Часть 24 из 31 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
— Да нет, конечно. Вы ведь эту парочку знаете? Супруг, может, и подслушивал бы, если б за стеной баба мылась. Но не мылась там баба, и он преспокойно заснул в кресле, наблюдая матч английской премьер-лиги. Зато жена! Язва первостатейная, все видит и слышит. Такого мне про всех здешних наговорила, что мороз по коже. И знаете, какую версию выдвигает? Что этот, с бородой, художественный руководитель, тоже домогался Пермяковой, но получил по лбу. Ревновал ее бешено. Андреева уверена, что он мог и придушить в порыве страсти.
Тут уж Самоварову пришлось рассмеяться.
— Ерунда какая! А ведь актриса Андреева совсем не похожа на дуру…
Он прикусил язык — вспомнил про Мариночкины поползновения на барже, про мимолетный триумф и быстрое падение. Вот, оказывается, до чего мстительная особа Мариночка! Получи теперь, Мумозин! Самоваров продолжил:
— Ерунда, ерунда! Владимир Константинович только себя любит бешено.
— Пожалуй, — согласился Мошкин. — Кстати, он гневается, что вы по утрам к нему на поклон в кабинет не заглядываете вместе со всякой шушерой. Возмущался, кричал!
— Пусть хоть треснет.
Лживый Мумозин зачем-то разыграл перед Мошкиным возмущение, тогда как на самом деле малодушно прятался от Самоварова и не желал заводить речь о стульях и деньгах.
— Ну-с, и ладушки, — завершая разговор, сказал Мошкин. — Да, кстати, вы вообще-то надолго к нам?
— А что, надоел уже? — усмехнулся Самоваров. — Не переживайте, скоро уеду. Сегодня как раз на вокзал собрался за билетами.
— Закончили, да?
— Жена, — произносить это слово было все-таки непривычно, — почти все сделала, а стулья мои… видимо, не судьба.
Самоваров поднялся в декорационный цех и осведомился, не искал ли его Мумозин. Конечно же, не искал! Владимир Константинович и не стал бы карабкаться под крышу. Он никогда не посещал цеха — то ли это марало его величие, то ли не хотелось представать перед подвластными ему кадрами при непроверенном освещении и в непредвиденных, невыигрышных мизансценах. Он был незначительного роста, но ловко это скрывал. Самоваров махнул на Мумозина рукой. Он смотрел на Настю.
Настя расположилась со своими красками под брюхом потолка, заметно взмокшего в последние дни. Помимо извечного таза, пришлось установить в цехе дополнительно еще два ведра. Мерное, но разновременное падение трех капель рождало терпкие созвучия, способные привести в экстаз или довести до белого каления утонченную натуру. Такой натурой Самоваров не был. Таз и два ведра говорили ему одно — это весна крепнет, это снега тронулись, потяжелели, это солнце печет — весна, весна! Такая могучая и дружная весна, что потекло уже и в буфете (пришлось списать много вкусного и недешевого), и в пошивочной, и даже в зрительном зале, где тоже поставили тазы и корыта. Опасные мокрые места там огородили веревочками. Доходы от тридцати с лишним полновесных билетов — псу под хвост! Во время спектаклей звучное бульканье воды напоминало о вечном, бушующем за стенами театра, о непонятном и несбывшемся, и вносило в реалистически-психологическое действо авангардную ноту.
Настей Самоваров не зря залюбовался: в несколько дней она с помощью Лены умудрилась из марли, лоскутов и обрезков соорудить нечто столь же сказочное, сколь и недорогое. Шехтман был в восторге. Настораживало то, что Настя рьяно принялась собирать сведения о Тане Пермяковой. Очень уже обязывала Самоварова такая усердная помощь. Основным источником Настиной информации была, конечно, Лена Кульковская. Настя находила ее на диво мудрой и проницательной. Под музыку таза и ведер они обе часами и так, и эдак обсуждали ужасную смерть многообещающей актрисы.
— Чего тут рядить, — говорила Лена своим ровным эпическим тоном. — Все ведь ясно, как божий день. Беспутная она была. А что значит беспутная? Значит — без пути. Сбилась. Чего бы ей не жить да роли свои не играть? Ведь носились с ней, как с писаной торбой. Кабы не мужики, играла бы до сих пор. Я так скажу: Геннаша ее погубил.
Самоваров, пропускавший дедуктивные беседы дам обычно мимо ушей, даже вздрогнул при последних словах. Геннашино массивное несчастное лицо, облитое красными и зелеными огнями, так и вынырнуло из вчерашнего. Неужто это общее мнение, что Геннаша погубил?
— Как погубил? — спросила и Настя.
— А не погубил разве? С пути сбил. Сошлась — живи, а не виляй — не так разве?
Самоваров не уловил логики этой фразы. Лена очень удивилась, что он ничего не понял:
— Как же? А свадьба! Свадьба-то тогда с Глебкой расстроилась. Да если б только свадьба! Она ведь тут же побежала и аборт сделала. От Глебки. Видите ли, любовь накатила! А будь и свадьба, и дитё… Что, по-людски она это сделала? И кто, как не Геннаша, ее подбил? Любовь! Только, пень лысый, сначала жить не начнешь. А она? Замстило, и пустилась во все тяжкие. Грех один.
— А, Лена, так вы в Бога верите? — догадался Самоваров. Лена задумалась.
— Не знаю я. В церковь не хожу. Яйца крашу, но кто сейчас не красит?.. Не знаю. Что, обязательно креститься, чтоб такое понять? Дитё при чем? С Геннашей валандаться захотелось безо всяких препятствий… И где она теперь?.. Мне вон как пришлось плохо — Настя уже знает — в десятом еще классе сошлась со своим. И дитё сразу! Отец и брат на него насели — женись! Поженились. Намучалась я. Сейчас он с такой же пропащей, как сам, живет. Ну, и пусть пьют. А у меня дитё.
Дитё это Самоваров видел — оно, очень румяное и плечистое, рубило во дворе дрова. Как раз тогда рубило, когда Самоваров выскочил из полудомика после предложения Вовки прогнать Настю коленом под зад. Сто лет назад это было!
— Что, трудно разве было мне вильнуть, куда не надо? — поучительно вещала Лена. — Но вот все по-людски, все ладно, и дитё у меня, и Вовка хороший какой попался. А шалайся я — тоже, поди, давно бы спилась. Либо топором кто по башке… Либо удавил. Вон как бывает!
Лена так все округлила, что Самоваров не нашелся, что возразить.
— Но кто же тогда убил ее, Лена? — в сотый раз спросила Настя. Самоваров с изумлением увидел в ее руках желтую тетрадочку с таблицей умножения. Труд Юрия Уксусова! Досье! Настя открыла тетрадочку и наморщила лоб:
— Вот, например, Карнаухова Альбина. Таня сломала ей всю жизнь, лишила и мужа, и сына. А ведь какая женщина! Леди Макбет Ушуйского театра!
— Зачем Альбине? — не согласилась Лена. — Она, конечно, боевая, и рука у нее тяжелая, но она в последнее время радовалась, что Таня в Москву собралась. Это же с глаз долой! И тогда куда Геннаше деваться? Да так ведь и вышло. Вы знаете, где Геннаша наш сегодня ночевал?
Лена ничуть не сомневалась, что это должен знать каждый. Особенно если сложилось все как надо, по-людски. А оно было именно так!
— У Альбины, — с торжеством в голосе объявила Лена. Она была уверена в точности своих сведений, будто при этой ночевке присутствовала лично. — У Альбины ночевал! Явился наконец-то! А куда ему еще идти? Он ведь до последнего все рассчитывал, что Таня к нему вернется. Все бегал за ней и орал: «Ты мне жена! Ты со мной должна!» А чего она ему должна? Сам научил, что не должна никому и ничего. А Альбина все-таки с ним двадцать пять лет оттрубила. Даже морды у них одинаковые стали, и жил с ней хорошо. А с Таней неладно, хотя молодился, от полу отжимался для стройности, на лето штанишек себе накупил коротеньких, модных. А они, штанишки эти, все равно на нем сидят, как семейные. И морда, как у Альбины — точь-в-точь…
«Ладно, — решил про себя Самоваров, — тут уже начались бабьи разговоры, поеду-ка я. Нечего время терять!»
Настя посмотрела на него умоляюще, ей казалось, что вот-вот — и откроется устами всеведущей Лены истина. «Что за напасть!» — привычно уже подивился Самоваров. Настя отшвырнула в сторону желтую тетрадку, налетела на него и зашептала на ухо:
— Не уходи никуда, слышишь? Разве не видишь, сейчас она скажет! А билеты завтра купим, куда спешить?
Молодые всегда беззаботны, но, Самоваров, человек старой закалки, предпочитал синицу в руке — и билет в кармане. Накануне, вернувшись из «Кучума», они долго обсуждали этот вопрос, мнения разделились, и Самоваров сумел настоять на своем.
— Вот ты мне все и расскажешь, — так же шепотом ответил он. — Только внимательно слушай, в этом деле главное — нюансы, стоит что-то забыть — и каюк!
— Ты надо мной смеешься! — возмутилась Настя. — Я серьезно…
— Ну, ладно, дружок, не обижайся, — примирительно сказал Самоваров. — Не сердись. Я скоро вернусь, и мы с тобой хорошенько все обсудим. Идет?
Настя принужденно кивнула.
Вокзал города Ушуйска выглядел менее привлекательно, чем театр: к изящному приземистому зданьицу времен инженера Овцы-Овцеховского был пристроен большой и неуклюжий бетонный куб — типичная халтура времен застоя. Кассы помещались в кубе. Самоваров почти простил этому сооружению его архитектурные пороки, до того здесь было малолюдно. Единственный плюс железнодорожного тупика! Зато касса не работала. В окошечке красовалась записка женским почерком: «Обед с 13.30 до 14.30». Самоваров подоспел как раз к обеду. Он уныло поинтересовался, есть ли очередь в кассу, и на его клич отозвалась суровая старуха. Она посоветовала держаться пока за ней, а потом еще подойдут женщина в желтой шапочке и мужчина, наряд которого старуха не запомнила. Самоваров чертыхнулся про себя, но решил не отступать. Если у него будет билет в кармане, то ничто уже не удержит его в ненавистном городе. Стулья Отелло явно накрылись медным тазом, Настя работу закончила, убийца Тани… Зачем ему Таня?
Самоваров купил местную газету и устроился в первом ряду железных кресел для ожидающих. Кресла были новенькие, продвинутого дизайна, но страшно неудобные. «Точно на унитазе сидишь, — сморщился Самоваров. — И дыра даже сделана посередине. И спину холодит. Чего доброго, посижу тут и слягу, как Кульковский». Газета тоже попалась неинтересная. Самоваров надеялся почитать жареные враки по ушуйскую Мерилин Монро и про лишайники, попорченные Кучумовым, но в газете не нашлось ничего, кроме объявлений и перепечатки громаднейшего интервью с малоизвестной голливудской звездой. Лицо у звезды было такое же незапоминающееся, как одежда мужчины из очереди в кассу. Почему эта особа оказалась в центре внимания районной прессы, осталось неясным: уроженкой Ушуйска она была вряд ли. Самоваров скучливо читал объявления о продаже подержанных машин и шуб и почти задремал. Сну помешала какая-то вокзальная служащая, которая не спеша пересекала зал, держа в руке тарелочку с сосисками. Она вдруг увидела знакомую. Знакомая сидела через кресло от Самоварова и, как выяснилось, ожидала электричку на Савостино. У служащей с сосисками в Савостине жила тетка, и родня мужа жила там же, и глубоко пьющий двоюродный брат. Минут за шесть оживленного разговора двух женщин Самоваров узнал всю савостинскую подноготную, все тамошние новости про похороны и рождения, а также много замечательных подробностей личной жизни обеих собеседниц. Он хотел было встать и пойти поискать место поспокойнее. Однако перспектива обживать и греть своим телом еще одну железяку, прикидывающуюся креслом, показалась ему вредной для здоровья, и он решил немного потерпеть. Не будет же эта беседа продолжаться вечно! Сосиски совсем остынут.
Он заслонился от ненужной информации развернутой газетой и зевнул. Женщины все стрекотали. Теперь речь шла о тяготах непосильного труда дежурной по вокзальным комнатам отдыха — дама с сосисками оказалась именно такой дежурной. Она жаловалась то на отсутствие постояльцев, то на их усиленный наплыв и рассказывала про каких-то экзотических восточных торговцев. Торговцы, все на одно лицо, жили на вокзале три дня, страшно шумели и целыми днями перебирали содержимое громаднейших своих баулов, туго набитых колготками, бюстгальтерами и пиротехникой. Зубы у них были золотые все до одного.
— Чего не насмотрелась ты, Анна, — завистливо вздохнула савостинская жительница.
— Не говори! — согласилась Анна. — Кого-кого не перевидала! Вон в прошлый четверг артист у меня ночевал.
— Какой артист? Кино?
— Зачем кино? Нашего театра. Но известный, все главные роли играет.
Самоваров чуть не выронил из рук газету и не показал дамам свое ошарашенное лицо. Ведь ночь прошлого четверга — это как раз ночь Таниного убийства! А кто главные роли у нас играет?..
— Прибежал в одиннадцатом часу, — беспечно продолжала Анна, — и с порога сразу: «Разбуди меня в пять!» Стало быть, к московскому поезду ему надо, что в шесть десять. «Пожалуйста, — говорю, — давайте ваш билет». А билета-то у него никакого и нет. Я ему: «Не могу никак в наши комнаты вас пустить. Вот если б у вас билет был, или застряли по транзиту… А так не положено: у нас не гостиница». Он побурел весь и заявляет: «Я ведущий артист драматического театра. Завтра мне очень надо одного человека в Москву проводить, на тот поезд, что из Иркутска идет. А я устал, как собака. День такой трудный выдался! Сейчас только роль отбарабанил — даже в боку колет. Мне рано утром провожать надо, а дома сам я не встану, не проснусь. Сплю страшно крепко». Я в него вгляделась — вроде знакомое лицо — и спрашиваю: «Извините, а это не вы Ромео играли в восемьдесят первом году? Я тогда в восьмом классе училась, нас водили на постановку, и мне так понравилось!» «Я», — отвечает. — «Я вас узнала, хоть и сдали вы сильно: поправились, да и лицо у вас такое морщавое. До чего все-таки у вас, у артистов, работа трудная!» Ну, повела я его, конечно, в комнаты, оформила, как следует, койку показала — он упал тут же, чуть не в шапке, и захрапел. Так и храпел всю ночь, пока я его к поезду не растолкала.
Вот оно что! Вот где Геннаша ту ночь провел! Знал ведь, что Таня утром в Москву уезжает — она сама его билетом дразнила. Решил подкараулить ее, в поезд не пустить — это на него похоже. Придумывать хитрые штуки он не мастер: дал бы кому-нибудь на перроне в глаз, билет бы Танин порвал, наскандалил бы. Что-то в этом духе он задумал и побежал еще вечером на вокзал. Но ведь это значит, что у Геннаши алиби! Тогда какого же черта он напускает туману?.. Драгоценная Анна, тащить ее надо к Мошкину или Мошкина сюда тащить!
Самоварова даже в жар бросило от очевидности истины, прямо перед носом вынырнувшей из путаницы и мрака. Вот оно, вот оно!.. Если Геннаша на вокзале ночевал, а признаваться не хочет, это значит… Что значит? Нет, успеем к Мошкину! Самоваров выглянул из-за газеты. Что это за Анна? Нестарая, румяная, вполне сметливая на вид… Вот бы влезть невзначай в эту бабью беседу, порасспросить! А можно и вспугнуть. Наконец, Самоваров решился, опустил газету и спросил:
— Извините, а у вас в самом деле переночевать здесь можно? Я имею в виду, в кровати, по-людски, а не на этих жестяных сковородках… Видите ли, я тоже из театра…
Самоваров произнес все это так невпопад и таким неубедительным развязным тоном, что обе собеседницы разинули рты, а у Анны сосиски угрожающе поползли с тарелки. Первой нашлась подруга из Савостина.
— Вы тоже артист? — пискнула она.
— Нет, я дизайнер. Художник по мебели, — объяснил Самоваров. Он уже вполне овладел ситуацией, и голос пошел теплый, располагающий. Он наплел что-то про свой завтрашний отъезд, про то, как трудно живется творческим работникам (почти как дежурным по вокзальной ночлежке) и добрался наконец до ночевки Карнаухова.
— Значит, Геннадий Петрович у вас в прошлый четверг был? — сказал он загадочным, приглушенным голосом. — А ведь в ту ночь жену его убили.
— Да вы что! — разом вскрикнули обе дамы.
— Разве вы не слышали ничего? Газет, что ли, не читаете, радио не включаете? Столько шуму было!
— Я слышала, — припомнила Анна. — Задушили актрису. Только фамилия другая. Не Карнаухова.
— Так артистки фамилии никогда не меняют! Завсегда на девичьей. Они замуж по пятнадцать раз выходят, не угонишься документы выправлять, — пояснила савостинская специалистка по артистам. — Ты, Анна, меня удивляешь, это же все знают. А про задушенную я читала. Страх! Вот вы в театре работаете, скажите: правду пишут, что она с лица была вылитая Мерилин Монро?
Самоваров, чтоб не отклоняться от темы, важно кивнул, хотя Таня с лица не больше напоминала Мерилин Монро, чем он сам. Он снова обратился к Анне:
— Вы представить себе не можете, как важно, что Геннадий Петрович, муж убитой, тут у вас ночевал! Его ведь подозревают в убийстве.
— Да вы что! — снова в один голос удивились подруги.
— Именно! А он, выходит, просто не мог этого сделать. Это называется алиби. Вы ведь можете спасти от тюрьмы человека. Замечательного притом артиста. Вы ведь можете подтвердить, что той ночью он был на вокзале? У вас, наверное, и квитанция есть?
— А как же! Под копирку делается. Там даже время стоит, когда он оформился. Кажется, двадцать два сорок. Это чтобы плату за сутки брать — на другой день в двадцать два сорок либо выметайся, либо плати. Все как положено.
— И Карнаухов всю ночь так и проспал? — не унимался Самоваров. — Он ведь выйти мог, а потом вернуться.
— В том-то и дело, что не мог! Я ж говорю: не заснул он, а захрапел. В голос. Я прямо спать не могла, так храпел. Ночью у нас поездов нет, на вокзале тихо — так его даже в камере хранения, в подвале, приемщик слышал. Приходил, интересовался, что за рев такой — может, что неисправно, вентилятор там или труба какая. Двое других постояльцев тоже выходили, мне жаловались, что заснуть невозможно. Один посоветовал его пошевелить, тогда, мол, перестанет. Пошевелили, а он все равно храпит, только на другой мотив. На каждом боку мотив свой, а громкость одна. Как отбойный молоток! Мы и трясли его, и в ухо дули, а он никак храпеть не переставал и даже не просыпался. Я уж и пожалела, грешным делом, что пустила его…
— А те двое, другие, они где сейчас? — Самоваров мысленно потирал руки: еще свидетели!
— Ну, те разъехались давно, одни корешки от квитанций остались. А приемщик в камере хранения на месте. Только он через двое суток на третьи работает, а так — здесь. В городе, в смысле… Ну, и я сама…
book-ads2