Часть 13 из 35 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Марина всё больше понимала недовольство Яны. И всё меньше понимала, почему и Яна, и она сама продолжали работать в организации сноходцев.
Хотя если уж совсем начистоту, не выставляя Куратора демоном-искусителем и не строя из себя оскорблённую невинность, Марина знала ответ. И дело было не только в помощи людям, не только в поиске своего места в жизни. Кто научился летать, тому скучно ходить по земле. Кто опробовал возможности снов, тому сложно от них отказаться.
* * *
Сон – лекарство от проблем в яви. Явь – лекарство от проблем во сне. Задания Куратора всегда отличались некоторой экстравагантностью, вот и на этот раз он велел Марине сходить в кино или в театр, ежедневно гулять в людных местах, пообщаться с кем-нибудь из старых знакомых – словом, проявил о её социальной жизни больше заботы, чем она сама.
Отдых по приказу теряет изрядную долю своей привлекательности. Но после недавнего отпуска Марина действительно почувствовала себя лучше. Одна проблема: отпуск был слишком недавним. Едва выйдя из него, она тут же угодила в неприятности (очередные) и на реабилитацию (первую, но такими темпами – едва ли последнюю).
Время утекало. Она не училась ничему новому, отставала от намеченной Куратором программы. Уже давно не видела Яну, Хлою, Алексов с Аркадием… Кстати, об Аркадии. Как он там? Тренируется один? Раз уж его непутёвая спарринг-партнёрша опять прогуливает занятия.
А как там подросток, оклемался ли? Странно: она даже имени его не знала, да и виделись они всего три раза. Причём каждый раз мимолётно и экстремально, тут уж не до задушевных разговоров. И всё же он каким-то образом – неожиданно и без спроса, как всегда, – умудрился войти в её ближний круг. Зацепить, стать значимым. На душе заскребли кошки, когда она подумала о том, кто он, через что он прошёл. И что ему грозило. Несмотря на зловещие нагнетания Куратора, Марина не испытывала страха – только горчащую грусть. Теперь она сама желала помочь подростку, хоть чем-нибудь. Но он был там, а она – тут. Он не мог выйти из мира снов, а она – войти в этот мир.
Как долго это продлится? Когда бесконечная пустая темнота снова расступится перед ней, знал, наверное, один лишь Куратор. Знал – но не сказал.
От пирожных было невозможно оторваться, пока они не закончились. Но охвативший Марину голод был не только буквальным. Марина замерла перед клеткой Пелагеи, скользя пальцами по атласно-гладкому меху питомицы, любуясь его насыщенной рыжиной. Пелагея была на редкость флегматичной, особенно когда занималась важными делами вроде поедания корма, но спустя некоторое время взбунтовалась даже она: издав такой звук, будто ластиком провели по мокрому стеклу, морская свинка вывернулась из-под хозяйкиной руки и вперевалочку направилась к поилке.
Проведя в ванной целый час, слушая успокаивающий шум воды и нежась под струями душа, Марина окончательно убедилась: что-то не так. Её одолевали желания. Сесть на велосипед, подставить лицо упругому ветру, разогреть мышцы приятной работой. Послушать органную музыку, неземную, гулкую, доносящуюся будто со всех сторон, омывающую слушателя и проходящую сквозь него. Спросить наконец разрешения погладить соседского гроссшпица – белого и пушистого, как облако на ножках. Включить музыку из любимого фильма и потанцевать – просто так, сама с собой.
Это было нетипично. В последние годы желания только слабели, опадали как осенняя листва – и вдруг расцвели пышным цветом. Состояние было похоже на голод – только хотелось не еды, а ощущений. Если бы в теле существовал орган вроде желудка, отвечающий за переваривание прикосновений и звуков, то у Марины он бы сейчас жалобно урчал (Марина попыталась представить урчащий мозг и фыркнула).
О причинах гадать не приходилось. Куратор доходчиво объяснил, что с ней сделал подросток. Да она и сама это чувствовала. Отдав часть своих сил и отправившись на реабилитацию, она теперь должна была восстанавливать запасы. Отдыхать. Желать. Ощущать.
Мелких желаний было много, целая россыпь. Больших желаний – всего пара штук. Мысленно измерив их, Марина нашла одно особенное. И очень давнее. Настолько давнее, что его уже почти завалила груда откладываний и сомнений: чем дольше пытаешься на что-то решиться, тем сложнее преодолеть невидимый барьер. Особенно если речь идёт о человеческих связях: стоит такой связи оборваться – и люди отдаляются друг от друга, подхваченные течениями времени и обстоятельств. Ещё недавно вы были не разлей вода, а теперь дрейфуете каждый в свою сторону.
Бывают люди, похожие на тучи, делающие всё мрачнее и напряжённее. Бывают люди, похожие на солнце, согревающие всех вокруг; Наташа была как раз из таких.
Наташа с Мариной одновременно пришли работать в студию – достаточно большую, чтобы платить какую-никакую зарплату, и при этом достаточно маленькую, чтобы нанимать новичков без опыта. Марина только-только получила корочки художника-графика, и портфолио у неё было таким же тощим, как кошелёк: пара разовых подработок да одно участие в выставке. Наташа не могла козырнуть даже профильным образованием: она была экономистом-недоучкой, ушедшей с третьего курса, чтобы посвятить все силы тому делу, которое по-настоящему любила.
Нехватка базы сказывалась: изредка у Наташи проскакивали ошибки, в которые художников тыкают носом ещё на первом курсе. Но эти мелочи меркли на фоне энтузиазма и таланта.
Да, кто-то считает, что талант вообще не важен, что художник – это на 10 % светлая голова и на 90 % чугунный зад. Отдельные любители металлов утверждают даже, что для успеха достаточно стопроцентного чугуна. Может, они и правы. Но если трудолюбие – чугун, то талант – золото, его трудно отыскать и ещё труднее не заметить.
Наташа была и трудолюбивой, и талантливой. Надо нарисовать фон? Запросто – да так, что разглядывать его будет чуть ли не интереснее, чем персонажей. Надо покрасить? Без проблем – и палитра будет наслаждением для глаз. Каждая крохотная деталь у Наташи получалась живой и прямо-таки обаятельной – насколько обаятельными могут быть бутылочка зелья или мухомор.
Бывает и наоборот: диплом художника – вовсе не гарантия профпригодности. Или желания рисовать. Помнится, один Маринин однокурсник умудрялся путать Тинторетто и Тинто Брасса, а другой прямо на выпускном поклялся страшной клятвой, что больше никогда не нарисует ничего сложнее смайлика. Впрочем, даже на смайлики его не хватило – в переписке он обходился скобками.
Марина не считала себя сентиментальной, но сейчас на неё нахлынули воспоминания. Так бывает: перебираешь прошлое, когда не уверен в будущем.
«Столько художников – и ни один не может нормально нарисовать лошадь», – проворчал однажды преподаватель, разбирая их работы. Марина восприняла это как вызов. И стала отмечать в календаре дни футбольных матчей, ведь около стадионов дежурила конная полиция. Ментавры, как их прозвали в народе, не любят попадать в объектив фотоаппарата. А вот если кто хочет просто посмотреть на полицейских лошадей и сделать наброски с натуры – никаких проблем.
Анатомические атласы и видеоролики тоже помогали. Вскоре Марина назубок выучила, где у лошади бабка, а где каштан. Сделала десятки, сотни набросков. Величавые гиганты с большими грустными глазами и шелковистыми гривами начали ей сниться. А потом – и мерещиться наяву: вот облако в форме лошадиной головы, вот заводящийся мотор фыркает как конь…
Для дипломной работы Марина решила проиллюстрировать одну из любимых книг. Герои там часто передвигались верхом – вот он, шанс показать всё, чему научилась!
Один разворот, другой, третий – чем больше Марина рисовала, тем хуже ей становилось. Лошади были анатомически точны и гладко нарисованы. Один недостаток – в них не было жизни (при том что по сюжету они не являлись нежитью).
Со всадниками тоже всё было не слава богу: вот наклон головы точь-в-точь как у гипсового Диониса, вот нахмуренные брови как у гипсового Сократа. Нарисовав по ходу учёбы десятки гипсовых бюстов во всевозможных ракурсах, Марина набила руку – и отбила фантазию.
Очередной черновик. Клик – и нет черновика. Попытка за попыткой отправлялись в корзину. Марина судорожно пыталась нащупать персонажей, поймать ускользающие образы и перенести их на экран. Безуспешно. День за днём тратились впустую. До тех пор, пока не стало ясно: либо она сделает как получается, либо опоздает.
Скрепя сердце, Марина вымучила три десятка разворотов. Защитилась на отлично. И больше никогда не открывала те иллюстрации.
Словом, Марина была противоположностью Наташи. И смотрела на неё как аквалангист на дельфина.
У Наташи были золотистые волосы, её загорелая кожа была покрыта веснушками, а глаза всегда лучились оптимизмом. Даже утром понедельника. Даже в дедлайн. Даже когда она приезжала утром на работу прямиком из аэропорта, после бессонной ночи перелёта. Едва она входила в комнату, там становилось светлее.
Иногда Марину это почти удивляло – особенно когда она ковыряла какую-нибудь скучную задачу или вспоминала тех однокурсников, которые разочаровались в профессии ещё до того, как в неё погрузиться.
Но чаще это радовало. Подзаряжало. Напоминало, что всё не зря.
Наташу заметила не только Марина. Когда освободилось место уровнем повыше, было очевидно, кому его отдать. И ни один сотрудник, даже из проработавших гораздо дольше, не возмутился и не удивился.
Отношение к Наташе не поменялось и тогда, когда год спустя она объявила об уходе в другое место – для неё это была ещё одна ступенька наверх. Сотрудники устроили ей небывалую «отвальную», больше похожую на пышный праздник, пусть и слегка грустный.
Какое-то время Марина собиралась написать Наташе, поздравить с Днём рожденья, спросить, как дела на новом месте. Но вскоре сама сменила работу, потом был аврал, потом личные проблемы, потом поиск подработок, потом состыковка основной работы и побочных заказов… Когда Марина спохватилась, оказалось, что прошло уже несколько лет. И странно было бы всплывать этаким приветом из прошлого.
Однако сейчас Марину было странностями не напугать: они напрыгивали на неё постоянно, одна другой страньше. Марина решилась.
Найти Наташины соцсети было просто. Написать ей личное сообщение – посложнее. Нажать кнопку «Отправить» – ещё сложнее. Но в худшем случае Наташа просто не ответит, а в лучшем…
Неопределённость похожа на невесомость: зависаешь в ней, ни там ни тут, между хорошим и плохим. И всё же быть между гораздо лучше, чем не быть вовсе.
Глава 10. Два лица
Так долго решаться – и так быстро получить результат. В подобных случаях первым возникает маленькое удивление, и лишь через секунду-другую его догоняет большая радость.
Наташа откликнулась тем же вечером. Причём откликнулась не односложным «Привет. Нормально», а целым залпом сообщений: рассказами, вопросами, охапкой смайликов.
Переписка получилась оживлённой, но недолгой – Наташа предложила созвониться.
Как будто и не было всех этих лет. Тишине не выпало ни единого шанса вклиниться неловкой паузой: Марина с Наташей обменивались новостями, охали-ахали, смеялись.
А ведь они не были подругами – коллеги-приятельницы, не более. Однако среди многочисленных талантов Наташи была и способность искренне любить людей. Общаясь с ней, вы чувствовали, что вам рады. И согревались её теплом. Даже менеджер Кира – вечно занятая, вечно раздражительная, про неё говорили, что она никого не любит, в том числе саму себя, – в присутствии Наташи смягчалась, в её хриплом голосе появлялось что-то вроде неуклюжей, неумелой материнской нежности.
– А кстати, у нас в эти выходные пикник! Хочешь с нами? – предложила Наташа так же легко, как полчаса назад предложила созвониться.
Вот теперь Марина запнулась.
– Но это же пикник вашей компании… И я никого там не знаю.
– Знаешь-знаешь! И не только меня, – Наташа рассмеялась. – Помнишь Валерку? А Костю?
Всё-таки мир очень тесен. Кажется, убеги на край света, залезь в непроходимые джунгли и прошепчи себе под нос: «Есть тут кто-нибудь работавший в фирме N?», как тут же с ближайшей лианы тебе помашут рукой и скажут: «Ну, я есть. А что?»
Валерку и Костю Марина помнила: с одним они вместе работали, с другим пересекались по делам. Ещё пара имён была знакома заочно: Марина не видела этих специалистов, зато видела их работы.
Итак, провести выходной, общаясь с людьми. Большим количеством людей. Среди которых почти не было знакомых. Ещё недавно Марина бы десять раз подумала, потом ещё пару раз подумала, а потом, скорее всего, отказалась. Сейчас она почти без промедления ответила: «Когда и где встречаемся?»
* * *
Рыжие ведьмы, зелёные ведьмы, розовые ведьмы (у последних волосы были точь-в-точь как сладкая вата)… И все эти разноцветные чародейки постоянно воевали и иногда дружили с какими-то то ли колдунами, то ли демонами, тоже пёстрыми, но уже в хэллоуиновской цветовой гамме. В сюжет Марина не вникала, а вот лица персонажей врезались ей в память крепче, чем базовый набор кистей: то в блоговой ленте, то в сериальных новостях мелькали мемы и кадры с ними. Всё чаще и чаще.
В том, что этот мультсериал популярен, Марина окончательно убедилась, заметив на рюкзаке одной коллеги значок с главным колдуном-демоном.
Когда что-то лезет изо всех щелей, есть два варианта: либо заинтересуешься, либо начнёшь избегать. Марина пока шла вторым путём; она вообще за этот год не посмотрела ни одного нового сериала и почти ни одного нового фильма – проще было пересмотреть что-нибудь старое доброе, чем погружаться в незнакомое, непредсказуемое и пока не полюбившееся. Но сейчас первый путь стал неожиданно заманчивым. Интригующим. Обещающим новые впечатления.
Марина снова почувствовала вкус к чтению книг – пускай и не высокоинтеллектуальных, которые можно с учёным видом знатока обсудить на ивенте в галерее, а лёгких и развлекательных, не нагружавших мозг, а расслаблявших его. И даривших незатейливый, но такой нужный сейчас позитив. Теперь Марина готова была решиться на что-то побольше – на целый сериал.
Пикник с Наташей был назначен на субботу – до него ещё оставалась пара дней. Работа шла штатно. Сны отсутствовали по-прежнему. Вечера были свободны. Для начала можно было глянуть хотя бы одну серию похождений мультяшных ведьм – даже если не понравится, хотя бы станет понятнее, в чём там суть и что значат мемы.
Когда за окном стемнело и из форточки наконец повеяло не зноем, а прохладой, Марина налила в любимую кружку лимонад, уселась поудобнее и запустила видеоплеер.
* * *
Идеи презирают этикет. Им не скажешь: «Я принимаю визиты в малой гостиной своего дворца по вторникам и средам с полудня до файф-о-клок». Нет, они распахивают дверь с ноги и вваливаются к вам в любое время дня и ночи, когда им того захочется. Вы собирались искупаться в ванне или подремать под яблоней? Идеям плевать. И нечего верещать: «Я же не одет! У меня даже карандаша под рукой нет, записать нечем!» Будете слишком много выпендриваться – идеи обидятся и перестанут приходить. И это гораздо страшнее.
book-ads2