Часть 14 из 45 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– О нет. Он умный и опытный правитель. Он был вынужден так поступить, чтобы сохранить Империю. Он и его люди вне угрозы. А вот аристократы, которые ставят свои никчемные интересы выше державных, – они отплатят кровью за свою недальновидность. И я уверен – они это уже понимают.
– И ты до сих пор жив.
– Да, это их большая недоработка. Но убийство меня сейчас развяжет руки Вардану, который, опираясь на толпу, сам растерзает этих зарвавшихся аристократов. Поэтому можешь не переживать – мы в безопасности. Даже и не думай про это. Лучше расскажи, как тебе удалось столько времени продержаться, устояв перед крещением?
– Ничего сложного, – пожала она плечами. – Сначала я просто отмахивалась от него, игнорируя намеки, а когда они попытались меня шантажировать, сделала вид, что согласилась. И просто саботировала подготовку к крещению. Они на это пытались закрывать глаза, а я демонстрировала истовость веры и всячески себя осуждала за ошибки в подготовке. Так и протянула. Они заложники слишком запутанных ритуалов и противоречивых догматов. Просто смех. Познакомившись здесь поближе с этими жрецами, я поняла, почему ты выступаешь столь последовательным богоборцем.
– О нет, милая, – возразил Ярослав. – Я не борюсь против богов. Я борюсь против церквей. А это очень большая разница. Римская империя сделала большую ошибку, когда возвела один из культов в ранг единственного и обязательного. В результате церковь вместо дел духовных занялась борьбой за власть, конкурируя с государством. Я же хочу, чтобы церквей было много. Чтобы они между собой конфликтовали и занимались делом, а не лезли туда, где их присутствие только мешает.
– А как же спасение души?
– Спасение души – личное дело каждого. По вере его и спасение. Дело государства – устранить этого внутреннего врага, способного разрушить любую державу. И использовать церкви во благо, как во времена ранней Империи и было.
– Так ты не против христианства? – удивилась Пелагея.
– Нет. Конечно, нет. Я ведь христианин. Но я против христианской церкви. И да, вероятно, тебе действительно придется принять христианство. Но без давления, само собой. Потому что то, что я задумал, будет этого требовать. Не ради тебя или меня. А для будущего наших детей.
– Ты столько говорил плохого о христианстве…
– О христианской церкви. И говорил, и сейчас скажу. Но человек предполагает, а бог располагает. Если я правильно понимаю задумку Вардана – то ее не реализовать вне иной конфессии.
– Ты серьезно?
– Милая, это просто еще один бог. Примешь крещение, и мы уедем отсюда. А там, на Днепре, ты как была, так и останешься верховной жрицей Макоши. Все остальное – мелочи.
– Боюсь, все не так просто.
– Все намного проще, чем ты думаешь.
– Иногда я думаю, что тебе плевать на богов и все высшие силы. Но я смотрю на твои дела и вижу в них их руку. Многое из того, что ты делал, без божьей помощи не осуществить. И такое пренебрежение. Почему? Не понимаю.
– Потому что в человека я верю больше.
– И приносишь в жертву людей.
– Их все равно бы убили. Содержать такое количество пленных мы не могли. А так – и убили, и для людей красивое зрелище учинили.
– Красивое?! Зрелище?! Резать людей – это красиво?!
– Хлеба и зрелищ, – пожав плечами, произнес Ярослав. – В былые века люди с радостью приходили посмотреть на то, как гладиаторы резали друг друга на арене. А теперь спешат на площадь, чтобы поглазеть на казни. Люди любят кровь. Она их будоражит. Поэтому, прекрасно понимая, что от пленных нужно быстро избавляться, мне ничего не оставалось, кроме как устроить всю эту феерию с жертвоприношением. Заодно и боевой дух ребят поднял. Ведь после ТАКОЙ жертвы бог точно нас услышит и проявит свою благосклонность.
– Он и услышал.
– Возможно. А может быть, он позволил ребятам поверить в себя и победить своими руками с молчаливого согласия бога войны.
– И как ты будешь теперь со всем этим жить?
– Как и раньше, – пожал плечами Ярослав. – Если бы я оставил пленных в живых, то подошедшая армия халифа могла нас уничтожить. Имея такую толпу лояльных врагу людей за спиной – опасно вступать в бой. Их все одно нужно было убивать. Что так, что этак. Или умереть вместо них. Выбора, по сути, не было.
– Но жертвоприношение…
– Это лучшая форма смерти, что я сумел придумать. Их просто забили, и все. Без пыток и издевательств. Если же я довел бы до своих командиров обстановку, то так быстро все не закончилось.
– Это все какое-то безумие… с кем я связалась? – покачала головой Пелагея.
– Со своим мужем, который тебя любит.
– Любит? И поэтому спит со всякими девками?
– Это было необходимо.
– Ты так и не объяснил почему.
– Александрия – это важнейший торговый узел. Передача его под контроль моих родственников – большой задел на будущее. Благодаря этому шагу мои корабли смогут идти из Днепра не в Константинополь, а сразу в Александрию. Плюс – ремесленники. Вон я их сколько привез.
– К Александрии у меня вопросов нет. А Иудея?
– Сколько иудеев в каждом городе? По всему Средиземному морю везде и всюду есть их небольшие группы, что поддерживают связь между собой. Дружба с ними – это полезные сведения. Это много интересной торговли. И что немаловажно – это ремесленники. Много ремесленников, в том числе высокого мастерства.
– Слишком иллюзорная выгода. Тебе не кажется?
– Ты просто не знакома с этим народом, – улыбнулся Ярослав.
– А девица?
– А девица гарантирует, что у наших детей там будут родственники. И это очень важно в их культуре. Кровное родство – весьма опасное дело. Но и полезное. Даже когда Вардан или его наследники лишат Иудею автономии, это все равно будет играть на руку нашим детям.
– И все?
– И все.
– Дорогой… ты безумец… Зачем тебе все это? Сидели бы тихо на Днепре и занимались бы хозяйством. Мне кажется, ты занимаешься каким-то вздором для того, чтобы потешить свое самолюбие. Победы… слава… ты в этом купаешься и наслаждаешься. Но это ли нужно нашим людям?
– Нет, дорогая. Это не так работает. Чтобы в твоем доме были покой, уют и мир, у тебя должны быть очень длинные руки и до зубов вооруженные воины. Не сидящие при том без дела. Мы живем не одни на этой планете. И наши интересы есть много где за пределами наших земель. И никто, кроме нас, их отстаивать не будет. Сидеть на попе ровно и заниматься хозяйством да внутренними делами, игнорируя все угрозы вокруг, – это дорога в ад. Такое себе может позволить только деревушка на краю мира. Для остальных это смерти подобно.
Глава 10
867 год, 1 апреля, Константинополь
Утро первого апреля выдалось на удивление серьезным и даже несколько прохладным. Вселенский Собор, который длился более полугода, наконец решили объявить закрытым.
Ярослав стоял на ступеньках Святой Софии и слушал, прикрыв глаза. А глашатай, надрываясь, зачитывал один тезис за другим перед толпой. Огромной толпой. Причем, чтобы голос его звучал громче, наш герой подсуетился и выделил ему корабельный рупор. На подставке.
В этой толпе стояли не только жители Константинополя, но и многие гости столицы. Очень многие, съехавшиеся со всей Европы, Ближнего Востока и части Северной Африки. И христиане, и мусульмане, и иудеи, и язычники всех сортов. Последние, конечно, были скорее проездом, но, узнав о столь важном событии, не преминули воспользоваться возможностью посмотреть и послушать. Мало ли что-то важное для себя получится узнать.
Первым и самым главным итогом Вселенского Собора стал акт «о равенстве». Согласно которому признавалось равенство промеж учений. Христианских, безусловно. Из-за чего более не преследовались ариане, копты и прочие. Имперским вариантом христианства признавался никейский обряд, что не исключало и не запрещало другие поместные обряды. При этом латинская епархия подтверждала свою верность никейскому, то есть Имперскому, обряду и отрекалась от «филиокве»[14] и прочих региональных особенностей.
Ярослав на этом настаивал самым бескомпромиссным образом. Ибо считал, что если не будет официального запрета на религиозное инакомыслие, то вариантов христианства будет вагон и маленькая тележка. Что не позволит ни одному из них выступать достаточно сильным игроком, способным бороться со светской властью на равных за влияние. И каждый из таких культов, напротив, станет искать расположение светских владык.
Другим важным защитным механизмом в рамках принципа равенства стало введение «духовных регламентов». Так, например, отлучить от церкви или предать анафеме лицо духовное в сане от епископа и выше мог только Вселенский Собор, и никто иной. А любое другое духовное лицо – Поместный собор. Что резко затрудняло применение формально репрессивных механизмов в церковном аппарате. При этом Вселенским мог считаться только тот собор, на котором присутствовали как минимум все пять глав Пентархии.
Вторым, не менее важным итогом Собора стал факт того, что «концепт божественных ликов», что высказывался Ярославом, не получил никакого осуждения. Вообще. Никак. Из-за чего его учение не выглядело ересью, во всяком случае, официально. Что открывало своего рода «окно Овертона»[15] для интеграции христианства с язычеством на качественно новом уровне.
Но чудеса на этом не закончились.
Чего стоило только «покаяние Папы», в котором Папа Римский Николай I признал подложность «Исидоровых декреталей»[16]. Виновником подлога был объявлен Карл Великий, который за введение иерархов в заблуждение посмертно отлучался от церкви. А коронация его признавалась воровской, то есть незаконной. Как следствие, все его наследники теряли всякие права на «корону Запада».
Другим следствием этого «покаяния» стало то, что Папа Лев III, принявший подложные декреталии, «столь неумело сделанные, что невозможно усомниться в сговоре», также отлучался посмертно от церкви. Под удар попадал и Папа Захарий, поддержавший незаконный захват власти Карлом Мартелом и его сыном. Что разом заварило в Европе удивительную кашу, потому что не только лишило Каролингов притязаний на корону Запада, но и объявило их власть – незаконной. То есть всякие вассальные клятвы, данные им, церковь отныне считала недействительными. Учитывая тот факт, что обстановка в тех краях была горячей, это был просто чудовищный удар по наследникам Карла, практически не оставлявший им шансов на успех.
Да, для Николая I это был очень непростой шаг. Он ведь стремился укрепить папский престол. Но Ярослав ему «намекнул», что если он не уймет свою гордыню и не сделает то, что ему говорят, то наш герой заглянет в гости. И даже гунны в своих могилах удивятся его «чудесам» в древнем городе. Но главное: все полученные Папским престолом города в Италии отойдут светским правителям.
Учитывая, что эти требования Ярослава нашли живой отклик в душе всех остальных участников Пентархии, то Папа был вынужден согласиться. Повторить судьбу халифа и приезжать в Константинополь пленником он не хотел. Тем более в том, что Ярослав умеет брать большие города, ни у кого сомнений не было. И полностью опустошенная Александрия, которую ныне спешно заново заселяли греки, тому прекрасный пример. А ведь она до нападения была более населенным городом, чем Рим…
Следом за покаянием Николая пришлось «посыпать голову пеплом» уже Фотию. Но уже совсем по другому вопросу. И тут Ярослав был еще более последователен и принципиален, нежели в вопросах латинской епархии.
Патриарх Константинополя был вынужден публично заявить о порочности так называемой Симфонии. Суть этой «штуки» была проста и на первый взгляд разумна. Но только на первый взгляд. «Симфония», грубо говоря, обозначала согласие церкви с властью, какой бы она ни была. Захватил заговорщик власть? Значит, так и надо. Незаконно? Значит, Всевышний ему помог. А потому и правильно все, законно. Что делало христианскую церковь на удивление ненадежным союзником власти. Особенно греческий вариант никейского обряда, который впоследствии трансформируется в православие. Ну… сделал это в оригинальной истории.
В латинском христианстве эта самая «Симфония» была намного слабее представлена. Для среды германских варваров такие поступки церкви воспринимались очень остро. Но не суть. Главное – Вселенский Собор осудил «Симфонию» и утвердил новый принцип христианской церкви – «Легальность». Отныне церковь должна была выступать гарантом легальности правления. Чтобы предотвращать воровские захваты власти.
В том же «покаянии Фотия» и были озвучены эти самые принципы легального наследования. По сути, это был вариант поздней английской системы полусалической примогенитуры, скрещенной с римской традицией завещания. То есть наследные земли не дробились между наследниками, а получал их либо старший наследник, либо тот, кто был указан в завещании. Но только один человек. Остальные могли рассчитывать на наследование только движимого имущества. Плюс гарантировалось приданое для выходящих замуж девиц и юношеское держание молодых мужчин за счет старшего родственника.
Старшим наследником считался не только сын. Им теперь могла быть и дочь. По введенной церковью системе сначала старшинство передавалось от одного сына к другому, а потом, по завершении сыновей, к дочерям. И только после пресечения этого «гнезда» передавалось детям первого старшего наследника, пусть даже и давно усопшего. И далее все шло по тому же принципу. Исключение составляло завещание, которое могло принудительно передать старшинство любому члену рода. Причем приоритет был именно у завещания, а не у естественного права.
И это «покаяние» оказалось куда более важным, нежели «плач» Николая I. Хотя бы потому, что устанавливало единую систему наследования для всех христианских государств. Во всех делах от монархов до обычных крестьян. И церковь теперь выступала гарантом выполнения этих условий, а не приживалой, что прилипала к любому сильному. Особенно остро это было нужно Византии, где наследование власти было тем еще шоу. Из-за чего в Империи чуть ли не каждое десятилетие происходили разнообразные шоу. Вплоть до убийства законного Василевса его противниками в храме. С последующим освящением власти этих самых убийц.
Ну и в качестве вишенки на торте Вселенский Собор распространил единый взгляд на брачный союз, утвердив так называемый римский брак. Опираясь на институции Юстиниана, он трактовался теперь как некий светский союз, нежели религиозный[17]. Из-за чего законным он признавался, будучи заключенным по любому обычаю. При этом религиозные верования вступающих в брак отныне не имели никакого значения. Это было необходимо для того, чтобы устранить юридическую дыру во взаимоотношениях с народами иных верований. Формально. На деле же это открывало возможность для межконфессиональных браков в самом широком диапазоне. Прежде всего внутри разнообразных христианских деноминаций, каковых в IX веке было великое множество. Как признанных, так и не очень. Но и для остальных это было очень удобно.
Более того, этот акт о «римском браке» кодифицировал правовой статус жен и наложниц. Жена должна была быть только одна. Наложниц, названных по римскому обычаю конкубинами – без ограничения. Дети жен были полноправными, от конкубин – с усеченными правами в плане наследования. В остальном – никакого осуждения. Более того, статус конкубины давал женщине определенные имущественные права. Кроме того, этот Вселенский Собор дал разъяснение, что многоженство – это когда более одной жены одномоментно, а не последовательно. И утвердил правила развода, упразднив ограничения на количество браков…
Читали долго.
Медленно. Вдумчиво. С расстановкой и толком.
book-ads2