейской поп-культуры) в Северной Корее и любовь северных корейцев к импортным товарам растет намного больше, чем думает внешний мир. Благодаря всему этому авторитаризм в Северной Корее постепенно день за днем слабеет.
Это также повлияло на разговорную речь в Северной Корее. Северные корейцы начали копировать южнокорейский акцент и заимствовали больше иностранных слов. Например, есть такая история. Однажды в северокорейском доме раздался телефонный звонок. Отец семьи поднял телефонную трубку и сказал: «Алло». Потом он сказал: «Сын, тебе кто-то звонит из Сеула».
Вы понимаете, что здесь произошло? Это была одноклассница его сына, которая позвонила и говорила с южнокорейским акцентом. Конечно, нельзя сказать, произошло ли это в реальности. Но подобные истории говорят о том, насколько популярна халлю среди молодого поколения северокорейцев.
Я могу дать вам еще один пример, и в этом случае я могу утверждать, что это действительно происходит в Северной Корее. В Северной Корее ванная комната называется уйсэнсил, а в Южной Корее – хвэчжансил. Сегодня, говоря о ванной комнате, молодежь в Северной Корее использует южнокорейское слово. Этот пример демонстрирует, что северокорейское общество меняется с культурной точки зрения намного быстрее, чем это может казаться внешнему миру. Северная Корея каждый день стремительно изменяется. Думаю, очень жаль, что люди во внешнем мире об этом не знают.
Кажется, что люди за пределами Северной Кореи до сих пор представляют себе ту страну, какой она была во время Великого голода 1990-х годов. И это затрудняет правильное понимание Северной Кореи. Если вы действительно хотите познакомиться с Северной Кореей, избавьтесь от стереотипов, которые создали в своей голове. Это первый шаг для понимания страны.
Часть 4
Пхеньян по сравнению с остальной страной
Сам Ким Чен Ир часто говорил, что пока он может контролировать Пхеньян, его положение безопасно. Пхеньян – оплот режима, поэтому там могут оставаться только те, кто угоден правительству. Ким Чен Ир годами высылал сотни тысяч людей, которых считал представителями «враждебного» класса, в такие отдаленные провинции, как Хамгён-Пукто, и вместо них ввозил в столицу тех, кто нравился ему больше.
Вокруг Пхеньяна есть что-то вроде «границы». Я видел это собственными глазами: дорожные знаки говорят вам, что вы сейчас въедете в город, но само слово «Пхеньян» перечеркнуто тремя красными диагональными линиями. Это означает, что вы не можете въехать, если только у вас нет разрешения. Если вас поймают в столице без разрешения, то у вас могут быть серьезные проблемы.
Конечно, вы можете дать взятку. Как я слышал, сумма за въезд в Пхеньян составляла 30–50 долларов, хотя это могло измениться. Некоторые говорят, что эта взятка больше, чем та, которую надо дать, чтобы выехать из страны в Китай!
Почему это так? Каждый, кто видел и Пхеньян, и любой другой северокорейский город, знает ответ. Пхеньян не богат (там все еще живет много бедных, и в целом его можно сравнить с третьеразрядным китайским городом), но если сравнивать его с другими городами, он намного лучше, чем любой из них. У Пхеньяна также есть статус столицы и центра культуры и возможностей.
Так что пхеньянцы – счастливчики, но что насчет остальных северных корейцев? Читайте дальше, и вы узнаете, что есть большие различия между разными регионами, если говорить о стиле жизни, мировоззрении и практичности.
Какова жизнь в сельской местности?
Д.Т.: Северная Корея явно меняется. Но эти изменения распределены неравномерно. Те, кто живет в Пхеньяне или городах рядом с китайской границей, обычно живут более «современной» жизнью и знают о внешнем мире больше, чем те, кто проживает в сельских районах.
Пожалуйста, имейте в виду, что с тех пор, как Чжэ Ён написал свой ответ, произошли сельскохозяйственные реформы. Теперь фермерам разрешено оставлять себе большую часть произведенного ими, что прямо противоречит стандартной коммунистической практике (правда, Северная Корея уже на самом деле не коммунистическая, так что это не очень большое потрясение). Это начинает приводить к лучшему уровню жизни в сельской местности.
Чжэ Ён Ким:
book-ads2