Часть 6 из 30 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Что мы знаем о детях с очень большой силой воли? Этот вопрос занимал меня долгие годы. Написано о них очень мало. Почти нет исследований, рисующих более или менее внятную картину. Недостаток информации заставляет родителей полагаться только на себя. Поэтому, изучая опыт родителей трудных детей, я провел опрос, в котором, как упоминалось ранее, приняли участие 35 тысяч человек. Это не было «научным» исследованием, так как в нем отсутствовали рандомизированный план и контрольная группа[21]. Однако результаты приятно удивили меня и, надеюсь, будут полезны вам.
Вот краткое изложение информации, полученной от родителей, которые каждый день проводят с детьми, упрямыми, как мулы.
• Детей-бунтарей в три раза больше, чем уступчивых. Почти в каждой многодетной семье есть ребенок, который хочет всеми управлять. Мальчиков-бунтарей больше, чем девочек, приблизительно на 5 %, а уступчивых девочек больше, чем уступчивых мальчиков, примерно на 6 %. Таким образом, прослеживается тенденция: мальчики обладают более жестким темпераментом, а девочки – более мягким. Но нередко происходит наоборот.
• Порядок появления ребенка в семье не влияет на его волю или уступчивость. Эти стороны темперамента обычно бывают наследственными и могут проявиться как у старшего, так и у самого младшего.
• Большинство родителей узнают, что у них ребенок с характером, очень рано. Треть из них понимает это с самого рождения ребенка. Две трети узнают об этом к концу первого года. 92 % родителей абсолютно уверены, что у них ребенок с сильной волей, к третьему дню рождения. Родители уступчивых детей понимают все еще раньше.
• Темперамент детей отражает темперамент родителей. Хотя существует много исключений, но у родителей-бунтарей, скорее всего, появятся такие же дети, и наоборот.
• Родители детей-бунтарей должны быть готовы к битвам с детьми в подростковом возрасте, даже если они правильно их воспитывали. 74 % детей с характером отчаянно бунтуют, когда становятся подростками. Чем слабее власть родителей, пока дети маленькие, тем тяжелее конфликты в будущем.
• Невероятно, но только 3 % послушных детей бунтуют в подростковом возрасте, а 14 % выражают слабое недовольство. Они начинают жизнь с улыбкой на лице и сохраняют ее вплоть до юности.
• Хорошая новость для родителей детей-бунтарей – мгновенный отказ от бунтарства с наступлением раннего взрослого возраста. Мятежные настроения отступают в начале третьего десятка и постепенно уходят совсем. Некоторые еще сохраняют раздражительность между двадцатью и тридцатью годами или чуть старше, но у большинства детей-бунтарей боевой дух к этому возрасту сходит на нет. Они мирно воссоединяются с обществом.
• У уступчивого/послушного ребенка больше шансов хорошо учиться, чем у бунтаря. Детей с характером, получающих неудовлетворительные оценки в последних двух классах старшей школы, в три раза больше, чем уступчивых. Приблизительно 80 % уступчивых детей становятся отличниками и хорошистами.
• Считается, что уступчивые дети лучше приспосабливаются к социальной среде, чем бунтари. Дети, которые в раннем возрасте оспаривают авторитет родителей, чаще ведут себя оскорбительно по отношению к сверстникам.
• Обычно у послушного ребенка самооценка выше, чем у бунтаря. Невозможно переоценить это открытие. Только 19 % уступчивых детей были либо недовольны собой (17 %), либо испытывали крайнюю ненависть к себе (2 %). Среди подростков-бунтарей 35 % были недовольны собой, а 8 % испытывали сильную ненависть к себе. Создается впечатление, что ребенок с характером испытывает внутреннюю потребность ссориться, драться, не доверять, оспаривать, сопротивляться и бросать вызов.
Открытия, которыми я поделился с вами в этой главе, имеют огромное значение для понимания наших детей. Они и связанные с ними понятия подробно описаны в моей книге «Быть родителем – это не для слабаков» / Parenting Isn’t for Cowards[22].
Вопросы и ответы
В: Скажите, почему некоторые дети с преимуществами и возможностями встают на неправильный путь, в то время как другие, воспитанные в ужасных условиях, становятся столпами общества? Я знаю юношу, который вырос в убогой обстановке и все же стал прекрасным человеком. Как его родителям удалось воспитать такого ответственного сына – ведь, кажется, им было все равно?
О: Это иллюстрация того, что я пытался объяснить. Ни наследственность, ни окружающая среда не формируют полностью человеческое поведение. Здесь есть что-то еще – что-то внутри, – что также влияет на то, кто мы есть. Иногда поведение может быть объяснено какими-то конкретными факторами, а иногда нет.
Например, несколько лет назад я обедал с родителями, у которых был неофициально «усыновленный» тринадцатилетний мальчик. Однажды днем этот ребенок пошел за их сыном до дома и спросил, можно ли ему переночевать у них. Так получилось, что он задержался почти на неделю, и за это время его мама не позвонила ему ни разу. Позже выяснилось, что она работала по шестнадцать часов в сутки и не интересовалась сыном. Муж-алкоголик развелся с ней несколько лет назад и бесследно исчез из города. Большую часть жизни мальчик подвергался жестокому обращению, его игнорировали и не любили.
Как вы думаете, кем он стал сегодня? Наркоманом? Сквернословящим хулиганом? Ленивым наглым бродягой? Нет. Он вежлив со взрослыми, трудолюбив, хорошо учится в школе и с удовольствием помогает дома. Он умолял усыновить его официально, чтобы он мог иметь настоящего отца и любящую мать. Его родной матери было все равно.
Как этот подросток смог стать таким дисциплинированным и образцовым, несмотря на отсутствие воспитания? Я не знаю. Он напоминает моего замечательного друга Дэвида Эрнандеса. Дэвид и его родители приехали нелегально в США из Мексики больше пятидесяти лет назад и чуть не умерли от голода, прежде чем нашли работу. Они выжили, помогая собирать урожай картофеля по всему штату Калифорния. В то время Дэвид жил под деревьями или в открытом поле. Отец смастерил печь из бочки, наполовину заполненной грязью. Костер был центром их дома.
У Дэвида никогда не было крыши над головой, пока семья не переехала в заброшенный курятник. Мать обклеила дешевыми обоями забитые досками стены, и Дэвид считал, что у них роскошный дом. А потом город Сан-Хосе забраковал этот район, и «дом» Дэвида снесли. Он никак не мог понять, почему люди разрушили такое прекрасное место.
Зная все это, невозможно объяснить то, кем стал Дэвид Эрнандес. Он закончил школу почти лучшим учеником в классе и получил стипендию на обучение в колледже. Там он снова стал одним из лучших студентов и через четыре года поступил на медицинский факультет университета Лома Линда. Дэвид вошел в десятку лучших студентов и продолжил учебу в ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология». Со временем он стал преподавать акушерство и гинекологию в двух университетах: Лома Линда и Южной Калифорнии. А потом, на пике карьеры, его жизнь начала рушиться.
Я никогда не забуду день, когда доктор Эрнандес позвонил мне после ряда лабораторных анализов. Диагноз? Склерозирующий холангит. В то время это заболевание печени влекло за собой фатальный исход. Шесть лет спустя, когда ему было всего сорок три, мир потерял прекрасного мужа, отца и друга. Я любил его, как брата, и до сих пор скучаю по нему.
Нерожденные дети уже несут в себе индивидуальность, о которой знает Бог.
И снова я спрашиваю себя: как такая дисциплина и гениальность могли зародиться в таких безнадежных условиях? Кто бы мог подумать, что обделенный ребенок, выросший в грязи, когда-нибудь станет одним из самых уважаемых хирургов своего времени? Откуда у него возникла мотивация? В каком бурлящем источнике зародились его амбиции и жажда знаний? У него не было книг, он не ездил на школьные экскурсии, не был знаком с учеными. И все же он дотянулся до небес. Почему все так произошло с Дэвидом Эрнандесом, а не с мальчиком, имевшим все преимущества и возможности?
Почему так много детей выдающихся и любящих родителей выросли в идеальных условиях только для того, чтобы отвергнуть все это ради улиц Атланты, Сан-Франциско или Нью-Йорка? Невозможно найти правильные ответы. Можно только сказать: Бог посылает каждому свой путь. Помимо поисков загадочной взаимосвязи, мы должны просто принять, что некоторые дети рождены, чтобы достойно пройти по нему, а другие полны решимости все испортить. Кто-то недавно напомнил мне, что кипящая вода не только размягчает морковь, но и делает крутыми яйца. Точно так же одни люди реагируют на определенные условия положительно, а другие – отрицательно. Мы не знаем почему.
Из всего этого мне очевидны две вещи. Первая: порой родители слишком спешат, приписывая себе заслуги или вину в том, что получилось из ребенка. Те, у кого дети оказались яркими молодыми суперзвездами, выпячивают грудь и говорят: «Посмотрите, чего мы достигли». Те, кто вырастил строптивых и безответственных детей, думают: «Где мы ошиблись?» Нельзя сказать, что кто-то из них абсолютно прав. Никто не отрицает важной роли родителей в развитии и воспитании детей. Но они только часть составляющих, из которых складывается молодая личность.
Вторая: до сих пор ученые упрощали объяснение человеческого поведения. Мы шире, чем рамки нашего опыта, качество нашего питания, генетическая наследственность. Мы больше, чем наша биохимия и влияние родителей. Бог создал нас уникальными личностями, способными самостоятельно и рационально мыслить. Вот что делает задачу воспитания такой сложной и одновременно благодарной. В общем, когда вы думаете, что поняли своих детей, лучше не обольщаться. Что-то неожиданное уже поджидает вас впереди.
В: Писание подтверждает, что у младенцев присутствуют темперамент и личностные качества до рождения?
О: Да, из нескольких источников мы узнаем, что Бог относится к нерожденному ребенку как к личности. Он сказал пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иеремия 1:5, RSV). Апостол Павел сказал, что мы также были избраны до рождения (см. Ефесянам 1:4). И в замечательном изложении нам рассказывают о пренатальном развитии близнецов Иакова и Исава. Как и предсказывалось, один оказался жестким и бунтарем по духу, а другой – что-то вроде маменькиного сынка. Они боролись друг с другом до рождения, и конфликт продолжался большую часть их жизни (см. Бытие 25:22–27). Потом в одном из самых загадочных и тревожных утверждений Библии мы находим – Господь сказал: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел» (Римлянам, 9:13). Видимо, Бог увидел бунтарскую природу Исава до того, как он родился, и знал, что тот не будет восприимчив к Божественному духу.
Эти примеры показывают нам, что нерожденные дети уже несут в себе индивидуальность, о которой знает Бог. Они также подтверждают, по крайней мере для меня, зло абортов, уничтожающих эти маленькие эмбриональные личности.
В: Как вы можете утверждать, что драгоценные маленькие новорожденные приходят в мир со своим злом? Я согласна с экспертами, которые говорят, что дети рождаются хорошими и только позже учатся поступать неправильно.
О: Поймите, мы не обсуждаем здесь чистоту и невинность младенцев. Никто не подвергает сомнению их ценность как творений Бога. Разногласия касаются тенденций и наклонностей, которые они унаследовали. Люди, верящие во врожденную доброту, заставляют нас согласиться, что человек от природы бескорыстен, честен, испытывает уважительное и доброе отношение к другим, сдержан, послушен властям и т. д. Дети, по вашим словам, лишь позже учатся неправильно поступать, если подвергаются воздействию коррумпированного и заблудшего общества. Плохой жизненный опыт – причина плохого поведения. Отсюда следует: чтобы вырастить здоровых малышей, родители должны обеспечить им благоприятную среду и отойти в сторону. Естественная доброта сама будет течь изнутри.
Это гуманистический взгляд на детскую природу. Миллионы людей верят в его правоту. Большинство психологов принимали и пропагандировали эту идею на протяжении ХХ века. Но есть в этой концепции одно «но»: она абсолютно не верна.
В: Как вы можете быть настолько уверены в своем понимании детской природы? Какие доказательства подтверждают вашу веру в то, что у детей есть склонность к неправильным поступкам?
О: Начнем с того, что «руководство пользователя» объясняет человеческую природу. Только Создатель детей может рассказать, как он их создал, что и сделано в Писании. Оно учит, что мы рождены в грехе, унаследовав непослушание от Адама. Царь Давид сказал: «Во грехе родила меня мать моя» (Псалом, 51:5, курсив автора), – что означает: склонность к неправильным поступкам передавалась генетически. Павел писал, что греховность свойственна каждому человеку, живущему на земле. «Все согрешили, и лишены славы Божией» (Римлянам, 3:23, курсив автора). Следовательно, дети наделены естественной склонности к бунтарству, эгоизму, лживости, агрессии, эксплуатации других и жадности. Их не надо этому учить. Это естественное выражение человеческой природы.
Хотя современный светский мир относится к этим взглядам с презрением, доказательства в их пользу неопровержимы. Как еще мы можем объяснить пагубную и извращенную природу буквально любого общества на земле? Кровавые войны более пяти тысяч лет занимают центральное место в мировой истории. Во всем мире люди всех рас и вероисповеданий столетие за столетием стремились насиловать, грабить, сжигать, взрывать и убивать друг друга. Мир был лишь кратковременной паузой, когда они останавливались для перезагрузки. Платон более 2350 лет назад сказал: «Только мертвые видели конец войны»[23]. Он был прав, и так будет продолжаться до тех пор, пока не явится Принц Мира.
Ранние годы имеют решающее значение для будущего отношения ребенка к власти. Его следует терпеливо учить слушаться, а не ждать, пока он повзрослеет.
Не только народы воевали друг против друга со времен зарождения истории. Мы также находим удручающие случаи убийств, наркомании, растления детей, проституции, прелюбодеяния, гомосексуализма и непорядочности среди отдельных лиц. Как объяснить это всепроникающее зло в мире людей, естественным образом склонных к добру? Неужели они просто поддались антисоциальным и аморальным настроениям, несмотря на свои врожденные качества? Если так, то, конечно, хотя бы одно общество в целом мире сохранило бы доброту, с которой рождаются дети. Но где оно? Существует ли такое место? Нет, хотя можно допустить, что одни общества более нравственны, чем другие. Тем не менее, нигде нет гармонии, о которой говорят теоретики естественной добродетели. Почему? Потому что их основная посылка ошибочна.
В: Что это библейское понимание означает для родителей? Должны ли они считать своих детей виновными до того, как те сделают что-то плохое?
О: Конечно нет. Дети не отвечают за свои грехи, пока не достигнут возраста ответственности, а срок его известен только Богу. С другой стороны, родители не должны удивляться, когда ребенок начинает бунтовать и плохо себя вести. Вероятно, недостойное поведение проявится к полутора годам или раньше. Любому, кто наблюдал за истерикой малышки, не получившей желаемого, трудно объяснить, почему фраза «врожденная доброта» стала так популярна! Разве ее мама или папа показывали ей пример, падая на пол, пуская слюни, пинаясь, плача и визжа? Думаю, вряд ли. Но ни один ребенок не нуждается в подобной демонстрации. Бунтарство приходит в этом возрасте само собой, правда, у разных детей оно проявляется по-разному.
Поэтому родители могут и должны воспитывать, лепить, исправлять, направлять, наказывать, поощрять, руководить, предупреждать, учить и любить своих детей в годы их становления. Их цель – сформировать внутреннюю культуру ребенка и не дать ему тиранить всю семью. Однако только Иисус Христос может очистить душу и сделать ее пригодной для Творца. Этому учит людей Библия, и в это я твердо верю.
В: Если для малыша естественно нарушать правила, следует ли его наказывать за непослушание?
О: Вы затронули очень важный вопрос. Многих шлепков и пощечин можно и нужно избегать. Малыши очень часто попадают в трудные ситуации из-за своей естественной необходимости трогать, кусать, пробовать на вкус, нюхать и крушить все, что находится на доступном расстоянии. Однако это исследовательское поведение не агрессивно. Оно служит важным средством обучения, и ему не нужно препятствовать. Я видел родителей, которые целыми днями шлепают двухлетних малышей за то, что те просто изучают свой мир. Такое подавление здорового любопытства несправедливо по отношению к ребенку. Глупо оставлять дорогую безделушку там, где она привлекает его внимание, а потом ругать его за то, что он не прошел мимо. Если маленькие пальчики будут упрямо тянуть ее с нижней полки, разумнее отвлечь ребенка, а не наказывать за упрямство. Малыши не могут сопротивляться искушению поиграть чем-нибудь новеньким, их легко заинтересовать менее хрупкой игрушкой. Родителям нужно всегда иметь под рукой несколько альтернативных предметов, на всякий случай.
Когда же следует наказывать малыша в легкой форме? Когда он открыто бросает вызов устным указаниям родителей. Если он убегает, когда его зовут, нарочно разбивает бутылку с молоком об пол, бросается на проезжую часть, кричит и устраивает истерику перед сном, дерется с друзьями, – это неприемлемые формы поведения, которые нельзя поощрять. Однако даже в таких ситуациях не обязательно нужны шлепки. Уверенный, но не сильный хлопок по руке или приказ посидеть несколько минут в кресле не менее убедительно передают послание родителя. Шлепки лучше придержать для самых активных проявлений антагонизма, обычно происходящих после третьего дня рождения.
Ранние годы имеют решающее значение для будущего отношения ребенка к власти. Его следует терпеливо учить слушаться, а не ждать, пока он повзрослеет.
Не отказываясь ни от чего, что я сказал ранее, я все же признаюсь, что верю в разумную благосклонность (и юмор) в отношениях родителей и детей. В мире, где детей вынуждают взрослеть очень быстро, под постоянным взглядом критических глаз их дух может высохнуть, как чернослив. Поэтому так приятно видеть, как родители отказываются от суровости в пользу снисходительности. Любящему прощению всегда есть место в семье. Ничто так не исцеляет ранимую душу ребенка, как веселье и смех, наполняющие дом. Давно ли вы слышали хорошие шутки?
Глава 4
Формирование воли
Однажды в Канзас-Сити ко мне подошла молодая мама строптивой трехлетней девочки, чтобы поблагодарить за мои книги и передачи. Она рассказала, что несколько месяцев назад ее маленькая дочь стала чрезвычайно дерзкой и умудрялась держать в страхе расстроенных маму с папой. Они понимали, что она манипулирует ими, но им не удавалось восстановить контроль.
Однажды в магазине им случайно попалась моя книга «Не бойтесь наказывать» / Dare to Discipline (недавно вышло новое, переработанное издание под названием «Новый подход к наказанию» / The New Dare to Discipline[24]). Из нее они узнали, что, с моей точки зрения, допустимо отшлепать ребенка при определенных обстоятельствах, и, когда в следующий раз дочь дала им повод, воспользовались этим методом. Правда, малышка оказалась достаточно смышленой, чтобы понять, откуда родители набрались новых идей. Проснувшись на следующее утро, мама обнаружила книгу, плавающую в унитазе! Милая девчушка постаралась отправить мой «труд» в канализацию, где, по ее мнению, ему и было место. Я думаю, это самый яркий отзыв из всех, что я получал на свои работы!
Этот случай был не единственным. Другой малыш сумел выбрать именно мою книгу среди стоящих на полке и швырнуть ее в камин. После таких атак я легко мог бы стать параноиком. Доктор Бенджамин Спок, покойный педиатр, написавший широко известную книгу «Ребенок и уход за ним», был любим миллионами детей, воспитанных под его руководством[25]. Меня же, по-видимому, презирают уже два поколения мальчишек и девчонок, мечтающих подкараулить меня в пустынном переулке темной ночью.
Я получаю восхитительные письма о дисциплине от детей и их родителей. Один студент колледжа подошел ко мне и с улыбкой вручил стишок, написанный специально для меня. Вот он:
Розы красные,
book-ads2