Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 58 из 64 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Правда в том, что шоу-бизнес, глянец и все новые медиа – это одна сплошная неправда. Параллельный мир, в котором люди не страдают, постоянно развлекаются, утопают в подарках, роскоши и народной любви, – чушь собачья. Это иллюзия, такого мира не существует. Человек сам выводит себя на сцену, он сам себя полагает в качестве сцены. Поль Рикер Особенно хорошо это понимаешь, когда стоишь на фотосессии в пиджаке 50-го размера (при моём-то 44-м), заколотом на булавки. На постерах получается нарядно – костюм как по тебе шит. Только вот в нём даже не пошевелиться. И везде ведь то же самое: создаётся виртуальный, выдуманный мир, где красота – не оторваться, только вот – дутая. Мне странно, что есть люди, которые воспринимают всё это всерьёз. Но тут ведь – «и сам обманываться рад». Помню, как одна дама, страдающая от любви к суперзвезде, говорила мне: «Нет, я с ним познакомиться не хочу. Нет-нет! Я ведь разочаруюсь!» Ещё бы… Но фокус-то – в чём? Она сама понимает, что идеала, который она себе выдумала, не существует. У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия. Виктор Франкл Однако своего-то мужа она не с реальным человеком сравнивает (с которым даже знакомиться не хочет, чтобы не разочаровываться), а с идеальным. И потому муж её всегда проигрывает этому своему воображаемому конкуренту. Впрочем, меня не судьба мужа беспокоит, а самой женщины – ведь она-то и несчастна в результате. Она живёт с мужчиной, который вроде как проигравший, никуда не годящийся, в общем – и не мужчина вовсе. Живёт с ним и страдает. Но почему? И мы возвращаемся к началу: «Нет-нет! Знакомиться не буду! Я разочаруюсь!» И вот так все мы – насмотримся в журналах и инстаграмах на жизнь, которой нет, сравним её со своей и давай сокрушаться: «Жизнь не удалась!» Культура потребления зиждется на желании человека купить себе толику счастья. И соответственно, товар призван создать эту иллюзию – мол, купи его, и будет тебе счастье, толика. Счастье используется как замануха, в качестве «мотивации на покупку». На этом держится вся реклама, весь маркетинг. В жизни же всё иначе, сложнее и прозаичнее. Даже в жизни «богатых и знаменитых» на самом деле нет никакого особенного гламура. Люди так же страдают и болеют вне зависимости от тех денег, которыми они обладают. Они так же переживают, если их обидели, предали, разлюбили или плохо вкрутили лампочки в доме во время ремонта. Всё абсолютно то же самое. Важно понять, что есть некий порог, за которым заканчивается бедность, но нет порога, за которым начинается то самое «волшебное богатство». Всякое свершение обрекает на рабство. Оно обязывает к более высоким свершениям. Альбер Камю Кухню можно купить за сто тысяч рублей, а можно и за миллион. Эти «лишние» девятьсот тысяч – это, вообще-то говоря, ещё девять кухонь по сто. Смысл этой арифметики в том, что после определённого уровня доходов повышение качества жизни требует огромного вложения сил ради сравнительно очень небольшого эффекта. Ну, чуть покрасивее, ну, чуть побольше… Когда привыкнешь, то та, что за десять, ничем не будет отличаться от той, что и за полторы, но переплатить надо будет почти в семь раз! Есть блокадный хлеб из опилок, и есть ржаной хлеб. Всё, что после, – не сильно отличается, но намного дороже. И, чтобы оплатить это, нужно много работать. При этом представление, что «там», когда переплатишь, будет что-то сверхъестественное, – абсолютная иллюзия. Равно как и большое заблуждение думать, что люди, которые зарабатывают бешеные миллионы, делают это, чтобы купить это «дорогое». Отнюдь нет. Одни работают по привычке, другие – потому просто, что не могут не работать, а иначе сходят с ума от безделья, третьи – просто чтобы с людьми поменьше сталкиваться, что легче сделать в большом доме или частном джете. Но вот кто-то лежит на диване и мечтает, глядя в телевизор или Инстаграм: вот бы мне такую яхту! Но у меня первая мысль – это ж сколько придётся работать, чтобы обеспечить её обслуживание, не говоря уже о самой покупке! Для меня это не трата денег, а трата сил, трата моего времени. Желая приобрести какую-то вещь, вы должны принять во внимание то, какие шаги вы должны для этого предпринять, и оценить свою готовность к этому. Когда вы думаете об этом так, часто выясняется, что вам и не очень-то это нужно. Чем старше мы становимся, тем больше мы умнеем, и постепенно мы понимаем, что часы, которые стоят тридцать долларов, и часы, которые стоят триста долларов, показывают одно и то же время. Стив Джобс Все машины поделены на классы – А, В, С, и вопрос только в том, на каком уровне комфорта остановиться. А остановиться надо на том уровне комфорта, после которого вы понимаете, что дискомфорт от работы ради покупки и содержания этого автомобиля начинает превышать комфорт от обладания им. Вот и всё. Необходимо найти баланс между потребностями, амбициями и комфортом. Ведь деньги – это что такое? Деньги – это конвертируемые в бумагу (отпечатанную на Гознаке) или отлитые в цифре человеческие амбиции. Мы зарабатываем столько, сколько стоят наши амбиции. Если у человека нет амбиций, как у президента или олигарха, то не надо мечтать о яхте и собственном самолёте, расстраиваясь потом из-за того, что у тебя нет ни того, ни другого. Забавно видеть менеджера, работающего в офисе по восемь часов пять раз в неделю, рассуждающего о том, что вот, мол, жалко – нет у него личного самолёта и Абрамовичу повезло. А принесут ему новый проект, попросят поработать в выходной день, и он вздыхает трагически. О каком самолёте он говорил? Непонятно… У тех, кто завидует, очень много свободного времени. Если бы они употребили бы его иначе, то, вероятно, завидовали бы им, а не они. Последним испытанием любого метода должны быть его практические результаты. Карл Раймунд Поппер Я помню чувство зависти из детства. И теперь я понимаю, что это, во‑первых, чувство, которое тебя разрушает (зависть – это ведь такая особенная форма ненависти, то есть живущей в тебе и разрушающей тебя агрессии), а во‑вторых, зависть – она просто от недостатка ума. Конечно, если вы неплохо зарабатываете, то вокруг вас всегда есть люди, которые зарабатывают меньше, чем вы. И наверное, им нужно помогать, но не деньгами как таковыми (если речь не идёт о какой-то тяжёлой ситуации), а возможностями. Это важный индикатор: если человек этими возможностями не воспользуется, то его на самом деле вполне устраивает его нынешнее финансовое положение и об этом, соответственно, совершенно не стоит беспокоиться. Деньги сами по себе развращают, если они даются человеку просто так. Поэтому просто деньги – плохо. Следует думать о том, как можно с толком инвестировать ресурсы в близких тебе по духу людей. Это вообще единственно верная, на мой взгляд, позиция: вы вместе превращаетесь в настоящую команду – поддерживаете друг друга, одобряете, помогаете. Это очень круто, если близкие люди помогают друг другу самореализовываться, преуспевать и зарабатывать. Зависть же – это шизофреническая попытка прожить чужую жизнь. Всё равно что хотеть проснуться в чужой постели, испытать чужой оргазм. Идея интересная, но не очень реалистичная. Да и как это приблизит тебя к твоей мечте? Куда логичнее, испытывая чувство зависти, действовать по следующему плану: взять себя за шкирку, встряхнуть как следует, а затем посмотреть, что из тебя вывалилось. Важна мечта, которая на самом деле стоит за завистью, – она-то и должна «вывалиться». Нужно понять, о чём ты мечтаешь. Если ты знаешь, о чём мечтаешь, это уже половина дела. Теперь нужно понять, как приблизить свою мечту, используя все имеющиеся у тебя возможности. А если видишь, что выпали из тебя бред и сумасшествие, – выбрось это и живи спокойно, не мучая ни себя, ни других. Нет ничего более бездарного, чем потратить свою жизнь на зависть. Вообще говоря, всё, что можно рассказать о психологии человека, уже было сказано – в сказках. Сказка, подробно излагающая сущность наших с вами желаний и, в частности, сущность зависти, называется «Царевна-Лягушка». Новая мысль – это, по большей части, очень старая банальность, в истинности которой мы только что убедились на собственном опыте. Артур Шницлер В самой упрощенной форме мораль этой сказки сводится к простой формулировке: на чужой каравай рот не разевай, а собственный надо заработать – трудись не покладая рук и не щадя живота своего. Быстрого успеха не бывает – утро вечера мудренее. Не верите, что об этом сказка? Тогда слушайте… Три брата-царевича в поисках невест отправились в чисто поле стрелять из лука. Двое старших удачно отстрелялись, получили каждый по красной дивчине. Третьему не повезло – болото, лягушка, дальше всем всё хорошо известно. «Горько! Горько!» – а гости глумились и глумились… В общем, кажется, что распределение благ в этом мире происходит несправедливо. Одному – всё, другому – ничего. Но не будем торопиться с выводами, предупреждает нас рассказчик. Двумя обычными причинами несчастия людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой – мнимые потребности и безграничные желания. Клод Гельвеций Далее невесты, как и любая сложная техника, проходят испытания. Им надо что-то там выткать, испечь и т. п. Задачи эти с лёгкостью решаются Лягушкой, а вот красные дивчины фатально ей проигрывают. Причём, что тут особенно важно – как и почему они проигрывают. Бесстрастный народный сказочник сообщает нам и об этом – из-за лености собственной и зависти. Поскольку Лягушке всё даётся «легко», её конкурентки пытаются выкрасть чудо-рецепты и въехать в рай на чужом горбе. Итог известен – Батюшка-Царь в ужасе! Всякий раз Лягушке удаётся провести соперниц, и они оказываются в полнейших дураках. А и то правда – зачем воровать? Делайте сами. А там видно будет, кто на что способен. Но девушки старших братьев словно беленов объелись: они пускаются за Лягушкой в погоню и один за другим все царские конкурсы проигрывают, включая и самый главный – царский бал. Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться. Франсуа де Ларошфуко
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!