Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 7 из 24 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
— Если верить протоколу — всего тридцать минут. И как результат этой поспешности — уйма невыясненных вопросов. Вот, например, когда и в чем запачкана веревка, на которой повесилась Громова? Веревка совершенно новая, светлая, чистая. А на ней почти на полтора метра видны следы, похожие на краску. Может быть, вы ответите, когда была запачкана веревка: до самоубийства, во время него или же после? — Пешехонов вопросительно смотрел на Дмитриева. — К сожалению, я эту веревку не видел, — смущенно ответил тот. — Да-да, конечно! Это ведь детали! — как бы не придавая значения своему вопросу и ответу Дмитриева, заметил Пешехонов, вновь листая свой блокнот. — Вот вы утверждаете, что на теле Громовой не было никаких следов насилия. А известно ли вам, что судебно-медицинское вскрытие трупа было неполным и проводил его молодой практикант? И, что самое возмутительное, Фалин на этом вскрытии не был; он ограничился формальными вопросами, на которые получил такие же ответы... Знакомясь сейчас с делом, я убедился, что следствие Фалиным проведено предвзято и поспешно. Он отложил блокнот в сторону и, немного помолчав, сказал: — Леонид Федорович! Я недоволен тем, что вы несерьезно отнеслись к моему поручению. Изучи вы это дело лично — наверняка выводы были бы сделаны другие. Я не предрешаю вопроса: может быть, дело Громовой так и будет прекращено за отсутствием в нем состава преступления, но сейчас оставлять его в таком состоянии нельзя. Его нужно доследовать. Я отменяю постановление Фалина о прекращении этого дела и возвращаю его на новое следствие. Заметив смущение своего помощника, Пешехонов уже мягче добавил: — Ничего, Леонид Федорович! С кем не бывает. Фалин очень молодой следователь, а вы очень еще не старый прокурор. Всему свое время... А я вот решил тряхнуть стариной. Включаюсь в это дело и вместе с Фалиным проведу расследование. Глава 5 Ровно в десять часов утра синяя, видавшая виды «Победа», скрипнув тормозами, остановилась у ворот решетчатой ограды. Сквозь заросли сирени и стволы высоких сосен виднелся небольшой каменный особняк. Пешехонов медленно шел по бетонной дорожке, с удовольствием смотрел на зеленые газоны, цветочные клумбы и глубоко вдыхал удивительно чистый, настоенный на смоле, воздух. Дом, в котором размещалась районная прокуратура, когда-то принадлежал богатому фабриканту. Тот не пожалел денег для своей загородной резиденции и построил ее с большим комфортом в мавританском стиле. Прежде чем подняться на крыльцо, Пешехонов в какой уже раз полюбовался фасадом дома, угловыми зубчатыми башенками и высоким шпилем резной мансарды. Поднявшись по широкой каменной лестнице на второй этаж, Пешехонов без стука вошел в одну из комнат. — Привет, Юрис Фрицевич! — обратился он к человеку, стоявшему у письменного стола, на котором большой грудой лежали дела. — А! Дмитрий Сергеевич! — оглянувшись, воскликнул тот. — Вы как всегда пунктуальны. Пешехонов сел на стул, стоявший у распахнутого окна. — Ну как подремонтировались? — Он знал, что прокурор района Куклин недавно вернулся из крымского санатория. — Подлечился я неплохо... Скверно то, что за эти полтора месяца тут немного запустили работу. Вот сейчас и приходится разбираться, — он показал рукой на груду дел, а потом с явным беспокойством спросил: — Дмитрий Сергеевич! Что, Фалин здорово испортил следствие по делу Громовой? — Да как вам сказать... Пока ясно одно: он поторопился. Допустил небрежность и прекратил совсем недоследованное дело. На первый взгляд, самоубийство Громовой сомнений не вызывает, и формально дело прекращено правильно. А вот причины самоубийства явно надуманы Фалиным и по сути дела не установлены. А это большой пробел в работе следователя. Сейчас у меня возник один вопрос, разрешить его можно только на месте происшествия. Вот почему я и решил вместе с Фалиным съездить туда, где повесилась Громова. Пешехонов взглянул на часы. — Ну, нам пора. Где Фалин? Нужно ехать. А Фалин в это время стоял у окна своего кабинета и нетерпеливо ждал приглашения начальства. Он видел, как подъехала синяя «Победа», и был готов к предстоящей поездке. Через пару минут они уже мчались по ровному шоссе. Всю дорогу Пешехонов молчал. Он внимательно смотрел на мелькавшие по сторонам небольшие нарядные березовые рощицы, на хуторские постройки из почерневшего от времени известняка, на крутые берега широкой реки. Сколько раз проезжал Пешехонов по этим местам, а всегда смотрел на них, точно видел все это впервые. Вскоре показались плотина ГЭС и поселок энергетиков Солнечный. Свернув с шоссе и миновав шлагбаум, въехали на улицу, застроенную одинаковыми двухэтажными домами из красного кирпича с серыми черепичными крышами. Дома оград не имели, но густые, достигающие окон вторых этажей заросли сирени и акации живой изгородью отгораживали их от мостовой. Поселок показался безлюдным. Проехали вдоль всей улицы, не встретив ни одного взрослого. Лишь несколько мальчуганов, заслышав шум мотора, выбежали на дорогу и с любопытством посмотрели вслед машине. У последнего дома Фалин велел шоферу притормозить и свернуть влево. Обогнув дом, машина въехала во двор и остановилась у большого сарая. Это было сложенное на века здание, построенное из серого доломита. «Не сарай, а крепость», — думал Пешехонов, идя вслед за Фалиным вдоль стены сарая. Он внимательно рассматривал толстые стены и высоко расположенные над землей продолговатые окна с запыленными стеклами. В сарай вели большие двухстворчатые дубовые ворота, узорно окованные железными гвоздями с квадратными шляпками. Ворота были наглухо закрыты, и ими явно давно не пользовались, это было видно по зеленой траве, обильно выросшей между каменными плитами дороги, идущей от самых ворот сарая. Сбоку ворот была небольшая дверь, закрытая на тяжелый висячий замок. — Я пойду узнаю, у кого ключ, — сказал Фалин, потрогав замок и убедившись, что он висит не для украшения. Пока Фалина не было, Пешехонов не спеша обошел вокруг сарая. Противоположная от ворот стена его выходила в заросший старый сад, круто спускавшийся к берегу оврага. В конце оврага виднелась река. Когда Пешехонов вернулся к воротам, его поджидали Фалин и с ним молодая женщина в ярком цветном платье. Она первая поздоровалась с Пешехоновым, быстро открыла замок, повесила его на гвоздь и толчком внутрь распахнула дверь. Пешехонов перешагнул высокий порог и вошел в сарай. — Я нужна вам или могу уйти? — спросила женщина. — Да, спасибо. Можете уйти, но вы еще нам понадобитесь, тогда позовем, — ответил, обернувшись к ней, Пешехонов. Когда он читал протокол осмотра места происшествия, составленный Фалиным, то пытался и не мог ясно представить себе это место. Сейчас же картина прояснилась. Солнечный свет, падая через окна и распахнутую дверь, освещал все уголки этого просторного помещения. Оно было почти пусто, лишь у левой от входа стены на утрамбованном, чисто подметенном земляном полу лежала различная рухлядь: разобранная металлическая кровать с панцирной сеткой; старый, облезлый велосипед без заднего колеса; огромный сундук, обшитый узкими полосками ржавой жести; на сундуке стоял коричневый чемодан с металлическими застежками и два сломанных венских стула. У противоположной от входа стены лежали четыре деревянных ящика. На стене сарая висели мотки старых электропроводов. Дальняя от входа половина сарая имела чердак, открытый с обеих сторон. На чердак вела крутая, градусов под 60, деревянная лестница без перил. На эту лестницу и обратил особое внимание Пешехонов, как только вошел в сарай. Лестница представляла собой массивное сооружение, сделанное из цельных бревен с вделанными в них ступенями из толстых досок. Нижние концы лестницы углублялись в земляной пол, а верхние прикреплялись к балке чердака железными скобами. Вся лестница была когда-то выкрашена зеленой краской, но на ступеньках она местами вытерлась, обнажив слой старой краски коричневого цвета. На первый взгляд казалось, что все ступеньки лестницы потерты одинаково, но пристально всмотревшись, Пешехонов заметил, что на седьмой от земли ступеньке в одном месте краска была стерта до самого дерева. — На этой? — не сводя с нее взгляда, коротко спросил Пешехонов. Стоявший с ним рядом Фалин, проследив за его взглядом и сразу догадавшись, о чем идет речь, быстро ответил: — Да! Веревка спускалась с этой ступеньки, а привязана была вот к этой. — Он нагнулся и рукой указал на вторую от земли ступеньку. А затем снова уставился на заинтересовавшую Пешехонова деталь лестницы... Не так давно, в серый ненастный день, осматривая здесь висевший труп Громовой, Фалин просто не заметил отличительных особенностей этой ступеньки и тогда лаконично записал в протоколе, что веревка была привязана за вторую ступеньку, а петля перекинута через седьмую... Пешехонов попытался ногтем отколупнуть слой краски, но давно засохшая, она не поддавалась. Он подошел к двери и стал рассматривать щеколду, на которую ее можно было закрыть изнутри сарая. Кованая, массивная щеколда плотно входила в железный проем. — Вы правы, — обращаясь к Фалину, сказал он, двигая щеколдой. — Задвинуть и отодвинуть эту щеколду можно только изнутри сарая. Снаружи это сделать невозможно. Осмотрев так же тщательно ворота и убедившись, что они наглухо закрыты огромным деревянным засовом и давно не открывались, Пешехонов еще раз медленно прошел вдоль стен сарая, рассматривая каждое окно в отдельности: продольные стены помещения имели по три окна. Рамы окон были наглухо вделаны в косяки и забиты гвоздями. Но было еще два окна. Одно над воротами, другое в противоположной стороне. Они располагались намного выше остальных и предназначались для освещения чердака. Окно над воротами было также забито гвоздями. Рама же другого окна имела навесы и могла открываться наружу. Пешехонов, подойдя к этой стене, поднялся на носки и с трудом дотянулся до подоконника рамы. — Высоко. Так просто не влезть, — сказал он, отходя от стены, продолжая глядеть на окно. Из материалов дела было известно, что через это окно влезал снаружи человек, который и обнаружил здесь труп Громовой. Это было пятнадцатого мая. Соседка Громовой Милда Варкалн стирала белье. Часов в 11 утра она закончила стирку. Накрапывал дождь, и она решила развесить белье в сарае. Единственный ключ от замка сарая всегда находился у другой соседки — Веры Дорошкевич. Когда она зашла к ней за ключом, то узнала, что ключ еще накануне вечером взяла Надя Громова и обратно не вернула. Варкалн пошла к сараю и увидела, что замка на двери ворот нет. Она попробовала открыть дверь, но та оказалась закрытой изнутри. Постучав и не получив ответа, Варкалн вернулась и рассказала об этом Вере Дорошкевич. Через несколько минут они вместе подошли к двери, долго стучали в нее, но тщетно. В это время на обеденный перерыв стали приходить другие жильцы дома. Мужчины принесли пожарную лестницу и приставили ее к окну сарая. Туда влез муж Веры Дорошкевич. Он первым и обнаружил в сарае труп Громовой. Экспертизой было установлено, что смерть Громовой наступила примерно в 22-23 часа четырнадцатого мая. — Как лежали эти ящики? — спросил Пешехонов у Фалина, указывая на четыре больших ящика, сбитых из досок и в беспорядке составленных теперь у стены слева от окна. — Когда я осматривал сарай, ящики были на этом же месте, — ответил Фалин. — А как они лежали до этого? Вы специально спрашивали кого-либо из свидетелей о том, в каком порядке лежали эти ящики и не нарушен ли этот порядок? Фалин замялся, пытаясь что-то ответить, но потом откровенно сознался: — Нет. Я это упустил. Не додумался. — Ну ничего, — глядя на сконфуженное лицо Фалина, сказал. Пешехонов. — Это дело поправимое. — Он посмотрел на часы. — Идите сейчас и позовите владелицу веревки, а заодно принесите сюда и веревку, она лежит в машине в портфеле. Через несколько минут Фалин вернулся и привел женщину, которая открывала сарай. — Как вас зовут? — обратился к ней Пешехонов. — Вера Петровна. — Вы извините нас, Вера Петровна, за то, что вторично беспокоим. Но нам нужно уточнить несколько деталей. Прежде всего: какое назначение этого сарая, кто им пользуется? — Ну, сарай как сарай. Старый он очень. Когда начали строить гидростанцию и наш поселок, то на этом месте был хутор. Все строения его снесли, а вот сарай оставили под склад. А когда закончили строительство, сарай так и остался нетронутым. Жильцы наших домов им почти не пользуются, у всех есть свои кладовки и веранды. Кто-то положил сюда ненужные вещи. Иногда здесь вешают белье, но очень редко. Недавно Арвид — муж Нади — принес сюда свой чемодан. Вон он стоит на сундуке, — показала она на коричневый чемодан. — Так это его чемодан? — уточнил Пешехонов. — Да. Его. — Вы не помните, когда он поставил сюда чемодан: до смерти жены или после? — Нет, не после, а за несколько дней до этого. Я помню, как пришла ко мне Надя, взяла ключ от сарая и сказала, что Арвид хочет поставить туда чемодан с ненужными пока вещами. Как поставили, так и стоит он на том же месте.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!