Часть 41 из 50 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Ольга засыпает грязно-белые, смутно напоминающие о чем-то неприятном трубочки в закипевшую воду и садится напротив мамы. Ловит ее пристальный, оценивающий взгляд, со странной задумчивостью блуждающий по плечам, животу, груди. Этот осмотр заставляет Ольгу нервно заерзать, и мама успокаивающе улыбается.
– Как же ты хорошо вяжешь… Знаешь, пояса из собачьей шерсти помогают от радикулита.
Ольга одергивает изжелта-серый свитер, украшенный замысловатыми косами. Она вязала его почти месяц, – а вот на шарфик ушла всего пара дней. И ей совсем не нравится думать о том, к чему ведет мама.
Носить этот свитер ей тоже не нравится, но ничего теплее у нее просто нет. Это ее белый флаг. Он появился, потому что копить особые нитки больше не нужно: теперь некому отправлять Послания. Свитер – тоже Послание, рассказанная самой себе история о том, как Ольга осталась одна. Янка никогда не вернется с материка, Фильку не выпустят из дома. Больше незачем чесать линяющих дворняг, мыть воняющие псиной клочья шерсти, прясть, не сделав толком уроки, пока глаза не начнут слипаться, вязать хитроумные узлы, сверяясь с мятым тетрадным листком. Этот свитер – доказательство того, что игры кончились.
– Я вот думаю: если бы ты связала несколько штучек, я бы, наверное, смогла продать их в больнице, – почти жалобно говорит мама, и Ольга яростно мотает головой.
(…блестящие клыки аккуратно смыкаются на рукаве Голодного Мальчика. Куда он его тянет, думает Ольга. Думает лениво, мимоходом, чтобы вдруг не понять. Сильные лапы упираются в сахарно блестящий песок, и Голодный Мальчик бледнеет от страха…)
С пугающей ясностью Ольга понимает, что некоторые вещи делать нельзя. Не потому, что будут ругать, не потому, что это глупо или даже опасно: просто – нельзя. И продавать стариканам из маминой больницы шерстяные пояса, связанные из особых ниток, – одна из таких вещей.
Мама хмурится, собираясь что-то сказать, и Ольга трясет головой так, что щелкают шейные позвонки.
– Ты бы хоть подумала, – обижается мама. – Вышли бы неплохие деньги. Твои, между прочим…
– Я не могу, – говорит Ольга и широко раскрывает глаза. – У меня нитки кончились.
– Так наделай еще… Все равно с собаками не расстаешься.
– Не могу. Я не смогу начесать, – Ольга раскрывает веки так широко, что глазные яблоки кажутся совсем голыми и уязвимыми. По ним скользит мертвящий холодок. – Представляешь, мам, мне собаки вообще больше не нравятся! Терпеть их не могу, они слюнявые и псиной воняют!
Мама качает головой, чуть поджимая губы; ее взгляд случайно падает на коробку с макаронами, и глаза начинают блестеть.
(…Дверь в квартиру бабы Нины приоткрыта. Документы и деньги лежат в тумбочке. Лоснящееся на локтях пальто, пропахшее звездочкой, дохлой вороной свисает с вешалки. Мама, стоя у телефона рядом с просиженным креслом, звонит и звонит – в больницу, в милицию, в морг, – и с каждым звонком ее глаза блестят все сильнее, а потом по щекам протягиваются мокрые дорожки, и мама, опустив трубку, закрывает лицо ладонями…)
– Я могла бы просто вязать, – говорит Ольга. – Шарфы с шапками.
– Да кто их купит, – горько усмехается мама. – Да и пряжу не достать…
– Тогда я работать пойду.
Мама пожимает плечами, и Ольга упрямо наклоняет голову:
– Мне уже четырнадцать, мне можно!
– Посмотрим, – сухо говорит мама, и Ольга, сердито дернув носом, идет сливать воду с коммерческих макарон.
Они едят их с остатками крошечной утки-чирка, подаренной маме мужем одной из пациенток. Обсасывая тонкие косточки, Ольга думает, что, если бы пояса из собачьей шерсти можно было продавать, они могли бы иногда покупать мясо на рынке.
Оставшиеся макароны она доедает, посыпав сахаром, на завтрак, ожидая звона колокольчика за окном. А когда мусорка приезжает – бежит, едва накинув куртку на плечи, выкидывать оставшиеся собачьи нитки.
Несколько дней между Ольгой и мамой висит напряженное молчание. Каждый вечер Ольга просматривает последнюю страницу «Советского Нефтяника» – там, в самом низу, печатают объявления о работе. Ольга обводит бледным карандашным овалом те, что кажутся ей по зубам. После школы она обходит почту, три магазина (один из них – тот самый коммерческий) и несколько контор, в которых требуется уборщица, но везде с Ольгой перестают разговаривать, едва узнав, сколько ей лет. В последней конторе, набитой потрошеными компьютерами и пыльными мониторами, она врет, что ей шестнадцать. Уже кажется, что подпирающий спиной сейф коротенький дядя с задумчиво-оценивающим взглядом сейчас вручит ей швабру и пачку денег. Но тут в кабинет, грохоча сапогами на шпильках, входит мымра в сверкающих изумрудных лосинах и промокшей под дождем шубе, и дядя с грустной миной, но как-то излишне суетливо говорит Ольге, что место уже занято.
Это становится последней каплей. Корчась от унижения, Ольга рассказывает маме об отказах. На задумчивом дядьке мама начинает хмуриться, и рассказ о мымре в лосинах, которая помешала, когда дело уже почти выгорело, вызывает у нее странное, неприятно тревожащее облегчение. Подперев щеку ладонью, мама грустно смотрит, как Ольга шипит и плюется от ярости.
– Мы же хотели, чтобы ты пошла в художественное училище, – напоминает она. – Если сейчас бросишь – не поступишь…
– Ну и не надо. Поступлю куда-нибудь еще. Или вообще учиться не буду – может, я уже начальницей стану. – Ольга понимает, что мелет чушь, но остановиться не может. Думает: если бы этот дурацкий жених не пропал, у нас, может быть, было бы больше денег. Мысль тошнотворная, как попавшая под машину крыса с выдавленными кишками, но Ольга никак не может выгнать ее из головы. Вспоминает настороженную мымру. – Или вообще замуж за бизнесмена выйду, – брякает она.
– Еще чего не хватало, – хмурится мама. – Брось, успеешь еще наработаться…
Ольга уперто мотает головой, и мама вздыхает. Ее глаза сами собой соскальзывают на коробку из-под макарон, стоящую на подоконнике, и подбородок поджимается, покрывается дрожащей рябью. Это длится всего мгновение – но Ольга замечает. Замечает и то, что мама старается не смотреть на коробку, – но проклятая картонка притягивает ее, будто недобрым заклинанием.
– Не хочу я в художку поступать, я в медицинское пойду, как ты, – говорит Ольга. – Только мне работу надо найти.
Мама снова вздыхает – прерывисто, будто сдерживая поток воздуха.
– Может, санитаркой? – с непонятной натугой спрашивает она. – Я поговорила кое с кем, тебя возьмут…
– Ага, – осторожно кивает Ольга. Мамино смущение беспокоит ее. Хорошо, если придется горшки выносить, – а если заставят уколы ставить? Она не сможет… – А что надо будет делать? – осторожно спрашивает она.
– Да чепуха, полы мыть, справишься, – отмахивается мама с преувеличенным легкомыслием. Ольга решает не обращать на него внимания. Не может позволить себе искать подвох.
– Ага, – говорит она. – Конечно справлюсь.
– Только придется на автобусе ездить, – небрежно добавляет мама, глядя куда-то в угол.
Несколько секунд Ольга недоумевает, зачем ездить на автобусе, если от дома до больницы идти минут десять, – наверное, столько же, сколько до ближайшей остановки. Потом до нее доходит, что в городе – а вернее, за городом, у самого аэропорта – есть еще одна больница.
– Тебя переведут, как только у нас место появится, – тихо обещает мама, и Ольга с противоестественной бодростью отвечает:
– Ага. Да ладно, не так уж далеко ездить. Подумаешь, автобус…
В конце концов он устал грозить и упрашивать и теперь, лежа на боку, молча смотрел сквозь зарешеченное окно на низкое небо и верхушку ольхи, изогнутую на ветру. От лета, щедро обещанного с утра, не осталось и следа. Краски начинали выцветать; до настоящих сумерек было еще далеко, но серые нити уже вкрадчиво заползали на кухню – незримые щупальца будущей темноты, отвратительный намек на интимность. Передернувшись, Ольга встала – так резко, что Полинка вздрогнула и испуганно вздернула голову. Ольга хлопнула ладонью по выключателю, и щупальца отпрянули – но не убрались, притаились по углам. Дядя Юра зажмурился и повернулся на спину.
– Хоть бы шторки задернула, – проворчал он. – Или нравится красоваться?
Ольга раздраженно дернула плечом.
– Не понимаю, как вас вообще выписали, – сказала она. – Вы же отмороженный на всю голову.
– А я сбежал, – невыразительно проговорил дядя Юра.
– Но…
– Да не из дурдома. От него. – Дядя Юра смотрел сквозь потолок – и Ольга не хотела знать куда. На резиновой маске его лица шевелились только губы. Ольга втянула сквозь зубы вдруг ставший очень холодным воздух. Хотела сказать, чтобы он заткнулся, – но только прижала руку ко рту. – Он… отвлекся, – сказал дядь Юра. Полинка вдруг резко выпрямилась на своем стуле, вытянулась в струну, и ее загар стал зеленоватым.
Ольга вспомнила, как всего пару часов назад разъяренно совала в лицо дочери Библию, и ей захотелось то ли провалиться от стыда, то ли истерически расхохотаться. – Только теперь он меня ищет, – забормотал дядь Юра. – А я его узнать не могу, он оборачивается, смотришь – вроде нормальный пацан, а то и девчонка, а может, это он. Мне его первым найти надо, иначе… опять… – Он конвульсивно повернулся на бок, поджал колени к груди. – Не хочу, не могу туда опять…
Он дернул головой. Взгляд скользнул по оконному стеклу, и глаза дяди Юры полезли из орбит.
– Смотрит на меня! – взвизгнул он. – Смотрит! Ты, сука, нарочно, ты с ним сговорилась шторки не задергивать, чтоб он меня нашел! Убери-и…
Ольга, задохнувшись, ринулась к окну, перепрыгнув через сучащего ногами дядю Юру. Дернула занавеску, оборвав пару колечек. Мельком увидела в стекле – себя, только себя, он же полный псих, ничего там нет и быть не может, кроме отражений, а под окном полукругом стояли собаки, навострив уши и напряженно вытянув хвосты, и, когда они увидели ее, хвосты дружно качнулись, уши вытянулись, готовые ловить команду, и Ольга зажмурилась до боли под веками и рванула вторую штору, полностью закрывая стекло. Дядя Юра завыл; что-то металлически загремело по полу, и Ольга развернулась, присев и сжимая кулаки, готовая драться. Полинка поджала ноги, сжалась на стуле в упругий, опасный комок. Дядя Юра, не прекращая орать, бился на полу, и из его карманов сыпалось – мелочь, ручка, зернистый брусок, ключи…
Ключи.
Ольга набрала стакан воды. С холодным удовольствием пустила тонкую струйку дядь Юре на голову, и он наконец заткнулся. Зафыркал, затыкал носом в плечо, обтирая капли. Улучив момент, Ольга нагнулась к нему коротким змеиным броском – и тут же выпрямилась, сжимая ключи в кулаке. Почувствовав движение, дядя Юра откатился в сторону и выставил перед собой обмотанные скотчем руки. Как будто боялся ее. Как будто она могла его ударить… Это само по себе было мерзко – но еще гаже было то, что на все это безобразие смотрела Полинка. Смотрела во все глаза, возбужденно подрагивая ноздрями.
– Угомонился? Полежи пока здесь. – Ольга залпом допила остатки воды, грохнула стакан на стол и крепко взяла Полинку за плечо. – Идем…
Полинка метнула на дядь Юру тревожный взгляд, и Ольга чуть подтолкнула ее к коридору:
– Идем, никуда он отсюда не денется…
Полинка послушно дошла до комнаты – но стоило Ольге прикрыть дверь, и она немедленно вывернулась, схватила ее за руку.
– Мам, а что мы с ним дальше делать будем? – свистящим шепотом спросила она. Ее распирало от любопытства. И она нисколько не сомневалась, что мама знает, что делать. Ольге захотелось провалиться сквозь землю.
– Мы – ничего, – сказала она. – Ты останешься здесь. Никуда не ходи, ясно? Никого не пускай. Запрись. – Полинка рассеянно кивала, и Ольге захотелось хорошенько ее встряхнуть. – Ты все поняла?! – рявкнула она.
– Не ходить, не открывать, – равнодушной скороговоркой повторила Полинка.
– Я серьезно. Очень серьезно, понимаешь? – Ольга помолчала, решаясь. Шепнула: – Ты ведь знаешь, кто он?
Полинка наконец сосредоточилась. Розовые крылья носа напряглись, губы сжались в полоску. Она снова кивнула – вдумчиво и послушно.
– А ты? – беспокойно спросила она.
– А я…
Нервно подшмыгивая, Ольга вынула коробку с аптечкой. Заглянула в пропахшее камфарой нутро. Здесь было многое, чего держать в доме не стоило, многое, что могло бы надежно угомонить дядь Юру, но ничего из этого Ольге сейчас не годилось. Покусывая губу, она выбрала самый большой шприц. Большая бутыль физраствора стояла в шкафчике в ванной, – хорошо, что не на кухне, ничего бы не вышло…
– Сиди здесь, – сказала она Полинке. – Ни в коем случае не выходи. Понятно? Ни в коем случае!
Дядя Юра успел проползти полкухни – то ли пытался сбежать, то ли просто хотел оказаться подальше от отражений, скрытых лишь ненадежной занавеской. Ольга присела над ним на корточки. В одной руке она держала ножницы; в другой – наполненный шприц.
– Знаете, я же медсестрой стала, как мама, – светским тоном сказала она и напоказ пустила из шприца тонкую струйку. – Я вас сейчас развяжу, и мы тихонько пойдем к дяде Саше. Вы же туда хотите? Там лекарства, диван… или на чем вы там спите. Пойдем не торопясь. Если вы будете орать, я сделаю вам укол. Полезете к прохожим – укол. Попытаетесь убежать… Помните, как быстро я бегаю?
А собаки бегают еще быстрее, подумала она. Собаки, которые дежурят под окном… Она почти увидела, как выходит из подъезда, подталкивая дядь Юру в спину, и собаки, отряхиваясь, вылезают из палисадника и незаметно трусят следом, растянувшись в редкую цепь.
Дядь Юра с отвращением кивнул.
– Что там у тебя? – спросил он, не отрываясь от шприца. Ольга улыбнулась, щедро показав зубы.
– Там… Хорошая вещь. Как выписались из психушки, так и обратно отъедете.
book-ads2