Часть 25 из 38 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Я отлично провел вечер. Но не в этот раз.
Граучо Маркс, комик
Смотрели церемонию вручения премии «Оскар» за 2014 год? Ведущая Эллен Деженерес привела в восторг все 43 миллиона зрителей, превратив трехчасовой марафон благодарственных речей в очаровательный интерактивный вечер, который поистине удался. Она заказала пиццу (серьезно!) прямо в зал и раздала (не без помощи Брэда Питта) одноразовые тарелки и салфетки главным кинозвездам планеты: Мерил Стрип, Джорджу Клуни, Джулии Робертс…
Эллен попросила едоков заплатить за угощение («Давай, Харви Вайнштейн, доставай бумажник. Я знаю, что у тебя есть деньги») и сделала с Кевином Спейси, Джаредом Лето и другими актерами групповое селфи, или «груфи», которое за следующий час получило миллионы ретвитов.
Эллен не вела шоу – она помогала аудитории самой творить это шоу. Замечательно, что она уловила тренд нашего времени: нельзя оставлять зрителей безучастными. Эллен заставила присутствующих замирать от восторга и от непредсказуемости происходящего. Интерактивный подход не только поднял рейтинги (на следующий день заголовки на первой странице Yahoo! сообщали о самом большом количестве телезрителей церемонии с 2000 года) – он стал шагом вперед и дал ответы на множество вопросов. Зачем нам вести церемонии как обычно? Почему бы не дать слово зрителям наравне с ведущим? Может, стоит задействовать присутствующих, а не просто информировать их?
Дайте людям возможность управлять и помогать
Если я теряю контроль, то прямо чесаться начинаю.
Эми Полер, актриса
В наши дни при потере контроля чесаться начинают все. Именно поэтому разумнее не править встречами и мероприятиями железной рукой, а разделять контроль. Обратите внимание: не терять контроль и не делегировать его, а именно разделять. И вот каким образом.
Когда я жила на Гавайях, мне повезло поработать с лидером-визионером Майком Уайтом и его командой в отеле Ka‘anapali Beach. Отель был не слишком роскошен – но процент возвращающихся в него постояльцев был удивительно высок. Почему?
Гости отеля испытывали на себе то самое легендарное гавайское гостеприимство «алоха». Ежедневно в полдень сотрудники собирались в лобби и начинали петь, танцевать хулу и играть на укулеле. Каждого гостя приветствовали по имени, угощали свежей папайей, бананами, гуавой – и дарили им цветы протеи из собственных садов.
Как генеральный директор Майк считал, что сотрудники – это «охана» («семья» по-гавайски), и ежемесячно проводил общие собрания, чтобы все знали, что происходит в отеле. Эти собрания было трудно организовать, потому что в любой момент кто-то был занят с гостями, а у кого-то был выходной. Несмотря на это, Майк ориентировался прежде всего на ценности отеля и стремился к тому, чтобы в собраниях участвовало как можно больше сотрудников.
Вместо того чтобы проводить все собрания самому, как это обычно делают все боссы, он разделял эту обязанность с главами разных отделов: в один месяц ответственность лежала на директоре по маркетингу, в другой главным был менеджер по еде и напиткам, в третий – руководитель отдела обслуживания номеров и так далее.
Ведущий обладал неограниченными полномочиями и творил что хотел. По сути, в коллективе проходил своеобразный конкурс на проведение самого интригующего собрания. Все ждали этих собраний: они всегда были полны сюрпризов. Одновременно сотрудники развивали свои ораторские и лидерские навыки.
А вы – вы всегда самолично ведете собрания коллектива? Возможно, в вашей компании развился бы творческий дух, если бы ведущие менялись и сотрудники имели возможность порулить?
Это не мелочь. В передачу Sunday Morning телеканала CBS от 31 августа 2014 года было включено интервью Роберта Леверинга, одного из создателей рейтинга Fortune «100 лучших мест для работы», где он рассказал о взаимосвязи доброго отношения к сотрудникам и прибыли компании. Такая взаимосвязь действительно существует.
Леверинг цитирует опрос Gallup, показавший, что только «трех из десяти сотрудников можно назвать активно вовлеченными, то есть любящими свою работу или относящимися к ней с энтузиазмом», и исследование, согласно которому «не вовлеченные в жизнь компании сотрудники обходятся организациям в 550 млрд долларов в год».
Занимаетесь ли вы вовлечением сотрудников, предлагаете ли им возможность участвовать в планировании ее будущего – или просто указываете, что делать и куда идти?
Готовы ли вы поделиться контролем над собраниями?
Когда я был пацаном, никто ни с кем не сотрудничал: взял камеру и говоришь приятелям, кто что делает. Теперь, когда я вырос, в основе съемки лежит признание талантов каждого из участников и понимание того, что в одиночку мы ничего бы не сделали.
Стивен Спилберг, кинорежиссер
Однажды коллега подверг сомнению целесообразность разделения контроля: «Все мы постоянно в цейтноте, так что наша цель – быстро сделать все и разойтись. Я единственный, у кого есть вся информация, – плюс к этому я босс; так кому и вести собрание, как не мне?!»
Я ответила: «Понимаю, да: так всегда все и делалось. Но времена изменились». Большинство современных людей выросли на интернете – а там полная демократия, каждый может высказаться, каждый может создать и настроить свой мир под себя и отслеживать только то, что интересно ему лично. Люди привыкли всё контролировать самостоятельно. Они публикуют что хотят, когда хотят и где хотят – на YouTube, Facebook, в Twitter и Pinterest… Они создают собственные музыкальные станции на Pandora. Они не просто смотрят любимые телепередачи вроде American Idol или Dancing with the Stars – они определяют судьбы участников, голосуя за них. Они становятся творцами шоу.
И вдруг, приходя на совещание, они теряют контроль, теряют возможность совместного творчества. Результат – физически они еще с вами, но психологически уже очень далеко.
18 августа 2014 года в журнале Harvard Business Review вышла статья Гретхен Гэветт под названием «Чем на самом деле занимаются люди во время телеконференций», содержавшая интригующие (и огорчительные?) статистические выкладки. «27 % участников признались, что им приходилось засыпать во время такого общения, а 13 % честно сказали, что вместо офиса они в момент звонка находились на ипподроме, на репетиции свадебной церемонии, в туалете придорожного кафе, на барбекю, в солярии, в примерочной или (мой любимый ответ) ловили на улице сбежавшую из дома собаку».
Это было бы смешно, если бы подобная невнимательность и незаинтересованность не стоили организациям миллионов недополученной прибыли.
Что же делать? В статье приводится предложение автора бестселлеров о нетворкинге Кейта Феррацци организаторам «внедрить принцип пяти минут в начале встреч и телеконференций и поочередно дать каждому возможность высказаться о том, что происходит в их частной и профессиональной жизни. Так участники настроятся внимательно слушать друг друга».
Общение – не для сторонних наблюдателей
Интереснее всех тому, кто больше говорит.
Руфь Рид, мама Сэм Хорн
Впредь каждый раз, когда вы будете вести какую-нибудь встречу, спрашивайте себя: «Как я могу вовлечь людей во взаимодействие, вместо того чтобы выступать в одиночку и выдавать всю эту информацию в одностороннем порядке?»
Об этом задумалась предприниматель Мики Агравал – и превратила автограф-сессию в веселое интерактивное мероприятие. Вместо того чтобы монотонно зачитывать отрывок из своей книги, она предложила пришедшим поиграть в игру Inside the Author’s Studio («В мастерской автора», по мотивам телешоу Inside the Actors Studio канала Bravo). Все зрители играли роль ведущего шоу, Джеймса Липтона, и, вместо того чтобы пассивно смотреть на автора и слушать ее чтение, проводили интервью, предлагая Мики вопросы типа «Переживали ли вы “темную ночь души”?», «Как вы нашли своего агента?» и «Как вынуть из себя ту книгу, которая есть в каждом из нас?». Каждый был вовлечен в процесс с начала до конца, потому что говорили в основном именно зрители.
Одна женщина подняла руку: «Сижу и поражаюсь тому, что происходит вокруг. Там, откуда я приехала, подобное просто невозможно. Если бы я призналась кому-нибудь, что пишу книгу, мне бы сказали: “Пишешь книгу? Да ты кто такая? Ты что, Фрэнсис Скотт Фицджеральд?!” И так приятно видеть, как здесь все радуются за вас, вместо того чтобы завидовать».
Отличное наблюдение! Актрису Бетт Мидлер как-то спросили: «Что самое сложное в успехе?» Она ответила: «Найти того, кто искренне порадуется за тебя».
Когда кто-то на наших глазах становится звездой, порой подступает зависть: нас этот успех не коснулся. Они эксперты – мы нет. Но когда организатор мероприятия решает уравнять в правах всех и дать каждому право поучаствовать в общей радости, мы поистине становимся частью успеха другого.
Создайте прецедент значимого участия
Миром правят сообщества.
Квестлав, музыкант
Приходится ли вам организовывать мероприятия, вести их или выступать на них? Создаете ли вы при этом из аудитории сообщество, члены которого вправе сделать свой вклад в происходящее, адаптировать под себя формат своего участия и пообщаться с окружающими? Возникает ли при этом сцений? Этот термин составил Брайан Ино из слов «сцена» и «гений», и он означает единый талант всего сообщества, всех людей на сцене жизни.
В качестве ведущего вы имеете возможность оценить и усилить этот «сцений места», предложив людям возможность питаться опытом, мудростью и энергией друг друга.
Впрочем, очень часто этого не случается. Исследование психологов Колумбийского университета Пола Ингрэма и Майкла Морриса показывает, что, хотя бизнесмены часто называют целью посещения мероприятий по нетворкингу «знакомство с максимальным количеством новых людей», на поверку они разговаривали там лишь с «несколькими гостями, которых уже хорошо знали», вместо того чтобы завязать новые отношения.
Только задумайтесь. Ежегодно компании тратят огромные деньги, чтобы отправить сотрудников на конференции, ярмарки и тренинги, оплачивают им проживание, питание и участие, а по прибытии эти сотрудники садятся рядом – и общаются – с уже знакомыми им людьми. Весь смысл присутствия на этом мероприятии теряется: сеть связей не расширена, новые отношения не выстроены.
Но это еще не все. Автор журнала Inc. Джилл Красни обнаружила, что для многих людей завязывание новых знакомств на бизнес-встречах представляется неприятным, «сомнительным» делом, которое они уподобляют «продаже подержанных машин». Джилл приводит цитату из работы, опубликованной в научном журнале Administrative Science Quarterly: «идея завязывания знакомств ради продвижения в жизни ощущается как нечто неэтичное. Разве это не означает использование людей?»
Нет, не означает. Концепция INTRIGUE не предлагает использовать окружающих – она предлагает приносить окружающим пользу. Вы хотите добиться чего-то не от людей, а для людей. И вы стремитесь не продвинуться в жизни, а применить правило «прилив поднимает все лодки»: взаимодействовать так, чтобы удача сопутствовала всем участникам общения.
Звучит не слишком грандиозно? И не должно. Сейчас я расскажу вам о своем первом опыте формирования сцения и предложу пару приемов его создания на вашем следующем мероприятии.
Превратите деловые мероприятия в прилив, поднимающий все лодки
book-ads2