Часть 20 из 41 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
В кенневикском магазине двадцатилетняя Джун прислонилась к кирпичной стене с картонной табличкой в руках: «Ты меня видишь?» – на голове дреды, громадная куртка заклеена скотчем, башмаки обмотаны шарфом, на тротуаре горстки снега.
В кенневикском магазине двадцатилетняя Джун сошла на обочину дороги и тянется через ограду из колючей проволоки погладить рыжего коня.
В кенневикском магазине двадцатилетняя Джун в коротком платье гуляет по городу, на лице тонны косметики; сидит на скамейке в парке в желтой блузе и очках для чтения; стоит на причале с белокурым малышом на руках, уткнувшимся носом ей в шею; полулежит на двуспальной кровати в захудалом мотеле, запуганная и послушная, в глазах чернота.
Энн зажмурилась. Она сидит на табуретке. Рядом на стуле с колесиками сидит Том. Дождь уже не барабанит по крыше. Сквозь витрину в магазин заглянул свежий желтый свет, протянулся до подсобки, лег на сомкнутые веки Энн. Она открывает глаза.
– Долго вы все это рисовали?
Окинув взглядом разложенные на столе холсты, Том отвечает:
– Ваш муж никак не шел у меня из головы. Когда он появился у меня в девяносто седьмом, я ему отказал и почти сразу же начал ее писать. Последние девять лет я то и дело к ней возвращался и в конце концов решил ему позвонить.
– Но почему?
– Когда я увидел последнюю листовку с ее портретом, мне показалось, что он весь какой-то неправильный.
– Девять лет, – повторяет Энн, разглядывая картины.
Теперь ясно, что он имел в виду насчет своего мастерства, в его живописи чувствуется что-то дилетантское, что-то незрелое. Талант у него есть, но перспектива выглядит неестественно, а может, все дело в том, как положены тени. И все же он уловил в лице Джун нечто такое, чего не уловили ни камера, ни компьютер, зато заметила Энн, когда увидела ее в школе.
Энн берет в руки одну из картин. В глазах Джун пляшут огоньки, будто она только что смеялась. Она сидит на краю батута на чьем-то грязном заднем дворе в желтом купальном лифчике и джинсовых шортах, придерживая на коленях глянцевый журнал. На груди у нее темные веснушки.
– К вам, наверное, и другие обращались? – говорит Энн.
– Двадцать три семьи, по большей части в начале восьмидесятых, сразу как вышла статья. Это было уже слишком. Я сказал им, что с Аланой мне просто повезло.
– А может, дело не только в везении?
– Тетя считала, что я наживаюсь на Алане, использую ее для проекта. И она была права. Сначала я этого не понимал, но когда Алану нашли, то осознал, что в глубине души никогда не верил в эту затею. – Том качает головой. – Наша история попала в «Ассошиэйтед Пресс». Вскоре на пороге у меня стоял мужчина и рассказывал о своем сыне, которого десять лет назад похитили на уличной ярмарке в Айове. Он сунул мне в руку деньги, я сунул их ему обратно. У одной женщины дочку украли из детского кресла в машине. Она хотела, чтобы я изобразил ее малышку восьмилетней. И все трясла фотографией у меня перед носом, пока я в прямом смысле слова не захлопнул перед ней дверь. Ваш муж… когда он приехал девять лет назад, ко мне уже долгое время никто не обращался. Он застал меня врасплох. – Том показывает на стену, где висят старые фотографии Дженни, и Уэйда, и Джун: – Уходя, он оставил эти снимки в моем почтовом ящике.
Они вместе молча рассматривают фотографии Уэйда, и Дженни, и Джун. Энн заглядывает в глаза маленькому Уэйду, стоящему в поле. Сколько всего он еще не знает.
Поколебавшись, Том говорит:
– Вместе со снимками лежал нож. (У Энн сжимается сердце.) Сначала я подумал, что это угроза. А потом не знал что и думать. Оставь он деньги, я бы их раздал, я бы так разозлился. А нож я сохранил.
Том выдвигает ящик письменного стола, внутри – чехол из тонкой кожи. Том протягивает его Энн. Она достает нож, чехол падает на пол.
Это тот самый нож, который когда-то хранился в ее собственном ящике, тот самый, который Джун хотела подарить Элиоту.
Костяная рукоять. С выгравированным домом.
Когда Уэйд вернулся из Кенневика девять лет назад, он сказал только одно:
– Я сделал что мог. Но он отказался.
Энн помогла ему снять куртку. Они сели на кровать.
Долгое время молчали. Потом Энн спросила:
– Как ты нашел эту статью?
– Учитель Джун прислал.
– Кто? Я его знаю?
– Он не из вашей школы, вел у нее в первом классе. Он и до этого пару раз писал. Он вспомнил про статью, когда увидел новую листовку на почте.
– Ну как ты?
– Это вряд ли бы нам помогло, как ни крути.
Почувствовав, что опасность поутихла, она произнесла без привычной осторожности:
– Тебе не нравится официальная листовка.
– Не то чтобы не нравится, нет. Вышло очень правдоподобно.
– Но что-то не дает тебе покоя.
Он опустил взгляд на их переплетенные руки и сказал:
– У нее слишком усталый вид.
– Да.
– Усталый не по годам.
– Да.
– В ней нет надежды. Мне нужна надежда.
Два года спустя, в девяносто девятом году, Центр поиска пропавших детей выпустил еще одну листовку, и она заняла место старой на доске объявлений в почтовом отделении Пондеросы. Тринадцатилетняя версия Джун. Чуть более взрослые черты, улыбка тронута блеском для губ. Намек на грудь под рубашкой поло. И все то же умиротворение, все то же страшное спокойствие во взгляде.
Следующий официальный портрет вышел в 2001 году, затем еще один – в 2003-м. Пятнадцать лет, семнадцать. Взгляд все более потерянный, почти отрешенный, лицо призрака. Вскоре после выхода портрета 2005 года – девятнадцать лет, зеленая рубашка поло, губная помада, небесно-голубой фон – Уэйду наконец позвонил Том Кларк.
Но к тому времени Уэйд, хотя ему было всего пятьдесят один, начал меняться. Память все чаще подводила его, а он старался это скрывать, вел себя как ни в чем не бывало. Энн стало ясно, что он не помнит никакого художника из Кенневика, а иногда и вовсе забывает, что у него пропала дочь, видно считая, что она просто где-то далеко.
За прошедший год она четыре раза пыталась отвезти его в Кенневик на встречу с Томом. Но каждый раз вблизи Медикал-Лейк[11] Уэйд начинал сердиться и обвинять ее в том, что она плохо ищет.
– Плохо ищу что? – спрашивала она.
Но этого он и сам не знал – знал только, что она его обманывает и все ее поиски сплошное притворство.
Чем дальше они ехали, тем больше он волновался, и Энн всерьез опасалась, что если она не повернет обратно, у него случится сердечный приступ или же он прижмет ее голову к рулю и спровоцирует аварию, поэтому сегодня, спустя год попыток приехать вместе, она здесь одна.
При виде старого ножа Энн открылось то, что всегда от нее ускользало, – полное и безошибочное представление о девочке, которая его стащила, новое понимание Джун, которое на самом деле совсем не новое, просто оно так долго лежало в основе всех впечатлений о ней, что, обнажившись, стало неузнаваемым.
Благодаря ножу Энн с шокирующей уверенностью сообщает Тому все, что он должен знать. Для этого она и приехала – помочь ему разгадать Джун.
– Она тут слишком покорная, – говорит Энн, держа одну из картин в вытянутой руке. – А что, если у нее будут слегка приподняты брови, как будто она боится что-то упустить? (Том кивает. Делает пометку.) Здесь хорошо вышли руки. Это ее руки. Не только по форме, но и по тому, как она их держит, как она держала бы ребенка.
О картине с батутом:
– А нельзя ли сделать ее чуточку увереннее в себе, как будто она наконец-то заполучила что-то заветное?
– Что, например? – Том явно не ожидал, что она столько всего посоветует, да еще и с такой убежденностью.
– Зрелость, – отвечает Энн.
Том смотрит на нее с сомнением.
– Женское тело, – смущенно поясняет она.
С наступлением вечера Том открывает входную дверь, чтобы впустить свежий после дождя воздух. С улицы доносится птичье пение, заполняя собой весь магазин.
– Она в желтом, – вдруг произносит Энн. – На каждой картине на ней что-то желтое. Я только заметила. Даже шарф у нее в ногах.
– Да, я… ну да, – отвечает Том, как-то странно на нее посмотрев.
– В детстве она любила розовое, – говорит Энн, припоминая туфли цвета лепестков шиповника, и поношенный свитер, и оберточную бумагу, в которую был завернут нож, поблескивающий теперь на столе. Том ничего на это не отвечает, просто заносит что-то в блокнот.
Они еще долго беседуют, обсуждают, какие картины куда отправлять, сколько всего печатать листовок.
– Вот эта, думаю, должна висеть у нас в Пондеросе, – говорит Энн, показывая на картину, где Джун тянется к лошади через забор. – В ней больше всего надежды. Я хочу, чтобы Уэйд видел именно ее, когда мы будем ходить за почтой.
– Согласен, – говорит Том. – Не стоит показывать ему все картины. На некоторые довольно трудно смотреть.
– На все, – говорит Энн.
book-ads2