Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 9 из 22 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Теперь обратимся к очень важной, четко обозначенной еще в первом разделе книги проблеме, как оценить внутреннее развитие человека; каково место, занимаемое им в галерее типов от духовного примитива до духовно высокоразвитого индивида. Простая диаграмма (4) поможет нам уяснить в общих чертах наиболее существенное. С этих пор мы будем работать преимущественно со специальными таблицами или схемами, предназначенными для достижения особых целей. Но 100 % шкала еще пригодится нам как контрольная. Диаграмма (4) довольно прозрачна и не нуждается в пространных пояснениях. Конечно, — и это характерно для всех типологий, — в чистом виде четыре указанных типа личности встречаются на практике относительно редко. Ибо они — ничто иное как результат наблюдений, стоящих под определенным абстрактным знаком, в то время как конкретные люди при бесконечном многообразии жизни выказывают в тысячу раз больше различных переходов и пересечений основных делений классификации. Это, однако, нисколько не умаляет значимости рассматриваемого подхода, который ценен именно своей меткой простотой. Пунктирные линии схемы (4) позволяют легче уяснить положение, занимаемое обследуемым человеком между двумя основными типами личности. При наличии опыта вам достаточно спросить маятник, от какой и до какой области схемы простирается душевный склад обследуемого. Задайте соответствующий вопрос. Скажем, вышло так, что маятник от пунктирной линии, разделяющей сектора I и II, совершает медленные колебания туда-сюда в направлении к пунктирной линии, разделяющей сектора II и III, доходя при этом до жирной черты III. В этом случае вы имеете ясное представление о той смеси, которая характеризует обследуемого человека. Особенности такой оценки принципиально важны не только для этой, но и для всех подобных таблиц. Указание: 100 % шкала(2)или, еще лучше, шкала А-В(3) могут служить вам для контроля или определенного уточнения. Нужно лишь спросить маятник о положении X между грубым материализмом (А) и полной духовностью (В). Ответ всегда будет лежать между крайними величинами 95:5, или наоборот. В заключение о простейшем фиксировании результата при систематических исследованиях. К примеру, сокращенная запись может выглядеть следующим образом: II/III, или l/ll — Н III (= начало III), что отражает описанное выше пересечение. Душевно-духовные ступени развития (CP)(5) Еще большее значение при перечислении видов радиэстезической помощи для понимания глубинных слоев личности или того тайного, что для многих людей отнюдь не всегда становится явным, имеет определение душевно-духовной ступени развития. Тут целесообразнее всего воспользоваться схемой (5), которая позволяет гораздо лучше, чем рассмотренные выше таблица (4) 100 % шкала и шкала А-В, представить себе возможные ступени и достигнутый прогресс. Схема (5) основывается на старинном проверенном методе, связанном с использованием числа 7, которое в самых разных культурах нашей планеты почитается за священное. 35 ступеней развития относительно точно отражают этапы преуспевания на пути внутреннего роста или созревания, совершенствования, причем для нас, живущих в этом материальном мире, практическое значение имеет, за очень редким исключением, только 21 ступень (начиная с первой). Последние 14 могут быть достигнуты почти исключительно в чистом духовном мире. Я привел их, с одной стороны, потому, что они постоянно напоминают нам о собственном несовершенстве, помогая, таким образом, осознать, насколько важны отказ от высокомерия и смирение перед бесконечной, стоящей над всем силой. И, во-вторых, по совершенно практической причине, которая особенно актуальна для малоопытного человека, поскольку правильно понимать движения маятника «туда-сюда» гораздо легче в связи с почти полностью сохраненной формой полукруга. Кроме того, мы получаем еще четко и ясно прочитываемую шкалу с часто используемым числовым рядом от 1 до 35. Если вы внимательно читали первый раздел книги и мысленно его прорабатывали, то вам не составит труда сориентироваться в этой схеме, имея основательные знания насчет ее духовного фона. Теперь вы свободны от поверхностных воззрений на этот мир и на нашу столь загадочно возникшую в нем жизнь, вы не рассматриваете мир и жизнь исключительно как явления материального порядка, что свойственно людям, не желающим, ради собственного спокойствия и по лености мысли, задаваться вопросами о фоне и истинном источнике всего сущего. Внутреннее или духовное развитие совершается, как правило, посредством малых шагов, благодаря которым серьезно стремящиеся к созреванию люди медленно, но верно идут вперед. В этом мире нам ничего не достается даром, и мы должны ступень за ступенью преодолевать свой путь наверх. Рассмотрите схему (5). На ней отчетливо видны важные вехи этого длительного пути. Для лучшего его понимания приведу неуказанные, по соображениям места, ступени или переходы: I 3-4: пробуждение интереса к духовному миру. 10-12: возможны подлинно духовные переживания. j 14/15: переход к познанию истинного духовного мира, j «врата мудрости» (Млакер). Начиная с 18-й ступени, открывается возможность того, что у христианских мистиков называется «unio mystica», в дзэн — «сатори», у индусов — «самадхи», а у нас с вами — преимущественно просветлением, внутренним единением с «Богом», познанием единства всего сущего. 21: высшая степень совершенства, достижимая в нашем мире. И над всем этим витает заповедь бдительности: вечный призыв к правильному образу мыслей и действий. Каждый из нас находится в этой жизни где-то между 1 и 21 ступенями. В нашем материальном мире люди крайне редко и притом лишь необычайно развитые в духовном плане личности достигают более высокой ступени. Вообще же в инкарнации духу-душе человека дано при устремлении к истине, правде и красоте подняться на одну-две ступени выше. Впрочем, при исключительном стремлении к постоянному совершенствованию и созреванию, как это было описано в вводном разделе книги, можно достичь и большего. Но каждый должен быть начеку в смысле только что прозвучавшей заповеди бдительности, чтобы не пасть жертвой искушений материального мира и не скатиться к подножию на своем пути к вершине. Если в тиши уединения вы исследуете вместе с маятником путь властолюбцев в этом мире, то вам откроется очень многое. Речь идет даже о тех властолюбцах, с уст которых никогда не сходило имя Бога и которые, быть может, благодаря непрестанной борьбе за власть добивались в земной жизни очень высоких степеней и увлекали за собой множество лиц, верша свою политику через приверженцев и покорные им народные массы. Каждому человеку в отведенных ему скромных пределах грозит то же самое, если, следуя по жизненному пути, он утратит бдительность. Будем же учиться видеть невидимое для многих других и молчать. Разглагольствования по этому поводу были бы осквернением самого сокровенного, которое открывается поистине ищущему человеку в совершенно определенный час. Нет ничего проще, чем точно зафиксировать полученный результат, например: CP 12, 12/13, Н 12 (= начало 12), К 12 (= конец 12), т. е. примерная ступень, с которой начинается духовная жизнь. В следующих редко понимаемых во всей своей глубине словах Библии: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мат. 16, 26). говорится без прикрас о самом существенном. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17, 21), т. е. оно не где-нибудь в мире или на небесах, и заслужить его зависит только от нас самих. «Входите тесными вратами; потому что Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в Жизнь, и немногие находят их». (Нагорная проповедь, Мат. 7, 13). Разве этим не все сказано? Впрочем, не то ли утверждается и в древнем учении о карме и реинкарнации? Практическое дополнение: воспринимаемый в чистом виде ряд чисел 1-35 уместно использовать всюду, где можно ограничиться данной последовательностью, даже если речь идет не о духовно-душевной ступени развития. На практике для этого часто возникает повод. Чакры или энергетические центры (Ч)(6) Кто не поверхностно интересовался древним учением о чакрах, тот знает о его ценности для познания внутреннего мира человека и об излучении этих энергетических центров. Мы снова затрагиваем тему единства души и тела. Недаром наша западная медицина хоть и медленно, но все же при ходит к выводу о том, что чакры самым тесным образом связаны с важнейшими центрами регуляции функций нашего организма, прежде всего жизненно важных эндокринных же лез от гипофиза (макушечный центр) до надпочечников и половых желез (корневой и крестцовый или сакральный центр). Здесь совершенно излишне подробно излагать суть данной взаимосвязи. В сжатой форме это, в частности, сделано в книге Марии-Луизы Штангл «Мир чакр». Замечу лишь следующее: гармоничное развитие и соответствующие функции этих энергетических центров в значительной мере определяют как физические процессы, протекающие в организме, так и нашу духовную, спиритуальную и морально-этическую установку, а тем самым, соответственно, и поведение. С помощью диаграммы (6) можно измерить достигнутую степень развития той или иной чакры и установить вытекающее из этого соотношение между ними. Наблюдение за развитием чакр, осуществляемое с помощью маятника в течение ряда лет, дает представление о великолепном взаимодействии, единстве энергетических центров с самой сутью личности Кроме того, таким образом выясняется существенное влияние нарушений, связанных с чакрами, или их частичного недоразвития. Особенно важно то, что, прежде чем сознательно работать с высшими, духовными чакрами, сперва необходимо полностью или по меньшей мере в достаточной степени развить низшие чакры, как своего рода корни или фундамент нашей личности. В противном случае это грозит многими глубокими личностными нарушениями. Конечно, положительных результатов достигают только те радиэстезисты, которые не понаслышке знают о должном уровне внутреннего развития и благодаря этому в известном смысле «поднимаются над суетой», что, разумеется, играет важную роль при осознании всех высших ступеней развития. Чем более радиэстезист углубляется в эти духовные сферы, тем значительнее и надежнее его результаты работы с маятником. Кто хотя бы отчасти прочувствовал это на начальных ступенях, тот в глубине души воспринимает данный факт как несомненный, получая своеобразное напутствие для собственного созревания. Каковы ваши действия с маятником? Сначала вы выясняете по диаграмме (б) последовательность чакр, согласно степени их раскрытия: «Какая из семи чакр развита у X сильнее всего (во вторую очередь и т. д., слабее всего)?» Затем на 100 % шкале вы определяете точную степень раскрытия каждого энергетического центра в отдельности, причем за 100 %, как обычно, принимаем максимально возможное развитие. Если значение в ответе выходит за рамки 100 %, то имеется налицо чрезмерная (нездоровая) развитость или гиперфункция чакры. Чтобы получить простую, сжатую и ясную для просмотра запись, пронумеруйте отдельные чакры от 1 до 7, как это делается обычно и показано на схеме (б). Например, сокращенная запись может выглядеть так: Ч 7:1, 1:2, 3:3 и т. д.,или Ч 1/75… 7/80 или 4 7:1/80, 1:2/75 и т. д. f Это означает: чакра 7 наиболее развита и раскрыта на чакра 1 на втором месте — 75 % и т. д. Предложенное Мной обозначение может, на первый взгляд, несколько озадачить. Но если вы активно займетесь изучением столь интересных и жизненно важных чакр, то вскоре поймете, что едва можно придумать более простую и ясную запись. Основные качества человека (7) Для понимания и правильной оценки конкретной личности важно иметь четкое представление о многообразии, если не сказать, необозримом числе человеческих качеств и образцов поведения. При всем том можно исходить из основных данностей, не вдаваясь в детали. На сегодняшний день едва ли существует лучшее подспорье в этом деле, чем шесть корневых понятий человеческой личности, выделенные Людвигом Клагесом. Единственно, их остается рационально дополнить пятью парами противоположностей, и тогда мы имеем перед собой ядро каждой личности со всеми ярко выраженными ее противоречиями. Поэтому я люблю называть данные качества «сущностными». Конечно, здесь не место растекаться мыслью по древу. О принципиальном же могу сказать следующее. Клагес рассматривает личность в двух ее слоях. Во-первых, человек суть мир в большей степени пассивно воспринимающего «сенсорического» или «рецепторического» и одновременно мир активно формирующего «моторического» существа. И во-вторых, он указывает на три уровня: тело, душа и дух. В них и проявляют себя, смотря по обстоятельствам, обе названные первыми стороны человеческого естества. Теперь рассмотрим схему (7) (она только на первый взгляд кажется запутанной — из-за большого количества линий в верхней части). В нижней половине схемы вы видите шесть корневых понятий, позаимствованных мною у Мюллера и Энскат, классификация которых, пожалуй, более удобна с практической точки зрения, нежели первоначально сделанная Клагесом. Слева внизу вы найдете витально-телесный уровень в его сенсорическом и моторическом аспектах и чуть выше тесным образом связанный с ними духовный уровень в форм? осознанной целенаправленности. А справа внизу помещается витально-душевный уровень опять же в его сенсорическом и моторическом аспектах и чуть выше более тесно связанный с ними духовный уровень в форме понятийного мышления, т. е. нашего человеческого рацио, нашего разума. Тут необходимо сразу дать пояснение: наша духовно-спиритуальная сторона, т. е. наша связь с великой, всемогущей силой, стоит над всем. Она присутствует не только в нашем мышлении, но охватывает также душу и тело, и в этом смысле все мы, люди, на всех наших уровнях «одухотворены». Вспомните: «Человек — капля в океане пра- или божественной силы: все суть загадочная колеблющаяся, текущая энергия!» В обеих верхних половинах схемы (7) вы найдете пять пар противоположностей, которые хоть и отражают содержание всех шести корневых понятий, однако, за одним исключением, настолько завуалированы, что об этом не сразу и догадаешься. При всем том они совершенно принципиальны для сущности особого душевного склада человека. Как вы видите с первого взгляда, каждая из пар противоположностей имеет двойное подчинение: во-первых, они связаны друг с другом и, во-вторых, с центром схемы. Подчинение, названное первым, позволяет делать запрос относительно каждой пары противоположностей в отдельности, т. е. какая сторона является в человеке доминирующей. При этом всякий раз можно использовать хорошо известную вам шкалу А-В, с тем чтобы точно измерить степень преобладания одной стороны по отношению к другой. Совершенно особое значение приобретает это, скажем, тогда, когда требуется установить точное соотношение между самоотверженностью (идеализмом, бескорыстием или альтруизмом) и себялюбием (эгоизмом, корыстолюбием), что имеет далеко идущие последствия для всего жизненного окружения. А подчинение, названное вторым, в направлении к центру схемы, дает возможность спрашивать сначала об основном качестве, наиболее характерном для данного человека, затем о втором по значимости и т. д., либо о тех качествах, которые не имеют почти или совершенно никакого значения для обследуемого. Если вы захотите поточнее разобраться с шестью корневыми понятиями нижней половины схемы, их взаимодействием и отношением всех приведенных основных качеств друг к другу, то скоро заметите, что благодаря этому приобрели замечательный инструмент-ключ к пониманию существенных черт человеческой личности. И чем больше вы внедряетесь таким образом в психические основы человека, тем легче становится извлекать соответствующие выводы из этого взаимовлияния или отсутствия такового. Нередко вы постигнете поистине ошеломляющие детали. Кто привык работать с какой-либо другой типологией, например, К. Г. Юнга, предложившего типологию характеров в соответствии с преобладанием функций и направленности личности на внешний и внутренний мир, может на основе данных этой главы изготовить собственную диаграмму, которая в дальнейшем наилучшим образом поможет ему при постижении душевного склада личности. Особых указаний по поводу оформления результатов работы с маятником я здесь не даю. У кого схема©, особенно нижняя ее часть, хорошо запечатлелась в памяти, тот, например, может прибегнуть к помощи знаков «плюс», от маленького и до большого, размещенных в должном порядке. Но, учитывая все многообразие точек зрения, вы едва ли обойдетесь без собственных придумок в оформлении краткой записи. Оценка снов и видений (8) Сегодня на нас обрушился целый шквал сонников. Это неизбежно ведет к тому, что порой одни и те же сны толкуются по-разному. Единственно, в чем можно не сомневаться, так это в том, что сны имеют для нас большое значение. Для души сны являются тем же, что стул (в медицинском значении этого слова) для нашего тела, а именно выделение не могущих быть использованными веществ. Упорядоченным или, напротив, не способным расположиться в определенном порядке впечатлениям, которые в наше бурное время мы получаем за один-единственный день, поистине несть числа в слоях нашего подсознания, исходя из чего и складывается наша память и наше мышление. На основе многих экспериментов установлено, что сны являются жизненно важными для человека. Их отсутствие спустя относительно короткое время приводит к духовным нарушениям. Впрочем, каждый человек видит сны. Кто утверждает обратное, тот просто забывает о своих снах после пробуждения. Это тысячекратно доказано в результате наблюдений за спящими и теми, кого посещают видения, с помощью ЭЭГ. Но не все наши сны равноценны Следует делать различие между множеством снов поверхностных, чисто мимолетных и относительно малым числом сновидений, приходящих из глубины, для которых характерны:
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!