Часть 43 из 53 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Миф о нейтралитете
Невозможно достичь баланса между точками зрения жестокого мужчины и его жертвы. Как красноречиво объясняет доктор Джудит Херман в свой замечательной работе «Травма и восстановление» (Trauma and Recovery), «нейтралитет» на деле служит интересам преступника гораздо больше, чем интересам жертвы, и, таким образом, он не нейтрален. Хотя жестокий мужчина предпочитает, чтобы вы целиком и полностью были на его стороне, он будет вполне удовлетворен вашим решением промолчать. Для него это означает, что, с вашей точки зрения, в проблемах пары виноваты как он, так и она, а это, в свою очередь, означает, что эти проблемы нельзя считать жестоким обращением.
Одна женщина так описывала жестокие отношения между своими друзьями. «Каждый хочет, чтобы я была на его стороне, – объяснила она мне. – Но я отказываюсь занимать чью-то сторону. Они должны разобраться сами. Я сказала им, что готова прийти на помощь. Если я открыто поддержу ее, он только больше упрется. Люди должны избегать соблазна выбрать себе команду», – добавила она назидательно.
Как удобно! А по мне нейтралитет – это сговор с жестоким мужчиной, хотите вы того или нет. Если вы, зная об издевательствах, не высказываетесь против, значит, вы согласны с происходящим. Жестокие мужчины воспринимают молчание как одобрение своих действий. А для третируемой женщины оно означает, что ей никто не поможет, а именно в этом ее и стремится убедить тиран! Вряд ли вы хотите быть союзником жестокой личности, но если вы молчите – вы им уже являетесь.
Нарушение молчания не обязательно означает критику жестокого мужчины или противостояние его поведению.
Оно определенно не означает, что вы должны рассказать ему то, что узнали от нее, поскольку тиран отомстит ей за «клевету». Нарушение молчания означает, что в приватных беседах вы говорите женщине, что вам не нравится, как ее партнер обращается с ней, и она не заслуживает такого обращения, независимо от того, что она сделала. Если же вы видите или слышите признаки насилия или угроз, звоните в полицию.
Как общество встает на точку зрения жестокого мужчины
Практически любой человек может стать союзником жестокого мужчины, непреднамеренно приняв его точку зрения. Люди обычно даже не замечают, что поддерживают жестокое мышление, иначе бы они этого не делали. Давайте исследуем наиболее распространенные формы неосознанной поддержки.
• Человек, который говорит жертве жестокого обращения: «Ты должна ему посочувствовать, даже если он плохо поступает. Он тоже человек».
Мне не приходилось работать с жертвой абьюза, которая упустила бы из виду человеческую природу своего партнера. Проблема прямо противоположна: он забывает о ее человеческой природе. Признавая его жестокость и говоря настойчиво и честно о том, как он травмирует ее, вы оказываете неоценимую поддержку ее восстановлению. Это агрессор считает, что партнерша не имеет сострадания к нему, когда она говорит о тех травмах, которые он ей нанес. Предположение, что его потребность в сопереживании должна быть важнее ее права жить без жестокости, соответствует точке зрения тирана. Я регулярно обнаруживаю среди друзей и знакомых женщин, подвергшихся жестокому обращению, тенденцию ощущать, что на них лежит ответственность в том, чтобы довести до ее понимания, какой он на самом деле хороший человек. Иначе говоря, добиться того, чтобы его, а не ее потребности стояли у нее на первом месте, а это ошибка. Люди, желающие помочь женщине, подвергшейся жестокому обращению, должны говорить ей, каким хорошим человеком является она.
• Человек, который говорит ей: «Но он же отец твоих детей».
Тиран использует детей в качестве предлога, чтобы удержать женщину возле себя. Он говорит, что, разрушая семью, она лишает их отца. Но именно он не позволяет детям иметь отца, который им нужен, заставляя их расти с отцом, жестоко обращающимся с их матерью. Дети прежде всего нуждаются в доме, где нет жестокости.
• Человек, который говорит ей: «Ты дала обет и теперь должна выполнять его даже в трудные времена».
Агрессор уверен, что хроническое плохое обращение, открытое неуважение, запугивание и даже насилие не являются достаточными причинами для того, чтобы женщина захотела держаться от него подальше. Говоря: «Ты сделала свой выбор, обратной дороги нет», люди поддерживают систему ценностей жестокого мужчины.
• Человек, который говорит ей: «Ты говоришь так, будто ты беспомощная жертва».
Если бы абьюзер мог слышать эти слова, сказанные его женщине, он бы запрыгал от радости. Он мог бы сказать ей то же самое. С его точки зрения, женщина преувеличивает негативное воздействие его поведения, поскольку ей хочется иметь статус жертвы, то есть он приписывает ей маневр, который на самом деле использует сам. Когда женщина, живущая с таким мужчиной, рассказывает вам, как все плохо, – слушайте.
• Человек, который говорит ей: «Тот, кто выступает против жестокого обращения, – мужененавистник».
Почему быть против жестокого обращения означает быть мужененавистником? Мы должны притвориться, что не замечаем, что подавляющее большинство домашних тиранов и агрессоров – мужчины? Такое обвинение идет в параллель со словами жестокого мужчины: «Ты думаешь, что я жесток, потому что у тебя проблемы с мужчинами!» Одним из лучших контраргументов такому уходу в сторону от темы может служить указание на то, сколько мужчин активно борется против жестокого обращения с женщинами. Не забывайте также, что жертвы жестокого обращения – сестры, дочери, матери и подруги мужчин. Жизни мужчин затронуты бытовым насилием, поскольку оно обращено против женщин, которых мы знаем и о которых беспокоимся.
Я привел всего несколько из десятков виденных мною примеров того, как люди принимают взгляд бытового агрессора на жестокое обращение. Если вы слышите подобного рода утверждения, привлеките внимание говорящего к тому факту, что он выдвигает аргументы в пользу жестокой личности. Большинство людей не хотят нести транспаранты с его лозунгами и быстро бросят их, как только узнают, что у них в руках.
Общество не может остановить бытовую жестокость, продолжая в то же время игнорировать жестоких мужчин, а то и помогать им.
Защита и попустительство в отношении жестоких мужчин настолько же отвратительны, как и сама жестокость. Эта важнейшая концепция должна быть прочно внедрена в нашу культуру. Действие в сговоре с домашними тиранами бросает на произвол судьбы жертв и их детей, а в конечном итоге и самих жестоких личностей, поскольку поддерживает их нежелание справляться со своей проблемой. В частности, нам необходимо сделать достоянием общественности действия авторитетных деятелей, присоединившихся к домашним агрессорам в их целях и приемах. Если мы лишим бытовых агрессоров союзников, они останутся в одиночестве, а так их проще остановить.
К сожалению, женщине часто приходится самой пытаться учить окружающих, в помощи и поддержке которых она нуждается, чтобы они поняли, что такое жестокое обращение, и перестали поддерживать агрессора. В способности жестокого мужчины вербовать себе союзников, помимо его обаяния и умения манипулировать людьми, большую роль играет его способность играть на человеческом невежестве и предрассудках, а часто и на негативном отношении к женщинам. Как ни трудно это признать, но, чтобы получить в лице окружающих надежную опору, которой вы заслуживаете, вам часто придется быть самой себе адвокатом и настойчиво противостоять целому спектру методов, используя которые общество поддерживает точку зрения абьюзера.
Помните
• Занимая нейтральную позицию между вами и вашим жестоким партнером, люди поддерживают мужчину и бросают вас, независимо от того, заявляют ли они об обратном.
• Необходимо крайне осторожно принимать заявления мужчины о том, что он ложно обвинен в жестокости или насилии. Подавляющее большинство заявлений о жестоком обращении – хотя и не все – по существу правдивы. А жестокий мужчина практически никогда внешне не выглядит таковым.
• Аргумент «он тоже живой человек и заслуживает эмоциональной поддержки» не должен использоваться в качестве оправдания жестокости. Наше общество не должно поддаваться на заявление жестоких мужчин о том, что привлечение их к ответственности за их действия является актом насилия.
Часть IV. Процесс изменения жестокого мужчины
Глава 12. Процесс формирования жестокого мужчины
– Мы проходили мимо полки с журналами. Он указал на обложку «Космополитена» и спросил: «Почему ты не выглядишь так?»
– Его любимая песня – та, у Guns ’n’ Roses, где: «Я любил ее, но мне пришлось убить ее»[9]. Он все время ставит ее.
– Его отец обращается с матерью так же, как он со мной.
– Вам стоит послушать, как он и его друзья говорят о женщинах. Будто женщины – куски мяса.
Жил-был мальчик, у которого была мечта. Как-то ему сказали, что на краю города его ждет прекрасный участок земли. Когда он вырастет, эта земля будет принадлежать ему. Ему так часто рассказывали о ней, что она казалась ему раем. Ему не говорили точно, когда она станет принадлежать ему, но намекали, что это случится, когда ему будет от шестнадцати до двадцати.
Почувствовав, что пришло время взять землю в свои руки, он отправился на участок и увидел, что на его земле гуляют и устраивают пикники какие-то люди и отказываются уходить – мол, земля общественная! Родственники же сказали, что на эту землю никто, кроме него, не претендует.
Ему исполнилось 20, а он все больше переживал из-за того, что горожане не уважали его право собственности. Сначала он пытался решить проблему путем компромисса – выделил кусочек своей земли для общественных пикников и даже установил там столы. На оставшейся части он установил знаки «Не вторгаться в частное владение». Но, к его удивлению, жители города не выказали ему никакой благодарности и продолжали развлекаться на всей территории!
В конце концов юноша начал кричать на «захватчиков» – многие ушли. На оставшихся он бросался с кулаками, а потом взял пистолет и стал стрелять в них – просто чтобы испугать их, не собираясь их убивать. Горожане решили, что молодой человек спятил.
Один местный житель просмотрел реестр городской недвижимости и удостоверился в том, что земля и впрямь была общественной. Заявления семьи мальчика основывались на легендах и заблуждениях и не имели под собой документальных оснований.
Узнав об этих фактах, парень разозлился еще больше. Он убедил себя, что горожане сговорились и подделали записи, чтобы лишить его заветной мечты. Несколько лет после этого он вел себя непредсказуемо. Иногда казалось, что он смирился с фактами, но потом начинал судебный процесс, устраивал ловушки для посетителей и пр. Родственники же поощряли его: «Сражайся за свое». Лишь спустя десятилетия он сдался, осознав, что был обманут…
Чтобы понять становление абьюзера, нам необходимо понять не только то, как работает жестокое мышление, но и то, откуда оно берется.
История, которую я только что рассказал, является метафорой социального процесса, с детства формирующего склонность к насилию. Жестокость в обращении с женщиной имеет мало общего с психологическими проблемами и полностью лежит в области системы ценностей и убеждений. Откуда берется у мальчика стереотип отношений с женщиной? Источников много. Наиболее важные из них – семья, его окружение, телепередачи, книги, шутки и наиболее влиятельные образцы для подражания среди взрослых. Люди, служившие примером, вносили важный вклад не только тем, как вели себя по отношению к мальчику, но и их ценностями и ожиданиями, которые внушали ему. В итоге жизненные ценности мальчика развиваются из всей полноты опыта, полученного им в рамках его культуры.
Процесс социализации каждого мальчика уникален. Даже ценности двух братьев неодинаковы. Так что культура передается в широком диапазоне. Например, в сильно религиозной культуре некоторые дети вырастают фанатиками, другие атеистами, а большинство попадает в промежуток между этими крайностями, демонстрируя уровень религиозности, средний для их сообщества. В какую точку диапазона попадет ребенок, зависит отчасти от того, насколько сильный посыл он получает от социальной среды, а отчасти от его предрасположенности. Так, ребенок с протестным поведением может стать атеистом, а ребенок, стремящийся угождать родителям, может стать даже более религиозным, чем они.
Как мальчик учится жестокости
Вбирать правила и традиции окружающей культуры дети начинают очень рано – с трех лет, а может, и раньше. Семья обычно оказывает наиболее сильное влияние, по крайней мере в первые несколько лет жизни, но это лишь один фактор из многих. Детское ощущение правильного и неправильного поведения, моральное восприятие того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», убеждения в отношении гендерных ролей корректируются телевидением и видеопродукцией, песнями, книгами и анекдотами. Дети наблюдают за поведением друзей и родственников. Они видят, какое поведение вознаграждается – например, делает людей популярными – и какое порицается. К 4–5 годам дети проявляют любопытство к закону и полиции, и обе эти темы играют важную роль в формировании их нравственного чувства. В юности доступ к культуре в широком смысле становится практически неограниченным, взрослые лишены возможности фильтровать информацию, и мальчики все больше попадают под влияние сверстников. Даже взрослые люди продолжают читать социальные сообщения, посылаемые им окружающей культурой, и подстраивают свои ценности и убеждения под то, что считается социально приемлемым.
Вопрос 17: Где он научился быть таким?
book-ads2