Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 5 из 9 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
В старину, когда у Черноногих не было лошадей, на бизонов охотились иначе. Когда обнаруживали стадо, вождь повелевал всем женщинам подготовить волокуши для собак. Все люди выходили на охоту совместно. Они приближались к стаду с подветренной стороны, чтобы животные не учуяли их и не разбежались. В нужном месте женщины останавливались и ставили волокуши вертикально, затем связывали их вместе, чтобы получилась изгородь, вытянутая полукругом. На эту изгородь набрасывали все одеяла и покрывала, чтобы она выглядела плотнее; позади неё прятались женщины и собаки. Мужчины прятались с двух сторон от изгороди. Другие мужчины выполняли работу загонщиков и гнали стадо в сторону изгороди. Когда бизоны приближались, из-за изгороди поднимались женщины и начинали громко кричать. Животные пугались и сбавляли скорость. Тут на них с двух сторон бросались охотники из засады. Бизоны могли побежать только назад, но там их ждали загонщики. Такой вид охоты назывался «окружением». После того, как животные были убиты, вождь входил в центр загорождения и подсчитывал число туш. Затем их разделяли поровну и распределяли шкуры между людьми. Это было трудное время. Нужно знать это, чтобы понять, почему индейцы так ценили лошадей. На лошадях охота приобрела совершенно иную форму, стала легче. Для многих взрослых охотников конная погоня за бизонами превратилась в азартную игру. ТАНЕЦ СОЛНЦА Выделка шкур и сушка мяса на пеммикан продолжалась долго. Лучшие части туш выделялись старикам и старухам – по священному для Черноногих обычаю, племя всегда окружало их заботой. Мясо нередко ели сырым, особенно лакомыми считались кусочки печени только что убитого животного. Эти кусочки окунали в кровь и кушали. Но чаще мясо ели в жареном виде. Основные запасы делались из сушёного мяса, которое превращалось в порошок, занимало гораздо меньше места, чем сырое, и совершенно не было подвержено порче. Пришло время отправляться в путь, на северо-восток, где во второй половине лета должны были собраться все Черноногие, чтобы провести ежегодную Пляску Солнца – самое большое торжество племени. Когда я, Нато Кина, размышляю сейчас о том необычайном значении, какое придавали тогда Солнцу мы, Черноногие, и другие племена прерий, я прихожу к выводу, что этот праздник прежде всего сильно содействовал укреплению единства племени. У белых людей нет ничего похожего на наш Праздник Солнца. Я слышал, что давным-давно в Европе тоже устраивались летние праздники и люди молились солнцу, прыгали через большие костры, взявшись за руку. Возможно, это было, но всё кончилось с распространением по всей земле христианского учения. Я не могу говорить за людей Европы, но нам, индейцам, христианские проповедники запрещали проводить наши церемонии. Больше всего они ненавидели нашу Пляску Солнца, которую мы так любили. Разрозненные кочующие группы иногда не встречались в течение целого года, но непременно сходились в одном месте на эту великую Пляску. В людях росло и крепло чувство единства. И когда они снова расставались на весь год, то уходили окрепшие духом и гордые своим племенем. Через несколько дней наша группа достигла Ивовой Реки, на берегах которой часто проводился священный праздник Солнца. Там уже стоял большой лагерь Черноногих. Красивые конусовидные палатки, ярко разрисованные, заполнили всю долину. В лагере заметили наше приближение. Несколько всадников в торжественном облачении выехали нам навстречу. У одного из них был на голове пышный убор из орлиных перьев, которые длинным шлейфом спускались вниз по спине почти до самой земли. Другие нарядились в рогатые уборы из шкуры бизона, на которых тоже торчали перья орла и совы. В руках всадников были длинные копья с привязанными возле наконечника шкурками мелких животных. Эти всадники провели нас через реку к предназначенному для нашей группы месту. Каждая родовая община имела своё место в общем племенном круге. Всюду было много ребят, все давно не виделись и теперь рассказывали о случившихся с ними за год приключениях. Когда все рассказы были исчерпаны, дети приступили к играм и состязаниям. Праздник продолжался несколько дней. Бубны били днём и ночью сразу в нескольких местах стойбища. Шаманы раскуривали трубки, голосили песни. Тут и там дымились связки ароматной травы. Женщины суетились у котлов, где варились супы. Молодёжь танцевала. В последний день люди сгрудились на расчищенном месте, где было установлено привезённое из леса дерево, которое было разрисовано во всему стволу, а на макушке его сидело крепко привязанное чучело, похожее на человека. Это специально установленное дерево символизировало собой центр жизни. Перед ним стояли несколько молодых танцоров, решивших отдать себя в жертву Солнцу. Они были сплошь покрыты яркой краской. Шаманы подходили к каждому из них поочередно и острыми кремнёвыми ножами делали разрезы на груди юношей – по два вертикальных разреза на каждой груди. Затем в эти разрезы вставлялись специальные палочки, к которым привязывались длинные кожаные ремни. Ремни свисали с верхушки дерева. Когда все танцоры были привязаны таким образом к дереву, начали бить барабаны. Юноши отошли от дерева, насколько это позволяли ремни. В время долгой пляски танцоры то приближались к стволу, то отступали от него, опрокидываясь на спину и провисая на натянутых ремнях. Продетые сквозь их кожу палочки оттягивали мышцы, причиняя танцорам немыслимую боль. Текла кровь. Это была жертва Солнцу. Это было добровольное проявление мужества молодых людей. В конце танца юноши сильно дёргались назад и рывком освобождались от воткнутых в тело палочек. Мышцы рвались, танцоры падали на землю, иногда теряя сознание. Друзья немедленно относили их в сторону, девушки начинали смазывать раны снадобьями из травы. Шрамы, полученные на Пляске Солнца, оставались на всю жизнь. Дети внимательно следили за происходящим: мужественно ли переносят молодые люди боль? Да, мужественно! И каждый из мальчиков хотел увидеть себя на месте священных танцоров. – Когда-нибудь я тоже буду плясать у такого столба! – воскликнул Серый Бизон. – Сначала тебе нужно стать большим и научиться терпению, – сказал отец в ответ. Вечером все чествовали мужественных танцоров. До утра продолжались весёлые песни. Это было самое великое, самое важное, самое торжественное время для племени. РАЗГОВОРЫ У КОСТРА Сидя у костра, мы любили слушать истории, которые беспрестанно рассказывали взрослые люди. Нам нравилось слушать, через это мы познавали, как жило наше племя в прошлом. Старики не уставали повторять: – Если вы не слушаете истории о своём народе, ваше сердце ничем не наполняется, оно остаётся пустым. Они рассказывали нам о великих воинах и о великой любви, которую испытывают люди друг другу. Вот одна из таких историй, которая случилась в дни, когда я был совсем маленьким. Омач-стоу-ки, что означает Большие Уши, был сыном военного вождя. Он был помолвлен с девушкой по имени Синопа (Лисёнок). Всё было оговорено, обо всём условились их родители. Большие Уши заготовил много бизоньей кожи и ждал, чтобы она просохла хорошенько – тогда Синопа могла сшить из неё покрышку для жилища. После этого молодые люди должны были стать мужем и женой. Но случилось, что его отец собрал воинов для военного похода против племени Змей. Причиной послужила какая-то давняя ссора. Черноногие часто ссорились со Змеями. Большие Уши не хотел уезжать в поход, но все его браться присоединились к отцу. Пришлось поехать и этому юноше. Экспедиция прошла успешно. Большие Уши возвратился с двумя прекрасными лошадьми и хотел подарить их своему будущему тестю. Но тут выяснилось, что пока продолжался поход, отец Синопы поддался на уговоры другого мужчины, получил от него много подарков и продал ему дочь. Большие Уши был твёрдым юношей. Он не раскис, не поддался унынию. Он взял своих лошадей и послал своего лучшего друга в ту деревню, где находилась Синопа. Он не хотел, чтобы его видели в той деревне. Он просил вызвать тётку Синопы, чтобы переговорить с ней. – Я глубоко оскорблён, – сказал он ей. – Я намерен убить обидчика. Он знал, что я и Синопа уже помолвлены, и он поступил бесчестно. Я понимаю, что он принёс больше подарков, чем я. Но мы принадлежим к одному племени и должны уважать чувства соплеменников. Теперь, когда он отнял у меня мою невесту, я решил убить его. Тётка, видя состояние юноши, обещала переговорить с девушкой. Едва девушка узнала обо всём, она поспешила из дома мужа к своему возлюбленному. – Мой милый, – сказала она, – я готова уехать с тобой сейчас же. Не надо никого убивать. Это будет очень дурной поступок, который не может совершить человек с честным сердцем. Забудь об оскорблении. Я готова уехать с тобой. И они вдвоём поехали к реке Саскачеван. Там стоял торговый пункт белых людей. Путешествие заняло шесть дней. Возле торгового дома Большие Уши увидел несколько лошадей. Лошади влюблённых сильно устали. Большие Уши решил сменить их на новых, но он не желал показываться никому на глаза. Он просто хотел сменить лошадей. В это время индеец, служивший у торговца и стоявший в дозоре, увидел его и принял за конокрада. Прозвучал выстрел, и пуля попала в живот юноши. Большие Уши понял, что рана была смертельной. Его принесли в дом и уложили на деревянный стол. Наутро он открыл глаза и понял, что жизнь вскоре покинет его. Тогда он достал острый нож и поднёс его к сердцу своей спутницы. – Должен ли я умереть один? Ты действительно любишь меня? – спросил он. Синопа принялась рыдать, склонила голову и не ответила ничего. Она не хотела расставаться с любимым, но и умирать не хотела. Смерть пугала её. – Я вижу, что ты не любишь меня, – сказал Большие Уши. – Мне придётся уйти одному. Передай моему брату обо всём, что произошло. Скажи ему, что никто не виноват в моей смерти и что не надо мстить никому. Скажи, что я погиб от собственной руки. С этими словами он вскрыл свой живот ножом, сопровождая это действие истерическим смехом. Торговцы похоронили его. Они оценили его мужество и благородство. Они прекрасно знали обычаи Черноногих, которые обязывали индейцев жестоко мстить за убийство сородича. Торговцы опасались, что Черноногие сочтут их виновными в смерти юноши, поэтому они облегчённо вздохнули, когда он велел своей невесте передать родственникам, что никто не виноват в его гибели. Два дня девушка оставалась с ними. Всем казалось, что судьба её решена, поэтому торговцы предложили ей вернуться в деревню Черноногих, к своему мужу, от которого она сбежала. Она отказалась, заявив, что умиравший велел ей отправиться к его братьям. – Он так велел, – сказала она. – Он хотел, чтобы я поговорила с его братьями. Я так должна сделать. Значит, я поеду к его братьям. Она попросила лошадь, торговцы дали ей лошадь и провизию. Она добралась до деревни братьев своего возлюбленного и поведала им о его судьбе. Они пожалели её. Они знали, что обманутый муж убьёт её теперь, и спросили, что она намерена делать. Она сказала: – Я знаю, что должна была сделать. Но моё сердце было слабым. Я не чувствовала в себе достаточно силы, чтобы умереть добровольно. Теперь я не слабая. Моя жизнь ничего не будет стоить, если я паду от руки человека, которому была отдана против моей воли. Это будет плохая смерть, и мне придётся бродить в другом мире без друзей, никто не позаботится обо мне. Ваш брат умер, он в другом мире, он любит меня. Сжальтесь надо мной, отправьте меня к нему. Они пустили стрелу ей в сердце, и её душа присоединилась к душе её возлюбленного. Они похоронили её, как хоронят члена семьи, как вдову их брата. Вот такую историю рассказали однажды старики, сидя перед жарким костром. Один из сидевших перед очагом молча кивал, слушая повествование. Когда слова смолкли, он тихо сказал: – Большие Уши был моим младшим сыном. Мне очень горько, что всё случилось так. Если бы я не увёз его со мной в военный поход против Змей, то ничего бы дурного не случилось. Он женился бы, как то было условлено, и жил бы счастливо. – Теперь он счастливо обитает в Стране Духов, брат, – сказал другой мужчина. – Когда-нибудь ты встретишь его там. – Да, – кивнул первый индеец, – мы все умираем. Таков закон жизни. Так задумал Великий Дух, который вдыхает в нас жизнь. Без смерти не бывает жизни. Без смерти не бывает перехода в иной мир. Но мне бы хотелось умереть в бою, как положено настоящему воину, а не от дряхлости в старости. Помните ли вы, как погиб прошлым летом Гордый Барс? Мы стояли лагерем на Реке Живота близко от Земного Хребта. Я позвал девять человек – все отличные бойцы – и предложил им отправиться на юг против Абсароков – Вороньих Людей. Мы провели церемонию очищения и пригласили шамана поучаствовать. Шаман помолился о нашем успешном возвращении. Перед нашим выступлением он объехал на лошади всю деревню, выкрикивая имена участников похода, прося всех людей молиться за нас. Вы знаете, что само по себе это уже огромная поддержка военному отряду. Мы вышли пешком и совершали переходы только в ночное время. Мы пересекли Медвежью Реку прямо под Священной Красной Скалой, где мы остановились и оставили несколько подарков, прося помощи в нашем деле. Мы пересекли Молочную Реку неподалёку от двойной горы, которую называют Сиськами, так как по форме она действительно напоминает две женские груди. Затем мы перебрались через Большую Реку близко от того места, где в неё вливается Река Горных Вершин. Возле Больших Порогов мы сделали стоянку в укромной тополиной роще. Мы заметно проголодались. На равнине перед нами паслось небольшое стадо бизонов, но мы не могли открыто поохотиться на них, потому что в любом месте мог отдыхать вражеский отряд, затаившийся, как мы. Тогда Гордый Барс взял в руки свёрток с чудотворной трубкой, но даже не стал доставать её, он просто поднял весь свёрток к небу и обратился к Солнцу. Сила его трубки была велика. Очень скоро ближайшее к нам стадо пришло в движение и направилось в нашу сторону. От стада отделилась жирная корова и подошла прямо к нам. Гордый Барс убил её стрелой. Так Великий Дух обеспечил нас в то утро сытной едой. Мы все были очень довольны. Прежде, чем лечь спать, Гордый Барс отошёл в сторонку и поблагодарил Великого Духа за помощь, положив на землю горсточку табака. Продолжая двигаться на юг, мы пересекли Жёлтые Горы, прошли через глубокое ущелье и в конце концов добрались до Реки Сушёного Мяса. Там мы неожиданно для нас увидели Абсароков. Они ехали, одетые и раскрашенные для боя. Должно быть, они каким-то образом обнаружили нас. Мы не успели приготовиться к сражению, но Гордый Барс не стал терять ни мгновения. Он вырвался вперёд и врезался в гущу их отряда. Тем временем мы доставали наше оружие. Гордый Барс бил врагов дубиной по рукам и плечам и кричал: «Вы похожи на жалких псов, поджавших свои трусливые хвосты.» Абсароки разозлились на него, почти забыв о нас. Поступок Горного Барса был великим подвигом. Он дал нам время подготовиться к схватке. Когда мы ринулись на врагов, они испугались и отступили. Но Гордый Барс погиб. Это была смерть героя. БЕЛЫЕ ЛЮДИ Танец Солнца завершился. Праздник ещё больше сплотил племя Черноногих, но пришло время разъезжаться. Что произойдёт за время разлуки? Увидятся ли эти люди снова? На эти вопросы у Черноногих не было ответа. Блуждающий Дух распорядился сворачивать палатки нашей группы. Мы поехали в сторону реки Миссури. Там, в форте Бентон, должен был находиться Дик Джонсон с остальными нашими лошадьми. Мужчины по-прежнему рассчитывали получить свой табун обратно. Дорога до форта прошла спокойно. Когда до крепости оставалось совсем недалеко, вперёд выехали разведчики. Среди индейцев, расположившихся вокруг форта, были представители самых разных племён – Абсароки, Ассинибойны, Кри. Но они держались друг от друга на расстоянии. Многие индейцы были пьяны. Они покупали дешёвую водку в форте, платя за неё богатыми мехами. Продажа спиртных напитков была запрещена законом, но в форте нашлось немало негодяев, которые нарушали закон для того, чтобы легко поживиться за счёт индейцев. Когда индейцы пьянели, их вовсе обирали и выбрасывали за пределы укрепления. Если кто-то из индейцев пытался жаловаться на то, что его обворовали торговцы, над ним лишь хохотали: – Пить надо меньше! И вообще здесь не место для краснокожих! Здесь мир белых людей, а не дикарей! Убирайтесь отсюда! Можете продать нам все шкуры, которые вы привезли с собой, но оставаться вам здесь нечего! Такова была обстановка возле форта. Индейцы потеряли права на собственную землю и сделались нежелательными гостями. – Почему белые люди ведут себя так? – спросил Серый Бизон у отца. – Потому что теперь эта территория принадлежит им. Индейцы продали эту землю. Вот почему я против того, чтобы продавать землю нашего племени. Тогда там Бледнолицые тоже будут прогонять нас, кричать на нас, как на жалких бездомных бродяг. Но мы не бродяги. Мы воины, сильные воины. – Может быть, устроить этим белым взбучку? – наивно спросил Серый Бизон. – Нет, сын, мы принадлежим к честному народу. Мы не можем позволить себе распускать руки на чужой земле. Помни, что эта земля принадлежит белым. Здесь царят их законы. Старейшины, насколько могли, боролись с пьянством в племени, всячески оберегали молодёжь от водки, но всё же дурное влияние было слишком сильно. Теперь, когда племя расположилось лагерем возле форта, возможностей напиваться стало слишком много, и мужчины племени не могли противостоять соблазну. Но не приехать в форт Черноногие не могли. Здесь продавались патроны и ружья, так необходимые племени. Как-то раз мать одела Серого Бизона покрасивее, и он отправился с семьёй в посёлок белых людей. Мальчик был ошеломлён увиденным. Такого оживления и таких интересных вещей ему ещё никогда не приходилось видеть. Большие деревянные дома стояли в два ряда друг против друга, образовывая просторную улицу. Всюду было полно людей. Такое скопление народа Серый Бизон видел только во время Пляски Солнца. Но здесь все люди были белокожие. – Я никогда не думал, что Бледнолицых так много, – удивился мальчик. Опасаясь потеряться в такой толпе, он крепко держался за руку матери и пожирал глазами открывшийся перед ним мир. Неожиданно послышался рёв, похожий на мычание бизонов. Толпа посторонилась. Среди облаков пыли ехали на огромных конях ловкие всадники, гнавшие рогатый скот. Так Серый Бизон впервые увидел пастухов, которых принято называть ковбоями. На их головах красовались широкополые шляпы, на ногах были высокие сапоги. Но больше всего мальчика поразили американские лошади, высокие, сильные, с короткими гривами – они сильно отличались от низкорослых мустангов, пойманных в прерии. Изобилие товаров возбуждало любопытство Серого Бизона. Ему хотелось потрогать всё, узнать про всё. Глаза разбегались. – Ох, и богаты же эти американцы! – шептал он восторженно. И тут он увидел странную вещь. – Смотри, – он дёрнул мать за рукав. По улице шли три человека, одетые, как белые люди, но кожа их была черна, как уголь. – Что это? – спросил Серый Бизон. – Кто это? Неужели люди? А… Я догадался! Они покрыли себя чёрной краской для какой-то церемонии. Верно? – Нет, сынок. Это настоящий цвет их кожи. Белые называют их неграми.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!