Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 31 из 36 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Удивительное чувство охватило Ивана Петровича. За спиной фырчали грузовики, выбираясь из ям, по мосту шли трамваи, автобусы, по реке бежали катера, буксиры… Но ничего этого он не замечал и не слышал. Ему казалось, что он еще не вернулся из командировки… Впрочем, что ему казалось, я точно не знаю. Такого рода ощущения дело индивидуальное. Одним кажется одно, другим другое. Я могу с уверенностью сказать, что наш герой оказался на берегу Невы в поисках покоя, с намерением подумать о жизни, о том, как дальше воспитывать сына? А если мы и отправились за ним, то совсем не для того, чтобы любоваться видами на Неву. Симпатичный рыбак, так охотно отвечавший на вопросы Ивана Петровича, был ученый педагог, и до того, как вышел на пенсию, больше четырех десятков лет проработал на ниве народного образования. Без сомнения, он бы мог много чего сказать огорченному отцу о поступке сына и дать научный совет, как поступать дальше. К сожалению, Иван Петрович ничего не знал о прошлой профессии рыбака и, как это часто бывает в жизни, даже не подозревал, какой это полезный для него человек. Рыба и в самом деле безнаказанно объела червяка, а затем перешла к следующему крючку. Минут пять продолжалось молчание. Вдруг сверху прилетел большой камень и шлепнулся между удилищами. Иван Петрович поднял голову и увидел на краю откоса трех улыбающихся во весь рот подростков, с туго набитыми портфелями. — Во какая сыграла! Это наверно щука! — проговорил самый рослый. — Дяденька, ловите ее! — Ребята, что вы делаете! Как вам не стыдно! — возмутился Иван Петрович. — А ты видел? Это вовсе и не мы! — Я вот вам сейчас уши оборву! Угроза не произвела никакого впечатления на ребят. — О-о! Какой нашелся! А ну попробуй! — крикнул рослый, и все засмеялись. Иван Петрович рассердился. Он встал и сделал было шаг с намерением подняться наверх, но рыбак остановил его. — Не нужно, товарищ. Не связывайтесь. — Но ведь это же черт знает что! — Ничего особенного. Так было, есть и будет. Лучше всего не обращать внимания. Сверху прилетел еще камень, но сразу же за этим раздался отчаянный вопль. Какой-то рабочий, подошедший сзади и все видевший, схватил озорника за воротник. — А-а-а… Пусти-и… Чего ты пристаешь… пусти! — орал мальчишка. — Мама-а! — Я тебе, паршивец, голову оторву! Бездельники… Мальчишка вырвался, и все трое отбежали на почтительное расстояние. — А тебе какое дело! Мы тебя не трогаем! — донеслось с набережной. — Чего ты к ним пристаешь, Максим? — вмешался еще мужской голос. — Пускай играют. — Какое там играют! Хулиганят! На берегу рыбаки сидят, так они в них камнями кидают. — Ну и пускай рыбаки сами разбираются. — Где ж им догнать? Старики. — А ты не имеешь права! — раздался мальчишеский голос. — Нева не твоя! — Идите своей дорогой. Вон отсюда! — Ладно. Оставь их. Дети же… Давай на кран! После того как прекратилась эта сцена, а школьники ушли, прошло минуты три, прежде чем возобновился разговор. — Вот она! Смена растет! — со вздохом пробормотал Иван Петрович. — Это еще цветочки… И не самые худшие. Ягодки впереди, — сразу отозвался рыбак и, помолчав, заключил: — К счастью, я не доживу. — Вот тебе и раз! — удивился Прохоров. — Где же тут счастье? Что-то я не понял? Рыбак грустно посмотрел на Ивана Петровича, вытер лоб платком и поправил удочку. — Счастье в том, что не увижу результатов этой, с позволения сказать, учебно-воспитательной работы. Само собой разумеется, что так не может продолжаться вечно. Спохватятся… Но сколько искалеченных душ останется на шее народа. Все это рыбак проговорил в сторону Невы, и вся горечь неизвестной Ивану Петровичу обиды упала в воду, но он не мог остаться равнодушным. — Искалеченные души? — переспросил он. — Извините, я не совсем понял, в каком смысле… кого вы имеете в виду? Школьников? У меня тоже учится сын и я замечаю, что воспитывают его, действительно, не качественно… Рыбак оглянулся на собеседника, прищурив глаза пристально посмотрел на него, и улыбнулся. — А школа и не занимается воспитанием, — спокойно возразил он. — Там учат. Так сказать, о-бу-чают! — Ну как же! Насколько мне известно, им преподают всякие моральные нормы и вообще… У них даже есть воспитательский час. — Не спорю. Есть. Но все воспитательные средства направлены на то, чтобы повысить процент успеваемости учащихся. У нас принято считать, что, давая детям знания, школа тем самым их воспитывает. Чем лучше ребенок учится, тем он лучше во всех отношениях: честней, смелей, отзывчивей, благородней, добрей, принципиальней. И следовательно — чем выше процент успеваемости, тем лучше учителя, тем правильней работает школа. У нас дело дошло до классов стопроцентной успеваемости… — Правильно! — Что правильно? — Насчет успеваемости — правильно. — А вы уверены, что знания и убеждения — это одно и то же? — Да как вам сказать? — подумав, неопределенно протянул Иван Петрович. — Нет, конечно. Это разные понятия. — Вам не приходилось слышать о высокообразованных, но очень плохих людях: лицемерах, ханжах? — А как же… Капиталистические пережитки в сознании… — Великий русский педагог Ушинский говорил, — продолжал рыбак, не слушая Ивана Петровича. — Вздор, что мораль переходит в детей через уста родителей и наставников… Бесконечные моральные проповеди делают негодяев, предупреждая и затрудняя нормальное развитие из собственных своих действий и действий других, которое и есть единственно прочное… По-видимому, педагогу доставляло удовольствие высказывать такие узкоспециальные мысли. Может быть, он скучал по работе, а тут подвернулся такой внимательный слушатель… Думаю, что и нам стоит терпеливо прослушать этот разговор до конца, потому что педагог может научно вскрыть корни многих явлений, с которыми мы встречаемся не только в повести, но и в жизни. — Дело, видите ли, в том, что у нас в педагогике действуют два направления, — продолжал педагог, воображая себя на кафедре. — И не только в школе. Ведь школа через своих учеников передает взгляды, навыки и привычки в жизнь. Взрослые люди действуют на работе точно такими же методами, какими их учили в школе, к чему они там привыкли, видели и перенимали от учителей. Это все вошло в характер… Сосед вытащил из воды отчаянно сопротивлявшуюся серебристую рыбку, и тем отвлек внимание говорившего. — Ельца поймал, — пояснил Ивану Петровичу педагог. — Представьте себе, никому и никогда я не завидовал, а вот рыбакам, когда они поймают рыбешку, завидую. Ужасно завидую! — Вы начали говорить о двух направлениях в педагогике, — напомнил Иван Петрович, которого пойманная рыбка совершенно не интересовала. — Да… Одно направление, как мне думается, выросло и опирается на безрассудную, сюсюкающую любовь к ребенку. Как бы это вам сказать?.. Вы отец и наверно наблюдали, что некоторые родители любят не самого ребенка, а свою любовь к нему. Эта любовь доставляет радость и удовольствие им, родителям… Они не думают ни о будущем ребенка, ни о воспитании хороших свойств. Им просто приятно хвалить своего ребенка, покупать ему подарки, все разрешать, умиляться, восхищаться, как созданной ими игрушкой. Так вот… У родителей это идет от слепого чувства, от инстинкта, а в педагогике такая любовь чаще всего — показная. «Вот как мы любим детей! Вот какие мы хорошие!..» Есть и другое направление в нашей педагогике. Оно особенно развилось последние годы, но осталось нам тоже в наследство от прошлого. Это направление прямо противоположное первому. Управление детьми, дрессировка их, подавление в них всякой самостоятельности или, как выражался создатель этого направления, «подавление дикой резвости детей, кидающей их из стороны в сторону». Пять принципов этой педагогики доступны каждому и укоренились в сознании. Угроза, надзор, запрещение, приказание и наказание… Так или иначе, но педагоги обоих направлений не видят в ребенке и не уважают в нем человека. — Да, да… Вы совершенно правы! — взволнованно подтвердил Иван Петрович. — Не уважают человека… Запрещение, приказание, угроза, наказание, надзор… Так и в нашем управлении… Это главные принципы… — Воспитания? — Руководства, — поправил Иван Петрович. — Ну, а если руководства, то и воспитания. Руководить, это и означает воспитывать. А в каком управлении вы работаете? — поинтересовался рыбак. — В Главсовхозе. Мы руководим сельским хозяйством и, надо признаться, — плохо руководим. — Ничего удивительного, — спокойно сказал рыбак. — Хорошо руководить в нашем государстве старыми методами невозможно. Новое содержание всегда требует и новых форм, нового стиля. — Скажите, пожалуйста, а кто придумал эти пять принципов? Вы не знаете? — Знаю. Реакционный прусский педагог Гербарт. Но он их не придумал, а собрал… Такова была жизнь, таковы были требования господствующего класса. Он создал довольно стройную теорию — оболванивания людей. — Вот оно что… И давно? — Порядочно. Скоро как раз исполнится сто десять лет со дня его смерти. — У-у-у! — удивился Иван Петрович. — Да что вы говорите! Я думал, это недавно… Странно все-таки… Ну, а как же его теория попала к нам, в Россию? — Через гимназию. — И до сих пор держится. — Ну, реакционная сущность теории, конечно, давно отвергнута, но… некоторые методы и принципы держатся. И держатся они не только в силу привычки. Запретить, приказать, наказать — это же очень просто. Гораздо проще, чем доказать, убедить, посоветовать.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!