Часть 1 из 15 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Неумывакин Иван ПавловичОб авторе
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Источники
* * *
Неумывакин Иван Павлович
«МЁД»
Мифы и реальность
Данная книга не является учебником по медицине, все рекомендации, приведенные в ней, следует использовать только после согласования с лечащим врачом.
Об авторе
Неумывакин Иван Павлович, доктор медицинских наук, профессор. Действительный член Международной академии информатизации, Международной академии энергоинформатизационных наук, Российской Академии естественных наук, Академии медико-технических наук. Заслуженныq изобретатель России, Лауреат Госпремии, Член Президиума Общероссийской медицинской ассоциации специалистов традиционной народной медники и целителей, как ведущий народный целитель России удостоен высшей награды а этой области — янтарной «Звезды магистра», в апреле 2005 года удостоен награды «Международная премия: Профессия — жизнь».
С 1959 года в течение 30 лет занимался космической медициной: разработкой методов и средств оказания медицинской помощи космонавтом при полетах различной продолжительности.
Записи одного из древних медицинских трактатов утверждают: «Мёд оздоровляет все внутренние органы, поддерживает силу, снимает жар… а длительное его употребление укрепляет волю, придает легкость телу, сохраняет молодость, продлевает годы жизни». Это совершенно справедливое утверждение подтверждается тысячелетней лечебной практикой с использованием меда и результатами научного исследования этого уникального продукта. Используйте мёд — и ваша жизнь станет не только слаще, но и здоровее.
Введение
Я вспоминаю свое детство — в деревнях тогда (да и сейчас) в качестве сладкого готовили сушеную дыню, варенье, вываривали арбузный и фруктовые соки. И хотя все это было желанным лакомством, ничто не могло заменить созданный самой природой мед. Слово «мед» ассоциируется не только со сладким вкусом, но и тем блаженством и умиротворенным покоем, который наступает после его приема — природа так распорядилась, что и основе жизнедеятельности клетки лежит глюкоза, энергетическое средство, и любой съеденный вами продукт превращается в нее.
В Киргизии, на моей родине, многие мои друзья, демобилизовавшись, да еще с грузом болезней, стали заниматься пасекой. Кто бывал в горах Киргизии, гот помнит богатейшее альпийское разнотравье, с ранней весны (в низинах) и до середины лета, а то и до самой осени (на высоте до 3–4 тысяч метров над уровнем моря) радующее глаз, когда от самого воздуха балдеешь — хочется его просто пить! Собранный на разнотравье в Киргизии мед может сравниться разве что с алтайским медом.
Разумеется, работа на пасеке требует определенной жертвенности (жизнь практически в полевых условиях, вдали от дома, обязательно рядом со специалистом, наличие транспорта, вначале определенные затраты и т. д.). то есть добыча меда — довольно тяжелый труд, и все-таки игра стоит свеч. Замечено, что все, кто имеет дело с пчеловодством, становятся здоровее, чему способствует работа на свежем воздухе, постоянная физическая нагрузка при уходе за ульями, забота о других (в частности, и о пчелах), наконец сам мед — уникальный дар Природы. К тому же пасечнику просто некогда думать о себе и о своих болезнях — и человек становится здоровым.
К сожалению, не все могут держать пасеку. Однако каждый может с помощью меда поправить свое здоровье, воспользовавшись рекомендациями этой книги. Судите сами, стоит ли искать спасение в синтетических лекарствах, когда многие из них можно успешно заменить медом, в составе которого изумительно сочетаются макро- и микроэлементы, витамины, аминокислоты, другие ценнейшие и необходимые организму человека вещества, способные восстанавливать обменные процессы, улучшать здоровье в целом. Конечно, вы не найдете здоровье на дне медового бочонка буквально — дары не падают с неба. Ведь даже чтобы добыть мед, нужно, как я уже сказал, потрудиться. Однако сочетая употребление меда с обеспечением других факторов здоровья — здоровой жизненной средой, двигательной активностью, рациональным питанием и другими — вы, несомненно, повлияете на свое самочувствие самым лучшим образом. Замечу только, что, отдавая меду предпочтение перед другими сладкими продуктами, не надо злоупотреблять им. Все должно быть в меру.
Глава 1
«ВНУТРЕННОСТИ СЛЕДУЕТ ОРОШАТЬ МЕДОМ»
Сегодня каждый знает или хотя бы слышал об исключительной полезности меда. Однако зародилось это знание в глубокой древности. Редкий врачеватель и философ древности не воспел выдающиеся общеукрепляющие и лечебные свойства этого уникального природного продукта. «Внутренности следует орошать медом, а наружность маслом» — поэтически утверждал свыше ста лет проживший древнегреческий философ Демокрит. О том же еще раньше говорил и знаменитый математик Пифагор, считавший, что именно благодаря систематическому употреблению меда он смог дожить до глубокой старости, сохранив при этом ясность мысли.
Почти всеми народами мед еще в древности применялся с лечебной целью.
В египетской медицинской «Книге о приготовлении лекарств для всех частей человеческого тела», написанной 3,5 тысячи лет тому назад, приводится множество рецептов, в состав которых входит мед. В ней рассказывается о медолечении желудочных, почечных, глазных и других заболеваний, а также даются указания о местном применении меда, из которого можно делать мази, пластыри, припарки и другие лекарственные формы.
В древней китайской книге «Описание растений и трав бога плодородия» упоминается, что мед «вылечивает внутренние органы, придает силу, снижает жар», а также говорится, что «продолжительное употребление его закаляет волю, придает легкость телу, сохраняет молодость, продлевает жизнь».
В сохранившемся старинном индийском медицинском трактате «Аюрведа» («Книга жизни») говорится, что продлить жизнь человека можно особым эликсиром и диетой, в составе которой молоко и мед. «Аюрведа» же считала мед с молоком лучшим средством против истощения организма и туберкулеза. А в священной книге «Напиток бессмертия» сообщается, что мед входит в состав самого сильного и укрепляющего организм средства, подобного знаменитой греческой амброзии.
Большим доверием мед в качестве лекарственного средства пользовался в греческой античной медицине. Выше уже говорилось о высокой оценке этого природного продукта Пифагором и Демокритом. А вот другого знаменитого древнегреческого философа и ученого — Аристотеля, чей отец, Никомах, был врачом при дворе македонских царей, называли даже «Солнцем древнего пчеловодства», и он был убежден, что мед имеет особенные качества, являющиеся исключительно благоприятными для человеческого организма.
Успешно применял мед при многих заболеваниях и Гиппократ, известный как реформатор древней медицины. Например, в своем сочинении «О ранах» он указывает: «Лекарство для застарелых ран, для свежих ран, для крайней плоти, для ран головы и уха — сушеная желчь быка, первосортный мед, белое вино, в котором сварены опилки лотоса, ладан и столько же мирры, столько же шафрана, медный цвет; то же и для жидкостей: вина больше всего, на втором месте — мед; меньше всего — желчи.
Еще лекарство; вино, кедровый мед, твердые вещества: медный цвет, сухая кора граната. Еще: жареного медного цвета полчасти, мирры одна часть, шафрана три части, немного меду — все варится с вином.
Еще: толкут зеленую кору фиговых ветвей в соку фигового дерева и применяют ее с вином или без вина; медом.
Еще: берут зерна очень сухой соли, насколько можно одинаковой величины и небольшие, бросают их в медный или новый глиняный горшок, потом берут первокачественного меда вдвое больше, чем соли, и наливают его на соль: ставят горшок на уголья и оставляют его так, пока не будет пережжено. Потом впитывают губкой жидкое содержимое раны, вычищают ее и применяют повязку, как в предыдущем случае, но стягивают немного покрепче. Застарелые раны, помещающиеся на голенях, иногда становятся кровоточащими и черными; растереть цвет донника, смочить его медом и пользоваться как пластырем…».
Отмечал Гиппократ и то, что «медовый напиток, выпиваемый в острых болезнях в продолжение всей болезни, для тех, которые накопляют горькую желчь и у которых увеличиваются внутренности, менее пригоден, чем для не имеющих всего такого. Однако он возбуждает жажду меньше, чем сладкое вино, ибо он смягчает легкое и изводит мокроту и успокаивает кашель. Действительно, он имеет какое-то чистительное свойство, потому что делает мокроту сверх меры клейкою. Медовый напиток вызывает мочу в достаточном количестве, если только не препятствует что-либо со стороны внутренностей». Говоря же о лечении легочных заболеваний, Гиппократ пишет: «Питье уксуса медового, называемого оксимель, имеет, как ты убедишься, многоразличную пользу в этих болезнях, ибо выводит мокроту и делает легким дыхание».
Можно найти у Гиппократа и немало ценных советов о применении пчелиного меда при многочисленных заболеваниях желудочно-кишечного тракта: «Истолки молочай, подлей туда воды, процеди, замеси с мукой, приготовь порошок, подлей вареного меда и давай это есть тем, которые нуждаются в кишечных извержениях, и страдающим водянкой; сверх того они должны пить сладкое водянистое вино и медовый напиток, разбавленный водой, приготовленный с остатками воска». И далее: «В общем лекарство, которое должно действовать на стул и на мочу, ты даешь в вине и в меду; если оно должно действовать только на стул, оно должно быть дано в большом количестве в уксусе-меде, разбавленном водой».
Римлянам также были хорошо известны питательные и лечебные, а также консервирующие свойства меда. В I веке нашей эры древнеримский врачеватель греческого происхождения — Диоскорид в своей книге «Materia medica», считающейся большинством специалистов основой медицинской фармакопеи, также указывал, что мед полезно употреблять при лечении заболеваний, в частности желудочно-кишечных. Кроме того, ученый обращает внимание на то, что мед обладает гигроскопической силой и пригоден для вливания в загрязненные раны и фистулы.
Знаменитый римский писатель и ученый Плиний, чья «Естественная история» считается украшением римской литературы, писал, например, что рыбий жир в соединении с пчелиным медом хорошо действует на инфицированные раны. Плиний также рекомендует мед в качестве хорошего средства против нарывов в полости рта.
Широко рекомендовал мед при лечении различных заболеваний известный римский врач Гален.
По представлениям восточной медицины, мед обладает свойствами очищать и открывать закупорки, отрывать вязкие вещества от стенок желудка и кишечника, очищать вязкую мокроту, вытягивать застойные жидкости из глубин организма, очищать мозг от излишков и вредных веществ, лечить паралич, водянку, желтуху.
«Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мод» — рекомендовал выдающийся поэт, естествоиспытатель и врачеватель Авиценна, особенно, по мнению ученого, это касалось людей старше 45 лет. Мед, по мнению ученого, «придает бодрость, способствует пищеварению, облегчает отхаркивание, возбуждает аппетит, сохраняет молодость, восстанавливает память». В своем медицинском трактате он дает различные лечебные рецепты, в составе которых есть мед. Авиценна, например, считал, что смесь меда с лепестками розы хорошо помогает при начальных стадиях туберкулеза легких. Наиболее эффективным он находил применение такой смеси утром, до полудня.
Другой восточный целитель, Тибби Юсуфи, высказывался о меде следующим образом: «Коль холодные матерь и овладеют чьей натурой и согреться будет трудно, — нужно мед употреблять».
Как великолепное лечебное средство мед издревле высоко ценился и на Руси. Вот как описываются целебные свойства меда в старинных русских лечебниках: «Мед есть сок с росы небесной, который пчелы збирают во время доброе с цветов благоуханных, многу и угоден бывает к лекарству от многих болезней… Мед на раны смрадные пособляет, очей затемнение отдаляет, помазуючи или пластырь прикладыиваючи, распадлины рта лечит, воду мочевую порушает, живот обмягчяет, кашлючим пособляет, ядовитое укушение лечит и укушение бешеныя собаки уздравляет, на раны глубокия добре пособляет, легкому и всем сустава нутренним несказанно есть лекарство». Здесь же приводятся десятки рецептов, в состав которых входит пчелиный мед. Можно встретить сочетание меда с ромашкой, крапивой, лебедой, луком, чесноком, пастернаком, хмелем, горчичным семенем, маком, уксусом и т. д.
Эти рукописные лечебники характеризуют мед как лекарство, которое показано для лечения людей всех возрастов: «Мед дивий даем прияти без боянства по рассуждению младым и старым, и женатым и брюхатым, понеже мед дивий в приятии невредителен есть и зачавшемуся во утробе».
Для приготовления лекарств, рекомендуемых при легочных заболеваниях, в старинных русских лечебниках можно найти следующие указания: «В кашле лихом истолки чесноку три головки и клади в горшок, и налей медом пресным, и покрой крышкой, и поставь на ночь в печь теплую, чтобы упрело, и дай ести, поможет».
«В весьма упорном кашле с кровохарканьем употребляли и в прежние времена чеснок с черемухой, мелко истолченные и с медом смешанные. Все это варилось до известной густоты, и из состава сего больному давался золотник для внутреннего употребления».
«Семя крапивное, варено в меду пресном или сыте и приятного рассуждению, выгонит густую мокрость из тела, и язвы плючения заживит, и урину легкостно движет, болесть же из поясницы выведет и оток поляжет».
«То корение (девясил) толчено и смешено с медом пресным, подобно мазуни, приятно утре и вечере, елико восходешь, и от того кашель уймется, и вредительскую мокрость густую изнутри выгонит, и болезнь из поясницы выведет».
В старинных русских рукописных лечебниках можно также найти очень интересные указания относительно лечебных свойств пчелиного меда при желудочно-кишечных заболеваниях: «Той же цвет (шиповник), свежий или сухой, толчен, елико восхощешь, и смешан с медом пресным да с сахаром головным, и варено на огне, и в том будут масть, и то часто приятно, всякую вредительскую мокрость из стомаха выведет».
«Той же цвет (ромашки) толчен и смешан с медом пресным и принят, легко пропуск творит и всякую вредительскую мокрость, коя бывает в кишках, выгонит».
Сохранились указания и для лечения различных болезней сердца, ведь этот самый совершенный в природе двигатель очень нуждается в глюкозе или меде: «Та же трава (буглос, или воловий язык), положена в вино фряжское, подсычена медом, и то приятно, или кто ее часто в брашне приемлет, уныние отгонит и весельство человеку наводит, и разуму острость подает и черленую кручину, коя родится от великого горячества, и болесть от сердца, и вредительную мокрость изо всего тела изгонит, и растение добрыя крови творит, и сердце укрепляет».
Богатейший опыт наблюдений и обширной практики по использованию целебных свойств меда для лечения заболеваний самого разного рода, накопленный разными культурами за тысячи лет, разумеется, даром не пропал. И современная наука, изучая свойства этого неоценимого продукта и подтверждая многие старинные рецепты, продолжает открывать и новые возможности использования меда в медицинской практике.
book-ads2Перейти к странице: