Часть 23 из 50 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Филька ухмыляется во весь рот и стучит себя пальцем по лбу.
– Сам дурак, – огрызается Ольга. – Нет, правда, как?
Янка снова прикусывает изнутри щеки.
– Ну, она просто наорет на меня, если я запнусь, или скажет папе, чтобы выпорол, – отвечает наконец она. – Зачем ей самой уметь?
– Взрослым это вообще не надо, – поддерживает Филька.
Конечно, именно Филька первым говорит о том, что за ними следят, но на этот раз Ольге не хочется над ним смеяться. Она давно уже чувствует, слышит, чует: скрип песка под ногами, шорох задетой плечом ветки. Давящие взгляды. Неуловимые шепотки и хихиканье. Неправильное движение ветра за спиной. Какое-то время она уговаривает себя, что это Мухтар догоняет их после безнадежной охоты на бурундука. Она понимает, что ей не кажется, что за ними и правда идут, слишком поздно; остается только двигаться вперед, и Ольга молчит, упрямо выпячивая челюсть. Филька с круглыми от страха глазами то и дело оглядывается, но тоже молчит; только Янка топает безмятежно, слишком занятая прижатой к выпяченному животу кастрюлькой. Но и она вскоре начинает нервно поглядывать через плечо. Слышно, как суп опасно раскачивается в кастрюле, грозя выплеснуться прямо Янке на рубашку. Не сговариваясь, они ускоряют шаг, стремясь дойти до Коги: тогда их будет четверо против – троих? Четверых? Если Голодный Мальчик выйдет. Он может и не выйти. Может, и лучше, если не выйдет, подсказывает голос, похожий на Филькин, но Ольга не хочет его слушать.
На вершине сопки, склон которой спускается прямо к озеру, Филька снова оглядывается и щурит залитые потом глаза.
– Это Егоров, – говорит он, и в его голосе сквозит паника. – Егоров нас засек! С Грушей и еще каким-то…
Ольга щурится, разглядывая ложбину между сопками. Там среди стланика мелькают три головы. Незнакомый третий – самый высокий, русые волосы аккуратно подстрижены и расчесаны. Пижон какой-то.
– Я его во дворе видела, – вспоминает Ольга. – Он, наверное, на нас Егорову и настучал.
Трое парней быстрым шагом движутся по их следам. Они уже не прячутся. Они так близко, что Ольга видит их ухмылки.
– Сматываемся, – говорит Ольга.
Они бегут вниз, как животные, инстинкт которых гонит в логово, даже если это не поможет. Улучив момент, Ольга оглядывается на Янку. Янкины ноги не успевают за телом; она все больше кренится вперед, но, кажется, не замечает этого, – ее лицо не выражает ничего, кроме отвращения. С каждым шагом холодный суп плещет ей на живот. Ольга морщится и пропускает Янку вперед, но не может заставить себя тащиться следом за Филькой. Егоров и Груша улюлюкают. Незнакомый пижон кричит: «Ату!» и хохочет на бегу.
Ольга бежит вдоль озера. Мир сузился до точки между неестественно скованными Янкиными лопатками. Спине жарко от всхлипывающего дыхания Фильки. Янка выскакивает на песок; Филька, сбитый с ног то ли толчком, то ли подножкой, пролетает мимо нее, выставив руки, скользит, сдирая кожу с ладоней и носа, и замирает у самого кострища, содрогаясь от беззвучного плача. К нему тут же подбегает Груша и прижимает к земле коленом. На Фильку больше надежды нет, и бежать некуда; Ольга встает плечом к плечу с Янкой.
– Валите отсюда, – говорит она. – Это наше место.
– «Наше место», – кривляясь, пискливо передразнивает Груша.
– Заткнись, дылда белобрысая, – небрежно бросает Егоров и плавными, скользящими шагами приближается к Янке. – Где твоя скрипка, скрипачка? – спрашивает он, придвинув лицо так близко, что чувствуется тошнотворное тепло его дыхания. – Ты что, сыграть мне не хочешь?
– Чего ты к ней лезешь все время? – орет Ольга, и Егоров молча пихает ее – так сильно, что она теряет равновесие и почти падает, лишь в последний момент умудрившись вывернуться и встать на одно колено. Она уже готова броситься в драку, но тут Егоров говорит:
– Держи ее, Деня, – и незнакомый подскакивает сзади и заламывает ей руку за спину. – Может, она мне нравится, – говорит Егоров с широкой ухмылкой, и его дружки радостно ржут.
Янка бросает на Ольгу всполошенный взгляд, но та смотрит в землю, добела закусив губу. Ее уши пылают. Она только что поняла, о чем спрашивала вчера мама, и теперь ей хочется провалиться под землю. У нее даже нет сил вырываться.
Янка пятится, и Егоров пятерней сгребает рубашку на ее груди. Ткань, покрытая жиром и ошметками лука, натягивается так, что трещат пуговицы.
– Фу-у! – кричит Егоров и отступает. Ольга хрипло хохочет – и тут же шипит от боли, когда шестиклассник сильнее заламывает ее руку. – У тебя там суп, что ли? Ты что, по лесу с супом ходишь? Совсем больная?
Только теперь Ольга понимает, что Янка так и прижимает кастрюльку к животу. Егоров шарит глазами по ее лицу, по своим дружкам, глядящим на него с приоткрытыми ртами, снова меряет взглядом Янку. Тянет руку к кастрюльке – еще неуверенно, еще не придумав, что будет делать дальше.
Янкино лицо озаряется, облитое холодным солнечным светом. Отдернув кастрюльку от лап Егорова, она поднимает ее над головой и орет во все горло:
– Я принесла су-уп!
Она привстает на цыпочки, всем телом устремляется вверх; ее рыжая физиономия, обращенная к небу, светится вдохновением. Ольгу разбирает истерический смех. Захлебываясь и фыркая, она пытается закричать вместе с Янкой, но сбивается. Слова спотыкаются об хохот. Янка размахивает кастрюлькой, как флагом, летят жирные брызги. Егоров брезгливо вытирает лицо.
– Су-уп! – орет Янка. – Суп же!
Ольга не замечает, как он появляется, – лишь чувствует, как по рукам пробегают холодные мурашки. Но что-то неуловимо меняется. Что-то сдвигается, будто кто-то огромный заменил один слайд с фотографией Коги на другой – точно такой же на первый взгляд, но все-таки в чем-то отличный. Так всегда бывает, когда он появляется.
– О, наконец нормальную хавку притащили, – говорит Голодный Мальчик и быстро проводит языком по губам. На Янку он не смотрит. Хуже то, что на кастрюльку он тоже не смотрит. Он переводит взгляд с Егорова на Грушу, с Груши – на Егорова, на Деню, который от удивления перестает заламывать Ольге руку. Голодный Мальчик улыбается дыркой в зубе. На шее у него болтается шнурок с резной трубочкой – Ольга видит, что узор закончен, и понимает, что это плохая новость. Запах нефти забивается в ноздри.
– А ты кто такой? – ошалело спрашивает Груша. Голодный Мальчик вдруг теряется, и Ольга понимает, что он не может ответить: не знает как. Запах нефти становится удушающим.
– Они что, отлупить вас хотят? – спрашивает Голодный Мальчик.
– А что, не видно? – сердито спрашивает Ольга, вырывая наконец руку. Почти вывихнутое плечо вопит от боли, и она, скривившись, разминает его пальцами.
– Двиньте ему тоже разок, чтоб не лез, – советует Деня. Придавленный Филька ворочается, выворачивает шею и изо всех сил скашивает глаза, чтобы увидеть, что происходит.
– Что-то я тебя раньше не видел, – цедит Егоров, внимательно оглядывая Голодного Мальчика с ног до головы. – Ты из какой школы?
– Из четвертой! – вставляет Деня, и Груша с готовностью гогочет. – Гля, пацаны, у него кулон, как у девчонки!
Груша бросает Фильку, который давно уже перестал рыпаться, и подскакивает к Голодному Мальчику. Сдергивает с шеи резную кость, цепляя ремешком за уши.
– Что это такое вообще? – спрашивает Груша, и Голодный Мальчик улыбается.
– А давай покажу, – дружелюбно предлагает он и плавным движением вынимает трубочку из его руки. Он по-прежнему улыбается, но слишком рассеянно, почти мечтательно. Ольга видит, как он сглатывает слюну – раз и другой. Вроде ничего особенного, но выглядит так скверно, что у Ольги пересыхает во рту.
Голодный Мальчик подходит поближе к Груше, и тот пятится.
– Чё ты лезешь ко мне?: – взвизгивает он. – Слышь, Егоров, он правда ненормальный какой-то!
Они кружат по пляжику: Груша пятится, слепо отмахиваясь красными, в цыпках ладонями, Голодный Мальчик – все с той же дремотной, предвкушающей, почти нежной улыбкой – подступает. Глядя на них, Деня начинает хихикать, но, покосившись на Егорова, перестает. Егоров хмурится. Егоров бросает быстрые взгляды на озеро, на тропинку, протоптанную в зарослях березы, на вершину сопки – и снова на Грушу и Голодного Мальчика, кружащих в нелепом танце.
Голодный Мальчик отчетливо сглатывает слюну, и Егорова передергивает.
– Я с тобой потом разберусь, – бросает он Янке и влезает между Грушей и Голодным Мальчиком. – Отвали от него, псих, – говорит он и толкает Голодного Мальчика в грудь раскрытой ладонью. Тот никак не реагирует. Он просто ждет, когда помеха исчезнет. – Идем отсюда, пацаны. Мы с ними потом поговорим.
– Вот-вот, валите отсюда, – встревает Ольга.
– Ты нам еще попадешься, – обещает Егоров и, подпихивая Грушу, двигается прочь.
Ольге хочется смеяться от радости. Наконец-то эти придурки отстали. И Голодный Мальчик… Она не хочет додумывать про Голодного Мальчика. Она вздрагивает, когда забытый всеми Деня открывает рот.
– Ссыкуны, – говорит он и сплевывает вслед приятелям. – Дай позырю, что у тебя за кулончик. Может, мне надо.
Он тянется, чтобы вырвать из руки Голодного Мальчика резную трубку, высокий, снисходительный, бесконечно уверенный в своей силе. Ольга вдруг понимает, что он слишком взрослый, чтобы… Додумать она не успевает.
– На, смотри, – пожимает плечами Голодный Мальчик, поднимает зажатую между пальцами трубочку повыше и подносит к самым глазам Дени. Тот невольно отклоняется, и трубочка утыкается прямо ему в висок. Он вяло пытается отмахнуться, и Голодный Мальчик говорит:
– Тс! Слушай…
– Не надо, – хрипит Филька, стоя на четвереньках. – Ольга, скажи ему…
Его никто не слушает. На лбу Фильки выступают крупные капли пота, глаза лезут из орбит. Янка роняет кастрюльку, она ударяется о камень, эмаль скалывается, и посреди красивого рисунка появляется страшная черная раковина. Остатки супа выплескиваются; жижа сразу впитывается в песок, а то, что остается, так похоже на рвоту, что смотреть на это невозможно. Ольга равнодушно думает, что за испорченную кастрюлю Янке влетит по первое число. Мысль далекая и неважная, как картинка в энциклопедии. От лица Янки отхлынула вся кровь, и ее карие глаза под бесцветными ресницами кажутся двумя черными колодцами, падать в которые придется бесконечно.
Голодный Мальчик тянется к трубочке губами, и Ольга зажимает уши ладонями, чтобы не слышать жуткий вой. Но Голодный Мальчик не дует. Он тянет через трубочку (кость, Филька же говорил, что это кость!) в себя, высасывая из головы Дени… что-то.
Деня вяло отпихивает трубочку (кость) и, не говоря ни слова, разворачивается и бредет следом за приятелями. Он двигается так странно, что от взгляда на него укачивает. Как в замедленной съемке. Ольга вдруг понимает, что он бежит, бежит изо всех сил, но сдвинувшийся с места мир не пускает его. Он движется, как сквозь желе, через время, которое всегда было в сговоре с Голодным Мальчиком. А тот больше не обращает на него внимания. Голодный Мальчик улыбается, так искренне и заразительно, что хочется улыбнуться в ответ. Раньше такого не было, раньше он не улыбался, а скалился, дрожь брала от его улыбочек, а теперь все стало по-другому. Ольга смотрит, как учили в художке: не смотрите – видьте, заметьте особенности, найдите десять различий. Потом Ольга и правда видит. Потом она понимает, и ей кажется, что ее окатили ведром кипятка.
– Женщина, вам плохо, что ли?
– Вам дурно?
– Пропустите, тут женщине плохо!
– Давайте, давайте, на свежий воздух, вот так…
Ольга смутно осознала, что ее хотят вывести из церкви, и принялась слабо сопротивляться, но чья-то неумолимая длань выпихнула ее за дверь. Беспощадное солнце ударило по глазам, облило светом с ног до головы, в клочья изодрало спасительный покров полумрака, выставив голой на всеобщее обозрение. Ольга скорчилась от стыда.
– Дайте валидолу кто-нибудь…
– Женщина, вы далеко живете? Может, скорую?
Ольга вяло повела рукой в отстраняющем жесте и медленно вышла за ворота. Побрела по Ленина, сама не зная куда. Суета в тупике рядом с почтой, полицейский уазик, люди в форме, мелькающие там, где когда-то была куплена проклятая карта, прошли мимо ее сознания; Ольга лишь сошла с тротуара в безотчетном желании держаться подальше. Тень каменных берез не дотягивалась до центральной части улицы, и большинство прохожих предпочитали именно ее, блаженно щурясь под непривычным солнышком. Но Ольгу свет обжигал. Свет отражался от серебристого рюкзачка в руке идущей навстречу девочки с упрямым лицом, иглами колол глаза. Ветер пихал в спину и обматывал юбку вокруг ног. Свет и ветер были ее врагами. Она могла забиться в нору, укрыться от них в подземелье, но ее разоблачили. Ее изгнали.
– О, привет, мам. Мама! Мама?
Ольга провела дрожащей рукой по лицу, словно отделила ладонью себя – от наружного, подперла стеной рвущийся наружу кошмар.
– Ты куда это собралась? – спросила она. Голос был обычный. В меру строгий, в меру заботливый. Нормальный.
– Мы в кино с Сонькой, ты же вчера разрешила!
Только сейчас Ольга заметила Полинкину подружку – та стояла в сторонке, уткнувшись в телефон, дожидаясь, пока скучный разговор закончится, незначительное препятствие исчезнет. Соня была полная противоположность Полинке – темноволосая сутулая девочка с круглыми черными глазами. Ольга видела ее и прежде, но впервые поняла, до чего она похожа на бабу Нину – какой та должна была быть в детстве. Она могла бы быть ее внучкой. Это сходство странно успокаивало (Полинка под присмотром), но в то же время пугало. Прошлое опять запускало щупальца прямо Ольге в голову. Прошлое лезло в ее жизнь, не гнушаясь использовать даже дочь.
– Ну мы пошли, – сказала Полинка и закинула рюкзачок на плечо. Иглы света вонзились в глаза.
– Постой, – сказала Ольга. Помолчала, собираясь с мыслями. То, о чем она собиралась спросить, было неуместно и некстати, но она не могла терпеть. Не могла допустить, чтобы тени ее грехов коснулись дочери. – Ты когда-нибудь ходила в сопки?
– Ты же говорила – нельзя, – быстро ответила Полинка.
book-ads2