Часть 4 из 30 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Политическое господство Лето II также подтолкнуло иксианцев к созданию инноваций. Они разработали технологии для создания не-палат, а потом и не-кораблей, которые могли прятать людей и места от взгляда предвидения.
Однако последствия собственной смерти Лето II оказались наиболее заметным аспектом его плана. Централизация политической власти под правлением Лето II после его смерти пришла к полному краху. Коллапс вызвал Голодные времена (с тех пор как рухнула экономика, созданная Лето II), и привел к эпохе Рассеяния, – когда люди бежали из основной Империи, и оказались вне сферы влияния основных держав, а это, в свою очередь, сделало их отслеживание более трудным.
Герберт изображает приверженность Лето II Золотому Пути как личную жертву правителя. Лето отказывается от своей человеческой природы, чтобы стать наполовину песчаным червем. Это перевоплощение позволяет ему прожить достаточно долго, чтобы достичь своей цели – сохранения человеческого рода. Золотой Путь Лето II включает, по крайней мере, две нити генетических манипуляций. Он лично наблюдал за первой нитью, программой выведения людей, которая началась со спаривания его сестры Ганимы с Фарадином Коррино.
Появление гхолы Дункана Айдахо в его генетическом плане добавляет еще один уровень сложности. Гхолы обеспечивают контроль за планом, показывая Лето II с чего он начал в человеческой эволюции, а также позволяя ему интегрировать и усиливать старые черты, скрещивая гхол со своими новыми подданными. В дополнение к общему улучшению человеческих качеств, как физических, так и умственных, он стремится выделить и усилить специфические черты Атрейдесов – в особенности – элемент предвидения.
Лето II хочет использовать не само предвидение, а сопутствующую ему невидимость. Он знает, что сильный оракул делает будущее туманным: навигаторы Гильдии заметили это свойство у Пола, как позже и он сам заметил его у навигатора Эдрика. Будучи в постоянном поиске детей для своей программы выведения людей, Лето II может брать те родословные, которые наиболее трудно увидеть, и скрещивать их представителей между собой. В конечном итоге, Лето стремится создать у людей новую меметическую защиту, подобно мимикрии у животных, благодаря которой в животном мире можно ускользнуть от хищников. Лето II выбирает тот способ адаптации к своему собственному режиму, который позволит человеку вовремя спрятаться от прозорливых умов.
Существует также аспект того, что Лето II действует на все человеческое население как некая хищническая сила. Он стремится заставить людей возмущаться его тотальным командованием, принуждая их навсегда отвернуться от другого харизматического лидера, обладающего абсолютной властью. Эти две нити представляют прямой план, осуществляемый для усиления генетической окраски у субъектов, которых он контролирует и разводит, а другой – в искусственном выборе черт у всей человеческой популяции, охотясь на них, и черт тех, кто бросает вызов и противодействует его правлению.
Оба аспекта Золотого Пути Лето II решительно придерживаются консеквенциалистского подхода к этическим отношениям между Лето II и его планом в том смысле, что результат действия определяет моральную ценность. С одной стороны, Бог-Император отказывается от своих собственных интересов ради интересов расы. Эту жертву можно было рассматривать как превосходство интересов триллионов представителей человеческой расы над собственными. А также как проведение различия между отдельными людьми и целыми видами, то есть потребности человечества как вида перевешивают потребности любого человека или группы людей.
Эта точка зрения сильно напоминает утилитаризм, одну из наиболее известных форм консеквенциалистской этики. Утилитаризм, самым известным сторонником которого является Джон Стюарт Милль, утверждал, что количество удовольствия (понимаемого в широком смысле) от произведенного действия определяет его моральную ценность. Таким образом, действия, которые приводят к счастью многих людей, более ценны, чем те, которые делают счастливыми немногих.
Мало того, что количество удовольствия можно «взвесить» по количеству людей, затронутых действием, оно также может быть «взвешено» по их природе, так что простое чувственное удовольствие уступает интеллектуальному. Герберт показывает, как Лето II жертвует многими глубокими удовольствиями, чтобы человечество могло выжить как вид.
Другая сторона этического подхода Лето II является макиавеллистской. Какими бы морально отталкивающими ни были действия, необходимые для достижения цели, цель всегда оправдывает средства. Лето II считает, что конечная цель его великой евгенической программы настолько важна, что любые средства для ее достижения морально оправданы. В то время как собственные сомнения Лето II проявляются относительно редко, наследники его Вселенной постоянно подвергают сомнению его решения и мотивы.
Сиона, после смерти Лето II, утверждает, что, несмотря на конечный результат Золотого Пути, который Лето открыл ей в пустыне, он не имел права действовать так жестоко и тиранически, как он это делал. Позже Бене Гессерит, считающие себя наследниками Золотого Пути, также подвергают сомнению этическую целесообразность его действий, несмотря на их собственную привычку действовать из исключительно практической целесообразности.
В конце оригинальных романов, Золотой Путь, похоже, находится в опасности: в «Еретиках Дюны» Майлз Тег, верховный башар Бене Гессерит, становится способным видеть корабль-невидимку, оставляя открытыми предположения о том, кто или что еще может это сделать. Беглецов из Капитула в «Капитуле Дюны» преследуют неизвестные нападавшие, описанные только как пожилая пара, Дэниэл и Марти, которые периодически могут обнаружить корабль-невидимку, там, где они прячутся.
При описании создателя Золотого Пути, Лето II, и его наследия, Фрэнк Герберт дает смешанную картину: конечно, самое важное – обеспечить выживание человеческой расы; однако, возможно, не все средства оправданы для достижения этой цели. В более поздних романах можно также увидеть критику евгенического плана Лето II аналогичную той, которую мы видим от Бене Гессерит – это несовершенное знание, даже у Лето II. Оно значит, что лучшие намерения все еще могут привести к катастрофе. Однако можно утверждать, что даже если Лето II не обеспечил вечное выживание человеческой расы, он, в попытках сделать это, расширил траекторию развития рода, цель, которую Герберт представляет, как prima facie (с первого взгляда) похвальную.
Лето II является примером предельной последовательности в моральном мышлении. Не просто жизнь одного человека или миллиарда людей, а само существование человеческого рода. Герберт ставит ультимативный вопрос: достаточно ли самого существования людей, чтобы оправдать какие-либо средства? Лето II совершает зверства в галактическом масштабе, и все это во имя создания человеческого населения, которое будет вечно презирать деспотическое правление, обеспечивая дальнейшее выживание рода.
Фрэнк Герберт мог бы привести нам пример абсолютного превосходства консеквенциалист-ской точки зрения, или, хотя бы, показать ее пределы. Тот факт, что он изображает таких персонажей, как Сиона, которые считают, что даже цель выживания видов для людей не может оправдать некоторые действия, подразумевает, что у него есть сомнения в целостности консеквенциалистской этики.
Природа ниспровергнута: Бене Тейлаксу
Бене Тлейлаксу, также называемые Тлейлакс, составляют маргинальное общество во Вселенной Дюны. Первые романы изображают их как малоизвестных существ с религиозным подтекстом и указывают на то, что они изоляционисты. Однако читатели знают, что Тлейлаксу торгуют продуктами человеческой генетики и известны в «Дюне» тем, что создают Порочных ментатов.
В «Мессии Дюны» им также приписывают торговлю глазами для замены металла и первого гхолу Дункана Айдахо, Хейта. В «Боге-Императоре Дюны» они вовлекают Лето II в течение всего его правления, снабжая его гхолу графа Дункана Айдахо и одновременно замышляя заговор против него. Мы особо не узнаем Тлейлаксу до событий в «Еретиках Дюны», где показано, что Еретики являются генетическими гениями, которые живут в теологии, основанной на заслугах и слабо основанной на религии дзенсунитов.
Мастера Бене Тлейлаксу верят, что они готовы к восхождению и что, создав Вселенную, в которой будет уничтожена остальная человеческая сущность, они будут единственными, кто ее унаследует. В этот момент они все еще маргиналы и изоляционисты, но их власть сравнима с Главным Домом в Империи. Мастера контролируют несколько систем, но утверждают, что планета Тлейлакс является их родным миром, запрещая большинству чужаков (которых они называют «повиндах») ступать туда. Тлейлаксу имеют дело с морально сомнительными, но чрезвычайно желательными биологическими продуктами, такими как гхолы и Порочные ментаты. В конечном счете, Тлейлаксу разрабатывают технологию производства Пряности в аксолотль-чанах, нарушая монополию на Пряность. Они вызывают всеобщее недоверие и глубокую неприязнь у остальной Империи, но все еще остаются влиятельными.
В «Еретиках Дюны» Герберт показывает, что Тлейлаксу умышленно культивируют всеобщую неприязнь и отвращение. Их общество разделено на Мастеров и их слуг – Лицеделов. Мастера являются лидерами и истинным ядром Бене Тлей-лаксу. Только они посвящены в тайный язык своей веры – исламият. Они думают о своей миссии как о религиозной, где возвышение предсказано их пророком. Генетический код – это мистическая вещь, которую они называют «языком Бога». Таким образом, только Мастера имеют доступ к генетическому опыту, что культивировался и развивался на протяжении веков. После пробуждения гхолы Хейта в «Мессии Дюны», они узнают, что у них есть способность с легкостью восстанавливать свою генетическую память, которая позволяет им жить, казалось бы, вечно, используя аксолотль-чаны для создания собственных гхол.
«Еретики Дюны» ясно дают понять, что их генетические планы не являются естественными программами размножения. Их план – созданное генетически бессмертие и превосходство. Бессмертие Мастеров обеспечивается созданием их собственных гхол в аксолотль-чаны. Превосходство Мастеров достигается созданием Лицеделов – их подчиненных, меняющих формы, имитируя внешний вид любого человека и поглощая воспоминания. В целом Мастера Тлейлаксу управляют своими творениями, имплантируя в них контроль на генетическом уровне. Таким образом, Лицеделы предназначены для того, чтобы служить Мастерам.
Этическая позиция, изображенная в генетических конструкциях Тлейлаксу, может быть лучше всего описана как близорукая. Мастера видят лишь одну из возможных целей своих генетических поисков: собственное продвижение через выращивание гхол и создание Лицеделов.
Нравы и обычаи господствующей Империи считаются нерелигиозными. Женщины порабощены превращением в аксолотль-чаны, их никогда не видели и не слышали за пределами Тлейлакса. Абсолютная уверенность в правильности своей религии искажает их взгляды на Вселенную. Таким образом, они никогда не подвергают сомнению этические последствия своих генетических манипуляций.
Результат близорукости Тлейлаксу оказывается катастрофическим: в «Еретиках Дюны» мастер Вафф пытается управлять своей идеально сымитированной копией, Лицеделом Верховного Жреца Туэка с помощью напевающего языка, но терпит неудачу из-за полного перевоплощения Лицедела в новую форму. Новые Лицеделы слишком хороши в своей мимике. Поглощая все воспоминания о человеке, которого заменяют, они фактически становятся этим человеком. Создание Тлейлаксу огромного населения Лицеделов и порабощение женского населения приводят их к гибели.
Сиквелы «Охотники Дюны» и «Песчаные черви Дюны» показывают, что Лицеделы в своем коллективном сознании держат план свержения Тлейлаксу. Они также планируют свергнуть своих компьютерных мастеров, которые изобрели технологию новых Лицеделов.
В «Капитуле Дюны» Досточтимые Матроны почти уничтожили Бене Тлейлаксу. Сиквелы показывают, что Досточтимые Матроны являются потомками женщин Тлейлаксу, которые восстали против их угнетающего общества. В обоих случаях Бене Тлейлаксу создают монстров, которых они не могут контролировать, независимо от намерений. В конечном итоге, они приходят к своему собственному разрушению через генетические конструкции. Единственный, кто выживает, – это Сайтейл, который, по иронии судьбы, является гхолой настоящего Сайтейла из «Мессии Дюны». Сайтейл тоже начинал как Лицедел, после стал Мастером, и в конечном итоге – единственным Мастером. Разрушение и ирония, которые настигают Тлейлаксу, являются результатом их мономаниакальной и замкнутой повестки дня.
В то время как Герберт развивает и исследует некоторые идеи с Бене Тлейлаксу, такие как пересечение религии и политики, природа культуры «аутсайдеров» и этические последствия изменения местных форм воспроизводства, главным аспектом евгенической программы Бене Тлейлаксу является доминирование. Они не просто вмешиваются в процесс размножения, как мы видим в случае с Бене Гессерит, а создают совершенно искусственный метод создания человеческих существ. Аксолотль-чан является логическим завершением экстракорпорального оплодотворения, а практика воссоздания самих себя путем создания гхолы гораздо более точная, чем рождение биологических детей.
Создавая этот элемент Вселенной Дюны, Герберт бросает нам вызов касательно изучения нравов: почему с моральной точки зрения было бы предпочтительнее иметь ребенка, а не создавать точную копию и мысленное продолжение самого себя? Этическая система Тлейлаксу – это фанатизм, создающий комбинацию деонтологии, где есть моральные аксиомы, основанные на долге (в данном случае заповеди религии Тлейлаксу), и консеквенциализма, в котором цели, установленные религией, имеют первостепенное значение, и стремление к конечной цели, в данном случае господство и галактическое правление мастеров Бене Тлейлаксу, оправдывает любой поступок. И Герберт создает поразительно отвратительные зверства.
Единственная ошибка
Примеры евгенических программ Фрэнка Герберта в «Дюне» демонстрируют сложную этическую позицию. Они не только показывают, что генетическое планирование и инженерия человека потенциально опасны, но также и то, что они могут быть полезны и даже необходимы для выживания вида. Возможно, самый важный вклад Герберта в этическое обсуждение евгеники – это присущие опасности принятия абсолютов: Бене Гессерит терпят неудачу, потому что они искали одного человека в своей схеме размножения; Лето II стремится к единому результату выживания рода, а Бене Тлейлаксу следуют единой религиозной и этической повестке дня. Как говорится в «Детях Дюны»: Опаснейшим из творений есть жесткий моральный кодекс.
Если это точка зрения самого Герберта, мы могли бы прислушаться к нашей прикладной этике: чем жестче кодекс, тем опаснее его применение. Герберт показывает нам человека всевластного и всемогущего, способного видеть будущее (Лето II), который с кажущейся похвальной целью сохранить человечество как вид применяет евгенику и в конечном итоге терпит крах.
Драматическое использование Гербертом евгеники в саге о Дюне, по крайней мере, должно заставить нас почувствовать облегчение от того, что никому из жителей Земли еще не пришлось принимать такого решения. Даже Золотой Путь – это потенциально ошибочный и нам следует ступать по нему как можно осторожнее.
Соавтор:
Стефани Семлер
Зыбучий песок, зыбкий баланс
ПОДАРОК Лето II?
ВОЗМОЖНЫЙ АВТОР: МЕНТАТ ЛУИ МЕЛАНСОН ДАТА: 13700 ПГ
Одной из ключевых тем в «Дюне» и ее сиквелах выступает потребность человеческой расы в борьбе и конфликтах. Только пройдя через них, раса способна расти и развиваться. Муад'Диб видел, как человеческая раса пришла к застою и как галактический джихад, который начнется с того, что фримены с помощью джихада возродят Арракис, приведет к смешению генофондов и немного продвинет человеческую расу вперед.
Лето II также видел это – истинную цель Золотого пути. Это не мирная Империя, которую он создал и наблюдал в течение тысяч лет, а огромный «взрыв» человечества, так называемое Рассеяние, которое произойдет после его смерти. Тогда люди начнут искать новые места для жизни во Вселенной и новые формы, которые потребуются им для населения новых домов.
Конфликты и раздоры могут проявляться во многих формах – голод, болезни, внезапное исчезновение системы государственного управления и война. Все эти факторы играют определенную роль в «Дюне» и служат способами борьбы для продвижения человеческой расы. Но самую большую роль здесь, пожалуй, играет война.
Беглого взгляда на страницы, отведенные для описания битв и сражений, достаточно, чтобы понять: им в «Хрониках Дюны» отводится совсем немного места. Но не присутствие огромного количества батальных сцен свидетельствует о важности военных событий. Напротив, практически отсутствующее описание боевых действий и подробное описание их последствий, по-настоящему отражают роль войны в серии книг о Дюне.
Война влечет за собой нечто большее, чем просто гибель людей. Она создает отношения между ведущим войну обществом, вооруженными силами и правительством, которое этим обществом руководит. Каждая сторона играет здесь свою роль, и, поскольку конфликт усугубляется, баланс этих сил должен постоянно меняться и корректироваться. Это неизбежно, так как прямо или косвенно и общество, и правительство работают в конечном итоге на достижение политических целей, ради которых ведется война.
Существуют различные типы войн, но природа отношений остается неизменной. «Дюна» – отличный пример того, как даже при различных типах конфликтов можно поддерживать баланс между элементами войны.
«Дюна» наглядно демонстрирует нам губительную опасность непредвиденных последствий войны любого типа, когда действия сторон недостаточно продуманны, а баланс сил не соблюдается. Это применимо и к современному миру, где военная сила рассматривается как инструмент в достижении политических целей.
Создание Гхолы Клаузевица
Фрэнк Герберт не убедил меня, что его мысль о войне как человеческой потребности верна. Подобное мышление может привести к явному искушению милитаризмом, а милитаризм может быть очень опасным для общества. Однако война оказала большое влияние как на ход истории, так и на общества, которые мы, люди, создали.
В мировой истории было несколько известных личностей, которые писали о войне в аналитическом свете. Теоретики войны – Сунь-Цзы, Жомини, Мэхэн, Т. Э. Лоуренс и Лидделл-Гарт – лишь некоторые примеры. Но если говорить о праотце всех стратегов, если хотите, о ментате теории войны, то мы должны обратиться к Карлу фон Клаузевицу и его исследованию войны как составляющей человеческого опыта.
Это не единственная тема в трудах Клаузевица, на которую многие обращают внимание, однако она является основополагающей идеей, ведущей к остальным положениям. Заключается она в том, что война представляет собой социальную деятельность – не в смысле коктейльной вечеринки, если только на ваших коктейльных вечеринках не используются реальные мины, – а ту деятельность, в которой участвуют общества.
Не существует более социальной деятельности, чем политика. Формирование системы управления, независимо от того, какой может быть ее форма: представительная демократия в большей части современного западного мира или кастовая олигархия во Вселенной Дюны.
Теперь, если мы сопоставим ход наших мыслей с наиболее известной идеей Клаузевица о том, что «война – лишь еще одна форма политического дискурса и метод достижения политической цели», то сможем сказать, что война – это социальная деятельность, осуществляемая обществами в попытке достичь определенной цели. Присутствие (или отсутствие) коктейльных вечеринок в рамках данной войны будет варьироваться.
Троица Клаузевица
book-ads2