Часть 63 из 64 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Но если вы вложитесь в это дело по полной, то, возможно, сможете переломить ситуацию, и то, что доставляет вам кайф само по себе, станет ещё и средством заработка на значительную часть вашей будущей жизни.
Правда в том, что мы испытываем мгновения счастья, когда наши потребности, достигнув пика, удовлетворяются. И потребность в активности, в деятельности является не просто одной из базовых потребностей человека, но, в каком-то смысле, и структурирующей его, системообразующей, основополагающей в жизни.
Посмотрите, как неработающие пожилые люди вынуждены придумывать для себя какие-то развлечения взамен работе. У кого-то всё просто – грядки-посадки, но для большинства это проблема – даже небольшое количество сил надо куда-то тратить, если не хочешь стать овощем перед телевизором.
Но поиск этих развлечений, если человек не видит в них перспективы, превращается для него в пытку. Можно любить музеи, но когда тебе приходится идти в них, потому что больше некуда, – ты их возненавидишь. Так что правда такова: если тебе приходится заставлять себя искать развлечения, они превращаются в извращённую работу.
Да, в какой-то момент у вас может возникнуть ощущение, что вы долго работали, устали, нужно ещё чуть-чуть поработать и можно уже будет окончательно зажить «для себя».
Но наш психический аппарат устроен таким образом, что деятельность, которую мы осуществляем, должна непременно иметь цель. Всё, что мы делаем, мы делаем зачем-то.
Фильмы, книги и путешествия – факультатив, который позволяет нам отвлечься от будничной рутины. В тот момент, когда они перестают выполнять роль отдушины, они теряют всякое своё очарование и начинают душить.
Иллюзия уставшего человека в том, что отдых – это и есть главное счастье. А на самом деле, когда он отдохнёт от накопившейся усталости и пресытится развлечениями, которые сейчас кажутся ему чем-то распрекрасным и манной небесной, возникнет реальная проблема – куда вложить высвободившиеся и всё прибывающие изнутри силы?!
Современный человек не знает, что делать со временем и силами, которые он выпустил из своих рук.
Пьер Тейяр де Шарден
Некоторые, оказавшись на этом распутье, думают не о том, как создать для себя новую и интересную работу, а о так называемом «самообразовании».
В целом, это может быть неплохой идеей, но когда самообразование превращается в образ жизни – это уже никакое не самообразование, а лишь культурно-приемлемая аддикция. Образование – это навыки, которые надо применять, а всё прочее – это просиживание штанов.
Наша психика требует занятости, но мы не можем без осмысленной деятельности: нормальные люди не копают «отсюда и до обеда». Они в этом случае делают вид, что копают.
Что бы мы ни делали, даже одного удовольствия от работы недостаточно – надо иметь цель. Люди даже сексом перестают заниматься, когда им уже нет нужды обаять и удержать партнёра, доказать ему, что ты – лучший.
Сталкиваясь с кризисом «успеха», человек способен превратить свою жизнь в одну большую проблему или ощутить в нём импульс для новой, активной и рабочей жизни. Он должен так переосмыслить и перестроить свою профессиональную деятельность, чтобы ему хотелось, а не приходилось работать. Деньги в данном случае вторичны, они догонят.
Тут дело в другом: нужно, чтобы человек чувствовал, что ему важно ходить на работу, чтобы сама работа ощущалась им как нечто крутое и значимое. Чтобы естественным казалось встать и пойти утром в условный офис, но не из-за денег, а из-за самой работы. Деньги у такого человека уже никогда не будут определяющей мотивацией, но лишь приятным бонусом.
Нужно сделать работу такой, чтобы она ощущалась вами важным делом. То, что вы делаете, по форме может быть даже игрой, но по сути – оно должно быть серьёзным и долгосрочным, нацеленным в будущее занятием.
Важно знать, что то, что ты делаешь, помогает конкретным людям, делает их жизнь лучше, вызывает у них чувство искренней, естественной благодарности. У человека есть потребность быть полезным, буквально на физиологическом уровне – приносить другим людям радость.
Теперь работа, которой вы себя посвящаете, может быть любой. Когда я начинал создавать интеллектуальный кластер в Санкт-Петербурге и Высшую школу методологии, ещё даже не было такой работы – учить мышлению. Но несколько лет исследований, экспериментов, и у нас есть такая профессия, и есть такая работа.
Дисциплина – это сила, придающая форму нашему потенциалу. Без дисциплины любой талант будет попусту растрачен.
Бодо Шефер
В общем, это простое, но важное правило: работа, которая должна стать вашей, когда вам уже вроде бы и не особо надо работать, должна быть осмысленной – когда ты не только что-то делаешь, но и понимаешь, для чего, ради чего… точнее – ради кого, для кого.
Вместо заключения
Право на осознанную жизнь
Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
Бенедикт Спиноза
Меня частенько критикуют за то, что я, мол, не даю в своих книгах конкретных советов. На самом деле это не так, рекомендаций и упражнений в них предостаточно, если они посвящены практическим вопросам – борьбе с тревогой, депрессией, переутомлением.
Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
Оноре де Бальзак
Но действительно, я не могу дать в книге совет, что делать конкретному человеку в конкретной жизненной ситуации. У кого-то проблемы с близкими, у кого-то – на работе, мужчина ушёл, девушка не любит, денег нет, страшит всё, депрессия… Что делать? А бог его знает.
Существует множество обстоятельств, нюансов, особенностей, которые делают каждый, так сказать, «клинический случай» индивидуальным. Поэтому нет и не может быть общих рецептов спасения, но есть общие для всех нас ошибки и заблуждения, избавление от которых и открывает нам глаза на происходящее.
Почему так? Почему ошибки общие, а лечение – индивидуальное?
По поводу лечения – понятно, а вот ошибки у нас общие, потому что мы воспитаны в одной культурной среде, которая полна общими для всех нас предрассудками и мифами. Плюс ещё, конечно, есть особенности работы нашего мозга, которые тоже универсальны и толкают нас совершать универсальные же глупости.
Мне хочется, чтобы мои читатели этой книги смогли чуть-чуть подняться над обычными нашими предубеждениями и ложными установками, над собственными стереотипами и лучше поняли то, как они делают нас несчастными.
И я уверен, что это изменение в мировоззрении способно подсказать человеку правильное решение в каждой конкретной – его индивидуальной – ситуации. Осознанность и рефлексия, понимание внутренних механизмов, определяющих наше поведение, – это то, что всем очень-очень нужно.
Когда вы не осознаёте происходящее внутри вас, снаружи это кажется судьбой.
Карл Юнг
Вообще, я не часто пользуюсь понятием «осознанность». Я и понятие-то «сознание» не особо жалую, ведь с нейрофизиологической точки зрения это просто состояние бодрствования и направленность, так скажем, «луча внимания». Так что моя собака не менее сознательна, нежели я.
Понятие «осознанности» в современной психотерапии было введено представителями так называемой «третьей волны» когнитивно-поведенческой психотерапии. В ответ на вызовы времени, а люди, как ни крути, стали всё менее способны к интеллектуальной работе, потребовались упрощения методик.
Так что психотерапевтическая «осознанность», о которой вы, возможно, слышали, – это просто работа с медитативными практиками. В целом, в них нет ничего плохого, они помогают успокоить разбушевавшуюся симпатоадреналовую систему, переключиться с «умственной жвачки».
Сейчас же я говорю о другой осознанности, об осознанности, которую я назвал в книге «Красная таблетка» – метасознанием. Суть этого термина в навыке человека жить не просто ситуативными реакциями, а так живёт подавляющее большинство из нас, а осмысленно учитывая контекст плюс адекватные целям знания науки о мозге, о культуре, социальных практиках.
В навыке такой осознанности, метасознания, как мне кажется, и сокрыт секрет счастливой, насколько это возможно, жизни.
Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по-моему, чтобы хорошо жить.
Мишель де Монтень
Мне регулярно задают вопрос – мол, а каков рецепт счастья? Но вполне очевидно, на мой взгляд, что если бы такой рецепт существовал, то все бы о нём уже знали и не пришлось бы меня спрашивать. Так что простого способа – пора это уже признать – нет.
Природа не создавала нас для счастья. Если верить Ричарду Докинзу (а не верить ему нет никаких оснований), мы персонально вообще природу не интересуем – счастливы мы или нет, она не в курсе дела, и это её ничуть не волнует.
Её любимчики – это гены, и всё в эволюции делается для того, чтобы они – сами гены, последовательности нуклеотидов – имели шанс воспроизвестись в следующих телесных оболочках.
Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями.
Хун Цзычэн
Так что, пока мы несчастны, природе даже лучше – мы будем биться за место под солнцем, а это значит, что только лучшие гены останутся и продолжатся в веках. В общем, говорить о счастье – это даже как-то глупо. Но есть три пункта, которые хорошо бы, наверное, иметь в виду…
• Во-первых, мы можем хорошо себя чувствовать, если мы умеем нормализовать своё психологическое состояние. Для этого нужно знать и практиковать соответствующие психотерапевтические техники.
• Во-вторых, нам важно, чтобы у нас была постоянная занятость, чтобы психическая энергия ретикулярной формации, которая постоянно вырабатывается мозгом, могла заземляться, так сказать, в деятельность. В противном случае она разорвёт нас изнутри, как тузик грелку.
• В‑третьих, нам важно иметь рядом людей, с которыми нам интересно проводить время и которые что-то стоящее делают для нас, а мы что-то ценное делаем для них. То есть для нашего психологического благополучия важно, чтобы мы были нужны и нам кто-то тоже был нужен.
book-ads2