Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 8 из 36 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Но кричала она так громко, особенно о том, как выведет хозяйку аукциона и всю её шарашкину контору на чистую воду, что Александра ясно почувствовала свою неготовность к этому последнему подвигу - разборке с дамой. Проинструктировав подробнейшим образом Джонатана, она послала его на амбразуру, втайне уповая на его шарм. Ровно без десяти шесть Александра дала команду закрывать выставку для публики. Софи позвонила и сказала, что носильщики пришли и готовы приступать к снятию работ с панелей. Фирма по демонтажу панелей тоже приехала вовремя. Телефоны между тем опять как с цепи сорвались - каждую минуту Софи докладывала о прибытии всевозможных поставщиков и рабочих. Явились электрики и телефонисты, доставлен был экран для трансляции торгов, подвезли стулья, витрины и кафедру аукциониста. Но для того, чтобы начать устанавливать кафедру и плазменный экран, а также столы со специальной высокой перегородкой для телефонных бидеров, куда ещё требовалось подвести дополнительные телефонные линии, необходимо было сначала возвести помост, на котором все это, собственно, и должно было помещаться. А вот помост как раз и застрял в пробке где-то на окраине Лондона. Джонатан по-прежнему отсутствовал, по-видимому занятый с разбушевавшейся леди. Александра спустилась к носильщикам и объяснила им, каким образом должны быть расставлены перед торгами картины: во-первых, в порядке лотов, а во-вторых, так, чтобы их можно было легко и без помех вынести в зал при объявлении следующей работы. Демонтаж панелей и освещения начался одновременно с сортировкой картин, а сердитых поставщиков она умилостивила обещанием дополнительной оплаты за вынужденный простой. Послав Софи узнать, далеко ли находится та чертова пробка, в которой застрял её помост, она собралась пойти и сказать связистам, что подключениями дополнительных линий можно начать заниматься уже сейчас, до установки столов. В этот момент зазвонил телефон. Она жадно схватила трубку, надеясь услышать Макса. - Александра, привет, это Майкл Стюарт. Есть минутка? Как её могло у неё не быть? Майкл был её юристом. - Слушайте, мне нужно с вами серьезно поговорить, я забегу к вам, как вы на это смотрите? Лучше будет нам с вами это дело обсудить лично. Александра сжала зубы, глубоко вдохнула, затем выдохнула: - Конечно, Майкл, когда бы вы хотели подойти? - Минут через пять, я практически за углом. Она всё-таки успела распорядиться по поводу подключения линий и даже не забыла проверить только что установленную антенну - усилитель связи: в Лондоне мобильники работали исключительно плохо, а так как многие посредники были во время аукциона на связи со своими клиентами в России, пришлось раскошелиться на семь тысяч - улучшить мобильный сигнал. К великому её облегчению, наконец освободился и Джонатан, так что Александра смогла теперь оставить его на хозяйстве. Поколебавшись, она всё-таки попросила его сделать ей чашку чая и отнести к ней на стол в офис. Часы показывали половину седьмого. Пожалуй, неумение приходить в оговоренное время было единственным недостатком Майкла. В остальном же её юрист был святой человек, с самого начала взявшийся ей помогать за сущие копейки и всегда поддерживающий её безумное начинание с большим энтузиазмом. Не успела Александра примоститься со своим чаем, как появился Майкл. - Извините, что опоздал, - пробормотал он, на ходу открывая свой пухлый портфель из черной кожи. - Боюсь, у меня для вас самые невеселые новости. Он уселся в кресло для гостей, водрузил портфель на колени и ловко выловил из его профессиональной бездны несколько листков с текстом, отпечатанным на лазерном принтере. Бумага была дорогой, с водяными знаками. - Со мной связался глава юридической службы «Вайта» Эндрю Томас… - Александра замерла. Начало не предвещало ничего хорошего. - Он ставит вас в известность, что «Вайт» подает на вас в суд. Александра молча смотрела на Майкла. Чего-то подобного она ожидала с самого утра. - Они подают на вас в суд и как на частное лицо, и как на компанию «Макнилл артс». Вас обвиняют в клевете, а также в диффамации их продукта. - Юрист сделал выразительную паузу. - Александра, вы понимаете, что это значит? Она продолжала смотреть на него в полном безмолвии. - Александра, вы должны полностью понимать их претензии к вам, а также возможные последствия подобного судебного процесса для вас и вашей компании. Она кивнула. - Но прежде всего я должен задать вам главный вопрос: есть ли среди ваших знакомых авторитетный знаток Айвазовского, ваш эксперт, например, который поддержит вашу сторону, если дело действительно дойдет до суда? Она глядела куда-то сквозь него, при этом лицо её побледнело. Майкл подавил вздох. Он даже засомневался, не перенести ли ему этот разговор на утро. - Александра? Она резко тряхнула головой и твердо проговорила: - Продолжайте, пожалуйста. - Я повторю вопрос, - облегченно выдохнул он. - Есть ли среди ваших знакомых человек с безупречной репутацией, готовый в суде поддержать и аргументировать вашу точку зрения? Она уверенно кивнула. - Ну что же, это очень хорошо, - бесстрастно произнес юрист и надел очки. - Видите ли, Александра, истец, то есть «Вайт», должен будет доказать суду, что они правы, а вы ошибаетесь в вашем суждении по поводу работы Айвазовского «Возвращение брига «Меркурий». Но - и в этом вся хитрость - они не обязаны доказывать, что картина Айвазовского, выставленная ими на торги, является стопроцентным подлинником. Им достаточно лишь подтвердить суду, что картина является скорее подлинником, чем подделкой, то есть они должны будут убедить присяжных в том, что вероятность подлинности проданной картины составляет более пятидесяти процентов. Повторяю, не сто процентов и даже не семьдесят пять, а всего лишь пятьдесят один процент, то есть скорее да, чем нет. - Майкл снова снял очки. - В защиту своёго мнения вы предоставите в распоряжение суда документы. От вашего имени будут выступать эксперты и технологи, но и «Вайт», в свою очередь, вызовет лучших из лучших, причем своих же, англичан, и будет доказывать, что это вы не правы, а не они. Вы проведете технологический анализ - и они его проведут; вы сделаете экспертизу холста, грунта, красок, чего угодно - и они сделают. Так что не исключена вероятность, что ситуация будет признана судьей как «равновесная», то есть обе стороны представят одинаково весомые доказательства правоты своёй позиции. - И тогда? - Тогда «Вайт» отпразднует победу. - Майкл положил обе ладони на стол и подался вперед. - Так что ваши доказательства, Александра, должны неоспоримо показать, что «Возвращение брига «Меркурий» - подделка. То есть вам придется найти такие доводы, против которых ни один вайтовский эксперт не сможет представить контраргумент. - А если я не смогу найти таких доводов? - еле слышно спросила Александра. - Тогда они заявят, что вы вели себя крайне безответственно. Учитывая смысл, характер и публичность вашего утверждения, они предъявят вам обвинения в злоумышленном вредительстве вследствие персональной неприязни, преступной халатности или небрежности, происходящих от профессионального соперничества. И если им удастся это сделать, то суд присяжных признает вас виновной в клевете как таковой, то есть в libel per se. А в этом случае, даже если обвинение в диффамации продукта отклонят, поскольку картина была продана как-никак за три с половиной миллиона, вас обвинят в опорочивании их профессиональной репутации. И тогда вам несдобровать. - А конкретнее? - Во сколько на сегодня вы оцениваете рынок русской живописи? - ответил Майкл вопросом на вопрос. - Аукционный? Думаю, в сто миллионов фунтов. - И какова при этом доля «Вайта»? - Пожалуй, процентов семьдесят. - Если им удастся доказать присяжным, что опорочивание действительно имело место, они потребуют компенсации. И компенсация эта будет исчисляться миллионами, так как вы в своём интервью посягнули на их репутацию, что, в свою очередь, могло повлечь за собой потерю прибылей. - Майкл глубоко вздохнул. - Боюсь, они отсудят у вас все - то, что вы заработали за свою жизнь, и то, что вам ещё предстоит заработать. - Даже мой дом? - Все. - Он быстро перебрал бумаги. - Александра, ситуация исключительно серьезная, и я хочу, чтобы вы полностью отдавали себе отчет в том, что вам грозит в случае проигрыша иска. Она кивнула. Майкл продолжил: - Учитывая текст интервью, доказать опорочивание репутации особого труда им не составит: вы не просто поделились своим мнением с другим профессиональным участником рынка в ходе, скажем, научного диспута, но посредством печатного издания проинформировали о нем «третье лицо», то есть широкую публику, которая и является потенциальным клиентом «Вайта». - В каком же ключе мне построить свою защиту, Майкл? - Александра чувствовала, что почва уходит у неё из-под ног. - Как я уже сказал, вы должны будете предъявить неоспоримые доказательства того, что картина действительно является подделкой. - Но если на каждого моёго эксперта они приведут своёго и на каждый мой тест сделают свой, то как же я смогу что-то доказать? Ведь искусствоведение не является точной наукой. В нем всегда возможны множественные интерпретации. Майкл прикрыл ладонью письмо «Вайта» и внимательно посмотрел на Александру: - Скажите мне, только честно, вы на сто процентов уверены, что «Возвращение брига «Меркурий» - это подделка? - Уверена. - Ну, тогда эту уверенность вы и должны будете передать присяжным. Ведь на чем-то она основана? Я не эксперт, но мне кажется, у вас в распоряжении три главных аргумента - провенанс, то есть задокументированная история картины, если она, конечно, имеется; экспертный глаз, то есть стилистический анализ; плюс технологическое исследование. - Майкл помолчал, подыскивая нужные слова. - При этом есть одно обстоятельство, которое вы просто обязаны принять во внимание и усвоить со всей серьезностью. Оно заключается в том, что присяжные, от которых будет зависеть ваша судьба, не являются художественными экспертами. Это будут обыкновенные люди, которые с помощью вас, Александра, должны будут увидеть то, что видите вы, понять то, что вы понимаете. То есть ваша задача состоит в том, чтобы представить доказательства таким образом, чтобы присяжные сами пришли к тому же выводу, что и вы, - а именно что «Возвращение брига «Меркурий» - фальшивка. Например, если вы возьметесь доказывать, что на этой картине авторские мазки нетипичны для указанного художника, вам сначала придется объяснить присяжным - так, чтобы они поняли, - какие же мазки являются типичными. - Иными словами, я должна буду сделать из кухарок экспертов? Майкл едва заметно улыбнулся: - Ну, это вам вряд ли удастся, но вы должны будете внушить им уверенность, что они - разбираются. - Он вздохнул. - Ну и, кроме того, убедить суд, что ваше суждение - плод тщательного всестороннего изучения творчества Айвазовского, а не просто эмоциональное высказывание. Немаловажным аргументом должен стать ещё и тот факт, что вы не имели личной финансовой заинтересованности в диффамации картины, когда говорили о ней. Александра склонила голову. Майкл напрягся: - Александра, вы ведь не имели личной заинтересованности? Она покачала головой. Оба некоторое время молчали. - Это все, что я должна знать? - пробормотала наконец Александра. Майкл неуклюже заворочался в кресле: - Нет, не все. Доказательство фальсификации - лишь половина дела. - Что же ещё от меня потребуется? - Не от вас, Александра. Чтобы выиграть дело, «Вайт» попытается убедить суд в том, что вы - ущербная, неполноценная личность, что у вас в характере имеется изъян. И поверьте моёму опыту, «Вайт» своё дело знает: если уж они возьмутся отыскать в вас червоточинку, они её найдут. Александра невесело усмехнулась: - Кажется, невелики мои шансы. - Весьма невелики, Александра, - спокойно подтвердил Майкл. Хотя реально они у вас есть. - Он помолчал. Есть у вас и выбор; во всяком случае - пока есть.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!