Часть 26 из 50 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Ну, сообразила. И чего теперь? – почти враждебно спросил Филька, и Яна растерянно замолчала.
– Да ничего… – Она поставила чашку. Краткая иллюзия возвращенной дружбы развеялась без следа. Перед ней сидел незнакомый, не слишком адекватный, возможно – психически больной человек, с которым ее связывала только необходимость. Пора покончить с этим, сделать то, ради чего она приехала. Проглотить, как пилюлю, и вернуться к своей жизни.
– Значит, пойдем в полицию все вместе, втроем, – холодно проговорила она. – Уговорим Ольгу, она же не дура. Расскажем… Вернее – поделимся подозрениями. Доказательств у нас нет. – Она запнулась, пытаясь уловить смутную мысль, что вертелась на краю сознания. – Доказательств нет, – повторила она, – но если его проверят, то наверняка найдут улики. Я не понимаю, почему ни ты, ни Ольга до сих пор так не сделали. Это – единственный разумный путь.
– Да, разумный, – рассеянно ответил Филька, к чему-то прислушиваясь.
Под дверь опасно тянуло холодом, и концы нитей, торчащие из пыльных плетеных полотнищ, мерзко шевелились на сквозняке. Слышались приглушенные голоса. Сдавленный фальцет Искры Федоровны. Тяжелые шаги, под которыми скрипели доски пола. Лицо у Фильки стало как тарелка овсянки, как будто ему уже вкатили дозу транквилизатора. Яна медленно поднялась на ноги. Филька обмяк на стуле, словно из него выдернули (высосали. высосали через резную трубочку из кости) скелет.
В комнату неторопливо, уверенно постучали.
6
Лицо Дени похоже на тарелку овсянки. «С-с-с…» – пробивается сквозь заткнувшие уши пальцы. Тихое пение, совсем не похожее на жуткий вой, который получился у Янки. Такой почти неслышный, но пробирающий до костей звук. Такой успокаивающий. Деня обмякает, его взгляд пустеет, и Голодный Мальчик зубасто улыбается. Деня медленно – бесконечно медленно – отпихивается от него и так же медленно, невыносимо плавно уходит прочь, но у Яны не получается этому обрадоваться.
Они провожают его взглядом – Яна с Ольгой, стоя плечом к плечу, Филька – исподлобья, кособоко сидя на песке и дуя на ободранные при падении ладони. Они видят, как навстречу из кустов выходит Рекс, шарахается, будто на него замахнулись палкой, а потом приседает на задние лапы, задирает морду и принимается выть. Он воет гулко, хрипло, самозабвенно, но Деня проходит мимо, даже не повернув головы, плавно, как водолаз по дну. Протискивается сквозь воздух под басовый собачий вой.
Наконец он исчезает из вида; Рекс затыкается, отряхивается, выдает еще одну оборванную, неуверенную руладу и деловито трусит куда-то в сторону бухты. Голодный Мальчик нетерпеливо переступает с ноги на ногу, и Ольга, спохватившись, лезет в карман.
Голодный Мальчик принимает еду с веселым равнодушием, таким явным, что Яне хочется прикрикнуть на него: они же старались! А он! Но она молчит. От мокрой рубашки невыносимо несет супом. От запаха некуда деться, он забивается в ноздри, проникает в мозг, и начинает казаться, что Коги – всего лишь странный сон на грани мечты и кошмара, что нет никакого озера, и стлаников, и Ольги с Филькой. Она, наверное, задремала прямо над тарелкой, ее вот-вот разбудят сердитым окриком, и окажется, что все – неправда, и в мире нет ничего, кроме тускло освещенной кухни, папиной пепельницы, набитой бычками, серой корки жира в супе, угрюмого, вибрирующего напряжения сидящих за столом людей. Эта кухня будет вечной. Веки Яны тяжелеют. Ей хочется очнуться, понять, что произошло, спросить Голодного Мальчика, что такое он сделал с дружком Егорова, – но что-то внутри отказывается это делать. Даже вспоминать о том, как Голодный Мальчик тычет в висок Дени костяной трубкой, противно. В этом есть что-то отвратительное, необъяснимо неприличное, такое, что хочется поскорее выкинуть из памяти.
Не просто гадко – страшно до тошноты.
Яна, болезненно стискивая зубы, подбирает пустую кастрюльку. Голодный Мальчик неторопливо жует хлеб с подсолнечным маслом, откусывает от вареного яйца. Его лицо уже не кажется таким подвижным, как прежде, – исчезло какое-то неуловимое, но привычное движение. Голодный Мальчик запихивает в рот остатки яйца, и Яна понимает: он перестал трогать языком дырку на месте молочного зуба. Потому что дырки больше нет.
Ольга окаменело наблюдает, как ест Голодный Мальчик. Потом по ее лицу словно пробегает волна. Она чуть дергает кончиком носа, и Яна снова ощущает ветер, трогающий волосы, запах торфа, железа и нефти, идущий от озера. Ольга что-то решила. Яна чувствует хрустящий под ногами песок; она трет себя по плечам, пытаясь то ли согреться, то ли смахнуть мурашки.
– Слушай, мы тебе одну вещь хотели рассказать, – говорит Ольга Голодному Мальчику, и Филька вскидывается с изумленным возмущением. Ольга странно растягивает слова и чуть запинается; ее челюсти ходят ходуном. – Только это секрет, – говорит она. Получается: «Ттоооолько эээтто ссекреетт».
– Что за секрет? – спрашивает Голодный Мальчик.
– В общем, один мужик хочет тебя убить, – говорит Ольга. – Ну то есть не наорать там или нажаловаться, а по-настоящему убить.
– Так я знаю, – кивает Голодный Мальчик. – Он и убил почти.
– Ну да, – смущается Ольга. – Только он… в общем, он не знает, что ты – это ты. Но мы придумаем, что делать, ты не бойся.
Яна вдруг хихикает и тут же с хлопком закрывает ладонью рот.
– Вот спасибочки, – говорит Голодный Мальчик и запихивает в рот остаток яйца.
Ольга с негодованием втягивает воздух, собираясь что-то сказать, и молча выдыхает. Решение принято. Как будто захлопнулась дверь.
– Может, пойдем уже, мне еще гаммы учить, – говорит Яна, и Ольга торопливо кивает. Филька испуганно смотрит на часы, удивленно приподнимает брови, но не произносит ни слова.
– Покеда тогда, – говорит Голодный Мальчик и принимается чистить второе яйцо.
– Почему ты ему ничего не сказала? – спрашивает Филька на обратном пути, и Ольга поворачивается так резко, что ее волосы взлетают соломенным веером.
– Что не сказала? – спрашивает она, и Филька мямлит:
– Ну, про это… про то, что он сделал с тем пацаном.
– А что такого он сделал? – спрашивает Ольга. Глаза у нее бешеные. Филька отступает, упрямо нагибает голову. Яна понимает, чтó он сейчас скажет, и к ее горлу подкатывает скользкий ледяной ком.
– Ну, он как бы высосал из него что-то. – Ольга не отводит яростного взгляда, и Филька кренится, будто идет против ветра. – Как бы… съел его.
– Ты вообще нормальный? – говорит Ольга и, растянув губы в жесткой, как пластмассовая линейка, улыбке, поворачивается к Яне. – Чеканутый какой-то, скажи?
Стараясь не смотреть на побагровевшего Фильку, Яна неопределенно шевелит плечами.
Сквозь мутное, сто лет не мытое стекло Яна смотрела, как санитары усаживаются в буханку с красным крестом на борту. Руки до сих пор тряслись, и очень хотелось курить. Под дверь густо тянуло корвалолом.
– Уехали? – сиплым шепотом спросил Филька. Яна кивнула, и он шумно выдохнул, осел, расплылся на стуле. Даже, кажется, стал больше.
– Надеюсь, я не оказала тебе медвежью услугу, – с сомнением проговорила Яна. – Теперь ты просто вынужден быть нормальным, ты бумажку подписал, что тебя лечить не надо.
Филька нервно схватился за кружку с остатками холодного чая.
– Я постараюсь, – кивнул он. – А ловко ты их отшила! Откуда ты такие вещи знаешь? Ну, что меня нельзя увезти, если я не хочу?
– Информация витает в воздухе, – пожала плечами Яна. – Я, если честно, боялась, что ты в истерику впадешь. Получилось бы, что зря старалась.
– Ты что! Я же знаю, что буянить нельзя. Сразу лишнюю таблетку сунут или вообще укол. Я никогда не ору. Хотя иногда очень хочется… Но я же умею себя с ними вести. А вот мама не умеет, – ухмыльнулся Филька, и Яна криво улыбнулась в ответ. Филька на цыпочках подошел к двери, приложил ухо. Ни звука. Ступая чуть увереннее, он вернулся к столу. Чуть помялся.
– Хочешь еще чаю? – спросил он, и Яна, готовая сейчас душу продать за кофе с сигаретой, обреченно пожала плечами.
Филька сгреб чашки, радостной рысцой, странно придерживая живот, пересек комнату и тихонько выскользнул за дверь, расшевелив потоком воздуха свои Послания. Из кухни донеслись плеск воды, шум закипающего чайника. Потом кто-то прокрался мимо комнаты; Яна услышала, как стукнула дверь, различила характерный щелчок шпингалета. Скрип придавленной пластмассы. Удовлетворенный вздох.
Стараясь не прислушиваться больше, Яна подошла к книжным полкам, провела пальцем по пыльным корешкам. Похоже, для Фильки его отец – больное место. Как он вообще оказался в О.? Мутная история… Яна вдруг вспомнила, что Ольга упоминала тюрьму. Видимо, слышала сплетни. Интересно бы узнать, какие.
В комнате кто-то был.
За спиной шевелились, перешептывались нити Посланий. Тихо, на грани восприятия загудела струна запертой в футляр виолончели. Издалека доносился треск пишущей машинки. Ритмично поскрипывали доски пола под размеренными шагами человека, который привык размышлять на ходу. Его движения сопровождали шелест и глухое похлопывание. Звук походил на шорох страниц, но в нем не было ничего человеческого. Невозможный, но мучительно знакомый звук.
Надо было обернуться, но Яна оцепенела. Пыльный запах тысяч старых книг, запах заброшенных архивов и запрятанных в подвалы коллекций драл ноздри. Струйка пота скользнула по шее, проникла под футболку и побежала по позвоночнику. Кожа на голове съежилась, сдавливая череп ледяным обручем. Дыхание прерывалось, когда тот, кто ходил по комнате, остро посматривал на нее, то коротко, то – задерживаясь на несколько секунд в задумчивости. Это был взгляд, в котором не было ни злобы, ни тепла, – только холодное рациональное любопытство. Взгляд, хорошо знакомый лабораторным крысам.
Яна провела пересохшим языком по губам. Открыла рот, но из горла не вырвалось ни звука. Как его звали? Как его чертово отчество? Какая, к лешему, разница, надо просто оглянуться, просто повернуть голову, посмотреть в глаза тому, кто легко и размеренно расхаживал за спиной, размышляя о чем-то. Но она не могла. Макар… «А я ему и говорю, – сочно пробасил в голове Клочков, – вы, Макар Андреич, авантюру затеяли…»
– Макар Андреевич? – выдохнула Яна, и шаги затихли. – Это вы?
Послания снова зашевелились, будто нити хотели дотянуться до нее, оплести, превратить в один из узлов истории, рассказанной сумасшедшим. Волна движения приближалась. Что-то легкое и колючее коснулось шеи. С глазами, лезущими из орбит, Яна подалась вперед, будто надеясь проскользнуть сквозь заставленный книгами стеллаж. Короткие сухие всхлипы рвались из горла.
Грохот воды ударил по ушам с такой силой, будто стены просто не было. С тихим воплем Яна повернулась спиной к стене, выставив перед собой руки. Выбитые с полки книги с глухими шлепками посыпались на пол. Яна дико оглядела пустую комнату. Полотнища Филькиных записей плоско и неподвижно свисали со своих крюков. Тихо пела виолончельная струна, потревоженная ударами о пол. Громко щелкнул шпингалет в туалете, и Филька протопал на кухню. Понятные, обыденные звуки. Знакомые…
Это крылья, поняла вдруг Яна. Это перья. Черные, с синеватым отливом вороньи перья. Те же самые, что шуршали в глубине институтского архива две недели – или жизнь – назад, когда она пришла выяснять, кто оставил Послание.
Когда минуту спустя Филька, толкнув дверь плечом, вошел в комнату с чаем и пачкой печенья, зажатой под мышкой, Яна уже почти пришла в себя. Она подхватила из рук Фильки чашку, без удовольствия взглянула на бледную жидкость, в которой плавали чаинки и крупинки нерастаявшего сахара, и отставила ее в сторону. Взглянула на Фильку, пытаясь собраться с мыслями. Сердце все еще овечьим хвостиком дрожало в груди. Ворона… Там тоже был человек-ворона – в день, когда она придумала, что делать с маньяком. Яна открыла рот, собираясь заговорить.
– Филипп! – донесся страдающий голос. – Поди сюда, Филипп.
Филька испуганно вскочил.
– Давление ей померили, – напомнила Яна. Филька кивнул, чуть расслабившись. – И вообще, надо отсюда валить. Не сюда же Ольгу звать, от нее твоей маме совсем дурно станет. Да и я без кофе с сигаретой тот еще мыслитель. И жрать хочу, как собака…
Филька удивленно заморгал, и в его животе громко заурчало.
– Точно, я и забыл совсем. Посмотрю в холодильнике…
– Перестань, – поморщилась Яна. – Найдем кафешку… в этом городе ведь есть кафе? Столовки? – Филька пожал плечами и вдруг, сообразив что-то, затравленно покосился на дверь и залился краской. Причина была так очевидна и знакома, что Яна едва сдержала смех. – Только не вздумай у мамы просить, – сказала она. – Я угощаю.
– У меня, между прочим, работа есть. И зарплата нормальная, – насупился Филька.
– А что тогда не так? – удивилась Яна. Филька замялся.
– Ну, я один сайт поддерживаю, даже когда в санатории, мне мама ноутбук с собой дает… Весь сайт на мне одном! – Он гордо поднял голову и снова потупился. – «Советского Нефтяника» сайт, мама там главный редактор, так что мне даже не надо в бухгалтерию ходить, она сама…
– Понятно, – медленно проговорила Яна.
– Сейчас проверю ее, и пойдем, – решительно сказал Филька и вышел.
Хлопнула дверь в большую комнату. Яна склонила голову набок, прислушиваясь к размытым голосам, не пытаясь разобрать слова, но ловя интонации, привычно, как в детстве, выуживая из мелодии разговора главный смысл: да или нет, ссора или просто спор, отпустят или запрут, пронесет или влетит…
…Чайник начинает булькать и бренчать крышкой, и Яна торопливо встает из-за стола. Наливает чай: папе и себе – средний, с двумя ложками сахара, теть Свете – крепкий, полторы ложки и на треть разбавить холодной кипяченой водой. Яна ставит кружки на стол, относит тарелки в раковину; заранее включает воду и со спичками в руках забирается на табуретку, чтобы зажечь колонку. Газ пыхает нотой фа малой октавы и расцветает синими лепестками с оранжевыми сердцевинками. Несколько мгновений Яна любуется на них, а потом слезает с табуретки и принимается за посуду.
Она возит мыльной тряпкой (сейчас это – обрывок ее старой пижамы, самой любимой, с зелеными и синими слониками) по тарелкам, стараясь различить за плеском воды и гудением колонки, что происходит за столом. С папой понятно, папа курит, полностью погрузившись в новый номер «Науки и жизни», и лишь изредка угукает в ответ на тихие реплики теть Светы. Яна не может разобрать, что именно та говорит, и это тревожит, но голос вроде бы спокойный. Яна ставит тарелку в сушилку и берется за следующую. Хочется побыстрее закончить – тогда, может, получится посидеть одной в комнате, пока папа с теть Светой пьют чай, и подумать. Собрать обрывки мыслей, шумящих в голове, как рваные лоскуты на ветру. Связать их в целое. В послание самой себе.
С последней вылазки на Коги прошло два дня. Два ненавистных выходных, когда невозможно не то что выбраться в сопки или хотя бы просто во двор, – невозможно даже остаться наедине с собой. Суббота уходит на гаммы и этюды. Теть Света весь день дома, не выходит даже в магазин или к подружке, слушает, слушает; стоит остановиться, как она появляется на пороге комнаты со сложенными на груди руками, и Яна снова бросается пилить, – пока папа не возвращается из гаража и не просит прекратить эту какофонию. В воскресенье Яна подметает и моет полы, а после обеда два часа учит этюд из дополнительного списка. Это даже неплохо: пока она играет или убирается, ее не трогают, а понедельник с каждым часом становится все ближе. Вот уже и ужин прошел. Надо протянуть еще пару часов, пока не скажут идти спать. Может, сегодня получится подумать в кровати; может, сегодня окрошка из гамм не заполнит все пространство под черепом, не оставив места ничему другому.
Яна слышит шорох и легкий скрип стула: теть Света встает из-за стола. «…на завтрак», – договаривает она, и папа отвечает: «Угу, хорошо». Легкий стук – распахнутые дверцы шкафчика задели ручку духовки. Проблеск красного слева, на самом краю поля зрения – теть Света наклоняется над полками. К шуму воды и газа присоединяется грохот сковородок в шкафу. Яна почти безмятежно ополаскивает тарелку.
– А эту когда успели уделать? – с усталым удивлением спрашивает теть Света и еще громче гремит в шкафчике. Проблеск красного – теперь с желтым: теть Света выпрямляется с кастрюлей в руках. – Ты не видел крышку? – спрашивает она.
book-ads2