Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 2 из 27 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Я уверен: среди тех, кто будет читать эту книгу, не найдется ни одной девочки и ни одного мальчика, которые не любили бы сказок. Вы охотно слушаете их, читаете, смотрите на кино- и телевизионных экранах. Сочувствуете сказочным героям, переживаете их победы и поражения, успехи и неудачи. И наверное, познакомившись с той или иной сказкой, отчетливо понимаете, чему она учит, какую правду несет людям. Вспомним хотя бы хорошо всем известную «Сказку о Попе и о работнике его Балде». Смысл этой сказки с предельной ясностью запечатлен в ее последней строке: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной…» Она разоблачает скупость и жадность, как и не менее знаменитая «Сказка о рыбаке и рыбке». Впрочем, есть в этих сказках и многое другое. Вспомните, как пушкинский Балда ловко и остроумно выполнял, казалось бы, невыполнимые поручения попа. В этом образе нашла свое выражение народная мудрость, находчивость, умение отыскать выход из самых сложных положений. А в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин показал, к чему ведут человека непомерные запросы, стремление получить больше, чем он того заслуживает. Не случайно заключительная сцена этой сказки сделалась чем-то вроде пословицы. Когда хотят сказать, что кто-то заслуженно потерпел поражение, пришел к неизбежному краху, нередко говорят, что этот человек оказался у «разбитого корыта». А народные сказки… В них тоже прославляются ум, честность, мужество, доблесть, стойкость, справедливость, доброта, находчивость, смекалка, верность в дружбе, стремление служить людям и другие лучшие человеческие качества. Высмеиваются тупость, жадность, лень, обжорство, зазнайство, осуждаются обман, трусость, злоба, предательство, вероломство… Потому-то и сказал поэт: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…» Есть одна поучительная ирландская легенда. Об искуснейшем и умнейшем человеке, жившем в древней Ирландии, — строителе Гобе. Однажды его пригласил к себе французский король — он хотел, чтобы знаменитый Гоб выстроил для него небывалый дворец. Собравшись в дорогу, Гоб рано утром отправился в неблизкий путь пешком, взяв с собой своего маленького сына. Дело было летом, изнурительно палило солнце, и к полудню путешественники почувствовали сильную усталость. Особенно мальчик, который впервые в жизни совершал столь дальний путь. Как раз в это время отец с сыном подошли к подножью высокой горы. — Сын мой, — обратился к мальчику Гоб, — я устал, перенеси своего старого отца через эту гору. — Что ты, отец? — удивился малыш. — Разве я смогу? Ты же сам знаешь, что это невозможно. — Хорошо, — сказал Гоб. — В таком случае, возвратимся домой. И они возвратились. На другое утро отец с сыном вновь тронулись в путь. И точно так же, как и накануне, достигли около полудня подножия высокой горы. И вновь Гоб сказал: — О, сын мой, перенеси меня через эту гору. — Что ты, отец, — с трудом переводя дыхание, отвечал мальчик. — Я совсем выбился из сил. Мне и самому-то не взобраться… — Ну что ж, — сказал Гоб, — повернем обратно. И они вновь вернулись домой… Вечером, когда Гоб лёг спать, мать спросила сына: — В чем дело? Почему вы дважды возвратились назад? Мальчик рассказал, как все было. — Не могу понять, что случилось с отцом, — закончил он. — Разве выполнимо то, о чем он меня просит? Разве могу я — маленький и слабый — перенести его через высокую гору? — Послушай меня, — сказала мать, — завтра отец снова возьмет тебя с собой. И опять попросит перенести его через гору. И когда он это сделает, ты начни рассказывать ему одну из тех прекрасных сказок, которые я рассказывала тебе по вечерам… Рассказывай сказку и продолжай идти вперед… Утром Гоб в третий раз отправился в дальний путь, взяв с собой маленького сына. И вновь они приблизились к подножью горы, и отец обратился к мальчику все с той же просьбой. Однако на этот раз малыш ничего не ответил Гобу, а, продолжая идти, начал рассказывать одну из чудесных сказок, услышанных от матери… И когда он произнес последнее слово, и остановился, и оглянулся, то увидел, что высокая гора, преграждавшая им путь, осталась позади. — О, мой мальчик! — воскликнул Гоб. — Сегодня ты перенес нас обоих через гору… Сказки — чудесные произведения искусства. Они помогают человеку жить, преодолевать трудности, одерживать победы над собой, одолевать врагов. Но нас с вами будет сейчас интересовать не столько эта, безусловно, весьма поучительная сторона сказок, сколько те невероятные события, которые в них происходят. «Сказки — это творение всего народа, мыслящего едино, — пишет известный советский писатель Расул Гамзатов. — Творение земледельца и мельника, каменщика и золотых дел мастера, гончара и лесника. Сказки созданы и верой, и мечтой, и мудростью, и подвигом, и печалью, и радостью. В них отражена история народа. В дворцах не слагали сказок, живущим там они были не нужны»1. Сказка родилась в народе. Зайдите в библиотеку. Подойдите к полке, где собраны книги сказок. Взгляните на обложки. Вы увидите сказки русские, украинские, башкирские, абхазские, арабские, шведские, ирландские… Нет такой страны, которая не имела бы своих сказок, такого народа, который бы их не складывал. Но почему? Зачем понадобились человеку сказки? А видимо, зачем-то они понадобились, если люди, жившие далеко друг от друга, в разных концах земли, в различные времена, не сговариваясь, стали их сочинять. Вот хотя бы наша страна. Ее населяет множество народностей. И вы должны знать, что до Великой Октябрьской революции, в царское время, эти мелкие народности были угнетены и бесправны. Как, впрочем, и весь трудовой народ в целом. Его угнетали царь, князья, помещики, а затем и капиталисты. Особенно тяжкой была доля крепостного крестьянина, которого можно было нещадно эксплуатировать, заставлять день и ночь работать ни за грош, продавать, словно вещь, сечь плетьми и даже безнаказанно убить. Ненамного лучше жилось и рабочему люду. Угнетенные не желали мириться со своим положением. Время от времени они поднимались против своих угнетателей — вспомните о Степане Разине, Иване Болотникове, Емельяне Пугачеве, — но сил для того, чтобы одержать верх в этой борьбе, еще не было. До поры до времени оставалось только мечтать. И эту свою мечту о лучшем будущем и справедливости, о счастливой и свободной жизни народ вложил в сказки. Сказки высмеивали царей и бояр, купцов и помещиков. Сказочные герои — люди из народа — побеждали своих могущественных врагов, смело вступали в борьбу со злом и несправедливостью и добивались успеха. Но были и другие сказки… С первых дней своего существования человек зависел от окружающей природы. Она несла ему жизнь — давала воду и пищу. Но и в то же время угрожала его существованию. Дикие звери и ядовитые змеи, бури и ураганы, извержения вулканов и землетрясения — множество опасностей подстерегали человека на каждом шагу. И если от диких зверей его защищал огонь костра, если он мог успешно сразиться с ними с помощью топора, копья, лука и стрел, то от разбушевавшихся стихий у него не было защиты. Долгое время человек был слаб и ничего не мог противопоставить могучим силам природы. И вообще возможности его были весьма ограниченны. Мог он рассчитывать только на силу своих рук, быстроту своих ног, остроту своего зрения, силу своих мускулов. Но человек мечтал. Мечтал о том, чтобы стать сильнее, быстрее, зорче, могущественнее, научиться управлять грозными стихиями. И эти мечты народ тоже отразил в сказках. Вот давайте и попытаемся вспомнить некоторые сказки и волшебные события, которые в них происходят. И разобраться в том, как все эти чудеса связаны с жизнью людей, складывавших сказки, какие нужды и мечты наших предков в них отражены. КОВЕР-САМОЛЕТ Наше знакомство с волшебными предметами, которые встречаются в сказках, мы начнем с ковра-самолета. Вот одна из таких сказок, где ковер-самолет играет очень важную роль… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь. И была у него дочь — и хороша собой, и умна и добра, одним словом, лучше и краше в целом свете не сыщешь. Позвал ее однажды к себе отец и говорит: — Пришло твое время, Марьюшка, пора тебе замуж выходить. Есть у меня на примете женихи — тут несколько принцев к тебе сватаются. — Рановато мне, батюшка, думать о замужестве, — отвечает царевна. — Но уж если такова ваша воля, то хочу я, чтобы мой будущий муж был не глупее меня. Все равно, кто это будет: принц ли, воин или крестьянский сын, только хочу, чтобы был он умным человеком. Стану загадывать каждому жениху три загадки, кто их отгадает, за того и выйду. Согласился царь. Объявили об этом по всем городам и селам, и стали стекаться во дворец женихи не только из своего царства, но и из других земель, потому что молва о красавице царевне распространилась чуть не по всему белу свету. Но только никому не удавалось отгадать загадки. Не то что три, но даже одну. И уезжали женихи восвояси несолоно хлебавши. А невдалеке от того города жил Иванушка — крестьянский сын. Услышал он про царевну и загадки и тоже решил попытать счастья. — Куда тебе? — увещевали его отец с матерью. — Вон ведь какие женихи старались: принцы да князья — и все зря… Не послушал их Иванушка, отправился в путь. Добрался до города, пришел во дворец и отгадал все загадки. Делать нечего, пришлось царю дочь за Иванушку замуж выдавать. А царевна и рада. — Мой Иванушка, — говорит, — всех на свете умнее, ему я и буду верной супругой. Сыграли свадьбу. Стал Иванушка жить с молодой женой во дворце. Счастливо жили, да недолгим было их счастье. Однажды ночью вдруг завыл, засвистел за стеной ветер, распахнулись окна, ворвался в комнату могучий вихрь, подхватил царевну, закружил и унес неведомо куда. Не успел Иванушка опомниться — нет любимой Марьюшки. Узнал об этом царь, опечалился, говорит Ивану: — Погубил ты мою дочь. Не выдал бы я ее за тебя, ничего бы этого не случилось. А Иванушка в ответ: — Сам погибну, а царевну отыщу… Собрал он в котомку еды на дорогу и отправился куда глаза глядят. Шел долго, так что счет дням потерял. Видит: путь ему преградил дремучий лес. Да такой густой, что ни пройти, ни проехать. И тянется во все стороны до самого горизонта. Попробовал Иванушка пробиться сквозь чащу, да куда там! Вышел он на опушку, присел на пенек, пригорюнился, не знает, что дальше делать, куда податься. Вдруг смотрит: сидит на соседнем пеньке старичок — маленький, сухонький, в чем только жизнь держится… Повернул старичок голову к Иванушке и говорит: — Помоги старому человеку, добрый молодец. Вот уже третий день, как у меня во рту и маковой росинки не было. Заглянул Иван в свою котомку, а она совсем пустая. Один последний кусок хлеба только и остался. Вытащил его Иванушка, протянул старичку. — Спасибо тебе, Иванушка, — поблагодарил старичок. — А теперь скажи, куда путь держишь? Рассказал ему молодец про свою беду. Старичок и говорит: — Унес твою царевну злой волшебник. За этим лесом стоит высокая скала, а на той скале — замок неприступный. Там и держит волшебник твою красавицу в плену. Сам хочет на ней жениться. Заплакал Иванушка: — Не видать мне больше моей любимой. Как смогу я добраться до того замка? Да и разве одолеть мне злого волшебника?
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!