Часть 27 из 58 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Не проверяла письма с фронта лишь французская военная цензура. Французы считали, что гораздо проще складывать личную почту в большие мешки и задерживать отправку на тридцать суток. И не надо платить зарплату огромному штату офицеров-проверяльщиков.
В чём-то логично: за месяц обстановка на фронтах так меняется, что сведения, упомянутые в письме, устаревают, становясь совершенно бесполезными для противника.
Однако за якобы логичным объяснением скрываются лень и безалаберность французской разведки. Любая деталь, упомянутая в письме, вплоть до вспоминаемого с ностальгией ручейка, протекающего на окраине родной деревушки, может сыграть свою роль даже спустя годы после написания письма. Не мудрено, что французы войну благополучно проиграли.
Чтобы войну выиграть, нельзя лениться, нельзя забывать о мельчайших деталях, нельзя отвлекаться на лишнее и нельзя терять голову. Вне зависимости от того, идёт ли речь о войне большой, на миллионы участников, или о маленькой, личной, войне на выживание.
* * *
Группа Виктора умела тщательно разрабатывать ходы. Лёгкими, еле заметными мазками доводила картину до совершенства. Сооружала пирамиды фальши, дарила журналистам припадочных свидетелей и симпатичных истеричек. Но до сих пор в голове не укладывается, каким образом миллиарды людей способны брать на веру неадекватные россказни? Или неадекватны как раз те, кто замечает очевидную ерунду?
Разумеется, группа поработала мастерски, но ведь в ладно скроенной картине заговора есть явно слабое место, а именно: любая проверка доказывает, что Освальд был террористом-одиночкой! Все обвинения в адрес властей о сокрытии заговора опровергают друг друга.
Но никто в мире не пытался найти истину в ворохе головокружительных сенсаций. На каждого из нас есть свой уровень мистификации. Толпе нравится верить в таинственность, мистические расклады, потусторонние силы и заговоры всемирного значения. Иначе жить неинтересно.
Именно поэтому основную роль в создании легенд играют статисты: журналисты, свидетели, публика, Если общество удаётся обратить в веру, заставить проникнуться идеей, то эффект достигается потрясающий — на сотню лет вперед.
Не сложно разрушить до основания реальный массив. Сложнее выстроить убедительный и достоверный фантастический мир, но если есть желание в фантазии верить, это удаётся.
А привкус тайны можно придать любому событию. Если в тюрьме сидит мелкий воришка, но на тюрьму падает метеорит, кто-нибудь всегда блестяще докажет, что ЦРУ (или «Моссад» вместе с КГБ) имеет в наличии технику, способную влиять на траекторию полёта небесных тел. И при всех уверениях, что метеорит рухнул случайно, народ будет покачивать головой: ой, не так все просто. Так что версии сами родятся.
* * *
Одна из схем поставки дезинформации известна с давних пор.
Человек делает заведомо ложное заявление. Заявление подхватывается и разносится по всему свету. В зависимости от целей лжи, создаются даже целые религии.
Позже выясняется, что человек откровенно солгал, он даже сам признаёт собственную ложь, однако круги расходятся всё шире и шире. Адепты не обращают внимания на признания автора.
Тот может долгие годы каяться в том, что выдумал сказку ради заработка или славы, однако верные поклонники не верят в саморазоблачения.
Признания в выдумке мешают адептам новой веры? Тем хуже для признаний!
Практика классическая. В двадцатом веке наиболее известен Лобсанг Рампа, обнаруживший трёхметровые тела атлантов в тибетских пещерах и распознавший третий глаз у людей, постигших истину. И хотя сам Лобсанг Рампа оказался английским журналистом, в жизни не выезжавшим не только в Тибет, но и в Азию, его признания в шутке и выдумках ради зарабатывания денег, уже никто не слушает.
Можно вспомнить и великого мистификатора девятнадцатого века Лео Таксиля, и прекрасного фантаста Карлоса Кастанеду, создателя изумительного образа мудрого Дона Хуана, причудливо трансформированного из сторожа захудалой гостиницы, в которой Кастанеда работал портье, выдумывая по ночам описания весёлых и безумных опытов.
Кастанеда даже не подозревал, что его юмористические откровения станут настольными книгами целых поколений (между прочим, умный Карлос Кастанеда сам в жизни не пробовал ни ядовитых наркотических грибов, ни слабых наркотиков. Даже не курил!).
* * *
Ночной портье Карлос Кастанеда сочинял юмористические рассказики, героем которых он вывел старика-сторожа Хуана — человека не пьющего даже пиво, некурящего, никогда в жизни не принимавшего наркотики. Кастанеда придал персонажу черты, которые были настоящему Хуану совершенно несвойственны, создал антипода с единственной целью — рассмешить почтеннейшую публику. Рассказики публиковал за гроши в местном журнальчике. До тех пор, пока умный приятель не посоветовал Кастанеде переработать юмористический цикл с героем-алкоголиком в серьёзные эзотерическо-астрологические исследования.
Талантливый Кастанеда совету внял, к тому же вспомнил анекдот о тёще, поевшей грибов (анекдот международный, несмотря на то, что в какой-нибудь Аргентине, грибами не увлекаются — просто там народ воспринимает смысл байки как отравление тёщи наркотиками). И выдал на-гора десяток толстенных томов, за обладание которыми почитатели драки у прилавков устраивали.
И попробуй шепни им про то, что Кастанеда сам неоднократно признаётся в подлоге. Может быть, совесть заела, а может быть, предохраняясь от возможного вздорного суда: мол, я, Карлос Кастанеда, неоднократно публично саморазоблачался, признавая, что ядовитыми грибами не питался, в волка не превращался, Дона Хуана выдумал ради шутки…
* * *
Психология толпы… Конечно, не всё так просто. Наивная вера в чудеса должна быть подкреплена убедительными фактами.
У создателей легенд филигранная работа — тут убавить, там перетасовать, а в результате возвести стройный, хотя насквозь фальшивый миф. Дать туманный намёк, покраснеть, как бы от стыда за собственную ложь, в тот момент, когда говоришь абсолютную правду. Следить за ходом дела, вносить корректировки, задавать верное направление. Очевидные нестыковки и несуразицы, даже если будут замечены, будут отметены с негодованием толпой, страждущей сенсаций и разоблачений.
Пресса тоже умеет работать — каждая газета сама по себе собственные версии создает, запутывает.
Остаётся подкидывать жареные факты, да погорячее и побестолковее.
В деле Кеннеди принципиально ничего нового не было. Как и с Лобсангом Рампой, с Кастанедой, с Таксилем, идиотские слухи повторяются, цитируются, приводятся в качестве неопровержимых улик, несмотря на очевидную их глупость.
Результат выглядит убедительно. Но каков уровень аналитической работы авторов долгоиграющих мифов, десятки лет будоражащих умы! Благодаря мелким и четким штрихам, маленьким бриллиантикам в ожерелье. Снимаю шляпу перед Кастанедой, Лобсангом Рампой, Виктором Фуэнтесом — профессионал понимает, насколько их труд сложнее ломания шей и выбивания зубов.
Справка: история Лобсанга Рампы
В каждом уважающем себя книжном магазине есть великие откровения знаменитого тибетского гуру по имени Лобсанг Рампа. Ему принадлежат десятки терминов из тибетской философии, включая третий глаз, описанный впервые именно им.
Лобсанг Рампа поведал человечеству о скрытых в глубинах Гималаев сокровищах предшествующей цивилизации, об огромных атлантах, спящих в таинственных пещерах и охраняемых суровыми ламами, о левитации, прохождениях сквозь стены, астральных полётах духа, блуждании в неподвластных обычному человеку запредельных сферах. Книги Лобсанга Рампы стали настольными произведениями для сотен миллионов последователей. Тысячи школ йоги преподают его учение, миллионы учеников искренне верят, что либо постигли тайны мироздания, либо находятся на пути постижения…
Образ Лобсанга Рампы создал англичанин Сирил Хоскин. В 1956 году безработный журналист, сидя в вагоне пригородной электрички, мучительно размышлял над тем, как заработать на хлеб насущный, дабы жена перестала пилить. И тут он заметил, что сидящий напротив джентльмен с увлечением читает книгу о Тибете. Сам Хоскин держал в руках томик Шерлока Холмса, где в одном из рассказов упоминается, что после удачной имитации своей гибели в битве с коварным профессором Мориарти, Холмс пробыл пару лет в Тибете. Сирилу Хоскину хватило совпадения для того, чтобы создать Лобсанга Рампу, великого тибетского мага, гуру, десницу высших сил.
Уже через год после появления первых выпусков и сам Хоскин, и издатели признались в розыгрыше с рекламной целью. Хоскин сознался, что выдумал и третий глаз, и атлантов в пещерах, и астральные путешествия и всё остальное. Разумеется, в Тибете автор никогда не бывал. Все детали быта, описанные Рампой, настолько отличаются от реальности, что люди, в Тибете бывавшие, хохотали над откровениями мудреца.
Однако, ни один из последователей учения не отвернулся от великого Лобсанга Рампы даже после предоставления полной информации о персонаже.
Вот как излагает, к примеру, ситуацию грек Дмитриос Передниосис, известнейший популяризатор учения: «Хоскин может утверждать всё, что ему вздумается. В мизерности собственного низкого существования Хоскин даже не понимает, что в момент написания произведений его рукою водили Высшие Силы… Через этого журналиста, не осознающего величия своего подвига, они поведали нам Истину».
Как видим, адепты Лобсанга Рампы не ведают сомнений. Невозможно признать, что журналист выдумывал учение с единственной целью — заработать на жизнь. Для верных поклонников теории такое признание означало бы крушение идеалов жизни.
Однажды Хоскин выбил зуб особо ревнивому паломнику. Вместо того, чтобы отвернуться от обидчика, ученик стал показывать окружающим зуб, выбитый самим Лобсангом Рампой, и гордиться тем, что его побил сам Учитель. Интерпретацией поступка гуру, вышибателя зубов, заполнены десятки книг, а тысячи учителей йоги с придыханием рассказывают о великом деянии. Сам Хоскин поведал о случае просто: «Ну, достал меня парень до смерти. Сколько же можно поклоняться Мюнгхаузену двадцатого века?»
Когда Хоскину окончательно надоело паломничество болельщиков (и надоело платить огромные налоги на прибыль от продажи книг), он уехал в Квебек, где и скончался в начале восьмидесятых годов. Говорят, правда, что слух о своей смерти он пустил специально, так как и в Квебеке его стали доставать местные путешественники в астрал.
Однако ж попробуйте поговорить с верным учеником школы йоги. Если тот и поверит в наличие Хоскина, то снисходительно разъяснит неучу о великих силах, водивших рукой провидца.
Человек видит только то, во что верит. Такой подход — типичный случай парейдолии, настойчивого желания человека видеть то, чего на самом деле нет.
7.5. Угасание
Португалия, южное побережье. 27 февраля 2004 года.
Когда Виктор вызвал меня в Португалию, всё уже было понятно, за исключением нескольких деталей. Для меня, например, оставались загадкой эпизоды с Освальдом, с Гаррисоном, со странным браком Жаклин и Онассиса. Встреча с Виктором ситуацию прояснила окончательно.
В первую очередь я понял главное — никто в Советском Союзе о деле не знал. Ничего, ни слова, ни малейшей детали. Иначе бы вели себя наши властители совсем не так. Иначе не распалась бы страна в одночасье, иначе советские лидеры заработали бы такие дивиденды, что не снились самым удачливым миллионерам.
Виктору было уже всё равно. В каждом его слове сквозила обречённость умирающего.
После отъезда Виктора я вздохнул с облегчением, хотя не без печали. С интересом открыл оставленные им записи и увидел эпиграф — пронзительную строку из старинного японского стихотворения. А может быть не японского, не уверен. В любом случае написана строка по-русски, уверенно-ровным почерком Виктора, с выгнутыми по-испански буквами и непривычным американским наклоном: «Как огни, гаснут люди. И нет ничего от людей, только пепел печали».
Глава восьмая. Frenzy
book-ads2